Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Функции государства

Функции государства 8 года 1 мес. тому назад #1467

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о функциях государства – это один из важных вопросов не только теории, но и практики государственного строительства. Функции государства выражают социальную природу государства и конкретизируют ее суть.
Термин "функция" в переводе с латинского означает "осуществить", "выполнить". Функции государства очень тесно связаны с задачами, целями и сутью государства, но не сводятся к ним. Анализ функций государства должен ответить на вопросы: 1) что должно делать государство на определенном этапе своего развития и как 2) на чем должны быть сконцентрированы усилия их органов и ведомств?
Многие специалисты считают, что функции государства – это, прежде всего определенные направления деятельности государства, в которых выражается служебная роль, задача, цели и закономерности развития. С помощью функций государство реализует свои задачи и цели, которые стоят перед обществом или могут быть поставлены. В связи с этим функции существуют не только реально, но и, потенциально, как способность или возможность к определенной деятельности.
Функции государства – это возможные и реальные основные направления деятельности государства и его органов по обеспечению нужд и интересов общества, которые конкретизируются в задачах, целях и социальном назначении.
Государство выполняет чрезвычайно много функций, которые изучаются разными отраслевыми науками. Теория государства анализирует лишь основные функции государства. Все основные функции государства можно классифицировать по таким критериям:
1) в зависимости от деления власти – законодательные, исполнительно–распорядительные, судебные и контрольно–надзорные. Все они обеспечивают функции управления обществом и государством;
2) в зависимости от их роли в обществе – основные и второстепенные;
3) в зависимости от сферы влияния и осуществление – внутренние и внешние;
4) в зависимости от сферы общественной жизни – экономические, политические, социальные, гуманитарные, экологические, идеологические;
5) в зависимости от срока выполнения – постоянные и временные. Все функции государства диалектически развиваются, основные становятся второстепенными (неосновными), и наоборот, одни исчезают и появляются новые, которых раньше не существовало.
Таким образом, данная тема является актуальной, поскольку определение функций государства, а также изучение их понятия и видов помогает правильно оценить роль государства в жизни общества.
Целью данной работы является изучение понятия и видов функций государства. Соответственно, задачами, поставленными в данной работе, являются:
• изучение видов функций государства;
• изучение их классификации;
• изучение характеристики функций государства, а также форм их осуществления.
Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых отвечает поставленным задачам, заключения, которое содержит обобщение материала по данной теме и выводы по данной работе.
1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества. Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства.
Любое государство с разной степенью активности, постоянно и непрерывно действует, потому что в противном случае оно не будет являться государством, поскольку пассивность либо бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению.
Так как эта деятельность проявляется в различных сферах общественной жизни, то возникает необходимость систематизировать основные направления деятельности государства, то есть возникает необходимость введения такого понятия, как "функции государства".
Подчёркивая связь функций государства с его деятельностью, некоторые учёные определяют функции как стороны этой деятельности. Другие утверждают, что функция государства – это прежде всего его способность (возможность) к определённой деятельности, то есть объективно необходимое для него направление деятельности. Кроме того, функция – это активная реализация данной способности, то есть сторона в содержании практической деятельности государства. "Функция представляет собой реализующее свойство ".
Более предпочтительным является по нашему мнению второй вариант, позволяющий избежать отождествления функций государства с его непосредственной деятельностью.
Очевидно, что специфика реализации основных направлений деятельности государства осуществляется через его механизм как систему государственных органов и учреждений.
Наиболее обобщённо можно дать определение функциям государства следующим образом: функции государства – основные направления его деятельности. Сразу же необходимо отметить, что под понятием "функция государства" подразумевается не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство либо в данный конкретный момент, либо на протяжении всего своего существования обойтись не может.
Итак, функции государства – особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления деятельности государства по управлению обществом.
Функции призваны ответить на вопрос: что должно делать государство на данном этапе его развития, на чём должны быть сосредоточены усилия его органов и учреждений.
Далее, в функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития, его многосторонние связи с обществом.
Поскольку деятельность государства детерминирована определёнными конкретными задачами, требующими разрешения, и целями, к которым стремится государство, то функции, как направления деятельности, также соответственно устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач.
Постановка перед государством и обществом определённых задач порождает необходимость осуществления соответствующих функций. Вне функций государства его задачи останутся нерешёнными. Такова двусторонняя связь между задачами и функциями современного государства. Однако необходимо чётко представлять, что определяющими здесь являются задачи, а зависимыми – функции. "Функция государства – это не задача государства, хотя функция и связана с ней и даже прямо зависит от неё".
Зависимость функций от задач проявляется в следующем: во-первых, задачи обуславливают само существование функций государства, во-вторых, определяют содержание и, в-третьих, воздействуют на формы и методы их осуществления.
Необходимо также отличать функции государства от видов государственной деятельности, которые могут осуществляться либо специально уполномоченными на то органами, либо структурными подразделениями различных органов государства.
Видами государственной деятельности являются, например, расследование уголовных дел, таможенный контроль.
Функции государства нельзя отождествлять с методами и формами их реализации. Основными правовыми формами осуществления функций современного государства являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность.
Государство в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития, может использовать методы убеждения, поощрения или принуждения во всех различных сочетаниях. Конкретная же функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти, неразрывно связанных с данным направлением деятельности государства.
Признаки функций государства:
Устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни.
Непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением.
Направленность деятельности государства на выполнение крупных конкретных задач и достижение целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества.
Осуществление функций в определенных формах (чаще всего правовых) с применением властно-принудительных методов [Морозова Л. А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. № 6. С. 103.].
Деятельность государства, как было упомянуто выше, охватывает большой круг направлений, поэтому функции государства можно разделить на определенные группы видов, причем деление на группы можно произвести по-разному.
В научной юридической литературе встречается несколько подходов деления функций государства на виды. Основные из них – следующие:
По сфере деятельности функции государства делятся на внутренние и внешние – наиболее часто встречающееся деление.
По видам ветвей государственной власти – законодательные, исполнительные и судебные функции.
По времени действия – постоянные и временные функции.
По значению – основные и неосновные функции.
Реализация функций осуществляется различными государственными организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи между ними определяются функциями государства. Функция всегда первична по отношению к выполняющей ее государственной организации. Функция – это идея, необходимость деятельности, ее направление, а государственная организация – это та материальная сила, которая воплощает данную идею, материализует ее. Государственная функция – это очень широкое направление деятельности и она не может быть реализована какой–то одной государственной организацией. Каждая из государственных организаций в отдельности имеет свои особенные функции, отличающиеся по масштабу от государственных функций. Функции государства выполняются своей совокупностью государственных организаций.
Существуют два вида государственных организаций. К первому виду относятся государственные организации, которые осуществляют властную, организационно–регулятивную деятельность.
Второй вид представляют государственные организации, основным назначением которых является непосредственная, практическая деятельность по выполнению функций государства. Они создаются органами государства и управляются ими. В зависимости от того, в какой сфере государственной деятельности (охранительной, экономической или культурно-воспитательной) действуют государственные организации, они подразделяются на три вида.
В охранительной сфере практическое выполнение функций возложено на особые вооруженные государственные организации. Они непосредственно охраняют граждан и государство от внутренних и внешних посягательств. В их число входят части и подразделения вооруженных сил, службы безопасности, милиция (полиция), разведка и некоторые другие вооруженные государственные организации.
В экономической сфере действуют государственные организации – предприятия и учреждения, основным назначением которых является производственная либо обеспечивающая производство деятельность, а также оказание бытовых, кредитно-расчетных и коммунальных услуг населению. К ним относятся, например, государственные заводы и фабрики, сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи (железные дороги, почта и др.), торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные учреждения и т. д.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Данная проблема имеет двоякое значение: теоретическое и практическое. В теоретическом отношении решение поставленного вопроса углубляет познания о функциях государства. В практическом плане определённое разграничение указанных понятий направлено на совершенствование структуры и повседневной деятельности государственных органов
Как уже было сказано выше, функции государства – такие направления деятельности государства, в которых непосредственно выражается его сущность как социального явления. Функции государственных органов подобным качеством обладать не могут; в них сущность государства не получает непосредственного выражения. В функциях государственных органов раскрывается конкретная деятельность каждого отдельного звена в механизме государства. Если функции государства отвечают основным, общественно значимым направлениям его деятельности, которым подчинена работа всего государственного аппарата и каждого из его органов, то далеко не всегда в функциях отдельных государственных органов находит выражение социальное назначение и сущность государства.
Проблема количественного состава функций государства является дискуссионной. Это объясняется, прежде всего, тем, что классификация функций, являясь категорией объективной, тем не менее, зависит от оснований её построения, то есть от субъективных моментов, связанных с целями исследования, а также от мировоззрения исследователя. Существуют две противоположных тенденции к определению числа функций государства: расширение их числа и, наоборот, минимизация.
Сторонники последнего подхода выделяют две-три функции путём растворения или объединения отдельных самостоятельных направлений государственной деятельности в более широких. Так, например, югославский профессор С. Иованович наделяет государство тремя функциями: военной (оборона от нападения извне), правовой, культурной.
Очевидно, что такая позиция во многом является спорной, поскольку в этом перечне отсутствуют экономические функции государства.
Также интерес вызывает концепция, которую условно можно назвать концепцией "минимума государственных функций". Её приверженцы считают, что каждое государство выполняет внутриполитическую и внешнеполитическую функции, призванные обеспечить поддержание данного социального строя внутри страны и его защиту от нападения извне. "Эти две функции – пишет польский юрист Ц. Циембиньский, – являются минимумом функций государства: не может прочно существовать государство, не способное поддерживать определённый внутренний порядок или не способное обеспечить его защиту перед нападением со стороны агрессивных соседей".
Эта позиция, хотя во многом и соответствует истине, но всё же не до конца. Ведь государство – не статическое, а динамическое образование. Несомненно то, что, как и любая сложная система, государство прежде всего должно иметь "инстинкт самосохранения" – другими словами, для того, чтобы вообще осуществлять какой–либо вид деятельности, государство должно иметь надёжный механизм самозащиты. Причём защищаться следует двояко: извне, то есть со стороны других государств, и изнутри, что заключается в поддержке устоявшегося строя.

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.143 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: