Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Особенности стрессовых расстройств, являющихся последствиями травм

Особенности стрессовых расстройств, являющихся последствиями травм 8 года 2 мес. тому назад #1402

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
Введение
Актуальность исследования. Тема насилия – грубейшего нарушения прав и свобод человека – находится в центре внутриполитических, международных и научных дискуссий. Проблема посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР) у лиц, переживших острый информационный стресс в виде терроризма, с каждым днем становится все более актуальной, так как во всем мире и в России, в том числе, имеется много тлеющих очагов ведения военных действий, скоротечных локальных войн, этнических конфликтов, сопровождающихся появлением социальных феноменов, которые угрожают жизни отдельного человека и даже целой популяции. Терроризм, заложничество, приобретая угрожающие размахи, становятся социальной реальностью нашей страны. Остро возникающая жизнеопасная ситуация в виде массового заложничества длится не часы, а дни, иногда недели. Целые группы (сотни, тысячи) людей превращаются в заложников со специфической психологией, которая становится социально-доминирующей, нарушая систему и содержание интерперсональных отношений, видоизменяя биологическую, психологическую и духовную сферы личности. Корнем этой проблемы является интенсивный информационно-психологический стресс, приводящий к специфическим изменениям личности.
В этих условиях столкновение значимых отношений личности с несовместимой с ними жизненной экстремальной ситуацией, явившейся тем внешним фактором, по С. Л. Рубинштейну, который, преломляясь через внутренние факторы, в виде конституционально-биологических основ личности, создает условия для формирования посттравматических стрессовых расстройств. Важность понимания роли внутренних и внешних условий для формирования ПТСР необходимо для того, чтобы объяснить, почему в различных субпопуляциях заложников ПТСР либо не возникают, либо формируются с разной степенью выраженности, трансформируясь в патологические изменения личности, сохраняясь на синдромальном уровне, или же подвергаясь обратному развитию.
Распространенность ПТСР среди населения привела к тому, что в 1980 году термин посттравматическое стрессовое расстройство (PTSD) был включен в американскую классификацию DSM-III, позднее МКБ-10. Учитывая высокий уровень заболевания постгравматическими стрессовыми расстройствами и их дальнейшее деструктивное влияние на психическое здоровье людей становится очевидной необходимость разработки психолого-психофизиологической дифференциальной диагностики посттравматических стрессовых расстройств на начальных этапах работы с пострадавшими. Назрела необходимость феноменологического представления о психологических и психопатологических реакциях у жертв терроризма; определения взаимоотношений между конституционально-типологическими личностными особенностями пострадавших и характером психотравмирующей ситуации. Что преобладает – внешняя или внутренняя детерминация? Что первично: психотравма, экстремальная ситуация, являющиеся ведущим этиологическим фактором в формировании ПТСР или же – конституционально-типологические личностные особенности? Существует и третья постановка вопроса о том, что ПТСР вызываются взаимодействием психобиологических основ личности с информационно-стрессовым характером психотравмы. Нельзя забывать о том, что мы диагностируем, оказываем психологическую помощь и лечим не больного с ишемической болезнью сердца или гастроэнтероколитом, а, в первую очередь, – личность, страдающую тем или иным заболеванием, переживающую те или иные, в частности, посттравматические стрессовые нарушения. Личность как интегральная индивидуальность, целиком реагирует в ответ на острый информационный стресс. С точки зрения упомянутых исследователей "... закономерности низшего уровня индивидуальности выполняют специфическую роль в детерминации свойств высшего уровня", что позволяет предполагать наличие жестких взаимосвязей между конституонально-типологическими особенностями личности и способом переработки информационного стресса типа терроризма. Объективное постижение закономерностей формирования ПТСР невозможно без многоуровневой диагностики этих состояний (психологической, психофизиологической, феноменологической, математической), без междисциплинарных исследований, отвечающих принципам системности.
Теоретические и методологические основы исследования – учение о физиологии и патологии ВНД человека [Павлов И. П., Теплов Б. М., Иванов-Смоленский А. Г., Красногорский Н. И.]; концепция личности с позиции психологии отношений [Мясищев В. Н., 1961]; основополагающие методологические принципы и концепции отечественной психологии о сущности личности и ее психологической структуре, генетической разноплановости личности, преемственности между биологическим и социальным в психическом развитии, психическом "как процессе" [Ананьев А. Н., Выготский Л. С., Платонов К. К., Рубинштейн Л. С., Теплов Б. М.]; представления об индивидуальных поведенческих стереотипах, зависящих от врожденных или наследственных конституциональных психических особенностей [Ахвердова О. А., Белоус В. В., Братусь Б. С., Дружинин В. Н., Слободчиков В. И.]; континуально-генетическая концепция [Брушлинский А. В.]; учение об акцентуациях характера [Личко А. Е.]; концепция пограничной аномальной личности [Ахвердова О. А., Боев И. В.]; концепция системного подхода в психологии [Шадриков В. Д., Ломов Н. И.]; феноменологический подход к изучению явлений психической жизни [Гуссерль Э., Ясперс К.].
Цель настоящего исследования: изучение взаимовлияния внутреннего фактора в виде конституционально-типологических личностных основ и внешнего – острого информационного стресса на формирование посттравматических стрессовых расстройств у заложников.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть имеющиеся в психологической и медицинской литературе представления о посттравматических стрессовых расстройствах у лиц, пострадавших в результате массовых террористических актов, перенесших ситуацию заложничества.
2) Осуществить феноменологическую дифференциацию психологических и психопатологических реакций у лиц с признаками посттравматических стрессовых расстройств, относящихся к различным диапазонам конституционально-типологического личностного континуума.
3) разработать модель психологической дифференциальной диагностики посттравматических стрессовых расстройств у жертв терроризма в зависимости от характера информационного стрессора.
4) Изучить особенности формирования постгравматических стрессовых расстройств в зависимости от исходного базового личностного психотипа.
Предмет исследования: взаимоотношения конституционально-типологических личностных основ и экстремальных деструктивных внешних факторов.
Объект исследования: жертвы терроризма – заложники с признаками посттравматических стрессовых расстройств, пострадавшие в результате массового террористического акта в г. Буденновске (1995 г). Выборку составили 12 экспериментальных и 1 контрольная группа. Всего в эмпирическом исследовании приняли участие 904 испытуемых – жителей Ставропольского края в возрасте от 20 до 50 лет.
Основные гипотезы дипломного исследования:
1) На специфику формирования ПТСР у жертв терроризма детерминирующее влияние оказывает конституционально-типологическая личностная изменчивость.
2.) Энергоинформационная структура личности, регистрируемая специальными психофизиологическими методами исследования (СПФИ), достаточно точно отражает особенности информационного стрессора и его вклад в формирование ПТСР.
Основные положения, выносимые на дипломную защиту:
1) феноменологическое своеобразие психологических и психопатологических реакций у жертв терроризма с признаками посттравматических стрессовых расстройств в значительной степени определяется конституционально-типологическими личностными особенностями.
2) психолого-математические модели дифференциальной диагностики посттравматических стрессовых расстройств у жертв терроризма – заложников отражают детерминирующее влияние конституционально-типологической личностной изменчивости над внешним фактором – острым информационным стрессом.
Научная значимость дипломной работы.
1) Осуществлена феноменологическая дифференциация психологических реакций у лиц с признаками ПТСР, переживших острый информационный стресс в результате массового террористического акта и пребывания в ситуации заложничества, с учетом специфики психотравмирующей ситуации и конституционально-типологических личностных особенностей.
2) Определены диагностически значимые психологические маркеры, позволяющие дифференцировать в общей популяции лиц с признаками острого и хронического информационного поражения.
3.) Определены личностные психотипы диапазона нормы-акцентуации и диапазона ПАЛ, имеющие меньшую толерантность к острым информационно-стрессовым факторам.
Теоретическая значимость дипломного исследования.
- определяется вкладом в дальнейшую разработку проблемы диагностики начальных проявлений посттравматических стрессовых расстройств в зависимости от аномальной личностной изменчивости
- состоит в подтверждении значимости стабильной энергоинформационной структуры личности для сохранения высокого уровня индивидуального барьера психологической адаптации человека.
Практическая значимость дипломной работы.
- полученные психологические результаты исследования дают возможность на ранних этапах формирования ПТСР у заложников, отграничить их от других пограничных нервно-психических расстройств психогенного генеза;
- определены взаимосочетания психологических маркеров, участвующих в дискриминации лиц с различными конституционально-типологическими личностными особенностями, переживших как острый, так и хронический информационный стресс.
Структура и объем дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Объем основного текста дипломной работы составляет 70 машинописных страниц.
Глава 1."Теоретическое обоснование взаимоотношений конституционально-типологических основ личности и характера психотравмирующей ситуации как условий возникновения ПТСР"
1.1. Представления о психогенных расстройствах.
Психогения (от греч. psyche – душа, genea – происхождение, возникновение) – группа психических заболеваний, возникающих как реакция на тяжелую жизненную ситуацию. [Конюхов Н. И. "Словарь – справочник практического психолога, Воронеж, НПО "Модэк", 1996., стр. 54.]
За последние годы заметно возрос интерес специалистов к роли психической травмы, т. е. тяжелых индивидуальных психических переживаний, в происхождении и течении некоторых болезней. Круг заболеваний, так или иначе связанных с психогениями, ширится. К психогенным заболеваниям в настоящее время относят группу болезненных состояний, причинно связанных с действием психотравмирующих факторов, т. е. таких, при которых психическая травма определяет не только возникновение, но также течение и симптоматику заболевания.
Учение о психогенных заболеваниях стало ареной борьбы теоретических взглядов, которые являются выражением противоположных концепций человека: монистически-материалистического понимания сущности как неразрывного единства социального и биологического при ведущей роли социального начала, с одной стороны, и дуалистической трактовки человека, в которой доминирующее биологическое (инстинктивное) начало находится в противоречии с социальным, с другой. Второй подход в понимании сущности человека в наиболее завершенном виде содержится в концепции психоанализа, которая оказала особое влияние на разработку проблемы психогенных заболеваний в западных странах. Игнорирование роли социальных факторов и индивидуального сознания явилось источником пересмотра теории Фрейда и появления ее различных модификаций, объединяемых термином "неофрейдизм".
Другим выражением психологизма в подходе к человеческой личности в норме и патологии, в частности, в трактовке психогенных заболеваний, является так называемое, феноменологическое направление. Сам термин "феноменология" использовался впервые Гегелем для обозначения совокупности проявлений духа в сознании, истории и мышлении. Гуссерль применял тот же термин первоначально для целей "описательной психологии" явлений сознания. Феноменология изучает субъективные переживания больных и решает следующие задачи: в наглядной, образной форме представить психические состояния, реально переживаемые больными, рассмотреть взаимосвязи между психическими состояниями, по возможности четко очерчивая и дифференцируя их.
Реакцией на односторонний психологизм в понимании поведения человека в норме и патологии явилось возникновение в 30-е годы столетия в США так называемой науки о поведении (behavior science) или, бихевиоризма. Отдельные поступки и действия человека бихевиористами рассматривались как прямой условнорефлекторный ответ ЦНС на внешнее воздействие по принципу стимул-реакция. При этом не учитывалась роль такого важнейшего промежуточного звена, как личность с ее социальным опытом.
Сам же термин "психогенные заболевания", предложенный Зоммером в 1894 г., вначале соответствовал понятию об истерических реакциях.
По Кереру психогенная реакция есть результат взаимодействия между предрасположением и специфической травмой, приводящей к психическому расстройству. Предрасположение врожденно (конституция) или в редких случаях приобретено (алкоголь, инфекции, беременность). Кроме того, предрасположение создают: длительная бессонница, бесплодная борьба с неприятностями, т. е. по существу те же факторы психической травмы. Вместе с тем,
Керер, Бонгефер, Рейхардт полагали, что в каждом случае психогении конституция имела патогенетическое значение. На основное значение врожденной конституции, дающей "психореактивную лабильность", указывают также Штерн и Медов. По Брауну [1928], дело значительно сложнее, чем простая комбинация переживания и предрасположения. Патогенетические и провоцирующие факторы переплетаются. Каждый человек обладает специфической, присущей лишь ему индивидуальной реактивной способностью. Конституция – не причина психогенной реакции, а лишь сообщает ей специфическую окраску. На взаимодействии переживания и конституции растут симптомы в зависимости от пола, возраста, образования, социального положения и т. д.
Интересна эволюция взглядов Э. Кречмера на конституцию и психогению. Конституция по Кречмеру – это сумма всех свойств индивида, генотипически закрепленная в его задатках. Выступив вначале в качестве последовательного конституционалиста, он позднее придает психогенным факторам все большее значение, подчеркивая, что личность меняется под влиянием психогенных факторов.
В. Н. Мясищев говорит о том, что переживание является производным от личности переживающего. Патогенность ситуации заключается в неумении ее рационально преодолеть или отказаться от неосуществимых стремлений. При психогенном заболевании происходит нарушение нормальной связи личности с внешними условиями в силу особенностей характера. В соотношении качества психики и условий жизни лежат патогенные источники психогений и, следовательно, отдаленные причины коренятся в условиях развития личности. В этом сущность генетического понимания психогений Мясищевым.
Неоценимую услугу для понимания психогений оказывает учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности и, в частности, учение об экспериментальных Неврозах. Следует заметить, что хотя И. П. Павлов из всех психогений изучал только неврозы, описанные им закономерности, как правило, могут быть отнесены ко всем психогениям. Павлов встретился с функциональными расстройствами высшей нервной деятельности у собак, и эти расстройства при сравнении с соответственной человеческой патологией оказались больше всего похожими на неврозы. Учение об экспериментальных неврозах И. П. Павлова развивалось вместе с учением о типах высшей нервной деятельности. И. П. Павлов писал: "Патологические состояния полушарий у разных наших животных под влиянием одних и тех же вредных условий проявлялись очень разно. Одни животные заболевали серьезно и надолго, другие легко и кратковременно, а третьи почти без следа переносили те же самые воздействия. У одних собак отклонения от нормы происходили в одну сторону, у других – в другую. Стало очевидно, что это разнообразие связано с разницей характеров, типов нервной системы у разных животных" [Лекции о работе больших полушарий головного мозга, 1927].
В отечественной психиатрии теоретической основой изучения психогенных заболеваний служит учение И. П. Павлова о физиологии и патологии ВНД человека и концепция личности, понимаемая с позиций психологии отношений. Монистическому синтезу физиологического и психологического подходов в изучении сущности психогенных заболеваний способствуют развиваемые в последние годы психофизиологические исследования.
Проблемами психогенных заболеваний в детском возрасте занимались: Симпсон Т. П., 1928, 1958, Сухарева Г. Е. 1959, Жуковская Н. С. 1971, Иванов-Смоленский А. Г., 1949; Красногорский Н. И., 1964; Касаткин Н. И., 1951, Nissen G. 1971 Frisleder F. J. Trott G. 1994 и другие. Проблема изучения психогений в детском и подростковом возрасте остается мало изученной. Отсутствуют подробные описания, не выявлены основные варианты расстройств, недостаточно изучены особенности динамики.
Следует остановиться на понятии психической травмы и ее содержании. Психической травмой следует называть только такое отрицательное переживание, которое может быть причиной определенной клинической патологии. Нередко, говоря о психической травме, имеют в виду и травмирующее переживание и реакцию на него личности [Браун, Молохов А. Н., 1933, Шевалев Е. А., 1937], что не совсем правильно. Необходимость различения травмирующих переживаний от реакций на них вытекает хотя бы из того, что одинаковые переживания в одних случаях вызывают физиологическую, а в других – патологическую реакцию. Последняя, в свою очередь, может быть невротической или психотической. Никогда не надо забывать о громадном значении для патогенности психических переживаний мировоззрения, особенностей личности. Они-то в большей мере и определяют, приобретет событие или переживание качество психической травмы или нет [Александровский Ю. А., 1991]. В зависимости от индивидуальных особенностей личности смерть близкого человека или супружеская измена в одних случаях является тяжелой психической травмой, в других – нет. Аналогичные психотравмирующие переживания у одного и того же лица в разных возрастах и в разных состояниях высшей нервной деятельности могут давать то нормальные, то патологические реакции. Не надо, кроме того, забывать, что переживание психической травмы может вызвать то или иное психогенное заболевание, но может и не вызвать его. [Космолинский Ф. П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. – М.: Медицина, 1998., стр. 98.]
Психические травмы могут быть единичными и повторными, короткими и длительными. Существует зависимость между характером психической травмы и типом патологической реакции на нее. Наблюдения показали, что длительно и исподволь действующие ситуационные психические травмы вызывают преимущественно неврозы и патологическое развитие личности. Короткие психические травмы, связанные с угрозой жизни и испугом (при взрывах, пожарах, стихийных бедствиях, нападениях) чаще вызывают кратковременные патологические реакции. Индивидуальные травмы, направленные на определенную, конкретную личность, более патогенны, чем групповые, действующие на целый коллектив [Лобастов О. С., 1991].
Если при длительных или повторных психических травмах заболевание может возникнуть постепенно или на определенном этапе травматизации, то при острых одномоментных психотравмах психогения развивается сразу или же после некоторого скрытого периода, продолжительность которого невелика и измеряется обычно днями [Канторович Н. В., 1967].
Психическая травма может быть вызвана как безречевым, так и речевым воздействием, например, вид горящего имущества или сообщение о его гибели. Патогенным может оказаться однократно действующие сверхсильные и особенно многократно действующие более слабые раздражители. В первом случае говорят об острых, во втором – о хронических психических травмах или психотравмирующей ситуации. Сила психотравмирующего воздействия определяется не физической интенсивностью сигнала, а значимостью информации для данного индивида. Психической травмой обычно является не то, что обращено только в прошлое, а то, что угрожает будущему, порождает неопределенность ситуации и поэтому требует принятия решения, как быть в дальнейшем [Спивак Л. И., 1991].


Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.137 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: