Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
Курсовые и дипломы по дисциплинам Маркетинг, менеджмент, Внешнеэкономическая деятель

Полные версии материалов во вложении!

СОТРУДНИЧЕСТВО ЮНЕСКО И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОТРУДНИЧЕСТВО ЮНЕСКО И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 год 8 мес. тому назад #942

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
№ 000002 СОТРУДНИЧЕСТВО ЮНЕСКО И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Введение
Актуальность, выбор темы, цели и задачи настоящего дипломного исследования будут обусловлены следующими положениями. Период после последней февральской 1998 г. сессии общего собрания Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО можно охарактеризовать как этап активного поиска новых возможностей более широкого вовлечения России в международное интеллектуальное сотрудничество с использованием потенциала ЮНЕСКО. Крайне плодотворным в этом плане был состоявшийся в феврале 1998 г. визит Гендиректора ЮНЕСКО Ф. Майора в Россию, в ходе которого был подписан ряд полезных для нас соглашений практически по всем направления деятельности ЮНЕСКО. Одновременно с визитом Комиссией с успехом была проведена крупномасштабная акция под общим названием "Дни ЮНЕСКО в России" (около 120 мероприятий по России), которая имеет свое продолжение: в декабре 1998 г. в штаб-квартире ЮНЕСКО прошли "Дни Москвы в ЮНЕСКО", посвященные 850-летию столицы. В мае, в связи с перестановками в Правительстве, был назначен новый Председатель Комиссии – В. Е. Фортов. И наконец, в августе состоялось заседание Президиума КЮН, в ходе которого были приняты решения по самому, пожалуй, жгучему вопросу – как нам навести порядок в собственном доме.
Дипломная работа об эффективности сотрудничества России с ЮНЕСКО будет посвящена вопросам о необходимости повышения качества работы с российскими партнерами ЮНЕСКО, их более активного привлечения к процессу сотрудничества, о необходимости изыскания новых форм и методов представления интересов России в ЮНЕСКО.
Разумеется, эффективность сотрудничества с ЮНЕСКО нельзя с бухгалтерской точностью до копейки измерить в рублях или долларах, поскольку невозможно подсчитать в денежном измерении, что дают нам, скажем, международные контакты ученых, доступ специалистов к научно-технической информации. Тем не менее, по оценкам специалистов из различных министерств и ведомств, совокупная отдача от нашего участия в ЮНЕСКО и ее органах дает России ежегодно как в материальном, так и в информационном измерении под сотню миллионов долларов отдачи на 16 млн. долларов взносов в бюджет организации. Например, участие в Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО дает России объем информации, стоимость которого специалисты Росгидромета. Министерства рыбного хозяйства, Минобороны, картографы, геологи, геодезисты оценивают в десятки миллионов долларов, но и это далеко не полностью отражает всю пользу нашего сотрудничества по данному направлению.
Россия, как известно, занимает в ЮНЕСКО особое место, будучи одновременно и крупным плательщиком в бюджет Организации, и страной, которая сама остро нуждается в средствах на поддержку отечественного образования, науки и культуры. Поэтому для РФ вопрос об эффективности участия в ЮНЕСКО, о повышении практической отдачи от него особенно актуален.
Сегодня российской науке, образованию, культуре нужна материальная поддержка. Но это существенно иная поддержка, чем та, в которой нуждаются, скажем, многие развивающиеся страны. Речь идет не столько о прямой финансовой помощи – ее и бессмысленно ждать от Организации, в которой 186 государств-членов и всего четверть миллиарда долларов годового бюджета, – сколько о возможности для российских образовательных, научных центров и отдельных специалистов участвовать в международных проектах сотрудничества, особенно таких, которые дают возможность использовать отечественные наработки в области высоких технологий.
Участие российских экспертов в различных специализированных органах и программах ЮНЕСКО позволяет не только получать ценную научно-практическую информацию и перенимать опыт других стран, но и самим влиять на формирование международной стратегии в области образования, науки, культуры и информации, на решение актуальных проблем глобального характера.
Использование каналов ЮНЕСКО дает определенные возможности для формирования положительного образа России в мире и укрепления международных позиций страны через демонстрацию ее достижений в областях компетенции ЮНЕСКО.
Сотрудничество с ЮНЕСКО может более активно использоваться и для решения некоторых внутриполитических задач утверждения демократии, формирования правового государства, профилактики этнических и социальных конфликтов. По существу речь идет о формировании широкого общественного движения, на базе нравственных идеалов ЮНЕСКО, таких как терпимость, взаимное уважение, диалог культур и т. д. При этом важное значение имеет традиционно высокий авторитет и идеологически нейтральный образ ЮНЕСКО в нашей стране, дающий возможность обеспечения поддержки проектов Организации в России со стороны самых различных политических сил страны.
Наконец, имеет значение прямая финансовая поддержка и техническое содействие ЮНЕСКО для целого ряда российских научных, образовательных и культурных учреждений, переживающих трудности переходного периода.
Развитие сотрудничества российских организаций с ЮНЕСКО в самой приоритетной области ее деятельности – образовании – предоставляет возможность более полно использовать мировой опыт для реформирования отечественной школы, а также распространения ее собственных достижений. Это касается как формального так и неформального образования, а также образования учащихся с особыми потребностями.
Несомненный интерес представляют наработки ЮНЕСКО по линии ее специализированных учреждений, в т. ч. по таким актуальным аспектам, как образование взрослых (Гамбургский институт), воспитание гражданственности (МБП в Женеве) и др.
Актуальное звучание приобретает участие российских организаций в программах ЮНЕСКО по обучению детей беженцев и переселенных лиц, по превентивной работе с беспризорниками. Далеко не безразличны РФ и настойчивость ЮНЕСКО в вопросах ликвидации неграмотности особенно с учетом того, что с развитием новых информационных технологий это понятие обретает новые измерения.
В условиях сохраняющегося вакуума клубной и культурно-массовой работы среди учащейся молодежи полезным представляется создание в РФ сети ассоциированных школ ЮНЕСКО.
В последнее время Секретариату Комиссии в результате настойчивых усилий удалось создать в России ряд специализированных международных кафедр ЮНЕСКО и сетей межуниверситетского сотрудничества УНИТВНН (сегодня таких кафедр насчитывается уже 17, значительно расширилась их география: Новосибирск, Барнаул, Нижний Новгород, Владикавказ и др.). Теперь серьезно стоит вопрос о повышении качества их работы.
Большие надежды связываются с созданием в Москве Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Однако эта работа еще не закончена. Предполагается, что широкое участие российских и международных партнеров в деятельности этой новой международной структуры облегчит доступ к новейшим научным достижениям в целях их эффективного использования в совершенствовании отечественных образовательных систем, обеспечит немалую экономическую отдачу.
Представляют интерес международно-правовые наработки ЮНЕСКО (конвенции, рекомендации) по внедрению современных международных стандартов в отечественные системы обучения.
В то же время потенциал ЮНЕСКО используется далеко не полностью. В последнее время сократилось участие российских представителей в международных форумах ЮНЕСКО (например, на последней конференции по образованию взрослых с участием 2000 делегатов не было ни одного официального российского представителя, хотя приглашения были получены заблаговременно). Уменьшается количество работ российских авторов в научных исследованиях и изданиях ЮНЕСКО. Слабо используются научные наработки ЮНЕСКО, например содержательный Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века.
Огромных научный потенциал России и его нынешние острые проблемы определяют роль сотрудничества с ЮНЕСКО в области фундаментальных и инженерных наук.
Среди наиболее значимых для нас проектов программной области "Наука на службе развития" следует отметить Соглашение о сотрудничестве между ЮНЕСКО и Российской Академией наук. Ныне осуществляется уже четвертая фаза этого соглашения, предусматривающая предоставление стипендий РАН, обеспечение литературой научных библиотек, повышение квалификации кадров в области управления наукой, а также содействие в издании международного "Журнала журналов". Только по этой линии сотрудничества вклад ЮНЕСКО составляет 600 тыс. долл.
Важным вкладом является моральная и материальная поддержка ЮНЕСКО международным мероприятиям, связанным с юбилеями различных деятелей или событий отечественной науки (таких, например, как акад. Н. Н. Семенова, акад. В. А. Фока или предстоящее празднование 250-летия российской химической науки).
Полезным является участие России в межправительственных программах по естественным и прикладным наукам. Программа "Человек и биосфера" (МАБ) позволила включить 18 крупнейших заповедников России в мировую сеть. Через участие в этой Программе РАН, Минприроды и Госкомэкологии получают возможность пользоваться уникальным банком научно-исследовательских данных из 308 биосферных заповедников мира.
Межправительственная океанографическая комиссия (МОК) традиционно осуществляет высокоэффективную деятельность с участием российских исследователей. Глобальное картирование Мирового океана позволяет в порядке обмена предоставлять иностранным партнерам и получать от них картографическую информацию в соотношении 1:14, в том числе по районам, закрытым для российских судов.
Благополучная в целом картина взаимодействия РФ с ЮНЕСКО в этой области требует, тем не менее, свежего взгляда, выработки нового, системного подхода по формированию с использованием возможностей ЮНЕСКО механизма международной поддержки реформирования российской науки и организации системы научного менеджмента в России.
В области социальных наук речь идет в первую очередь о подключении российских ученых к некоторым перспективным международным сравнительным исследованиям, таким как Программа "Управление социальными преобразованиями" (МОСТ), ставшим возможными в условиях прекращения конфронтации и деидеологизации научного сотрудничества в данной сфере. Так, российские исследователи участвуют в проектах по мониторингу этнической напряженности в регионе СНГ и по социальным и экологическим проблемам Заполярья; еще два представленных Россией проекта находятся в стадии рассмотрения и доработки.
Довольно значительна социальная составляющая участия ЮНЕСКО в минимизации последствий чернобыльской катастрофы (соответствующая программа, созданная в 1991 году действовала до конца 1997 года). При поддержке Организации и международных спонсоров созданы и функционируют три центра социально-психологической реабилитации населения пострадавших районов.
Теперь опыт сотрудничества по чернобыльской проблеме будет использован ЮНЕСКО для создания широкой международной программы по противодействию техногенным и экологическим катастрофам.
Хорошие результаты дает сотрудничество с ЮНЕСКО в вопросах воспитания в духе прав человека, демократии и мира. Интерес здесь представляет одно из базовых направлений сотрудничества в рамках новой программы ЮНЕСКО "На пути к культуре мира" через профилактику этнических, религиозных и других конфликтов, а также через смягчение их последствий в областях компетенции ЮНЕСКО. [Education et culture de la paix: selection bibliographique mondiale. Shapour Rassekh. ISBN: 92-3-285001-X (1996, F)]
Выступающая в последнее время на передовой план этическая миссия Организации во многих отношениях является катализатором ряда инициатив в области разработки основ этики научных знаний (прежде всего биоэтики), философии толерантности, нравственной солидарности человечества. Проведенные в 1995-97 гг. в РФ несколько конференций в рамках "Года ООН. посвященного толерантности", во многом способствовали утверждению этого нравственного приоритета в общественном сознании и в научной деятельности.
Особую актуальность приобретает взаимодействие с ЮНЕСКО в работе с молодежью. Перспективной с точки зрения получения поддержки от ЮНЕСКО является деятельность российских организаций по трудоустройству городской молодежи и профилактической работе с ней. Она органично вписывается в программу ЮНЕСКО "Дети улицы" и может внести весомый вклад в решение задач федеральной программы, связанной со снижением уровня преступности, наркомании и алкоголизма в молодежной среде.
Не менее важными для РФ являются программы в интересах женщин. [Вклад женщин в культуру мира. Заявление (Четвертая Всемирная конференция Организации Объединенных Наций по положению женщин) (1995 г., А, Ф, И, Ар, РиК). 152 EX/50 Annex – page 5.] Особого внимания заслуживают возможности, связанные с улучшением положения женщин-беженок, ЮНЕСКО здесь может содействовать мобилизации донорской поддержки. Перспективным было бы и привлечение к работе с ЮНЕСКО организации "Солдатские матери" как добровольного объединения, вносящего существенный вклад в миротворческую деятельность, гуманизацию армейской службы, работу с конфессиями и объективно выступающего в качестве пропагандиста "культуры мира". [Декларация принципов и Программа действий в продолжение мероприятий Года Организации Объединенных Наций, посвященного терпимости (1995 г.. А, Ф, И, Ар, Р и К).]
Важнейшими объектами культурного сотрудничества с ЮНЕСКО в последние пять лет являются проекты реконструкции Большого театра и Музея Эрмитаж. В ходе поэтапного осуществления проектов не только используются посреднические услуги Организации в мобилизации источников внебюджетного финансирования, но и непосредственно привлекаются высококвалифицированные эксперты и консультанты, направляемые Организацией.
Примером плодотворного сотрудничества в укреплении и расширении роли музеев стало создание по решению Организации в Москве Регионального документационно-информационного центра Международного совета музеев (ИКОМ).
Проводимая в стране работа по сохранению и возрождению культурного и природного наследия в значительной мере опирается на соответствующие нормативные акты ЮНЕСКО, в частности, Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия и Конвенцию о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. Действующий под управлением ЮНЕСКО механизм реституции таких ценностей в страны их происхождения может быть активно использован для возвращения в Россию культурных ценностей из других стран.
В настоящем дипломном исследовании следует отметить международные проекты ЮНЕСКО, в рамках которых оказывается материальная поддержка: это сохранение фольклорных памятников, музыкальные фестивали, развитие уличных театров, осуществляемые в рамках Всемирного десятилетия развития культуры (1988-97 гг.) такие крупные программы как "Шелковый путь" и "Новые имена".
Взаимодействие России и ЮНЕСКО в области коммуникации и информации позволяет оперативно реагировать на факты дискриминации российских журналистов, подключать международную общественность к решению проблем сохранения плюрализма и независимости печатной и электронной прессы России и СНГ, активно участвовать в международных информационных проектах.
Соглашение между ЮНЕСКО и РГРК "Голос России" о подготовке радиопрограмм ЮНЕСКО расширяет возможности и эффективность российского вещания на зарубежные страны в целом. Соглашение между ЮНЕСКО и МТК "Мир" в области телевидения содействует сохранению влияния российской школы тележурналистики в странах СНГ.
Значительным потенциалом для сохранения российских позиций в развивающихся странах и странах СНГ обладает Международная программа развития коммуникации (МПРК). Уже сейчас она дает нам возможность активно участвовать в формировании международной политики в области коммуникаций, оказывать содействие укреплению плюрализма и становлению независимых средств информации в этих странах. Программа может послужить своеобразным трамплином для нашего выхода на мировой рынок информационных, познавательных и развлекательных программ.
Общая программа по информации (ОНИ) позволяет сохранять присутствие России в лидирующей группе государств, определяющих уровень и направления использования новейших информационных технологий, участвовать в решении этических и правовых проблем мирового информационного пространства.
Возможности ЮНЕСКО используются в разработке и осуществлении проекта модернизации Российской государственной библиотеки. Благодаря авторитету Организации к проекту на безвозмездной основе привлекаются видные специалисты из крупнейших библиотек США, Англии, Франции, Германии, а также КЕС. ЮНЕСКО способствовала достижению договоренности с правительством Франции об использовании части кредитной линии (в размере 10 млн. долл.) для финансирования работ по капитальному ремонту зданий библиотеки.
Осуществляется плодотворное сотрудничество с ЮНЕСКО по проекту создания компьютеризированной сети крупнейших библиотек России и других стран СНГ и Центральной и Восточной Европы, по проекту создания на базе музеев Кремля и РосИКОМа музейного "интернет"-центра, а также по Программе "Память мира", в рамках которой осуществляется проект "Память России", заключающийся в переводе на электронные носители наиболее ценных исторических документов.
Межправительственная программа по информатике (МПИ) позволяет заинтересованным российским организациям участвовать в определении основных направлений развития новейших информационных технологий, в частности путем участия в региональной компьютерной сети для стран ЦВЕ с помощью единой спутниковой системы (РИНЕЕ).
Приведенный выше краткий, далеко не полный, обзор анализируемых в дипломной работе сфер российского сотрудничества с ЮНЕСКО позволяет говорить о достаточно высоком его уровне. [Guidelines for Curriculum and Textbook Development in International Education UNESCO/International Education (1994, E, F, S)] Дальнейшее наращивание результативности этого взаимодействия с ЮНЕСКО связано, во-первых, с повышением реальной заинтересованности у российских партнеров в ее возможностях и, во-вторых, с поисками новых точек соприкосновения интересов России и отдельных групп стран по конкретных проектам и программам. [Суверенный гражданин. Обучение демократии. Филипп Ожье. ЮНЕСКО. (1994 г., А, Ф, И, Ар и Р)] При этом принципиально важным для РФ является вопрос повышения эффективности самой ЮНЕСКО, которая нуждается в реформировании, как и вся система ООН. Деятельность Организации должна быть в большей мере ориентирована на решение глобальных проблем, требующих объединения интеллекта и практических усилий всего человечества.
Глава 1. "Роль ЮНЕСКО в мире и состояние сотрудничества РФ и ЮНЕСКО в последние годы по основным направлениям"

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.205 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: