Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
Курсовые и дипломы по дисциплинам Маркетинг, менеджмент, Внешнеэкономическая деятель

Полные версии материалов во вложении!

Направления развития менеджмента

Направления развития менеджмента 1 год 8 мес. тому назад #1058

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент сегодня составляет основу предпринимательской деятельности, являясь одновременно и все более широко распространяющимся образом хозяйственного мышления, и целостной системой мероприятий. Это во многом определяет актуальность применения основных принципов менеджмента в современной экономической формации, которая до настоящего времени находится в переходном состоянии. Экономическая либерализация в России в сочетании с экономическим ростом способствовали постепенному превращению государственно-монополизированной экономики в конкурентный рынок, смену товарного дефицита дефицитом денежных средств, трансформацию проблем снабжения в проблемы сбыта. На основе опыта западных стран в России формируется свой тип менеджмента.
Оптимальное управление организацией позволяет составлять более реальные программы производства и реализации, быстрее реагировать на изменения, происходящие на рынке, и создает существенные преимущества в конкурентной борьбе.
Различные вопросы направления развития менеджмента рассматриваются в трудах, как отечественных, так и зарубежных ученых. При этом вопросы современных методов управления организациями еще недостаточно изучены в отечественной литературе.
Из вышесказанного следует, что тема эффективной организации управления является актуальной. Цель работы – проанализировать направления развития современного менеджмента. На основании цели в работе поставлены следующие задачи:
• выделить основные составляющие эффективной модели управления организацией на современном этапе;
• провести классификацию функций управления и видов организационных структур в современном менеджменте;
• выявить различные виды управления организациями и возможность применения в них того или иного типа управления.
Объект исследования – НТЦ “Орион”. Предмет исследования – система управления на данном этапе развития конкретного предприятия и пути ее оптимизации.
Для решения поставленных в работе задач использовались как общенаучные, так и специальные методы анализа и синтеза, логического и ситуационного анализа.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1. Общие принципы разработки эффективных систем управления
Организация управления на современном этапе представляет собой сложную категорию управления – совокупность ряда основополагающих категорий, включающую:
• субъект управления,
• функции управления,
• управленческие отношения между различными субъектами управления,
• программу управления,
• технологию управления,
• технические средства управления.
Совокупность организации управления с другой сложной категорией управления – механизмом управления образует систему управления определенным объектом управления.
Механизм управления становится активной категорией управления данным объектом лишь при условии наличия соответствующей организации управления.
Объект управления вместе с его внешней средой определяет механизм управления (требования к нему), а последний определяет организацию управления. С изменением объекта управления и его внешней среды перестраивается механизм управления, и в соответствии с изменениями объекта управления и механизма управления изменяется организация управления. Так, фирмы передовых стран мира в эпоху массового производства основное внимание в управлении уделяли разработке и совершенствованию механизма снижения издержек выпуска продукции. Переход к эпохе массового сбыта сопровождался переносом центра тяжести управления на маркетинг. С наступлением “постиндустриальной эпохи”, когда технический прогресс коренным образом изменяет как спрос, так и предложение, основное внимание уделяется НИОКР: созданию высококачественных видов продукции на базе новейших технологий.
Смена указанных эпох сопровождалась повышением темпов обновления производства, усилением неопределенности внешней среды и эволюцией систем управления.
На эволюцию систем управления решающее влияние оказали изменчивость внешней среды и изменчивость технологий.
Чем сложнее и неожиданнее становилось состояние общественного производства, тем в большей степени усложнялись системы управления. Можно выделить четыре этапа развития этих систем:
• управление на основе контроля (постфактум);
• управление путем экстраполяции, когда будущее еще можно предсказать путем экстраполяции прошлого (в том числе целевое управление);
• управление на основе предвидения изменений и определения позиций (стратегическое планирование по периодам, выбор стратегических позиций);
• управление на основе гибких экстренных решений, своевременной реакции на изменения (на основе ранжирования стратегических задач и управления по слабым сигналам).
В следующих разделах будут проанализированы наиболее важные составляющие современных систем управления.
1.2. Основные составляющие эффективно действующих систем управления
Субъектом любой системы управления является организация. Построение оптимальной системы управления организацией зависит от правильной постановке целей этой организации. Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (целей). Цели организации – это конечные состояния или желаемый результат, которого стремиться добиться ее коллектив. Целей может быть несколько – стратегические, индивидуальные, оперативные, тактические. Процедура совместного определения целей является главным мотивом и координирующей силой организации.
Для построения эффективной системы управления необходимо грамотное распределение функций управления организацией.
Функции управления – специализированные виды управленческой деятельности; обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управляющее воздействие.
Любая функция управления включает в себя сбор информации, ее преобразование, выработку решения, придание ему формы и доведение до исполнителей.
Функции управления характеризуются следующими свойствами:
• осуществляются в каждой хозяйственной системе и на каждом уровне управления;
• присущи управлению любой организацией;
• разделяют содержание управленческой деятельности на виды работ по признаку последовательности их выполнения во времени;
• относительно самостоятельны, и, в то же время, тесно взаимодействуют.
В научной литературе, как иностранной, так и отечественной существуют различные точки зрения на классификацию функций управления, хотя, в сущности, они отличаются лишь по отдельным параметрам. Например, Е.П. Голубков выделяет такие функции, как:
• определение целей и задач деятельности организации;
• планирование;
• организация;
• мотивация;
• координация и регулирование;
• учет, анализ и контроль. [Голубков Е.П. Менеджмент. – М., 2003. С. 11.]
В свою очередь М. Мескон относит к функциям управления следующие виды деятельности:
• стратегическое планирование;
• планирование реализации стратегии;
• организация взаимодействия и полномочий;
• построение организаций;
• мотивация. [Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2002. С. 20.]
Отдельные авторы причисляют к функциям управления также функцию принятия решений. [Герчикова Р.Н. Менеджмент. – М., 2005. С. 25.]
В практике управления различают два вида функций управления: основные и конкретные.
К основным функциям управления можно с полным основанием отнести весь комплекс обязательных работ, который подлежит неукоснительному выполнению в процессе реализации конкретной функции управления в определенной последовательности: прогнозирование, организация, планирование, мотивация, контроль, учет анализ, подготовка и принятие управленческих решений.
Конкретные функции управления как более обособленные, самостоятельные области профессиональной деятельности применительно к новым условиям хозяйствования занимают ключевые позиции. Именно на основе анализа конкретных функций формируют структуру управления, осуществляют подбор и расстановку кадров, разрабатывают системы информации, организации делопроизводства.
Конкретные функции управления позволят четко определить, что, кому и когда делать. Выполнение конкретных функций в комплексе составляет процесс управления организацией (предприятием). Отсюда можно сделать основной вывод, что выполнение конкретных функций зависит от компетентности, гибкости, оперативности, предприимчивости менеджеров и, как следствие, успешное выполнение производственных заданий, качество работы и продукции, конкурентоспособность выпускаемого продукта. Функции управления способствуют налаживанию и успешному функционированию всех подразделений действующей структуры управления по вертикальным и горизонтальным связям. Исходя из такой посылки, А.Я. Кибанов подразделяет все функции управления на внешние, внутренние, главные, основные, вспомогательные, полезные, вредные, неестественные, дублирующие. [Кибанов А.Я. Менеджмент – наука управления. – М.: 1997. С. 245.]
Можно выделить следующие конкретные функции:
• Управление основным производством;
• Управление вспомогательным и обслуживающим производством;
• Управление трудом и заработной платой;
• Управление качеством продукции;
• Управление персоналом;
• Управления финансами;
• Управление маркетингом;
• Управление социальным развитием коллектива;
Каждая конкретная функция управления в организации является комплексной по содержанию и включает в себя общие функции: планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль, анализ и т. д.
Выделим такую важную составляющую системы управления организацией как механизм ее управления, который строится на основе шести известных принципов: специализации, пропорциональности, параллельности, точности, непрерывности, ритмичности.
Исходя из целей‚ выстраивается структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации.
Следовательно, необходимый этап построения эффективной системы управления – правильное распределение полномочий между подразделениями и корпоративным центром (центральной администрацией и остающимися в общем пользовании функциональными службами).
Управленческие возможности в области координации при проведении специализации отдельных работ ограничены – это ограничивает размеры организации. Решить это возможно, если группировать схожие работы и исполнителей вместе, т.е. осуществлять их организационное обособление. Этот процесс называется департаментализацией. Он отличается по природе, целям, принципам. Существует много подходов в группировании специализированных работ в организациях‚ которые различаются тем, что ориентированы они по преимуществу на группирование работ вокруг ресурсов или вокруг результата.
Рассмотрим традиционную функциональную организацию, характерную для промышленной компании (рис. 1.1). В ее основные функции входят: исследования и разработки, производство и маркетинг (сбыт). Каждая из этих функций передана самостоятельным, организационным структурам; отчитывающимся непосредственно перед руководством. Иногда эти функциональные отделы (как их часто называют) непосредственно контролируются высшим руководством, если обязанности членов руководства соответствуют функциональному делению.

Рис 1.1. Функциональная организация
Если к первоначальной форме организации добавить перекрестные связи, то получится второй тип организационной структуры, как показано на рис. 1.2 – функциональная организация с межфункциональными продуктовыми группами.

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.191 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: