Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Китч как явление массовой культуры

Китч как явление массовой культуры 4 года 8 мес. тому назад #1556

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
ВЕДЕНИЕ
Китч заполонил собой культурное пространство. Но его потребители во многом не задумываются над сущностью этого явления. Китч имеет стереотипное определение – это дурновкусье. Но вместе с тем загадочным остается необычайная притягательность китча. Китч, как и любое явление, основанное на чувственном восприятии, с трудом поддается анализу и определению, это область эстетики, вмешиваться в которую с рационально сформированными критериями представляется делом рискованным и обреченным на неудачу. И все же, так как китч – явление максимально направленное на диалог, нельзя им не интересоваться китчем, не пытаться узнать его подлинное значение, увидеть в его появлении результат реализации неких принципов, которыми руководствуется человек массовой культуры, устроенный, безусловно, сложно и как-то принципиально иначе, чем в прошлые эпохи. Китч, появившись, не собирается исчезать из жизни, культурной или лишенной культуры – спорный вопрос. Но то, что китч вышел за грани только явления материального мира и стал некой формой мировоззрения – это очевидно, и это оправдывает актуальность выбранной темы.

Для того чтобы понять китч, надо зайти достаточно глубоко:
• постараться исследовать время, которое стало питательной почвой для китча;
• понять человека, который станет рассадником и главным обожателем китча;
• вскрыть тенденции в культурной жизни предыдущих эпох, которые помогли китчу стать тем, что он есть;
• определить суть термина «китч», узнать механизмы функционирования китча в обществе, его тайные желания и явные возможности;
• найти родственные связи между китчем и другими проявлениями современного искусства, вычленить суть их родства;
• чтобы рассмотреть китч объемно, следует обратиться также к взглядам исследователей этого феномена.
Объектом исследования является массовая культура, зарождающаяся в конце XIX века и длящая свое существование и в наши дни, а субъектом – китч как специфическое ее проявление.

Для решения поставленных задач использовались аналитический и исторический методы исследования

1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
1.1 Массовая культура: возникновение феномена, специфика понятия
Взгляды на возникновение массовой культуры разнятся в культурологических исследованиях. Некоторые авторы полагают, что к образчику массовой культуры можно отнести и гладиаторские бои, которые привлекали большое количество публики, А.Адорно высказывает мысль, что образчиками массовой культуры являются романы Д.Дефо и С.Ричардсона, то есть отсылает к XVIII веку. Но в большинстве своем исследователи сходятся на том, массовая культура – это особый поворот в культуре в целом, который произошел на рубеже XIX и XX столетий, в связи с резкими переменами в жизни общества.
В исследовании Ортега-и-Гассета «Восстание масс» в качестве причин появления массового человека выявляются следующие:
• резкий рост населения Европы (скачок в 2,5 раза произошел всего за XIX век)
• смена политического строя (многочисленные революции обозначили в Европе тот факт, что существование по прошлым канонам больше невозможно, пришло время либеральной демократии)
• научно-технический прогресс, который позволил тиражировать предметы потребления; в этот период времени под эту категорию также стало подпадать и искусство
Если вдуматься, жизнь всего за одно столетие изменилась кардинально. Часть общества, которая раньше была обречена быть низшим сословием, вдруг осознает себя полноправным его членом. Её равенство с другими закреплено законом. И появляется невероятная возможность строить свою жизнь самостоятельно, руководствуясь собственными способностями и рыночной экономикой. Понятно, что долгие годы психологической закрепощенности, обусловленной тем, что человек знал свое место, был замкнут в определенной повседневности, должны были разрешиться при снятии цепей необузданной жаждой к жизни полной, к жизни без преград. Европа стала омолаживать себя, у нее появился юношеский задор, проявляющийся в любви к предмету, любви к краткосрочным удовольствиям, к тем прелестям, который предоставили новые жизненные условия. Те, кто не имел возможностей для существования роскошного, стали заявлять о себе во весь голос, перестали сдерживать свои порывы. Это еще и время всеобщей грамотности. Люди обучились элементарным законам, не восприняв особого, тонкого вкуса и настоящей духовности, которая способствовала бы жизни высоко эстетичной и аристократичной по сути. Человек стал понимать веяния времени, законы материальной успешности, но не нашел органа, той функции, которая побуждала бы его стремиться к чему-то большему. Человек новой эпохи стремился играть и начал судить о себе без всякой скромности. Не обнаружив внутри сомнений и больших требований к себе же, он начинает ко всему относиться без лишней педантичности. Предметы искусства – само словосочетание говорит о смене позиции. Это да, всего лишь предметы, отличительные ярлыки, опознавательные знаки, которые используются для того, чтобы как-то обозначить свою принадлежность. Они больше не нужны для взращивания особых духовных качеств и воспитания эмоциональности. Массовый человек умеет любоваться тем, что понятно ему, что изображают картины, чьи сюжеты основаны на повседневном опыте. Массовый человек, в силу малой развитости, пугается всего непонятного и абстрактного, того, что сложно объяснить. Поэтому массовый человек настолько грозен, он подавляет своей тупой уверенностью и не позволяет другим жить «не так». Ушла эпоха странных гениев и мессий, новый человек играет на плоскости, он любит легкое удовольствие и скоротечность своей жизни. Скорость и понятность – это то, что ему действительно нравится. Можно сказать, что открывшаяся в конце XIX и начале XX вв. эпоха – это эпоха любви к телесности, к чувственным удовольствиям, к роскоши без границ. И массовый человек как ее представитель жаждет чувства сопричастности, единого мышления внутри поколения, эту новую «соборность». Стиль задается отдельными лицами, которые имеют особые рычаги управления массовым сознанием. Без сомнения, новая эпоха – это эпоха рекламы, кричащих лозунгов, краткосрочных героев, блестящих, искусно украшенных витрин и обещаний, обещаний, обещаний. Это время новых удивлений, детских широко распахнутых глаз, время баловать себя.
Массовый человек таков, потому что ему не предоставляют шанса задуматься об альтернативе. Ведь в открывшуюся эпоху, задается определенный стиль жизни, который всеми силами разукрашивается и пропагандируется как удобный и необходимый каждому. Лишь в возможности сопоставить себя с другим есть потенция к развитию. Новая эпоха такой возможности не дает. Унифицированы предметы быта, удовольствий, развлечений и мыслей. Человек массовый должен заботиться о том, чтобы иметь в запасе несколько расхожих идей, которые помогут ему опознать себя среди остальных: «Да, я такой же, как вы». Другие интенции к самоанализу и свободному индивидуальному выбору оцениваются как плохое понимание жизни, излишне суетливое, а значит, бессмысленное искание.
Массовый человек начала века знал немного путей к существованию. Ведь ситуация свободы была для него странной и пугающей. Потому все то, что было предложено сверху, он воспринимал как спасательный круг, как удачную форму для своей жизни и не мог представить существование по собственным правилам. Ведь, если говорить глубоко, то массовый человек – это человек испуганный и не имеющий опоры, потому им так легко управлять, потому он доверчив и предан своему хозяину: тем лозунгам, которые он считывает с рекламных листовок, тем обещаниям, которыми одаривает его телевидение. И потребление – одно из особенностей массового человека. Ведь суть его не приобретение товара, а причащение к особому стилю жизни. Каждый из предложенных товаров и услуг – это определенная модель ощущений. «Pepsi» - для молодых и энергичных, американская бодрость и заряд уверенности, «Schweppes» - для более тонких ценителей газированной воды, сама королева Виктория даровала компании Королевскую грамоту и статус официального поставщика королевского двора. Потребление того или иного продукта – это новая религия, новый способ ставить клеймо, новый способ организовывать жизнь. Массовый человек покупает книги не для того, чтобы их читать, а для того, чтобы быть причастным к образу читающего. В этом смысле массовая культура надежна и безопасна, она всегда готова предоставить путь, готова любить тех, кто следует ее канонам. Она готова производить декорации, и чаще всего – это китч.
Человеку в начале 20 века было пусто и одиноко, потому не следует обвинять его в том, что он стал идти по не им придуманной дороге. Осознавать путь в то время представлялось делом, требующим больших духовных и волевых сил, незаурядного ума, который бы подсказал, что есть по сути пышные лозунги нового правительства и новой элиты. Время шло, и то, в чем обвинял Ортега-и-Гассет массового человека начала века (герметизм, закупорка души, отсутствие рефлексий, заурядность), стало преобразовываться, появились другие тенденции. На мой взгляд, это связано с тем, что огромное количество людей, вынужденных жить в условиях им не понятных, странных, пугающих, стали постепенно осознавать правила игры. Шаг за шагом массовый человек, тот, который внушал испуг и Ницше, и Гегелю, стал проявляться так, как никто из этих великих мыслителей от него не ожидал. Массовый человек до сих пор остался массовым. Или точнее, у него нет шанса не быть таковым в связи с глобальным распространением телевидения, газет, радио, интернета. Но представители этой массы стали мало-помалу с большей уверенностью ориентироваться в новом, преобразованном революциями и капиталистическими отношениями мире. То, что прежде внушало им страх, сейчас стало понятным. И в связи с этим возможен анализ. Возможно проявление самосознания и инициативности в массовом человеке. Наиболее передовые представители массовой культуры стали понимать, что они вполне способны без чьей-либо помощи ориентироваться в пространстве и выстраивать свою собственную культуру. Ситуация изменилась. Адаптировавшись к новым условиям жизни, массовый человек стал лучше осознавать свое положение, у него вместе с этим появилось больше возможностей и способов организовывать жизнь. В какой-то момент стало модно иметь хорошее образование и тонкий вкус. В этом смысле массовый человек новой формации – это человек, который способен не доверять. Он имеет шанс самостоятельно выстраивать систему ценностей и идейную парадигму. Несмотря на то, что давление сверху не уменьшается, новый массовый человек склонен не прислушиваться к тому, что еще десятилетия назад воспринимал как спасение от одиночества и ориентир. Сейчас массовый человек все проверяет на себе и оформляет среду существования, согласуясь с собственными убеждениями. Культура развивается снизу. Из-за указанной динамики стало возможно появление такого феномена, как кэмп, что будет оговорено дальше, в ходе рассуждений.

Продолжение работы в архиве!

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.094 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: