Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Коррекция нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста

Коррекция нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста 8 года 1 мес. тому назад #1559

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определена экономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, поскольку они приводят не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усиливают негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают нарушения в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения – в сторону развития или деградации.
Дошкольное детство – важный этап становления личности. Именно в эти годы закладываются основы поведения, моральные представления, привычки, фундамент будущей личности. Возникновение конфликтных ситуаций в процессе общения детей друг с другом приводит к тому, что ребенок, неадекватно реагирующий на данную ситуации, часто оказывается в изоляции от коллектива, что препятствует полноценному развитию его личности.
Умение налаживать контакты со сверстниками, совместно с ними разрешать конфликты, справляться с трудностями в обучении - важный показатель развития личности ребенка. В этом плане представляется важным создание для детей с трудностями в поведении благоприятных условий для социализации, которые способствовали бы формированию у них позитивных установок в общении.
Своевременное выявление детей, обнаруживающих признаки поведенческих нарушений, необходимо в целях предупреждения неблагоприятного варианта развития и для организации необходимой психолого-педагогической помощи с целью преодоления и предупреждения асоциальных тенденций в поведении детей.
Именно поэтому исследование нарушений поведения детей, разработка способов их коррекции и профилактики являются одними из наиболее актуальных задач современной педагогики. Актуальность обозначенной тематики объясняется и запросами психодиагностики, так как наблюдается недостаток методов диагностики нарушений поведения в дошкольном возрасте.
Важность воспитания у детей произвольного поведения подчеркивали педагоги-классики – П.П.Блонский, Л.С.Выготский, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий. Не теряет своей ценности опыт воспитания и перевоспитания детей и подростков, описанный А.С.Макаренко. Следует заметить, что А.С.Макаренко не только описал, но и обобщил свой опыт, дав его теоретическое обоснование.
В работах Л.С. Выготского формирование личности ребёнка представляется как результат социального развития, общения со средой и близкими людьми. Рассмотрение ситуаций развития, деятельности ребенка, по мнению Л.С. Выготского, способствует лучшему пониманию трудностей в поведении детей. В связи с этим, диагностику и коррекцию нарушений в поведении у дошкольников он рекомендует проводить с учетом опосредованной социальной ситуацией развития – взаимоотношениями ребенка со сверстниками в процессе типичных для дошкольного возраста видов деятельности.
Исследования в области разработки коррекционно-профилактических программ и методов воспитания, несмотря на ее высокую научную и практическую значимость, немногочисленны и представляют в основном обзор зарубежных исследований (С.Н. Ениколопов, Н.Д. Левитов, Т.Г.Румянцева, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов.).
В ряде клинических исследований представлены подходы в психотерапии поведенческих нарушений у дошкольников, страдающих нервно-психическими заболеваниями (А.М.Власова, В.И.Гарбузов, А.И.Захаров, Д.Н.Исаев). Однако в методиках подобного рода воздействия направлены преимущественно на симптомы, без учета особенностей эмоциональных нарушений, индивидуально-психологических и возрастных особенностей детей (А.Н.Гайдапак, Ю.В.Егошкин, А.В.Запорожец, Т.Н.Рахманина, А.А.Рояк, Н.А.Татенко, М.И.Чистякова).
Наиболее глубоко психолого-педагогическая сущность коррекционной деятельности и ее профилактическая направленность проявляется в работах А.Д.Гонеева, Г.Ф.Кумариной, И.А.Невского, Р.В.Овчаровой, Г.М.Потанина (90-е годы прошлого столетия).
Профессиональный интерес педагогов и психологов к различным видам и уровням изменений личности ребёнка весьма устойчив и в настоящее время. Проблеме отклоняющегося поведения посвящены работы Антонян Ю.М., Беличевой С.А., Дубровиной И.В., Исаева Д.Д., Кона И.С., Миньковского Г.М., Невского И.А., К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И.
Общепризнанным в настоящее время является первостепенное значение эмоционального благополучия для социально-личностного становления ребёнка. Формирование мотивов и потребностей, волевой регуляции поведения, самооценки, мировосприятия является естественным продолжением раннего аффективного развития ребенка. В то же время пластичность высшей нервной деятельности, незавершенность становления устойчивой структуры личности, податливость дошкольника по отношению к воспитательным воздействиям служат надежным гарантом эффективности своевременной коррекционной работы.
Цель исследования: определить направления коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения поведения.
В соответствии со сформулированной целью исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста на основе анализа психолого-педагогической литературы.
2. Определить специфику проведения экспериментального исследования с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Выявить нарушения поведения в группе детей старшего дошкольного возраста.
4. Обозначить психолого-педагогические методы коррекции определённых видов нарушения поведения.
5. Проверить опытно-экспериментальным путём эффективность использования программы коррекции нарушений поведения в старшем дошкольном возрасте.
Объект исследования: нарушения поведения старших дошкольников.
Предмет исследования: психолого-педагогические методы коррекции поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: комплекс определённых психолого-педагогических воздействий позволяет успешно корректировать поведение детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Наблюдение за поведением старших дошкольников.
3. Классификация, систематизация и обобщение полученной информации
4. Проведение констатирующего эксперимента, предусматривающего выявление нарушений поведения.
5. Проведение формирующего эксперимента, направленного на коррекцию поведения старших дошкольников.
Исследование проводилось на протяжении учебного года в г. Евпатории АР Крым.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух разделов, выводов, списка использованных источников (71) и приложений (). Общий объем работы – страниц.
РАЗДЕЛ I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Сущность понятия «поведение»
Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Термин «поведение» применим как к отдельным индивидам, так и к их совокупностям (например, поведение социальной группы).
Предпосылки изучения сущности поведения были заложены еще античными философами, которые стремились обозначить обусловленность активности (поведения) человека и животных. Так, например, Демокрит связывал активность живых существ с удовлетворением потребностей и называет потребность основной движущей силой развития человеческого общества. Важнейшей потребностью он считал «хорошее расположение духа». «Жить дурно, неразумно, невоздержанно и нечестиво - значит не плохо жить, а медленно умирать» [33, с.109-110].
У Платона потребности, влечения и страсти образуют «вожделеющую», или «низшую», душу, которая подобна стаду и требует руководства со стороны «разумной и благородной души» [33,с. 188]. Аристотель объясняет механизмы поведения человека в трактате «О душе»: «душа есть как бы начало живых существ», «душа есть то, чем мы прежде всего живем, ощущаем и мыслим...»[7, с.22].
Душа, по словам Аристотеля – это осуществление целенаправленного процесса, обусловленность через цель. Стремления живого существа всегда связаны с целью, в которой в форме образа или мысли представлен объект, имеющий для организма полезное или вредное значение. Следовательно, любое волевое движение и эмоциональное состояние, определяющие активность человека, имеют природные основания 7, с.151.
Античные философы являются основоположниками изучения сущности поведения человека. Поведение человека, рассматривается ими, как детерминированное, прямо или опосредствовано. На него могут влиять: внутренние потребности, среда обитания, условия жизни и т.д.
Научные исследования поведения начались в конце 19 века, в связи с систематизацией знаний и оформлением таких наук как социология, психология, физиология. Первоначально объектом этих исследованием было поведение животных, а в нём основной интерес вызывал механизм взаимодействия биологического индивида и окружающей среды. Этот механизм объясняли на основе классической рефлекторной теории, согласно которой поведение представляет собой совокупность рефлексов, а каждый конкретный акт поведения рассматривается как реакция организма на внешний стимул. Такой подход позволил выявить физиологические основы поведения и принципы его нервно-мозговой регуляции.
Большое значение для становления нового направления в изучении поведения стало открытие И.М. Сеченовым в 1863 году схемы рефлекторной реакции как автоматического перехода возбуждения сенсорного нерва на двигательный посредством центров спинного мозга. И если до этого открытия реакция считалась предопределенной строением нервной системы и провоцирующей элементарные мышечные движения в ответ на физическое раздражение, то для Сеченова же рефлекс – это не конкретный нейромеханизм, а общий объяснительный принцип. Поведение человека, согласно И.М. Сеченову, зависит от выработанных обществом и различными группами норм, ценностей и установок [56]. Взгляды и открытия И.М. Сеченова были значительно обогащены и расширены И.П. Павловым, А.А. Ухтомским.
На основе биологического детерминизма сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И.П.Павлов считал поведение. Именно социально - государственные условия рассматриваются И.П. Павловым как, главные, определяющие детерминанты формирования личности. Бихевиоризм противопоставил поведение сознанию, полагая, что предметом психологии является поведение, которое было сведено лишь к совокупности двигательных реакций на внешние стимулы. В дальнейшем сторонники бихевиоризма внесли в эту схему коррективы. В советской психологии поведение человека трактовалась как деятельность, имеющая природные предпосылки, но в своей основе социально обусловленная, опосредствованная языком и другими знаково-смысловыми системами, типичной формой, которой является труд, а атрибутом – общение [44].

Продолжение работы в архиве!

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.140 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: