Добро пожаловать,
Гость
|
|
Политические и правовые взгляды монтескье
Политические и правовые взгляды монтескье 8 года 7 мес. тому назад #1540
|
1. Введение.
На современном этапе развития цивилизованного общества принцип разделения властей в политическом устройстве государства представляется столь же естественным явлением, как и демократические принципы управления. Законодательная, исполнительная и судебная власти сосуществуют и взаимодействуют уже довольно длительный исторический период времени, основоположником же теории разделения властей был великий французский философ эпохи Просвещения Шарль Луи де Монтескье. Нельзя также оставить без внимания правовые воззрения Монтескье, важным достижением его правопонимания был принцип историзма, сравнительно-исторического изучения и трактовки правовых явлений. «Монтескье видел, что положительные законы государства — не продукт произвольной деятельности законодателей, не простая проекция естественных законов, вытекающих из разумной и вечной природы человека, а результат закономерного воздействия факторов общественного развития на правотворческий процесс»3. Целью данной работы является обзор основных политических и правовых аспектов философии Монтескье. 2. Биография и работы. Французский просветитель, правовед, философ. Шарль Луи Секонда барон де Ла-Бред и де Монтескье родился 18 января 1689 года в Бреде, возле Бордо, главного города департамента Жиронда, на юго-западе Франции в знатной аристократической семье, происходившей из Гаскони. Фамилию Монтескье, получившую всемирную известность, Шарль-Луи Секонда принял 1716 году от своего бездетного дяди, который завещал ему все свое состояние, включающее земли, дома и должность президента Бордосского парламента, являвшегося в то время судебным учреждением. Монтескье занимался по очереди почти всеми естественными науками, он написал "Рассуждения о системе идей", "Исследование о сущности болезней", "О причинах эхо", "О политике римлян в области религии", "О тяжести", "О приливах и отливах", "Замечания о естественной истории", "О прозрачности тел", "О назначении почечных желез", и много других работ. Но вот в 1721 году появилось произведение, которое вызвало настоящую сенсацию. Не смотря на то, что "Персидские письма" вышли под вымышленной фамилией автора и печатались в Голландии, его подлинное имя скоро стало широко известно. В "Персидских письмах" Монтескье выступает от лица персов Узбека и Рики, путешествующих по Европе. После выхода в свет «Персидских писем» Монтескье уехал в Париж, где принимал активное участие в деятельности клуба Антресоль, который поставил себе целью изучать политические науки. В 1725 году Монтескье решил окончательно поселиться в Париже. Для этого ему надо было сложить с себя полномочия президента парламента и президентa Бордосской академии. В Париже Монтескье приложил большие усилия к тому, чтобы стать членом Парижской академии. Ему удалось получить поддержку многих влиятельных лиц. В это время он написал в классическом духе две работы: «Книдский храм» и «Путешествие в Пафос», где действуют древнегреческие боги, сильно похожие на кавалеров и дам королевского двора. О Монтескье вновь заговорили. В академии в это время господствовали скука и серость. Монтескье решил отправиться путешествовать, чтобы своими глазами увидеть политико-правовые установления других стран. Он собирал материал для трактата «О духе законов», который стал целью его жизни. Путешествие длилось три года. Монтескье довольно быстро объехал все Европу, а в Англии прожил около полутора лет. В апреле 1731 года Монтескье оставил Англию и вернулся в свой замок Ла-Бред. В 1734 году выходят "Размышления о причинах величия и падения римлян". В них автор пытался доказать на примере римской истории, что только там, где граждане свободны и независимы, где господствуют республиканские нравы, общество в состоянии успешно развиваться. Работа “Размышления о причинах величия и падения римлян” убедительно показала, что без знания прошлого невозможно понять современность и обоснованно судить о будущем. «Монтескье попытался уловить необходимый, закономерный характер общественной жизни. Он поставил вопрос о выработке такого понимания истории, которое позволило бы выявить естественные общие причины, влияющие на судьбы народов, в противовес теологическим концепциям “сверхъестественной” необходимости. Такой подход Монтескье применил к анализу истории древнего Рима.»5 В конце октября 1748 года в Женеве вышел в свет результат многолетнего изучения истории законодательства и труд всей его жизни – “О духе законов”. «Осуждение деспотизма, утверждение принципа гражданской и личной свободы, призыв к веротерпимости, политической умеренности, постепенности в проведении любых преобразований определяют историческое значение "Духа законов" в формировании современной политической культуры.»4 3. Политические и правовые взгляды. Изначально, свои политико-правовые воззрения Монтескье изложил в романе «Персидские письма», где устами персов, путешествующих по Европе, высмеивал установившийся политические порядки и нравы абсолютистской Франции. «В “Письмах” Монтескье выявил родство правления короля во Франции с азиатскими деспотиями, что было серьезным обвинением в адрес французской монархии. Ей противопоставлялся некий идеал общества, в котором достигнута гармония “частных” и “общественных” интересов, разгулу религиозного фанатизма противостоят веротерпимость и свобода совести. В романе намечена осторожная конфронтация с религией. Однако Монтескье предпочел деизм. Он допускал существование бога как творца природы, установившего законы и не вмешивающегося впоследствии ни во что происходящее»4. Однако же трудом всей его жизни, по мнению самого Монтескье, стал труд «О духе законов». Основной целью работы явилось создание светской, а не религиозной концепции всемирной истории. В предисловии автор пишет «Я установил общие принципы и увидел, что частные случаи сами собой подчиняются им, что история каждого народа лишь следствие этих принципов и что всякий частный закон или связан с другим, или вытекает из иного, более общего закона»1. Переходя от объективных законов истории к исследованию законов, создаваемых людьми, Монтескье считал, что они должны соответствовать характеру политического строя, физическим свойствам страны (климату, почве, размерам территории), особенностям народа (численности, его обычаям, занятиям, религии и т.д.), а также и некоторым другим конкретным обстоятельствам 5. В целом учение Монтескье о происхождении государства относится к теории общественного договора, за тем лишь исключением, что он различал понятия общества и государства. Государство – это результат сознательной деятельности людей, исторический продукт развития общества. «Государство есть общество, где есть законы» 1. Задачи государства – заставлять граждан выполнять законы, устранять социальные противоречия. Монтескье выделяет три формы правления: монархию, республику и деспотию. Кроме "природы правления" Монтескье выделял еще и "принцип правления", который считал внешним проявлением конкретной "природы правления", выражающейся в методах управления, принятия решений и т.д. Этой мыслью Монтескье предвосхитил современное понятие "политического режима" как составной части учений о формах государства. По принципу правления он делил все государства на демократии, аристократии, монархии и деспотии, лучшей считая демократию, а худшей – деспотию. Каждой из форм соответствует свой принцип правления. Для монархии это честь, в демократии добродетель, в деспотии же – страх. Монархия – власть одного человека, форма правления при которой вся власть в государстве сосредоточена в руках одного правителя, однако правит он посредством основных законов. «Эти основные законы необходимо предполагают существование посредствующих каналов, по которым движется власть, так как если в государстве нет ничего, кроме изменчивой и капризной воли одного, то в нем ничего не может быть устойчивого, а следовательно, не может быть и никакого основного закона»1. Необходимо наличие «посредствующих, подчиненных и зависимых»1 властей, главной из них является власть дворянства, так как без дворянства монарх становится деспотом. Исходя из основного принципа монархии – чести, законы в монархическом государстве должны поддерживать знать, которая есть и создатель и создание этой чести. Иерархия, неравенство, прерогативы дворянства, которые нельзя предоставлять народу, так как это значит поколебать все принципы правления. «Законы должны покровительствовать всякой торговле, допускаемой этим образом правления, дабы подданные могли без крайнего разорения удовлетворять вечно возрождающиеся потребности государя и его двора»1. Преимущество монархического правления перед республиканским: дела там решает 1 лицо - следовательно, решает быстрее. Учреждения, обязанные охранять законы должны "тормозить" поспешность государя. Дух монархии – завоевание и расширение территорий. Основное же зло в политике для монархии – произвол монарха, утрата связи между честью и почестями, «так что человек может быть в одно и то же время покрытым бесчестием и украшенным почестями»1. .В республике правителем является сам народ (демократия) или его определенная часть (аристократия). Однако одновременно народ является и подданными. Правление же народа сводится к всеобщему избирательному праву. Таким образом, основными законом республики должны быть законы определяющие право голосования. Народ сам выбирает уполномоченных лиц государства, он способен контролировать деятельность других лиц, но не способен править сам. «Народ в высшей степени удачно избирает тех, кому он должен поручить часть своей власти» 6. В демократическом государстве народ разделен на определенные классы. От правильности этого разделения и зависит прочность и процветание демократии. Законы республики должны соответствовать принципу добродетели. В первую очередь это стремление к равенству, умеренности. «Республика будет устойчива, если законы в ней воспитывают большое число людей посредственных»1. Зло в политике для республики – дух неравенства, ведущий к правлению одного, либо доведенный до крайности дух равенства, ведущий к отказу народа признать выбранные им власти. Деспотия – единоличное правление одного человека, однако, в отличии от монархии, где правитель управляет путем законов, в деспотичных государствах нет основных законов, как нет и охраняющих их учреждений. Этим объясняется та особенная сила, которую в этих странах обычно приобретает религия: она заменяет непрерывно действующее охранительное учреждение; иногда же место религии занимают обычаи, которые там почитаются вместо законов. Учреждение должности визиря есть основной закон такого государства. Продолжение работы в архиве!
Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.
Это сообщение имеет вложенный файл..
|
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.100 секунд