Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Особенности иерархии семейных ценностей

Особенности иерархии семейных ценностей 8 года 1 мес. тому назад #1480

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
Введение
Актуальность исследования проблем, связанных с иерархией семейных ценностей, вытекает из существенного возрастания роли семьи, усилении ее влияния на все стороны жизнедеятельности общества и конкретного человека. Сложная социально-экономическая ситуация в стране, резкие перемены, происшедшие в жизни миллионов россиян за последние годы, крайне обострили проблему семейных взаимоотношений. Брак перестал быть пожизненным и легитимным: разводы, неполные семьи, матери-одиночки из исключений стали нормой. В период ранней взрослости (от 20 лет) мотивация брака очень высока, тем не менее, 36% разводов приходится до 5 лет брачного стажа. Браки, заключаемые супругами в возрасте до 20 лет, расторгаются в 99,9% случаев [Голод С. И., Клецин А. А. Состояние и перспективы развития семьи. – СПб, 1994. С.37].
На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности. В то же время, в усложнившихся условиях современного бытия, семья как уникальный посредник между интересами личности и общества, оказалась в эпицентре общественных катаклизмов. Переход к рыночным отношениям и связанные с этим апатия, обнищание немалой части населения резко отразилась на самочувствии семьи, ее воспитательном потенциале, стабильности.
Указанные и другие социальные причины фактически привели к кризису семейных ценностей. Следствием этого кризиса являются разъединение старших и младших поколений (нуклеаризация), широкое распространение малодетности, расширение одиночно-холостяцких форм существования. И если супружество, родительство, родство являются конституирующими семью отношениями, то в наше время наблюдается распад этого триединства. Проблема осложняется тем, что в данный момент институт брака переживает переходный период. Продолжается разрушение старых традиционных установок на брак, а новые еще не сформировались [Силласте Г. Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации // Социологические исследования. 1995. № 10. С. 85-89].
В этих условиях особенно тяжело выживать молодым семьям, где на серьезные трудности социально-экономического плана накладываются острые проблемы в супружеских отношениях. Укрепление брака и гармонизация супружеских отношений, особенно в молодой семье, является одним из ведущих направлений в практической психологии. Для того, чтобы эффективно осуществлять помощь супругам, психолог-консультант должен иметь четкое представление об особенностях межличностных, а особенно супружеских отношений в семье.
Таким образом, решение задач стабилизации брака и семьи, запросы практического консультирования остро требуют психологических разработок, комплексного исследования всех аспектов формирования, развития и функционирования брака и семьи, глубокого изучения закономерностей и противоречий развития взаимоотношений молодых супругов, которые почти всегда коренятся в несовпадении иерархии семейных ценностей.
В связи с актуальностью поставленных выше проблем была сформулирована цель настоящей работы: исследовать особенности иерархии семейных ценностей.
Объектом исследования является современная семья. Предметом исследования была выбрана иерархия семейных ценностей.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
• рассмотреть место семьи и брачных отношений в системе ценностей современного человека;
• проследить динамику трансформации иерархии семейных ценностей на примере эволюции семьи в ХХ веке.
1. Брак и семья в системе ценностей современного человека
Семейный образ жизни распространяется и утверждается повсеместно практически у всех народов по мере достижения ими соответствующего уровня развития. Именно при семейном образе жизни человек оказывается способным наиболее оптимально удовлетворять свои устойчивые жизнеопределяющие потребности как физического материального плана, так и душевно-эмоционального, тем самым освобождая максимум времени и жизненной энергии для собственно человеческого – духовного совершенствования и самореализации; того, что К. Юнг называет индивидуализацией, во-человечиванием, достижением Самости.
Главной формой возникновения семьи является брак – союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке и направленный на создание семьи, на принятие взаимных прав и обязанностей. Брак и семья – это не тождественные понятия. Понятие “семья” значительно шире понятия брак, а брачные отношения не исчерпывают собой все многообразие семейных. “Брак” как особое социальное и психологическое явление находится как бы в пределах более общего явления “семья”, захватывая тот его аспект, который связан с взаимоотношениями между брачными партнерами – мужем и женой. Вместе с тем, юридически оформляя эти отношения, брак является тем генетически исходным состоянием, которое определяет развитие более сложных и многообразных семейных отношений. Все это наводит на мысль, что проблема упрочения и стабилизации семейных отношений связана, в первую очередь, с устойчивостью супружеских отношений.
Отношения между супругами регулируются совокупностью норм и санкций института брака. Одни нормы, обязанности и права носят юридический характер и регламентируются законодательством. Другие регулируются моралью, обычаями, традициями.
“Брак возник, – пишет А.Н. Волкова, – на определенном этапе развития общества из экономических нужд и как институт, осуществляющий воспроизводство населения, социальный и сексуальный контроль, как результат все большего подчинения отношений между полами условиям социально-экономического развития” [Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости // Дисс.... канд. психол. наук. - Л., 1979. С.24]. В начале века К.Юнг высказал мысль, что брак – самая сложная форма человеческих отношений.
Большинство исследователей (А.Н. Волкова, С.И. Голод, Л.В. Карцева, Т.М. Трапезникова и др.) считают, что изменение брачных отношений, охватившее современное общество, выражается в смене механизмов регуляции брачных отношений, функций и мотивации брака при сохранении его формы (моногамии). Смещение брачных регуляторов из сферы юридических и религиозных ограничений в область социально-психологических норм является первым значительным преобразованием современного брака. Брачная мотивация освобождается от экономических, политических, религиозных, престижных соображений, и возрастает роль индивидуалистических чувств при брачном выборе.
Второе изменение – смена взглядов на функции брака. Когда речь идет о функциях брака, имеется в виду социальное назначение этого института. С точки зрения общества, цель брака – обеспечение контроля над воспроизводством населения и сексуальным поведением. С точки зрения индивида, брак является межличностным отношением, удовлетворяющим потребности в чувственном наслаждении, эмоциональной привязанности и индивидуальной любви.
В настоящее время брак следует рассматривать скорее как социально - психологическое отношение, чем как социальный институт. Институциональные формы регуляции брачных процессов утрачивают свое значение и на смену приходят социально - психологические, этические и моральные нормы как механизмы регуляции брака. Э.Г. Эйдемиллер подчеркивает, что нынче “ брак и половая близость все в большей мере идентифицируются с неформальным, т.е. по сути дела, не регулируемым извне межличностным отношением, которое по сути своей противостоит норме и регламентации” [Елизаров В. В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики // Социологические исследования. 1998. № 2. С.67-72].
Развитие форм брака тесно связано с развитием форм семейной организации, так что определенному типу брачных отношений соответствует особый тип семьи.
Семья – основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью, является ячейкой общества, где зарождается и формируется информационное обеспечение социального поведения индивида. Через семью сменяются поколения, в ней еще задолго до рождения человека формируются генетические предпосылки его способности освоения и развития культурного наследия, как семьи, так и человечества в целом. В семье в течение детства родителями и старшим поколением в целом у человека вырабатываются генетически не передаваемые условные рефлексы, отражающие опыт старших поколений, формируется индивидуальная психика и ее динамика. Здесь на основе развивающейся организации психики начинает реализовываться генетически обусловленный потенциал освоения и развития индивидом культурного наследия предыдущих поколений, происходит становление его нравственности. В семье человек осваивает свои первые социальные роли и получает начальные представления о жизнеустройстве общества, которые являются основой формирования его индивидуальной логики социального поведения – нравственно-этического обоснования целей деятельности и избрания средств их достижения [Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. – Л., 1984. С.57].
Современный этап развития семьи можно назвать кризисным. Смена регуляторов, типа, функций, размеров семьи проявляется в явлениях неустойчивости и дезорганизации семьи. Это находит свое выражение в росте разводов, дезертирств из семьи; падении рождаемости; росте числа неполных и неблагополучных семей; изоляции семьи от общества; росте незаконнорожденности, детской преступности; алкоголизма и наркомании; возрастании числа неврозов семейной и бытовой этиологии; падении престижа семейных ценностей и увеличении числа одиноких. На всей территории России эта ситуация обозначена особенно остро: кризис семьи является доминирующим, всепоглощающим и пока трудно преодолимым.
Существенное снижение брачности по России в целом произошло в 1990-1992 годах: в 1990 г. было зарегистрировано 1320 тыс. браков, в 1991 г. – 1248 тыс., в 1992 г. – 1054 тыс. В 1993-95 годах произошла некоторая стабилизация, но в дальнейшем вновь наметилась тенденция к ухудшению ситуации. Одновременно с сокращением брачности растет число разводов: в 1990 г. – 560 тыс., 1994 г. – более 680 тыс. [Голод И.С. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: Петрополис, 1998. С.74]
За последние годы резко вырос показатель, характеризующий соотношение числа разводов и числа регистрируемых браков – с 424 разводов в 1991 г. до 619 разводов в 1996 г. на 1000 браков, а в 1997 г. этот показатель составил 807. В ряде регионов произошло уникальное явление – превышение числа разводов над числом браков.
Социальное сиротство стало серьезной проблемой последних лет. На настоящий момент в России около полумиллиона сирот, 95% – это сироты при живых родителях. Растет число детей, оставленных в родильных домах Семейное неблагополучие, ослабление воспитательной функции семьи существенно влияют на социальную дезадаптацию всех ее членов, прежде всего, на поведение и положение детей в обществе. Поэтому вопрос об укреплении брака, особенно молодого, его стабилизации на данном этапе развития общества приобретает особо важное социальное звучание.
И зарубежные и отечественные исследователи отмечают, что современная семья находится в состоянии глубинных изменений, касающихся всех сторон ее жизни. Анализируя особенности современной семьи С.И. Голод отмечает тенденции к снижению рождаемости, малодетности и сознательной бездетности, распространение добрачной практики сексуального поведения молодежи, которое по своим мотивам непосредственно не связано ни с прокреативными, ни с брачными интересами, рост доли добрачных зачатий.
С начала 20 века интенсивно переосмысливается значимость сексуальности: становится тривиальным понимание несводимости супружеской сексуальности к деторождению; происходит активная переориентация на возможность сексуальных отношений вне института брака. Часть женщин не воспринимают деторождение как исключительно брачный атрибут: стала реальным фактом внебрачная рождаемость. Увеличилось число женщин и мужчин, никогда не вступавших в брак, рост разводов, отмирание контроля со стороны религии и эмансипация женщин от патриархальной зависимости [Голод И.С. ХХ век и тенденции сексуальных отношений в России. – СПб.: Алетейя, 1996. С.16].
Семья переживает сложный этап эволюции, перехода от традиционной модели к новой. Другой облик приобретает весь семейный уклад, стиль жизни. Разрушаются прежние самобытные устои семьи. А.И. Волкова отмечает, что изменяются виды внутрисемейных отношений, упрощается структура семьи – наиболее распространена двухпоколенная (нуклеарная), состоящая из родителей и детей. Другими становятся система власти и подчинения – ориентация супругов на обоюдную ответственность за жизнедеятельность семьи (эгалитарный тип руководства). Т.М.Трапезникова подчеркивает снижение значимости традиционных семейных функций – рождения и воспитания детей, решения чисто бытовых вопросов. В свете серьезных экономических преобразований общества приобретает особую важность семья как психологическое “убежище” человека. Нельзя не согласиться с мнением Т.М. Трапезниковой, что “подобная ломка традиционных семейных стереотипов в обыденном сознании, серьезнейшие социально – экономические трудности нашего бытия, общая дестабилизация сегодняшней социальной системы создают своеобразную конфликтогенную среду существования человека, усиливающую неустойчивость современной семьи” [Волкова А.Н., Трапехникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. 1985. N5. С.34-38].
“Основной семейной стратегией в настоящее время, – считает Е.М. Черняк, – становится стратегия выживания из-за материальной нестабильности и психологической угнетенности”. Она подчеркивает, что для современной семьи характерны женская “монополия”, потеря мужского престижа, снижение семейной воспитательной функции.
Современная семья эволюционирует в своей супружеской форме, что означает выдвижение на первый план значения супружества, обладающего статусом самостоятельной ценности. Превращение любви в основной мотив брака расширяет, по мнению А.Г. Харчева, круг моральных требований, предъявляемых супругами друг к другу, повышает ожидания, связанные с супружеством. Л.В. Варфалви отмечает, что для современного переходного состояния характерны определенные трудности в освоении супружеских ценностей [Харчев А.Г., Голод С.И. Молодежь и брак \ Человек и общество. ЛГУ, 1969. – С.67].
В современном брачном союзе возрастает значение личного, интимного общения, основанного на любви, уважении, внимании, заботе, ощущении ценности своей личности. Брак в современном виде оценивается с позиций достижения экзистенционального смысла и выступает как психологическое отношение между супругами. Вместе с тем это усложняет характер супружеских взаимоотношений, увеличивает вероятность психологических коллизий в семье, что делает последнюю менее устойчивой.
По мнению В.И. Косачевой, возникает новое понимание стабильности семьи, т.к. сегодня, во-первых, семья призвана выполнить функцию среды формирования наиболее прочных, устойчивых, позитивных эмоций: отношений любви, отношений отцовства и материнства (не связанных с экономическими или какими-либо другими утилитарными критериями), отношений тесного общения и т.д.
Во-вторых, семья выступает как культурная общность – общность людей, которых связывает определенное единство жизненных ценностей, представлений, единство позиции во взаимоотношениях с обществом (семья, в частности, выступает и в качестве сферы, где компенсируются какие-либо неудачи в общественной деятельности) и т. д. При этом следует учитывать, что поскольку главной ценностью нашего общества является личное счастье человека, то в настоящий момент стоит задача не только стабилизации семьи как таковой, а успешности брачно-семейных отношений или качества брака [Цит. по Антонюк Е. В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи: Автореф.дисс…. канд.психол.наук.-М., 1992.].
В последние десятилетия изучение брака и семьи стало важной темой многих исследований. Наряду с конкретно-эмпирическими исследованиями появляются работы теоретического, обобщающего типа: попытки определения и уточнения понятийного аппарата, анализ и дифференциация методологических подходов, разработка теорий “среднего уровня обобщения”. Хотя теория семьи и брака еще далека от завершенности, но уже имеется ряд важных уточнений.
Первое – это разделение на макроуровневый и микроуровневый подход к исследованию. При макроуровневом подходе брак и семья рассматриваются как исторически изменчивые социальные институты, элементы более общего социального целого, связанные с другими социальными институтами взаимными влияниями. Для микроуровневого подхода (конкретно-социологического, социально-психологического) семья выступает как малая социальная группа, члены которой связаны между собой отношениями супружества и родства.
Второе принципиальное методологическое положение – разграничение исследований семьи и исследований брака и выделение супружества как отдельного объекта исследования.
По мнению Л.С. Алексеевой, психологические подходы к изучению семьи и брака сводятся к трем основным теориям, которые выясняют закономерности супружеских отношений с учетом их особенностей:
• структурности этих отношений, выступающих как такая динамическая система, благодаря которой выстраивается некоторое их “членство”;
• функциональности, подразумевающей взаимосвязанность и мотивированность действий каждого из членов в общей системе отношений;
• адаптивности как соотношения индивидуальных и личностных свойств членов семьи, обеспечивающие возможности их приспособления друг к другу [Алексеева Л.С. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование – М.,1993 С.21].
Более глубокие исследования особенностей функционирования и развития семьи, по мнению А.Я. Варги, привели к необходимости детального изучения и вычленения структурных характеристик отношений, структуры отношений в семье. Базовая идея системного подхода заключается в том, что семья – это социальная система, то есть комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Я.Варга определяет семейную систему как группу людей, связанную общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное – взаимоотношениями, выделяет в ней две основные подсистемы: супружескую подсистему, состоящую из мужа и жены, и подсистему детей.
Семейная система, отмечает А.Н.Волкова, как любая другая система, функционирует под воздействием двух законов: закона гомеостаза и закона развития. Закон гомеостаза формулируется следующим образом: каждая система стремится сохранить свое положение, каким бы оно не было. Это означает, что семейная система стремится остаться на данной точке своего развития, не хочет никуда двигаться. Согласно закону развития, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл. Жизненный цикл семьи – это некая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья. Развитие предполагает изменения в системе. Функционально, когда меняются отношения членов семьи вместе с изменением структуры.
По мнению Д.С. Уоллерстайн, главное достоинство современного брака – гибкость по сравнению с единообразием прошлого.
Итак, современная семья характеризуется стремительными изменениями функций, структуры, системы власти и подчинения, механизмов регуляции брачных отношений, мотивации брака при сохранении его формы (моногамии). Супружеская диада выделяется как основополагающий, центральный элемент, определяющий общее благополучие семьи. В любом акте взаимодействия людей всегда присутствует их отношение друг к другу, которое следует рассматривать как социализированную связь внутреннего и внешнего содержания психики человека. Поэтому взаимодействие человека с человеком в обществе – это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной вынуждает людей строить и согласовывать образы “Я – Он”, “Мы – Они”, координировать усилия между собой.

Продолжение работы в архиве!

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.180 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: