Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Идея независимости Польши и 2-я мировая война

Идея независимости Польши и 2-я мировая война 8 года 1 мес. тому назад #1412

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В жизни польского народа бывали разные периоды. Польша то теряла независимость, то завоевывала ее вновь. В новой истории в 1815 году Польша как государство вновь исчезло с политической карты Европы. Хотя польское государство перестало существовать, поляки не оставляли надежды на восстановление своей независимости. Каждое новое поколение боролось, либо присоединяясь к противникам держав, разделивших Польшу, либо поднимая восстания. И, наконец, Первая Мировая война смогла дать Польше независимость. В этих условиях тема идей независимости Польши в период Первой Мировой войны, межвоенный период и в период Второй Мировой войны, когда Польша утратила свою независимость, является актуальной. Исходя из этого, определяются и хронологические рамки исследования − с 1914 по 1945 гг. При этом данный период можно разбить на следующие три этапа:
• с 1914 по 1921 гг. – с начала Первой Мировой войны до образования Польского государства;
• с 1921 по 1939 гг. – время существования Польши как независимого государства;
• с 1939 по 1945 гг. – период утраты Польшей независимости и время Второй Мировой войны.
Источниковая база и методология исследования.
Источниковой базой исследования являются документы внешней политики: советско-польские, советско-чехословацкие, советско-германские, германо-польские договоры, коммюнике, декларации, документы министерств иностранных дел этих стран, а также мемуары В. Андерса.
Анализируемые исторические труды по данной теме можно разделить на две группы. К первой группе относятся документальные источники, хронологические источники, мемуары и документы личного пользования. Вторая группа включает в себя труды отечественных, польских и других зарубежных историков. Методология исследования включает в себя аналитические методы.
Научная новизна работы заключается в систематизации идей польской независимости в период двух мировых войн и в межвоенный период.
Цель и задачи. Целью работы является анализ идей польской независимости, путей обретения Польшей независимости, выявление, исследование и сравнение основных идей независимости в исследуемый временной период. На основании цели были поставлены следующие задачи:
• проанализировать содержание идей польской независимости и государственности в межвоенный период;
• выявить особенности утраты Польшей независимости в годы Второй мировой войны;
• изучить борьбу поляков в годы Второй Мировой войны за независимость страны, охарактеризовать и сравнить основные идеи независимости того времени.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования данной работы является борьба поляков за независимость в годы Второй мировой войны. Предмет исследования – идеи независимости Польши того времени.
Дипломная работа включает в себя введение, три главы и заключение. Главы работы посвящены соответственно трем основным хронологическим периодам идей польской независимости.
1. ИДЕИ ПОЛЬСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ И ОБРАЗОВАНИЕ СУВЕРЕННОЙ ПОЛЬШИ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Первая мировая война разделила ликвидировавшие Польшу державы: Россия воевала с Германией и Австро-Венгрией. Эта ситуация открыла судьбоносные возможности для поляков, но создала и новые трудности. Во-первых, поляки должны были воевать в противоборствующих армиях; во-вторых, Польша стала ареной сражений воюющих держав; в-третьих, обострились разногласия между польскими политическими группами.
С 1905 г. в стране начинают активно возрождаться идеи независимости Польши. На момент начала Первой Мировой войны можно было выделить три основные идеи польской независимости.
Консервативные национальные демократы во главе с Романом Дмовским считали Германию главным врагом и желали победы Антанты. Их целью стало объединение всех польских земель под российским контролем и получение статуса автономии. Навязывание таких тезисов стоило Дмовскому и его стороннику ряда усилий; поскольку российские правящие круги не делали никаких заявлений, которые бы могли подтвердить этот тезис Дмовского. Напротив, они последовательно отменяли уступки, на которые были вынуждены пойти во время революции: распускались польские просветительные и культурные организации, ограничена была численность польских депутатов в Думе (постепенно превратившейся в совещательный орган). В 1912 г. была выделена из Королевства Польского и получила статус губернии Холмская (Хелмская) область, которую предполагалось полностью русифицировать. Национал-демократическая партия оставалась, несмотря на это, верной взглядам, изложенным Дмовским в 1908 г. в работе “Немцы, Россия и польский вопрос”, хотя и выступала с критикой текущей политики России. Часть лиги национальных демократов резко выступала против Дмовского, от него отошли крестьянские и рабочие организации. Однако это не привело к серьезному ослаблению лиги, сохранившей свое влияние на среднее и старшее поколение поляков. Антинемецкая агитация пользовалась успехом в польских землях Пруссии; с меньшим энтузиазмом она воспринималась в Австрии. Там с трудом могли представить, что национальные демократы станут поддерживать Россию с ее антипольской политикой в столкновении не только с Германией, но и с ее союзницей Австро-Венгрией.
Принципиально иная концепция польской национально-освободительной борьбы, которая по соглашению с габсбургской монархией будет направлена против России, впервые про звучала из уст Владислава Студницкого. Полный блестящих замыслов, но неумелый организатор и перессорившийся со всеми политик, он, однако, меньше всех принимался в расчет в будущим ходе событий. Инициативу перехватили Пилсудский и его партия ППС – “Революционная фракция”. После поражения революции 1905 г. он разочаровался в силе рабочего класса и его желании обрести национальную независимость. Именно поэтому Пилсудский обратил свой взгляд на молодежь. ППС – “Революционная фракция” фракция быстро стала только фасадом, в то время как основную часть времени Пилсудский иего соратники посвящали созданному в 1908 г. тайному Союзу активной борьбы, а с 1910 г. - легальной полувоенной организации “Стрелок”, которая готовила кадры для предстоящей войны. Этому способствовала политическая инициатива, направленная на создание политического представительства антирусской ориентации и объединявшая представителей партий из польских земель России и Австрии. Эта инициатива нашла воплощение в созданной в 1912 г. Комиссии (первоначально Временной) объединенных партий, выступающих за независимость. Наряду с ППС – “Революционная фракция”, ППСД и галицийскими людовцами (после раскола в рядах последних – только “ППС-Левицы”) в нее вошли и те группы, которые взбунтовались против Дмовского. Именно они создали военизированные польские стрелковые дружины, готовившиеся к участию в будущей войне. Консерваторы взирали на действия Пилсудского со смешанными чувствами. Все их симпатии были на стороне Австро-Венгрии, но они боялись социалистического прошлого Пилсудского и его чрезмерной самостоятельности.
Дмовский не рассчитывал на то, что война приведет к восстановлению независимой Польши. Он хотел объединения всех польских областей под скипетром русского царя. Дмовский вполне логично предполагал, что Россия будет не в состоянии “переварить” столь обширную Польшу с ее многочисленным населением, а потому рано или поздно предоставит ей автономию. Впрочем, помимо политических деклараций и заверений в лояльности будущих польских подданных, он ничем не собирался жертвовать для России. Со стороны же России, по убеждению Дмовского, напротив, в случае начала войны должен был последовать какой-то жест, чтобы заручиться доверием поляков.
У противников России расчет был совершенно иной. В качестве первого пункта в списке польских притязаний рассматривалось создание государственного организма, пусть и не полностью самостоятельного. В рамках этого организма они стремились объединить польские земли России и Австрии, хотя на первое время готовы были довольствоваться только Королевством Польским. Они считали, что даже национально-территориальная автономия, подобная той, которую уже имела Галиция, приблизила бы поляков к желанной цели обретения независимости. Аргументы были самого разного свойства. для Пилсудского важнее всего была польская государственность. Группы, порвавшие с Национальной лигой, рассчитывали на возможность обретения более благоприятных условий для развития национальной жизни и на предотвращение нависшей над большей частью поляков угрозы утраты национальной самобытности.
Некоторые социалисты из ППС – “Революционная фракция” и ППСД, напоминали о пользе, которую принесет рабочим и крестьянам уничтожение русского господства и утверждение более демократичных принципов социальной и политической жизни в той мере, в какой это имело место в Австрии. СДКПиЛ и “ППС-Левица” призывали к разрешению национального вопроса не изолированно, а в соединении с борьбой за социальное освобождение. Они выступали против мировой войны, разоблачая ее империалистический характер, и были единственными партиями, полагавшими, что война может завершиться революционным взрывом.
Однако историки сходятся в том, что в целом социалистические идеи в Польше того времени рассматривались в контексте идеи обретения ей национальной независимости. В этом смысле показателен следующий пример. В 1918 году к Пилсудскому явились делегаты польской социалистической партии, обратившись: “Товарищ Пилсудский”. Он ответил: – Господа, я вам не “товарищ”. Мы когда-то вместе сели в красный трамвай. Но я из него
вышел на остановке “Независимость Польши”. Вы же едете до конца к станции “Социализм”. Желаю вам счастливого пути, однако называйте меня, пожалуйста, “паном”. [Баландин Р., Миронов С. Товарищ Сталин, пан Пилсудский и “независимая” Польша. //Наш современник. 2004. №12. С. 39.]
Еще во время революции 1905 г. окончательно сложилась еще одна концепция, имевшая не только политический характер. Ранее один из создателей ППС Эдвард Абрамовский пытался обосновать приоритетность задачи формирования моральных принципов и самосознания в широких слоях общества перед немедленными политическими действиями. Теперь под его влиянием возникали общественные организации, которые должны были реализовать стремления к “свободе Польши и свободе каждого человека в Польше”. От социалистов Абрамовский отличался отрицанием классового подхода (идеалом его оставался своеобразный “кооперативный социализм”), а от национальных демократов – неприятием национализма, ограничения свободы личности и подчинения ее национальной организации. Собственная совесть и личный суд должны были стать критериями избиравшейся позиции. Эти на первый взгляд малопрактичные взгляды в последующие годы оказали немалое влияние на прогрессивных представителей польской интеллигенции. [Тымовский М. История Польши с 10 века до наших дней. М., 2004. С. 377.]
Начало Первой Мировой войны заставляло Россию определить свою позицию в отношении Польши. Перспектива объединения польских земель после войны толкала российское правительство искать пути обеспечения исключительного влияния России в Польше. 1 августа 1914 года Николай I в официальной декларации обещал после войны объединить три части Польши в автономное государство в рамках Российской империи. Но современники восприняли публикацию воззвания 1 августа 1914 г. с изрядной долей скептицизма. [Бахтурина А.Ю. Воззвание к полякам 1 августа 1914 г. и его авторы. // Вопросы истории. 1998. №8. С. 43.] В Царстве Польском воззвание было встречено с энтузиазмом, который начал иссякать уже 2 августа 1914 г., когда в ответ на просьбу поляков разрешить по случаю воззвания исполнить польский национальный гимн и вывесить национальные флаги в Варшаве, был получен отрицательный ответ главнокомандующего армиями северо-западного фронта. При этом варшавский генерал-губернатор А.О. Эссен, сообщая об этом представителям польской общественности, не смог сдержаться и обронил фразу о том, что воззвание является каким-то недоразумением и едва ли может когда-либо осуществляться. Замечание генерал-губернатора сразу же стало достоянием общественности и немедленно было использовано австрийской и германской пропагандой. Эссену пришлось давать объяснения главнокомандующему армиями северо-западного фронта, но слово было произнесено, и польская общественность стала сомневаться в возможности немедленных преобразований в Царстве Польском.
Только в июне 1915 г. Николай II созвал польско-российское совещание по определению полномочий будущего польского самоуправления. В августе, незадолго до того, как немцы заняли Варшаву, премьер-министр Горемыкин объявил о признании польской автономии после войны. Затем русские войска были вынуждены отступить, оставив территории почти всех польских земель, после чего заинтересованность Петрограда в польском вопросе практически иссякла.
Что касается Германии, то там ничего не менялось и никаких обещаний полякам не делалось. Хотя в министерских канцеляриях довольно часто дискутировали на польскую тему, точки зрения были настолько противоречивы, что на их основании трудно было выработать определенную политическую линию. С Австро-Венгрией обсуждался вопрос о возможности присоединения к ней Королевства Польского, причем несколько расширенного на северо-западе. Однако некоторые прусские политики боялись любых изменений. Независимый или, напротив, включенный в габсбургскую монархию польский государственный организм мог в этом случае оказать влияние на польские земли в составе Пруссии и таким образом сводил на нет все усилия по их германизации.
Захват немцами и австрийцами территории всего Королевства Польского в августе 1915 г. заставил их обратиться к польскому вопросу. Прежнее положение сохранить было невозможно. Хотя верховное управление осуществлялось оккупационными военными властями, повсеместно допускалось использование польского языка. На нем велось преподавание в школах, в ноябре 1915 г. в Варшаве были открыты польские высшие учебные заведения – университет и политехнический институт. Польский язык использовался в гминах и судопроизводстве. Место гражданских комитетов (тесно связанных с русскими властями) вскоре заняли попечительские советы с Главным попечительским советом во главе. Но решение вопроса о будущем всей страны обе монархии продолжали откладывать.
Германия и Австро-Венгрия давно вели переговоры, но Польша была лишь одним из элементов политической игры между Берлином и Веной. Германская сторона была готова отдать габсбургской монархии Королевство Польское при условии заключения длительного военно-экономического союза Австро-Венгрии с Германской империей. Это была концепция так называемой “Срединной Европы”, предполагавшая установление в Центрально-Европейском регионе германской гегемонии. М. Тымовским отмечено, что это все больше напоминало квадратуру круга, так как включение польских земель ослабило бы в габсбургской монархии позиции австрийских немцев, на чувство национальной солидарности которых особенно рассчитывали в Берлине. [Тымовский М. История Польши с 10 века до наших дней. М., 2004. С. 352.] Вскоре, однако, Германия стала отказываться от обещаний в отношении своего союзника. Военные настаивали на создании из Королевства Польского небольшого самостоятельного государства, зависимого непосредственно от Германии.
После венских переговоров в августе 1916 г. обе державы постановили объявить о создании “самостоятельного Королевства Польского”, но по-прежнему без определения степени зависимости. Предусмотрено было определенное изменение границ, присоединение приграничных польско-немецких территорий к Германии, а части белорусских и украинских земель – к Королевству Польскому. Берлин был заинтересован в возможности привлечения в армию польских рекрутов, так как людские резервы Германии и Австро-Венгрии постепенно исчерпывались. Австрийцы были согласны на то, чтобы в будущем польская армия подчинялась Германии.
До тех пор пока эти намерения не были осуществлены, оккупированные территории подвергались откровенной эксплуатации. Они были поделены на два больших генерал-губернаторства: германское (с органами оккупационной власти в Варшаве) и австрийское (в Люблине). По оценкам польских историков австрийцы вели себя более или менее сдержанно, тогда как германская сторона – бесцеремонно и зачастую откровенно жестоко. Значительная часть сельскохозяйственной продукции (скот и зерно) была конфискована, вводились продуктовые карточки, причем нормы получаемых по ним продуктов питания были значительно ниже, чем в Германии. [Тымовский М. История Польши с 10 века до наших дней. М., 2004. С. 355.] Для нужд армии реквизировали около миллиона лошадей – главной тягловой силы в сельском хозяйстве. Германия уже довольно ощутимо испытывала нехватку сырья и стремилась пополнить его за счет польских земель. Немецкие оккупанты не брезговали переплавкой машин и промышленного оборудования, что, помимо прочего, способствовало ликвидации невыгодной для немцев конкуренции в промышленности.
Польские политики, выступавшие против сотрудничества с Германией, покинули Королевство Польское вместе с русскими войсками. Польский национальный комитет действовал теперь в Петрограде. Поняв, что Россия, не уверенная в будущем исходе войны, не возьмет на себя обязательств по решению польского вопроса, Дмовский быстро переориентировался. В ноябре 1915 г. он появился в Западной Европе и принял на себя руководство польской политической деятельностью. Заметив ослабление России, Дмовский в большей степени теперь рассчитывал на Англию и Францию, которые в интересах борьбы с Германией были готовы разыграть польскую карту. В феврале 1916 г. он передал правительствам России, Англии и Франции доклад, в котором выдвигал аргументы в пользу как объединения польских земель, так и создания независимого польского государства. Позже, под давлением российской стороны, Дмовский все же согласился на заключение возможной русско-польской унии. Для России этого было недостаточно, в то время как ее западные союзники, стремясь опередить противника, склонялись к скорейшему разрешению польского вопроса. Впрочем, без России осуществление подобного проекта оставалось невозможным.
Пятого ноября 1916 г. был провозглашен так называемый “акт двух императоров”: германского – Вильгельма II и австрийского – Франца-Иосифа II – о создании на территориях, принадлежавших России, Королевства Польского как самостоятельного государства с наследственной монархией и конституционным строем. Россия чувствовала себя обязанной сделать следующий шаг, и в декабре 1916 г. председатель Совета министров России Александр Трепов объявил о провозглашении свободной Польши в персональной унии с Россией.

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.110 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: