Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение 8 года 1 мес. тому назад #1420

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
ВВЕДЕНИЕ
Проблема профессионального самоопределения личности относится к числу активно разрабатываемых психолого-педагогических проблем. Большое внимание и актуальность данной проблемы объясняется следующими обстоятельствами.
Во-первых, глубокое исследование профессионального самоопределения личности отвечает насущным потребностям российской экономики. Это связано с тем, что незавершенность профессионального самоопределения, растянутость этого процесса во времени – во многих случаях причина недостаточной удовлетворенности части людей своей профессией, а, следовательно, и текучести кадров, которая в условиях дефицита рабочих рук наносит немалый ущерб нашей экономике.
Во-вторых, проблема профессионального самоопределения – это ключевая проблема психологии профессионального становления личности, в которой профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как “ядро”, наиболее значимый компонент профессионального развития человека, с другой – как критерий одного из этапов этого процесса. Здесь изучение профессионального самоопределения выступает как существенная составная часть общего цикла теоретико-экспериментальных исследований по построению научной теории профессионального становления личности. Углубление понятия об основных закономерностях профессионального самоопределения, разработка системы критериев и показателей его успешности являются основным условием сознательного и целенаправленного управления этим процессом (через систему профессиональной ориентации, и в ходе профессионального обучения).
Теоретические аспекты проблемы самоопределения анализируются в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Е.А. Климова, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Чебышевой и других.
В работах С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева проблема самоопределения рассматривалась в связи с исследованиями жизненного пути человека. С.Л. Рубинштейн, в частности, показал, что проблема самоопределения не может быть разрешена в отрыве от проблемы взаимоотношений человека с окружающим миром, ибо отношение человека к самому себе, являющееся ключевым моментом в понимании феномена самоопределения, в значительной степени зависит от его отношения к окружающим и окружающих к нему.
В исследованиях Л.И. Божович проблема профессионального самоопределения изучалась в контексте исследований психологических закономерностей формирования личности старшего школьника. Было показано, что потребность в самоопределении является центральным компонентом социальной ситуации развития старшеклассников, а самоопределение – “мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающему”.
Рассмотрение профессионального самоопределения в связи с разработкой проблемы формирования человека как субъекта профессиональной деятельности и анализом особенностей его самосознания позволило сформулировать некоторые общие положения руководства этим процессом (Е.А. Климов, В.В. Чебышева и др.). При этом исследований, посвященных профессиональному самоопределению лиц юношеского возраста довольно мало, что и определяет научную новизну данной работы.
Целью работы является анализ профессионального самоопределения лиц юношеского возраста с теоретических и практических позиций. На основании цели в работе были поставлены следующие задачи:
• анализ особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте;
• изучение профессионального самоопределения современной молодежи на примере конкретной группы.
Предметом исследования данной работы является профессиональное самоопределение в юношеском возрасте. Объект исследования – профессиональное самоопределение конкретных лиц, студентов колледжа при Академии правосудия. Основной гипотезой исследования является отсутствие грамотного профессионального самоопределения у современной молодежи. Для проведения исследования использовались методики Е.А. Климова и Холланда.
1. ПРИЗНАКИ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Динамика профессионального самоопределения в юношеском возрасте
Процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека − от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности.
Различные авторы предлагают разные периодизации развития человека, которые должен знать профконсультант не только для планирования жизненных перспектив консультируемого, ведь большинство людей проходят все эти этапы, но и для учета особенностей поведения человека, которые также зависят от того, на каком этапе развития он находится.
В профессиональном консультировании наиболее известна периодизация Е.А, Климова, где как раз и выделяется стадия “оптации”: 1) стадия пред-игры (от 0 до 3 лет); 2) стадия игры (от 6 до 8 лет); 3) стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет); 4) стадия “оптации” (от 11-12 до 14-18 лет); 5) стадия профессиональной подготовки (от 15-18 до 16-23 лет); 6) стадия развития профессионала (от 16-23 лет до пенсии). [Климов Е. А. Путь в профессию. − Л., 1974. С. 35.]
Особую известность за рубежом имеет периодизация Дж. Сьюпера, выделившего пять основных этапов “профессиональной зрелости”: 1) рост: развитие интересов, способностей (0-14 лет); 2) исследовательский: апробация своих сил (14-25 лет); 3) утверждение: профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25-44 года); 4) поддерживание создание устойчивого профессионального положения (45-64 года); 5) спад: уменьшение профессиональной активности (65-и более лет...).
Обращаясь к современному положению дел в области профессионального самоопределения молодежи, исследователи подчеркивают многомерность и многоступенчатость этого процесса, в котором выделяются несколько аспектов, связанных с задачами общества, которые оно выдвигает перед формирующейся личностью; с процессом формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность; с принятием решений, в которых должен быть установлен баланс личных предпочтений и склонностей и потребностей существующей системы разделения труда. Последний аспект является точкой пересечения социальных и психологических факторов профессионального самоопределения и представляет наиболее широкие возможности для эффективного решения самых острых проблем выбора молодежью профессии и жизненного пути.
Анализируя в целом современное состояние исследований профессионального самоопределения молодежи в нашей стране, можно выделить два основных подхода к этой проблеме.
Первый подход разрабатывается главным образом в русле различных теоретических концепций профессиональной ориентации школьников и связан с исследованием возрастных особенностей их развития. [Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. − М., 1981. С. 32.] Кудрявцевым Т.В. отмечено, что большинство исследований, осуществляемых в рамках этого подхода, имеют существенный недостаток: они сводят рассмотрение профессионального самоопределения к анализу подготовки выпускников школы к выбору профессии и самого акта выбора. [Кудрявцев Т.В. Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. // Вопросы психологии. 1992. №2.] Вместе с тем процесс профессионального самоопределения не заканчивается выбором профессии.
Результаты экспериментальных исследований показывают, что многие выпускники средней школы выбирают профессию случайно, затрудняясь сколько-нибудь обоснованно мотивировать свой выбор. В литературе подчеркивается, что в этом смысле выбор профессии в подростковом возрасте может быть осуществлен под непосредственным влиянием случайно возникшего интереса или внешних обстоятельств и являться актом подражания товарищам или родителям. [Виноградова М. Д. Воспитательная работа с подростками в школе по выбору профессии. − М., 1961. С. 117.] При этом подростки часто практически ничего не знают об избранной ими профессии или имеют весьма поверхностные представления о ней.
Кроме того, даже мотивированный выбор личностью будущей профессии не всегда гарантирует успешность профессионального самоопределения. Дело в том, что о завершенности этого процесса трудно говорить до того, как человек сам, в ходе профессиональной деятельности или в условиях, максимально приближенно имитирующих реальные производственные (профессиональные) ситуации, не проверит свои возможности и не сформирует устойчивого положительного отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Поэтому выбор профессии – это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития. Качественное своеобразие его динамики начинает при этом определяться рядом принципиально новых факторов, таких, как, например, содержание, методы и средства профессионального обучения, составляющие его дидактическую систему, характер межличностных отношений в профессиональном учебном заведении, на производстве и т.д. Исследования же профессионального самоопределения, в которых эти факторы оказываются вне поля зрения, т.е. центр тяжести которых перенесен на изучение психологических закономерностей самого акта выбора и его предыстории, представляются ограниченными.
Значительная часть выпускников средних школ поступает на работу вопреки ранее сформированным профессиональным ориентациям, находясь в ситуации стресса, связанного с нереализованностью ближайших жизненных планов. Выбор профессии и места работы при этом оказывается, как правило, случайным, в результате чего усложняется процесс трудовой адаптации, возрастает текучесть кадров, снижается дисциплина труда работников данной категории. Одна из причин этого − фиксируемая в исследованиях одновариантность жизненных планов выпускников средней школы, не предусматривающих возможные пути профессионального самоопределения в случае неудачи при поступлении в вуз. Характерными особенностями профессиональных планов старшеклассников психологи считают “ситуативность” и “жесткость”. Это означает, что у значительной части старшеклассников при однозначном выборе профессии − весьма неопределенное представление о его сравнительно отдаленных последствиях.
Таким образом, проблема несоответствия профессиональных намерений старшеклассников реальной профессиональной структуре могла бы быть вполне успешно разрешена, если бы ориентация на высшее образование не была безусловной доминирующей ценностью, а рассматривалась самими школьниками как одна из возможных линий профессиональной деятельности наряду с другими возможностями, предоставляемыми профессиями, не требующими высшего образования. И здесь решение вопроса упирается в проблему формирования жизненной перспективы. Одно дело, если с конкретной профессией, обязательно предусматривающей высшее образование, связаны основные жизненные ценности и цели человека, тогда совершенно оправданно его стремление во что бы то ни стало поступить в вуз по конкретной специальности. И совсем другое дело, когда высшее образование − самоцель, дань стереотипам, прочно утвердившимся в общественном сознании. Тогда ближайшие жизненные планы, даже если они реализуются, вступят в неминуемое противоречие с долговременными жизненными целями и ценностными ориентациями. Уровень образования обязывает ко многому, в первую очередь к более сложным и ответственным профессиональным обязанностям, наконец, просто к поддержанию определенного культурного образца, ожидаемого окружающими от человека, имеющего высшее образование.
Вышеупомянутая ограниченность снимается при другом подходе к рассмотрению процесса профессионального самоопределения личности. Его сущность заключается в том, что профессиональное самоопределение рассматривается как неотъемлемый и существенный компонент профессионального становления личности.
Современные исследования профессионального становления в юношеском возрасте ведутся на основе личностно-деятельностного подхода, учитывающего единство мотивационно-потребностной и операционной сфер учебно-профессиональной и собственно профессиональной деятельности.
Участвуя сначала в учебно-профессиональной, а затем и в профессиональной деятельности, индивид не только приобретает адекватные представления о своей профессии и о собственных возможностях, но и активно развивает их. Формируясь как субъект профессиональной деятельности и формируя отношение к себе как к деятелю, он развивается как личность. Следовательно, профессиональное становление − это одна из форм развития личности.
Личностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и младшего юношеского возраста. Основные характеристики личностного самоопределения заключаются в следующем:
• потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;
• самоопределение ориентировано в будущее;
• личностное самоопределение связано с выбором профессии, но не сводится к нему.
Л.И. Божович выделяет “двуплановость” личностного самоопределения, которая заключается в том, что оно осуществляется одновременно, с одной стороны, как конкретное определение будущей профессии и планирование жизни, а с другой − как неконкретные поиски смысла своего существования.
Процесс обеспечения профессионального становления личности включает в себя конструирование способов овладения операционной стороной деятельности, которые своим содержанием формируют мотивы профессионального становления, а также комплекс мер, направленных на осознание субъектом учебно-профессиональной и собственно профессиональной деятельности, социальной значимости своей профессии. Иначе говоря, необходимо оптимальное сочетание так называемых содержательных (интерес к профессии, потребность в самореализации) и адаптивных (престиж профессии, зарплата и т. д.) мотивов деятельности.
В психологической литературе достаточно хорошо изучен начальный этап профессионального самоопределения − этап формирования профессиональных намерений и выбора профессии выпускниками общеобразовательной школы. [Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. − М., 1960.] Как показывают многочисленные исследования, стремление найти свое место в жизни (и в том числе в профессиональной деятельности), потребность в профессиональном самоопределении являются одним из важных психологических новообразований старшего школьного возраста. Отвечая на новые ожидания общества, старшие школьники активизируют поиск профессии, способной удовлетворить эти ожидания, а также и их личные нужды, в значительной степени определяемые уровнем развития мотивационной сферы. С этой целью они анализируют свои возможности с точки зрения развития у себя профессионально значимых качеств, формируют самооценку собственной профессиональной пригодности (в широком понимании этого термина).

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.128 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: