Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Вольтер и образ просвещенного монарха

Вольтер и образ просвещенного монарха 3 года 6 мес. тому назад #1566

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
Введение

Актуальность данной работы связана со значимостью произведений Вольтера для истории развития философии. Еще один аспект актуальности состоит в том, что французские просветители оказали огромное влияние на развитие философии в целом. Их учения находят своё применение и в наше время.
При этом должна учитываться та историческая эпоха, в которой были высказаны его взгляды.
Просвещение – влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было неотъемлемой составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и народные массы вели против феодального строя и его идеологии.
Специфику содержания эпохи Просвещения в большей мере отличает два существенных признака. Первое - это его социальный и нравственный идеал. Второе - план реализации данного конкретного идеала. Основной целью деятельности ярких представителей эпохи было желание утвердить на земле «царство разума», в котором люди будут совершенными во всех отношениях, благодаря чему восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни.
Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.
Европа XVIII в. в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.
В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.
Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П.А. Гольбах, Д. Дидро.
Общественно-политическая жизнь Франции в XVIII в. характеризовалась большими пережитками феодализма. В борьбе со старой аристократией просветители не могли опереться на общественное мнение, на правительство, относящееся к ним враждебно. Во. Франции они не имели такого влияния в обществе, как в Англии и Шотландии, были своего рода «отщепенцами».
Большинство видных деятелей французского Просвещения подвергались преследованиям за свои убеждения. Дени Дидро побывал в заключении в Венсенском замке (королевская тюрьма), Вольтер — в Бастилии, Гельвеций был вынужден отречься от своей книги «Об уме». По цензурным соображениям не раз приостанавливалось печатание знаменитой Энциклопедии, выходившей в свет отдельными томами с1751 по 1772 г.
Характерные черты эпохи Просвещения, ее проблемы и сам человеческий тип просветителя: философа, писателя, общественного деятеля — ярче всего воплотились в творчестве и в самой жизни Вольтера (1694—1778). Его имя стало как бы символом эпохи, дало название целому идейному течению европейского масштаба («вольтерьянству»).
Литература, посвященная творчеству Вольтера и эпохе Просвещения огромна. Вольтеристика характеризуется устойчивостью традиционного круга оценок, который на протяжении более ста лет принципиально не менялся. Изменения внутри данной традиции шли в сторону углубления и концептуализации, выявлению связей идеологии Просвещения с особенностями новоевропейской философии XVII-XVIII вв., мироощущением эпохи классицизма, обшей картиной мира и передовыми областями научного знания в ту эпоху.
В той области вольтеристики, которая была посвящена Вольтеру-историку, традиционная трактовка была заложена еще Ж.-А. Корндорсэ. Данной темой занимались Карлейль Т. в работе «История французской революции», Момджян Х. «Французское Просвещение XVIII в.» и другие учёные.
Среди трудов по историографии и философии, следует выделить книгу Г.Шпета «История как проблема логики», в которой автор, стремится выделить те специфические познавательные принципы, на которых строится проблематика всеобщей, универсальной истории и приемы историописания, связанные с ней, а также реализация их у Вольтера.
В данном реферате мы рассмотрим особенности философии Вольтера, особо остановившись на его теории просвещенного монарха.
Объект исследования – философско-политическая теория Вольтера.
Предмет исследования – образ просвещенного монарха как политического идеала Вольтера.
Цель данной работы – охарактеризовать философско-политические идеи Вольтера.
Задачи исследования:
- дать краткую биографию Вольтера Франсуа Мари;
- проанализировать социально-философские взгляды Вольтера;
- пояснить отношение Вольтера к религии и Богу;
- дать характеристику просвещенного монарха как политического идеала Вольтера.
Структурно работа состоит из введения, основной части, разбитой на 2 главы по 2 параграфа в каждой, заключения – вывода и списка используемых источников.

1. Вольтер как представитель французского Просвещения

1.1 Биография Вольтера Франсуа Мари

Вольтер Франсуа-Мари Аруэ Де (1694–1778) - известнейший французский философ, писатель и драматург. Родился 21 ноября 1694 года в Париже в семье нотариуса.
В возрасте семи лет Вольтер остался без матери. Шесть лет мальчик провёл в иезуитском коллеже Людовика Великого. После окончания коллежа устроился на работу в адвокатскую контору. Но правовая деятельность мало интересовала молодого человека, он мечтал заниматься поэзией. Вольтер принялся сочинять сатирические стихи, в которых высмеивал герцога Орлеанского [15, с. 88].
За подобное вольнодумство поэт был арестован и сослан в Бастильскую тюрьму, где, чтобы хоть как-то скрасить жизнь, приступил к написанию своей известнейшей поэмы «Генриада». Не успев выйти из заключения, Вольтер вновь попал за решётку. Поводом послужил очередной конфликт с властями [1, с. 26]. Примерно через две недели поэта выпустили, поставив условие, что он в кратчайшие сроки покинет Париж. Вольтер решил уехать в Англию. Философ с энтузиазмом изучал различные стороны английской жизни, литературы и общественной мысли.
Вернувшись в Париж, Вольтер следующие двадцать лет большей частью жил со своей любовницей мадам дю Шатле. Его возлюбленная занималась науками, в частности изучала математику. Именно она познакомила Вольтера с ньютоновой физикой [6, с. 73]. Этот период стал решающим в карьере Вольтера как мыслителя. В 1745 он стал королевским историографом, а позже его избрали во Французскую Академию.
В 1750 году философ переехал в город Потсдам. Здесь он стал тесно общаться с королём, который тоже претендовал на роль выдающегося философа. Король Фридрих был человеком резким и деспотичным, тщеславие Вольтера раздражало правителя [11, с. 20]. Столкновение между ними становилось неизбежным. Вольтер сбежал в Германию. После долгих колебаний он обосновался в Женеве, нередко гостил в швейцарском городе Лозанна, где позже купил себе средневековый замок.
В своём небольшом «королевстве» Вольтер развернул гончарное производство, устроил часовые мастерские. Также не переставал заниматься творчеством, писал многочисленные философские трактаты. В феврале 1778 Вольтера уговорили вернуться во Францию, где окруженный всеобщим вниманием, вёл активную общественно-культурную деятельность – участвовал во встрече с Б.Франклином, присутствовал в «Комеди Франсез» на представлении своей последней трагедии Ирина [20, с. 78]. Умер Вольтер 30 мая 1778 года от рака. Церковь отказалась хоронить его, и тело великого мыслителя было тайно вывезено из Парижа. Во время Великой французской революции прах Вольтера торжественно перенесли в Пантеон.
Философия Вольтера в основном отражает его отношение к Богу, религии, а также к политическому устройству. Его «Философские письма» передают впечатления автора от его жизни в Англии. В своём произволении Вольтер с неподражаемой иронией изображает англикан, квакеров, парламент, английскую систему управления.
Также здесь философ освещает основные положения теории Ньютона, в нескольких остро написанных абзацах характеризует трагедии Шекспира, а также комедии Д. Ванбру и У.Конгрива. Лестно отзываясь об Англии с существующими в ней порядками и законами, мыслитель завуалировано критикует Францию. Именно по этой причине труд была осужден французскими властями, и подвергся публичному сожжению. Но подобный акт только принёс произведению ещё большую популярность.
Среди известных работ философа - «Трактат о веротерпимости», написанный Вольтером в 1763 году. Данное произведение было попыткой реабилитировать память протестанта Жана Каласа, который стал жертвой пыток. Труд «Философский словарь» в алфавитном порядке излагает взгляды автора на природу религии, власти, войны. Всю свою жизнь Вольтер оставался верен религии нравственного поведения и братской любви, не признающей никаких догматов.
Из всех существующих трудов писателя наиболее популярна его философская повесть под названием «Кандид», где описывается жизнь доброго и наивного парня. Молодой человек, которому судьба преподносит порой самые неожиданные и весьма неприятные испытания, начинает сомневаться в верности философских взглядов своего учителя Панглоса, который утверждает, что «все к лучшему в этом лучшем из возможных миров» [6, с. 50]. Кандид воссоединяется со своей возлюбленной Кунигундой, которая из-за перенесенных невзгод стала. Вместе они организуют небольшую коммуну, в которой торжествует практичная философия, обязывающая каждого «возделывать свой сад».
Одним из величайших достижений Вольтера являются его труды по истории: «История Карла XII, короля Швеции» и «Век Людовика XIV».
За 60 лет драматургической деятельности Вольтер написал 54 пьесы: 30 трагедий (в том числе «Брут», 1730; «Смерть Цезаря», 1731; «Заира», 1732; «Альзира», 1736; «Фанатизм, или пророк Магомет», 1741; «Меропа», 1743; «Ирена», 1778), 12 комедий, 2 драмы в прозе, несколько оперных либретто и либретто комических опер и дивертисментов [12, с. 78].
Не без влияния Шекспира создает Вольтер трагедию «Аделаида Дюгеклен» (1734), в которой изображались «готические» нравы и рыцарские идеалы позднего Средневековья. Эта трагедия Вольтера положила начало новому жанру во французской драматургии — «исторической трагедии» — и одновременно особому течению в рамках просветительского классицизма [1]. Это течение, поначалу очень скромное, развивалось в двух направлениях: поиски новых форм при сохранении свойственной классицистам концепции мира и человека и раскрытие нового, созвучного предромантизму, содержания в типично классицистических формах. Обе эти линии идут от вольтеровской «Аделаиды Дюгеклен» и других его произведений 1730-х гг.

Продолжение работы в архиве!

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.167 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: