Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ 4 года 9 мес. тому назад #1533

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.Этапы развития российского законодательства в сфере противодействия экстремизму
Основой правовой базы по проблемам противодействия экстремизму является Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. Провозглашая свободу мысли и слова. Конституция Российской Федерации (статья 29), вместе с тем, содержит запрет пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Статья 13 Конституции Российской Федерации, закрепляющая идеологическое многообразие, многопартийность и равенство всех общественных объединений перед законом, запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Аналогичную формулировку содержит статья 16 Федерального закона Российской Федерации от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
В соответствующих статьях Уголовного кодекса Российской Федерации содержатся нормы, которые при определенных обстоятельствах могут быть применены в борьбе с крайними проявлениями политического экстремизма, направленными на подрыв основ конституционного строя, против общественной и государственной безопасности (ст.ст. 208. 210. 212. 214. 239. 280. 282. 354 УК и др.). Так, в статье 282 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривается ответственность (в виде штрафа, либо ограничения свободы на срок до трех лет, либо лишения свободы на срок от двух до четырех лет) за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации.
Основным нормативным актом. регламентирующим борьбу с экстремизмом является Федеральный закон №П4-Ф3 от 25 июля 2002 "О противодействии экстремистской деятельности". Именно в нем дается исчерпывающее определение экстремистской деятельности (экстремизма), указываются основные направления борьбы с ним, куда относятся принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Кроме того, в данном законе устанавливаются субъекты, отвечающие за противодействие экстремизму. Туда отнесены федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Указывается, какие меры предпринимаются в качестве приоритетных: профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
Более подробно суть данного Федерального закона раскрывается в следующих пунктах дипломной работы. Не секрет, что помимо этого закона есть и другие. Следует уделить внимание и следующим нормативным актам.
В Федеральном законе Российской Федерации от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 194Ы945 годов" подчеркивается, что важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории. Статья 6 этого Закона запрещает использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
Федеральный Закон от 25 июля 199S г. № 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (с изменениями и дополнениями от 30 июня 2003 г.) определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.
В Указе Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 г. № 310 "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации" обращается внимание на участившиеся случаи разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни, распространении идей фашизма. Эти крайне опасные явления в жизни нашего общества создают угрозу основам конституционного строя, ведут к попранию конституционных прав и свобод человека и гражданина, подрывают общественную безопасность и территориальную целостность России. В Указе предусматривается целый комплекс мер по усилению борьбы с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма, по координации связи с этим деятельности Генеральной прокуратуры. МВД. ФСБ, Минюста, Комитета по печати, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов
местного самоуправления и др.
В утвержденном Президентом Российской Федерации Указе от 10 января 2000 г. № 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" особо подчеркивается, что во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.
В свое время Правительство Российской Федерации в порядке законодательной инициативы внесло на рассмотрение Государственной Думы 1рн законопроекта, определяющих правовые и организационные основы государственной политики по противодействию политическому экстремизму, которые впоследствии были воплощены в жизнь. Это законы "О противодействии политическому экстремизму", связанный с ним федеральный закон " О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "О противодействии политическому экстремизму", предполагающий внесение ряда изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общественных объединениях". Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Гражданский процессуальный кодекс РФ. а также закон "О запрещении нацистской символики и литературы", запрещающий изготовление, распространение, демонстрацию нацистской символики, литературы, а также ввоз иных материалов, пропагандирующих нацизм. При этом особо оговаривается, что установленные запреты не распространяются на случаи воспроизведения нацистской символики и выступлений руководителей нацистской Германии и фашистской Италии в научных публикациях и художественных произведениях антифашистской направленности.
19 марта 1999 г. Государственная Дума приняла Постановление № 3802-II ГД "О Заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об истоках политического экстремизма в Российской Федерации", в котором решительно осудила все проявления политического экстремизма, направленные на дестабилизацию экономической и политической ситуации в России и способствующие созданию кризиса в стране.
14 февраля 1995 г. в Государственной Думе прошли парламентские слушания, организованные Комитетом Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций на тему: "О предупреждении проявлений фашистской опасности в Российской Федерации", где были высказаны разнообразные мнения о существовании и предупреждении фашистской опасности в России, выработаны предложения по осуществлению мер по пресечению пропаганды фашистской идеологии.
В некоторых республиках Российской Федерации были приняты законы, направленные на противодействие различным формам политического экстремизма. Так. 4 мая 2000 г. Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики был принят Закон Карачаево-Черкесской Республики № 6-РЗ "О противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории КЧР", который определяет правовые и организационные основы противодействия политическому и организационному экстремизму в Карачаево-Черкесской Республике, устанавливает систему государственных органов Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющих борьбу с политическим и религиозным экстремизмом, порядок координации их деятельности в этой сфере, основные формы и методы противодействия политическому и религиозному экстремизму, а также общие принципы ответственности граждан и организаций за политический и религиозный экстремизм.
В целях недопущения ваххабитской и иной экстремистской деятельности, угрожающей территориальной целостности и безопасности республики, Народное Собрание Республики Дагестан 16 сентября 1999 г. приняло Закон Республики Дагестан № 15 "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан1', в котором запрещается создание и функционирование ваххабитских и других экстремистских организаций, деятельность которых направлена на насильственное изменение конституционного строя, подрыв безопасности государства, нарушение общественного порядка, создание вооруженных (нормирований, пропаганду войны, разжигание национальной, расовой и религиозной розни, посягательство на права и свободы граждан, побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.
В ряде субъектов Российской Федерации были приняты законы, устанавливавшие в свое время административную ответственность за нарушение общественного порядка, выражающееся в изготовлении, распространении, демонстрации и ношении нацистской символики на территории своих субъектов. Это Закон г. Москвы от 15 января 1997 г. № I "Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы" (с изменениями и дополнениями от 26 мая 1999 г.) (утратил силу). Закон Московской области от 25 октября 1999 г. № 71/ 99-ОЗ "Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории Московской области" (утратил силу), Закон Санкт-Петербурга от 17 апреля 2000 г. № 154-13 "Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории Санкт-Петербурга" (утратил силу).
В целях недопущения использования фашистской символики, оскорбляющей национальные и патриотические чувства жителей Тверской области, сохранения и величия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Губернатором Тверской области 1 октября 1999 г. было принято постановление № 868 "О запрете использования фашистской символики в Тверской области", запрещавшее органам государственной власти и местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам, партиям, общественным объединениям, религиозным организациям и гражданам использование фашистской символики (знамен, знаков, вымпелов, значков, знаков отличия, печатей, штампов, аббревиатуры и т.д., официально принятых и использовавшихся в Германии в J 933 - 1945 г.г.) (на данный момент оно утратило силу).
Учитывая, что тенденция к интернационализации террористической деятельности делает настоятельно необходимым принятие надлежащих согласованных на международном уровне ответных мер глобального характера, государства-участники СНГ 4 июня 1999 г. подписали Договор о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств о борьбе с терроризмом.
Для обеспечения координации и взаимодействия в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, а также в целях осуществления сотрудничества в вопросах предупреждения, выявления, пресечения и расследования актов терроризма и иных проявлений экстремизма в государствах-участниках СНГ 20-21 июня 2000 г. государствами-участниками СНГ было принято Решение о создании Антитеррористического центра государств-участников Содружества Независимых Государств, а также утверждена Программа государств-участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года. Это связано с тем, что, как отмечается в документах, международный терроризм приобретает все более угрожающие масштабы, его проявления влекут массовые человеческие жертвы, приводят к разрушению материальных и духовных ценностей. Расширение географии терроризма осложняет отношения между социальными, национальными группами и народами. Транснациональный характер растущих угроз террористической деятельности и преступного экстремизма обязывает государства-участники СНГ' консолидировать свои усилия в создании международной системы совместных мер борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2000 г. № 1643-р" был утвержден План мероприятий по реализации Программы государств - участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года.
Обеспокоенная эскалацией в мире актов международного терроризма во всех его формах и проявлениях, а также исходя из того, что терроризм угрожает миру и стабильности всех государств, безопасности и благосостоянию всех граждан, препятствует международному сотрудничеству и ведет к подрыву демократических основ общества, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций 9 декабря 1994 г. приняла Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма.
Стремясь к принятию эффективных мер с тем, чтобы обеспечить неотвратимость уголовного преследования и наказания лиц, совершивших террористические акты. 7 мая 1999 г. Российская Федерация подписала Европейскую Конвенцию о пресечении терроризма от 27 января 1977 г., а 7 августа 2000 т. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 121-ФЗ "О ратификации Европейской Конвенции о пресечении терроризма".
Учитывая, что финансирование терроризма является предметом серьезной озабоченности международного сообщества и будучи убежденной в настоятельной необходимости крепить международное сотрудничество между государствами в деле разработки и принятия эффективных мер по недопущению финансирования терроризма, а также борьбе с ним путем преследования и наказания совершающих его лиц, 3 апреля 2000 г. Российская Федерация подписала Международную Конвенцию о борьбе с финансированием терроризма принятую Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 9 декабря 1999 г.

Продолжение работы в архиве!

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.109 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: