Добро пожаловать,
Гость
|
|
Коррекция нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста
Коррекция нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста 8 года 10 мес. тому назад #1559
|
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определена экономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, поскольку они приводят не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усиливают негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают нарушения в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения – в сторону развития или деградации. Дошкольное детство – важный этап становления личности. Именно в эти годы закладываются основы поведения, моральные представления, привычки, фундамент будущей личности. Возникновение конфликтных ситуаций в процессе общения детей друг с другом приводит к тому, что ребенок, неадекватно реагирующий на данную ситуации, часто оказывается в изоляции от коллектива, что препятствует полноценному развитию его личности. Умение налаживать контакты со сверстниками, совместно с ними разрешать конфликты, справляться с трудностями в обучении - важный показатель развития личности ребенка. В этом плане представляется важным создание для детей с трудностями в поведении благоприятных условий для социализации, которые способствовали бы формированию у них позитивных установок в общении. Своевременное выявление детей, обнаруживающих признаки поведенческих нарушений, необходимо в целях предупреждения неблагоприятного варианта развития и для организации необходимой психолого-педагогической помощи с целью преодоления и предупреждения асоциальных тенденций в поведении детей. Именно поэтому исследование нарушений поведения детей, разработка способов их коррекции и профилактики являются одними из наиболее актуальных задач современной педагогики. Актуальность обозначенной тематики объясняется и запросами психодиагностики, так как наблюдается недостаток методов диагностики нарушений поведения в дошкольном возрасте. Важность воспитания у детей произвольного поведения подчеркивали педагоги-классики – П.П.Блонский, Л.С.Выготский, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий. Не теряет своей ценности опыт воспитания и перевоспитания детей и подростков, описанный А.С.Макаренко. Следует заметить, что А.С.Макаренко не только описал, но и обобщил свой опыт, дав его теоретическое обоснование. В работах Л.С. Выготского формирование личности ребёнка представляется как результат социального развития, общения со средой и близкими людьми. Рассмотрение ситуаций развития, деятельности ребенка, по мнению Л.С. Выготского, способствует лучшему пониманию трудностей в поведении детей. В связи с этим, диагностику и коррекцию нарушений в поведении у дошкольников он рекомендует проводить с учетом опосредованной социальной ситуацией развития – взаимоотношениями ребенка со сверстниками в процессе типичных для дошкольного возраста видов деятельности. Исследования в области разработки коррекционно-профилактических программ и методов воспитания, несмотря на ее высокую научную и практическую значимость, немногочисленны и представляют в основном обзор зарубежных исследований (С.Н. Ениколопов, Н.Д. Левитов, Т.Г.Румянцева, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов.). В ряде клинических исследований представлены подходы в психотерапии поведенческих нарушений у дошкольников, страдающих нервно-психическими заболеваниями (А.М.Власова, В.И.Гарбузов, А.И.Захаров, Д.Н.Исаев). Однако в методиках подобного рода воздействия направлены преимущественно на симптомы, без учета особенностей эмоциональных нарушений, индивидуально-психологических и возрастных особенностей детей (А.Н.Гайдапак, Ю.В.Егошкин, А.В.Запорожец, Т.Н.Рахманина, А.А.Рояк, Н.А.Татенко, М.И.Чистякова). Наиболее глубоко психолого-педагогическая сущность коррекционной деятельности и ее профилактическая направленность проявляется в работах А.Д.Гонеева, Г.Ф.Кумариной, И.А.Невского, Р.В.Овчаровой, Г.М.Потанина (90-е годы прошлого столетия). Профессиональный интерес педагогов и психологов к различным видам и уровням изменений личности ребёнка весьма устойчив и в настоящее время. Проблеме отклоняющегося поведения посвящены работы Антонян Ю.М., Беличевой С.А., Дубровиной И.В., Исаева Д.Д., Кона И.С., Миньковского Г.М., Невского И.А., К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И. Общепризнанным в настоящее время является первостепенное значение эмоционального благополучия для социально-личностного становления ребёнка. Формирование мотивов и потребностей, волевой регуляции поведения, самооценки, мировосприятия является естественным продолжением раннего аффективного развития ребенка. В то же время пластичность высшей нервной деятельности, незавершенность становления устойчивой структуры личности, податливость дошкольника по отношению к воспитательным воздействиям служат надежным гарантом эффективности своевременной коррекционной работы. Цель исследования: определить направления коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения поведения. В соответствии со сформулированной целью исследования были определены следующие задачи: 1. Рассмотреть теоретические основы нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста на основе анализа психолого-педагогической литературы. 2. Определить специфику проведения экспериментального исследования с детьми старшего дошкольного возраста. 3. Выявить нарушения поведения в группе детей старшего дошкольного возраста. 4. Обозначить психолого-педагогические методы коррекции определённых видов нарушения поведения. 5. Проверить опытно-экспериментальным путём эффективность использования программы коррекции нарушений поведения в старшем дошкольном возрасте. Объект исследования: нарушения поведения старших дошкольников. Предмет исследования: психолого-педагогические методы коррекции поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: комплекс определённых психолого-педагогических воздействий позволяет успешно корректировать поведение детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: 1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 2. Наблюдение за поведением старших дошкольников. 3. Классификация, систематизация и обобщение полученной информации 4. Проведение констатирующего эксперимента, предусматривающего выявление нарушений поведения. 5. Проведение формирующего эксперимента, направленного на коррекцию поведения старших дошкольников. Исследование проводилось на протяжении учебного года в г. Евпатории АР Крым. Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух разделов, выводов, списка использованных источников (71) и приложений (). Общий объем работы – страниц. РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Сущность понятия «поведение» Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Термин «поведение» применим как к отдельным индивидам, так и к их совокупностям (например, поведение социальной группы). Предпосылки изучения сущности поведения были заложены еще античными философами, которые стремились обозначить обусловленность активности (поведения) человека и животных. Так, например, Демокрит связывал активность живых существ с удовлетворением потребностей и называет потребность основной движущей силой развития человеческого общества. Важнейшей потребностью он считал «хорошее расположение духа». «Жить дурно, неразумно, невоздержанно и нечестиво - значит не плохо жить, а медленно умирать» [33, с.109-110]. У Платона потребности, влечения и страсти образуют «вожделеющую», или «низшую», душу, которая подобна стаду и требует руководства со стороны «разумной и благородной души» [33,с. 188]. Аристотель объясняет механизмы поведения человека в трактате «О душе»: «душа есть как бы начало живых существ», «душа есть то, чем мы прежде всего живем, ощущаем и мыслим...»[7, с.22]. Душа, по словам Аристотеля – это осуществление целенаправленного процесса, обусловленность через цель. Стремления живого существа всегда связаны с целью, в которой в форме образа или мысли представлен объект, имеющий для организма полезное или вредное значение. Следовательно, любое волевое движение и эмоциональное состояние, определяющие активность человека, имеют природные основания 7, с.151. Античные философы являются основоположниками изучения сущности поведения человека. Поведение человека, рассматривается ими, как детерминированное, прямо или опосредствовано. На него могут влиять: внутренние потребности, среда обитания, условия жизни и т.д. Научные исследования поведения начались в конце 19 века, в связи с систематизацией знаний и оформлением таких наук как социология, психология, физиология. Первоначально объектом этих исследованием было поведение животных, а в нём основной интерес вызывал механизм взаимодействия биологического индивида и окружающей среды. Этот механизм объясняли на основе классической рефлекторной теории, согласно которой поведение представляет собой совокупность рефлексов, а каждый конкретный акт поведения рассматривается как реакция организма на внешний стимул. Такой подход позволил выявить физиологические основы поведения и принципы его нервно-мозговой регуляции. Большое значение для становления нового направления в изучении поведения стало открытие И.М. Сеченовым в 1863 году схемы рефлекторной реакции как автоматического перехода возбуждения сенсорного нерва на двигательный посредством центров спинного мозга. И если до этого открытия реакция считалась предопределенной строением нервной системы и провоцирующей элементарные мышечные движения в ответ на физическое раздражение, то для Сеченова же рефлекс – это не конкретный нейромеханизм, а общий объяснительный принцип. Поведение человека, согласно И.М. Сеченову, зависит от выработанных обществом и различными группами норм, ценностей и установок [56]. Взгляды и открытия И.М. Сеченова были значительно обогащены и расширены И.П. Павловым, А.А. Ухтомским. На основе биологического детерминизма сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И.П.Павлов считал поведение. Именно социально - государственные условия рассматриваются И.П. Павловым как, главные, определяющие детерминанты формирования личности. Бихевиоризм противопоставил поведение сознанию, полагая, что предметом психологии является поведение, которое было сведено лишь к совокупности двигательных реакций на внешние стимулы. В дальнейшем сторонники бихевиоризма внесли в эту схему коррективы. В советской психологии поведение человека трактовалась как деятельность, имеющая природные предпосылки, но в своей основе социально обусловленная, опосредствованная языком и другими знаково-смысловыми системами, типичной формой, которой является труд, а атрибутом – общение [44]. Продолжение работы в архиве!
Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.
Это сообщение имеет вложенный файл..
|
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.119 секунд