Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Критерии здоровой и невротической личности (по работам К. Хорни)

Критерии здоровой и невротической личности (по работам К. Хорни) 8 года 1 мес. тому назад #1557

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
Введение

Проблема невроза личности и по сей день стоит очень остро. Но где грань между невротиком и нормальным человеком? Психиатрия имеет программу лечения психически нездоровых людей, но как лечить невротиков, если нет критерия психического здоровья личности? В этой работе я попытаюсь обозначить некие различия, выявить конфликты и переживания, которые движут невротиком, а также разобраться в реакциях человека, который страдает неврозом в отличие от естественной реакции нормального человека. Вопросом формирования невроза и его развития под влиянием различных жизненных ситуаций занималась известный психолог Карен Хорни. Именно ее книги, и прежде всего книга «Невротическая личность нашего времени», использовались мной при подготовке курсовой работы.
Карен Хорни (1885-1952) – немецко-американский психолог, создательница одного из вариантов неофрейдизма, основанного на большом клиническом опыте работы с пациентами – неврастениками в Германии и в США, а также на классическом психоанализе в понимании причин невротических расстройств. Хорни разделяла основные положения психоанализа о решающей роли бессознательного и антагонизме природного и социального, однако она акцентировала внимание на значении воздействия социально-культурной среды на формирование личности. Под влиянием новых социальных и интеллектуальных течений в конце 30-х годов в США она опубликовала две книги – «Невротическая личность нашего времени» (1937) и «Новые пути в психоанализе» (1939) . В них она подвергла критике учение Фрейда и выдвинула свою теорию, в которой были отвергнуты некоторые основополагающие положения фрейдистской теории, а ее биологическая направленность заменялась культурной и межличностной. По мнению Хорни неврозы порождаются не только отдельными переживаниями человека, но и характерными культурными условиями, в которых мы живем. Хорни безусловно признавала огромную роль детских переживаний в дальнейших жизненных конфликтах, однако говорила о том, что их связь не является просто причинно-следственной, есть множество нюансов и эта связь является намного более сложной, чем представляют ее себе другие психоаналитики. Такой сдвиг акцентов привел к новому пониманию возникновения неврозов, и принципов классификации невротических личностей.
По Хорни невротический процесс – особая форма человеческого развития, крайне неудачная из-за растраты творческой энергии, она не только отличается от здорового взросления и развития, а прямо противоположна ему. И здесь я бы хотел отметить один момент, который делает подход Хорни к проблеме неврозов интересным лично для меня. Я приведу цитату из последней книги Хорни «Невроз и личностный рост»:
«Проблема нравственности предстает совершенно иной, когда мы считаем, что врожденными у человека являются конструктивные силы развития, эволюции, и именно они побуждают человека к осуществлению заложенных в нем возможностей. Это не означает, что человек в своей основе добр и хорош, поскольку противное подразумевало бы заранее данное человеку знание о добре и зле. Это означает, что человек по природе своей добровольно стремится к самоосуществлению, и его система ценностей вырастает из этого стремления. Ясно, что он не может раскрыть свой человеческий потенциал, если не верит в себя, не активен и не продуктивен, если он не строит отношения с людьми в духе взаимности, если отдается, по выражению Шелли, "поклонению темному идолу Я" ("dark idolatry of self") и постоянно приписывает свои недостатки несовершенству окружающих. Вырасти, в истинном смысле слова, он сможет, только возлагая ответственность за это на самого себя.
Таким образом, когда критерием выбора того, что нам взращивать в себе или искоренять, становится вопрос: препятствует или способствует эта моя установка или влечение моему человеческому росту, мы приходим к идее о нравственности эволюции. Как показывает частота неврозов, любой вид принуждения может с легкостью направить конструктивную энергию в неконструктивное или даже деструктивное русло. Но при наличии веры в автономное стремление к самоосуществлению мы не нуждаемся ни во внутренней смирительной рубашке для нашей непосредственности, ни в хлысте внутренних предписаний, подгоняющем нас к совершенству. Несомненно, такие дисциплинарные методы могут очень помочь в подавлении нежелательных факторов; но не вызывает сомнений также, что они вредят нашему росту. Мы не нуждаемся в них, потому что видим лучший способ преодоления деструктивных внутренних сил, и он состоит в том, чтобы перерасти их. Путь к этой цели лежит через все большее сознавание и понимание себя. Следовательно, самопознание в данном случае не является самоцелью, но служит средством освобождения сил спонтанного роста личности …Теряя невротическую одержимость собой, мы обретаем свободу роста, освобождаемся для любви и заботы о других людях» .
Мне импонирует, что Хорни рассматривает проблему невроза и его преодоления как важнейший шаг на пути к самореализации личности.

1. Невроз по Хорни

В книге «Невротическая личность нашего времени» Хорни начинает со следующего базового определения невроза.
«Невроз является психическим расстройством, вызываемым страхами и защитами от них, а также попытками найти компромиссные решения конфликта разнонаправленных тенденций» .
Хорни разделяет неврозы на ситуативные неврозы и неврозы характера. Разница заключается в том, что в первом случае, мы имеем реакцию на внешнюю конфликтную ситуацию, которая приводит к кратковременному отсутствию адаптации, а во втором случае, мы имеем дело с некой деформацией характера, и хотя невроз может проявится в конфликтной ситуации, данная ситуация лишь обнаруживает невроз, который присутствовал и ранее. Хорни в большей степени интересует именно вторая группа нервозов. В данном случае важна не столь ситуация, сколь предпосылки, возможно детские переживания. Более того, если мы имеем дело с неврозом второго типа, то невротическая реакция возможна и на ситуацию, которая у нормального человека вообще не вызвала бы конфликта.
Чтобы понять, как возникают неврозы нужно обратиться к одному из основных терминов Хорни, а именно к “базисной тревоге”. Именно тревога, по мнению Хорни, является «динамическим центром неврозов» .
Понятие тревожности Хорни рассматривает параллельно с понятием страха. Она вносит некие изменение в формулировках этих понятий и их различий. И если раньше люди дифференцировали страх и тревожность по степени реакции на опасность, в данном случае тревога являлась просто несоразмерной реакцией, и могла проявляться даже, если как таковой опасности не существовало, то, согласно Хорни, разница заключается немного в другом:
«Как страх, так и тревога являются адекватными реакциями на опасность, но в случае страха опасность очевидна, объективна, а в случае тревоги она скрыта и субъективна. Иначе говоря, интенсивность тревоги пропорциональна тому смыслу, который для данного человека имеет данная ситуация. Причины же его тревоги, в сущности, ему неизвестны. Практическое значение указанного различия между страхом и тревогой заключается в том, что попытка убедить невротика, что его тревога необоснованна, — метод убеждения — является бесполезной. Его тревога связана не с той ситуацией, которая имеет место в реальности, а с тем, как она представляется ему» .
Тревога играет огромную роль в развитии личности, но несмотря на это, порой мы можем не осознавать, что она у нас есть. Иногда даже наши самые сильные чувства и эмоции столь кратковременны и мимолетны, что не достигают нашего сознания и в следствие мы забываем о них. В то же время за этими переживаниями может скрываться огромная сила, побуждающая нас к каким либо поступкам. Как пишет Хорни, степень осознания чувства абсолютно ничего не говорит ни о его силе, ни о его значении. Применительно к тревоге это означает не только то, что мы можем неосознанно беспокоиться, но также и то, что тревога может быть определяющим фактором нашей жизни, оставаясь в то же самое время не осознанной нами.
Тревога может вполне осознаваться невротиком и проявляться абсолютно по-разному: от неясной тревоги до панических приступов страха. Она может быть привязана как к конкретным ситуациям и действия (боязнь высоты) так и к определенному содержанию (опасение заболеть раком). Но независимо от того, каким является проявление тревоги, это может быть как боязнь публичных выступлений, так и опасение сойти с ума, неизменно присутствуют два фактора: непреодолимая опасность и беззащитность перед ней.

Продолжение работы в архиве!

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.110 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: