Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
Курсовые и дипломы по дисциплинам Маркетинг, менеджмент, Внешнеэкономическая деятель

Полные версии материалов во вложении!

Сотрудничество в области природных ресурсов европейского союза и российской федерации

Сотрудничество в области природных ресурсов европейского союза и российской федерации 8 года 1 мес. тому назад #955

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
Введение
Актуальность исследования определяется высоким удельным весом стран Евросоюза во внешней торговле России, присутствием в российско-есовских торговых связях всех актуальных проблем внешнеэкономической деятельности РФ и необходимостью их изучения, а также временными координатами исследуемых явлений.
В условиях перехода от конфронтационного двухполюсного к многополюсному миру роль Европейского Союза как одного из центров силы убедительно подтверждается хозяйственным потенциалом и экономическими достижениями этого хозяйственного объединения. Представляя собой единое рыночное пространство с 370 миллионами потребителей, ЕС экспортирует вдвое больше товаров, чем США, и втрое – чем Япония. ВВП четырех ведущих стран группировки (Великобритания, Германия, Италия, Франция) в сумме сопоставим с американским и на треть превышает японский.
С другой стороны, одно из ключевых мест в системе межгосударственных отношений принадлежало и принадлежит России. Однако сохранять позиции ключевого игрока на международной сцене наша страна сможет лишь при условии подъема национального производства. Именно этой цели подчинено стремление РФ инкорпорироваться в мировое хозяйство. Процесс подключения к мирохозяйственным структурам постепенно набирает ход. То, что Россия во многом уже стала частью мировой экономики, подтверждается финансовым кризисом в августе 1998 г., который связан с Азиатским фондовым кризисом 1997 г.
Однако поскольку России не все равно, на каких условиях и в каком качестве – дискриминируемым сырьевым придатком или его равноправным участником – она войдет в мировое хозяйство ["Международная жизнь", 1998.№ 5. с. 6.], необходимы усилия по двум направлениям внешней деятельности российского государства. Во-первых, во внешней политике (и инструменте ее реализации – дипломатии) требуется повысить внимание к экономическому компоненту. Во-вторых, во внешней торговле в условиях ее либерализации следует защищать интересы отечественных производителей, решительно добиваться устранения дискриминационных ограничений на экспорт российской продукции в развитые страны Запада. Именно на европейском направлении, в т. ч. в отношениях с Европейским Союзом, оба упомянутых направления в последние годы были задействованы наиболее активно. Именно здесь со впечатляющей яркостью проявились стремление России наладить конструктивные партнерские отношения со всеми образующимися мировыми полюсами, неприятие ею появления новых разделительных линий.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 1992 г., когда на международной арене Российская Федерация стала действовать в качестве государства-продолжателя бывшего СССР, до конца апреля 2001 г., когда диссертация была в основном завершена и подготовлена к предварительному рассмотрению по месту ее выполнения. Степень разработанности проблемы предопределила приоритетное рассмотрение годовых итогов 1992-2000 гг. во внешней торговле между РФ и ЕС. В отдельных случаях автор использовал материал, предварявший основной временной период исследования, что делалось для более четкого понимания логики развития событий и сравнения явлений в их диалектической взаимосвязи.
Цели и задачи работы. Основной целью исследования является комплексный анализ реалий, тенденций и перспектив развития торговых связей в области природных ресурсов между Российской Федерацией и государствами, входящими в состав Европейского Союза, в течение обозначенного периода времени и выявление алгоритма возможных действий российской стороны по использованию внешней торговли ЕС в своих интересах. Достижение данной цели предопределяет постановку следующих специфических задач:
- охарактеризовать предысторию экономических отношений России и Евросоюза и идентифицировать политико-правовой контекст их развития на современном этапе;
- обозначить поля интересов, предопределяющих нацеленность сторон па выведение сотрудничества на более высокий качественный уровень и существование неурегулированных проблем;
проанализировать содержание фундаментального элемента договорно-правовой базы отношений – Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1994 г.;
через компаративную характеристику документов раскрыть особенности развития торгового режима в области природных ресурсов между РФ и ЕС;
- осветив спорные и дискутабельные аспекты, дать оценку торгово-политической практике отношений Россия – Евросоюз;
- выявить закономерности в динамике развития внешнеторгового оборота между Российской Федерацией и странами Европейского Союза;
- рассмотреть географическое направление товаропотоков:
- раскрыть особенности товарной структуры взаимной внешней торговли;
- изучить возможности создания зоны свободной торговли между РФ и ЕС;
- определить степень приемлемости вариантов при выборе стратегии и тактики действий России по дальнейшему развитию торгового сотрудничества со странами Европейского Союза.
В качестве объекта исследования принималось торговое взаимодействие между государствами, переживающими различные фазы экономического развития и занимающими в соответствии с ними различное место в системе международного разделения труда.
Предмет исследования – торговые взаимоотношения между Россией и Евросоюзом в области природных ресурсов, присущая им специфика развития на фоне становления новых реалий на постсоветском пространстве и взаимодействия интенсивного и экстенсивного векторов европейской интеграции.
Теоретической и методологической основой работы послужили положения о диалектической взаимосвязи внешней политики и внешнеэкономической деятельности; о международной торговле, одной из основных форм международных экономических отношений, как множестве межстрановых потоков продукции, обеспечивающем возможно полное удовлетворение потребностей людей при ограниченных ресурсах; о государственном регулировании ВЭД как совокупности мер, принимаемых государством и призванных совершенствовать внешнеэкономическую деятельность в интересах национальной экономики.
Разрабатывая отдельные теоретические и аналитические вопросы, автор опирался на публикации отечественных ученых-экономистов и исследователей по проблемам МЭО и ЕС: Ю. А. Борко. Э. А. Галумова, Л. И. Глухарева, В. Н. Горского, В. М. Грибанича, И. И. Дюмулена, И. Д. Иванова, О. В. Иванова, А. Л. Кондакова, В. М. Кутового, И. Ф. Максимычева, Н. В. Панова, Б. М. Пичугина, В. Н. Позднякова, В. Ю. Преснякова, В. Е. Рыбалкина, П. С. Смирнова, В. В. Соколова, И. П. Фаминского, Е. Д. Чеботаревой, В. Н. Шенаева, Ю. В. Шишкова, Ю. А. Щербанина, а также зарубежных авторов (J. Attah, R. E. Baldwm, J. -P. Hayes, M. -L. Herschtel, Ph. Nicolaides, A. Murphy, H. Timmermann. M. Ponte-Ferreira, J. -P. Poos, F. Schoneveld, A. Swith, P. Waer, R. van Wijngaarden).
Особое внимание было уделено изучению публикаций по теме в периодических изданиях "Международная жизнь", "Мировая экономика и международные отношения", "Внешнеэкономический бюллетень", "Внешняя торговля", "Финансовые известия". В качестве основных источников работы были проанализированы статистические издания и годовые отчеты Государственного комитета по статистике, Министерства торговли, Государственного таможенного комитета РФ, издаваемых Европейской Комиссией статистических сборников Евростат.
Научная новизна работы состоит в последовательном и комплексном освещении прошлого, настоящего и вероятного будущего российско-европейских торговых связей в области природных ресурсов.
Глава 1."Правовое регулирование совместного использования природных ресурсов странами ЕС и РФ"
1.1. Правовые возможности участия иностранного европейского капитала в освоении природных ресурсов на территории РФ.
Природные ресурсы: особое регулирование.
Природные ресурсы – это национальное богатство каждой страны, каждого народа. Разработка нефти и газа, полезных ископаемых, лесных богатств, рыболовство – все это занимает существенное место в экономике не только России, но и многих других государств. В бывшем Союзе ССР только в топливно-энергетических отраслях создавалось около одной трети валового общего продукта, причем этот комплекс обеспечивал почти половину валютных поступлений СССР от экспорта.
Разведка и разработка естественных ресурсов всегда была привлекательной стороной для иностранного капитала, поскольку здесь можно получить наибольшие прибыли, но как раз здесь должны быть особо ограждены интересы страны, принимающей инвестиции, поскольку речь идет, прежде всего, о невосполнимых национальных богатствах, богатствах, принадлежащих не только нам, но и будущим поколениям.
Не следует игнорировать то обстоятельство, что именно в этих областях, где в наиболее крупных размерах предлагаются и осуществляются масштабные проекты, и возможны иностранные инвестиции. Например, в СП "Комикуэст", созданном австрийской фирмой "Куэст Петролиум" с ПО "Коминефть" и ПО "Усиннефть", вклад иностранного инвестора составлял 1 млрд. руб., что в тот период времени (1992 г.) представляло значительную сумму. [Корсаков П. С. "Проблемы торговых отношений России с Евросоюзом (1992-2001 гг.)"/ Уч. пособие, М., ДА МИД РФ, 2001 г., стр. 87.]
Международный опыт свидетельствует о том, что сотрудничество с иностранным капиталом может принести значительную пользу для экономии принимающей страны лишь при установлении особого правового режима участия иностранного капитала в освоении природных ресурсов. Во многих государствах иностранные инвестиции в промышленность по добыче полезных ископаемых регулируются положениями специальных законодательных актов или особых правил национального законодательства (Мексика, Аргентина, Индия, Иран, Китай).
В России действует Закон "О недрах" от 21 февраля 1992 года.
Однако целесообразным представляется принятие особых правил, в которых учитывалась бы специфика отдельных отраслей и предусматривалось бы более детальное регулирование участия в этих отраслях иностранных инвесторов. Это может быть в области добычи нефти и газа нефтяное законодательство, по добыче минеральных ископаемых – горнодобывающее, по эксплуатации лесных массивов – лесное и т. д.
В России был введен особый порядок государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями нефтедобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей, экспорта стратегически важных сырьевых товаров.
В действующем инвестиционном законодательстве предусмотрены специальные правила в отношении концессий, под которыми понимается предоставление иностранным инвесторам прав на разработку и освоение возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов и проведение хозяйственной деятельности, связанной с использование объектов, которые находятся в государственной собственности, но не переданы предприятиям, учреждениям и организациям в полное хозяйственное ведение или оперативное управление.
Таким образом, законодательство исходит из того, что концессии – это одна из возможных форм иностранных капиталовложений, которую не следует смешивать с другими формам, и прежде всего создание предприятий с иностранными инвестициями. Такое смешение ведет к отрицательным последствиям для нашей страны как государства, в котором иностранный инвестор намерен участвовать в разработке естественных богатств. В таких случаях формально предлагается создать СП, но фактически это предприятие пол>чает право разрабатывать естественные ресурсы (т. е. предоставляется "скрытая" концессия) без выполнения условий, которые могли бы быть установлены концессионным договором (имеется в виду не только более высокий уровень оплаты со стороны инвестора, но и более тщательная проверка условий предоставления таких прав, иной порядок утверждения, более высокий уровень экологической экспертизы и т. д.). Естественно, что в случае заключения концессионного договора у государства имеется большая возможность для более тщательного отбора возможных концессионеров и контроля над их деятельностью.
Теперь обратимся к региональному регулированию статуса иностранного инвестора.
Так, в законе Ханты-Мансийского автономного округа "Об инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе" от 16 июня 1998 года (далее Закон Ханты-Мансийского АО "Об инвестиционной деятельности") предусмотрены следующие права инвесторов:
1. Все субъекты инвестиционной деятельности имеют равные права и условия на осуществление инвестиционной деятельности, на получение и свободное использование результатов инвестиционной деятельности, включая право на беспрепятственное перемещение доходов от инвестиционной деятельности.
2. Равенство условий осуществления инвестиционной деятельности субъектами обеспечивается:
равенством прав доступа к информации, собственниками и распорядителями которой являются органы государственной власти Ханты-Мансийского округа и органы местного самоуправления на территории Ханты-Мансийского АО;
равенством прав участия в проводимых Администрацией Ханты-Мансийского АО конкурсах, тендерах, аукционах;
равенством прав на осуществление инвестиционной деятельности в условиях режима инвестиционного благоприятствования, действующего в отношении субъектов инвестиционной деятельности.
В статье 7 Закона Ханты-Мансийского АО "Об инвестиционной деятельности" изложены основные моменты режима инвестиционного благоприятствования на территории АО, а именно:
а) предоставление субъектам инвестиционной деятельности льгот по налогам в пределах сумм, зачисляемых в окружной бюджет и Территориальный дорожный фонд Ханты-Мансийского АО (более подробно о налогообложении и льготах автор намерен остановиться в главе 7);
б) погашение субъектам инвестиционной деятельности части процентов по инвестиционным банковским кредитам в размере до 50 % ставки рефинансирования ЦБ РФ за счет средств окружного бюджета на основе соглашения с Администрацией округа.
Правовой статус природных ресурсов.
Широко известна в мире резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1962 г. № 1803 "О постоянном суверенитете над национальными природными богатствами", в которой было закреплено право народов свободно распоряжаться своими природными богатствами в соответствии с национальными интересами.
На национальном, внутригосударственном уроне из этого принципа исходит и российское законодательство. В соответствии с Законом РСФСР "О собственности" земля, ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием народов, проживающих на соответствующей территории, а горные отводы для разведки и разработки месторождений полезных ископаемых являются государственной собственностью.
Принятые в 1991 году решения о переходе недр, природных богатств и средств производства на территориях тогдашних автономных республик в республиканскую собственность были затем законодательно закреплены в Федеративном договоре который заключили входящие в состав России республики. Следовательно, республики вправе распоряжаться квотами на экспорт нефти, газа, леса и т. д. Практически льготы по квотированию уже получили Карелия, Коми, Республика Саха (Якутия), Горный Алтай, Тюменская область и др. [Корсаков П. С. "Проблемы торговых отношений России с Евросоюзом (1992-2001 гг.)"/ Уч. пособие, М., ДА МИД РФ, 2001 г., стр. 89.]
Правительство РФ сохранило за собой функции установления пошлин, ограничения общей сумы вывоза, лицензирования экспорта-импорта.
Следует также иметь в виду, что правовой статус недр определяется также законодательством субъектов в составе России. Среди таких актов следует упомянуть Закон Республики Коми "О недрах" от 12 февраля 1992 г., Закон Республики Бурятия "О недрах и принципах недропользования" от 28 октября 1992 г., Кодекс о недрах Республики Башкортостан от 28 октября 1992 г., Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О недропользовании" от 9 апреля 1996 г., Закон Ханты-Мансийского автономного округа "Об инвестиционной деятельности в АО" и др.
Природные ресурсы не могут продаваться, а только сдаются в долгосрочную аренду.
При использовании любого варианта привлечения иностранного инвестора к разработке природных ресурсов право собственности на эти ресурсы всегда сохраняется за страной, принимающей инвестиции. Не только земля и ее недра, но и добываемые природные ископаемые принадлежат государству.
Концессии и концессионные договоры.
Что понимается под концессиями (и концессионными договорами)? Само слово "концессия" латинского происхождения и означает уступку, понимаемую как предоставление отдельным лицам каких-либо привилегий, исключений из действующего законодательств. Как юридическое понятие это слово стало применяться во французском праве при так называемых "административных концессионных договорах", которые рассматривались как административные односторонние сделки.
В 20-х годах иностранные предприниматели, получившие такие привилегии, назывались у нас концессионерами, договоры, на основе которых им предоставлялись эти права, именовались концессионными договорами, или концессиями. О таком понимании свидетельствует Декрет СНК от 20 ноября 1920 г. "Общи экономические и юридические условия концессий". Термин "концессия" у нас в 20 – 30-е годы применялся в этом Декрете прежде всего в отношении разработки "естественных богатств обширных областей РСФСР".
В экономической литературе под концессиями обычно понимается долгосрочная форма осуществления инвестиций, основанная на разрешении исключительно государством эксплуатации возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, а также осуществление иных видов хозяйственной деятельности на условиях долгосрочной аренды.
С юридической точки зрения, под концессией следует понимать предоставление государством иностранному инвестору права осуществлять разработку естественных богатств или иной хозяйственной деятельности, монополия на осуществление которой принадлежит только государству.
До заключения концессионного договора должна быть предоставлена концессия, которая осуществляется на основании лицензии.
В России существует так называемая "двухступенчатая лицензия": первая – на поиск и разведку полезных ископаемых, вторая – на эксплуатацию месторождений. Лицензии должны выдаваться в основном на конкурсной основе с возможностью в отдельных случаях использовать специально разработанный порядок аукциона.
Лицензия на право пользования недрами может быть выдана самой иностранной компании – победительнице конкурса. В случае, если лицензия на разведанное месторождение уже выдана соответствующей российской компании, инофирма должна будет учредить СП (либо заключить договор о совместной деятельности) с российским владельцем лицензии. Опыт такого рода уже был успешно продемонстрирован во время Ханты-Мансийского тендера
В зависимости от того, на какой вид деятельности выдается лицензия, определяется срок ее действия (для разведки и поиска полезных ископаемых – 3 года с возможностью продления еще на 2 года, для эксплуатации – до 50 лет).

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.164 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: