Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Школьная мастерская

Школьная мастерская 8 года 1 мес. тому назад #1388

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
Введение
Важнейшей целью системы школьного образования является подготовка учащихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях постиндустриального общества. Для полноценной реализации данной цели необходимо осуществление технологической подготовки учащихся, начиная со средней школы. Методически соответствующее данной цели изучение образовательной области "Технология" на этапе обучения в 5 – 10 классах, является необходимым условием получения школьником среднего общего образования.
Актуальность исследования подтверждается тем обстоятельством, что изменения, происходящие в обществе, быстрое развитие науки и внедрение новых технологий, выдвигают новые требования к технологической подготовке учащихся средней школы. Школьники должны усвоить основы знаний и умений не только по элементам обработки различных материалов и материаловедению, но и по организации творческой проектной деятельности, культуре дома, электротехническим работам. Для осуществления технологической подготовки школьников в базисный учебный план введена образовательная область "Технология", в соответствие с целями и задачами которой необходимо разработать методику преподавания технологии в средней школе.
Важность и значимость трудовой подготовки и подходы к ее преподаванию рассматривались такими классиками педагогической науки, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский.
Позднее собственно разработкой методических вариантов осуществления трудовой подготовки школьников занимались: за рубежом – Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, Р. Штейнер и др., в нашей стране ученые и педагоги П. П. Блонский, Шацкий С. Т., А. Н. Волковский, С. М. Ривес, М. Н. Шульман, В. А. Сухомлинский и другие. Особый вклад в решение вышеуказанной проблемы внесли П. И.. Христианович, разработавший школьную программу трудовых занятий детей, начиная с девятилетнего возраста, а также К. Ю. Цируль, методически обосновавший введение в общеобразовательной школе нового для своего времени предмета "Ручной труд". Вместе со своими единомышленниками Н. П. Столпянским, НВ. Касаткиным, Д. И. Загребиным и другими при отборе ремесел для построения курса обучения в качестве критериев он рассматривал в частности: соответствие возрасту и силам детей и возможность методически обоснованного построения курса.
В советское и постсоветское время общие вопросы методики трудового обучения рассматривали П. Р. Атутов, С. Я. Батышев, В. М. Казакевич, В. А. Кальней, А. С. Лында, В. А. Поляков, В. Д. Симоненко, Ю. С. Столяров, Д. А. Тхоржевский, Ю. Л. Хотунцев и другие ученые.
Разработкой методики трудового обучения в средней школе в последние десятилетия занимались: Л. М. Гукасова, Н. М. Конышева, В. П. Кузнецов, И. Г. Майорова, В. Г. Машинистов, В. И. Романина, Я. А. Рожнев, А. Е. Стахурский, Б. В. Тарасов, Н. Е. Цейтлин и другие. В работах данных ученых были определены цели, задачи, содержание, формы, методы и средства трудового обучения в средней школе, однако разработанные методики не соответствуют требованиям, предъявляемым новой образовательной областью "Технология" к технологической подготовке учащихся средней школы.
Введение образовательной области "Технология" в учебный план средней школы обусловило необходимость разработки методики преподавания технологии в средней школе. Существующие разработки частных вопросов данной методики (Б. Н. Трегубенко, К. В. Матяш, М. В. Хохлова, В. Б. Костина, Л. Ю. Огерчук) не позволяют полностью решить поставленную проблему.
Таким образом, нами было выявлено противоречие между необходимостью и важностью осуществления технологической подготовки школьников и отсутствием разработанной методики преподавания образовательной области "Технология" в средней школе, что определило содержание и тему настоящего дипломного исследования.
Данное противоречие определило проблему дипломного исследования, которая заключается в решении вопроса теоретической разработки и практической реализации методики преподавания образовательной области "Технология" в средней школе.
Объест исследования – процесс преподавания технологии в средней школе.
Предмет исследования – методические условия успешного преподавания технологии в средней школе.
Цель исследования – разработка научно-обоснованных основ методики обучения школьников предмету "Технология".
Гипотеза исследования – методика преподавания образовательной области "Технология" в средней школе обеспечит получение школьниками начального технологического образования, если данная методика:
будет соответствовать содержанию образовательной области "Технология" и обеспечит освещение всех разделов, предусмотренных в программе по технологии;
обеспечит активное и осознанное усвоение школьниками технологических знаний, умений и навыков;
будет предусматривать использование в процессе обучения метода проектов. Задачи исследования:
1. Определить характерные особенности преподавания образовательной области "Технология" в средней школе.
2. Разработать методику преподавания некоторых разделов "Технологии" в средней школе.
3. Определить методику выполнения проектов в средней школе.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанных методик.
Теоретико-методологическую основу составляют:
Концепция метода проектов (Дж. Дьюи., У. Кильпатрик.); концепция формирования технологической культуры школьников (Хотунцев Ю. Л., Симоненко В. Д.), концептуальные основы образовательной области "Технология" (Атутов П. Р., Кальней В. А., Симоненко В. Д., Хотунцев Ю. Л.); концепция развития творчества учащихся посредством целенаправленного обучения (Выготский Л. С., Давыдов В. В., Эльконин Д. Б.), концептуальные основы развивающего обучения (Выготский Л. С., Давыдов В. В).
Для решения поставленных дипломных задач применялись следующие методы и виды деятельности:
изучение и анализ нормативных документов по трудовому обучению и образовательной области "Технология"; историко-логический анализ педагогической, психолого-педагогической, технической литературы по проблеме исследования;
сравнительный анализ учебно-программной документации; определение уровня обученности учащихся средней школы по предмету "Технология";
обобщение опыта преподавания технологии в средней школе; педагогический эксперимент; аналитическая обработка результатов исследования.
Глава I. Психолого-педагогическая часть.
1.1. Место технологии в учебном процессе.
Главной целью учебного предмета "Технология" является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни.
Это предполагает:
I. Средствами предмета "Технология" формирование у учащихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей до реализации продукции.
Для этого учащиеся должны быть способны:
1. определять потребности и возможности своей деятельности;
2. находить и использовать необходимую информацию;
3. выдвигать идеи для решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);
4. планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);
5. оценивать результаты этапов работы, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продуктов деятельности.
II. Формирование знаний о средствах и путях преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.
III. Подготовку учащихся к сознательному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
IV. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
V. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
В процессе преподавания предмета "Технология" должны быть решены следующие задачи:
1. формирование политехнических знаний и экологической культуры;
2. привитие первоначальных жизненно необходимых знаний и умений вести домашнее хозяйство и экономику семьи;
3. ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
4. развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
5. обеспечение учащимися самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью адекватного профессионального самоопределения;
6. воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
7. овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
8. использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения их конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребёнка.
Говоря о программе предмета "Технология", следует заметить, что обсуждаемому в данной работе разделу "Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения" отводится всего 204 часа (с 5-го по 7-й классы). Но компьютеризация учебного процесса предмета должна охватывать не только один раздел. Применение компьютера по описываемой схеме возможно и в следующих разделах:
• "Обработка материалов и элементы техники";
• "Информационные технологии";
• "Художественная обработка материалов" (составление узора и т. д.);
• "Графика";
• "Автоматика, цифровая электроника";
• "Введение в художественное конструирование".
Конечно же, наиболее полно ПЭВМ можно использовать при изучении раздела "Машинная графика" (в вариативной части учебного плана; 10 класс, II четверть, 7 недель, 14 часов).
В образовательной области "Технология", по нашему мнению, свойственны следующие предметные принципы:
- конструкторские;
- технологические;
видов производства (ручные, машинные с ручным управлением, машинные полуавтоматические, машинные автоматические, машинные и условиях высоких технологий, безлюдных и электронных технологий):
- видов обработки (литейные, кузнечные, штамповочные, обработка резанием, обработка давлением без снятия стружки, термические, сварочные, химических и лакокрасочных покрытий, сборочные, контрольно-испытательные, упаковочные, швейные и другие);
- обработки материалов (древесина, металлы, пластмассы, керамики, металлокерамики, ткани, пищевые продукты и другие);
- видов направлений специализации производств (сельскохозяйственная и перерабатывающая, лесная, легкая, горнодобывающая, металлургическая, металлообрабатывающая, автомобилестроительная, электротехническая, радиоэлектронная, военно-промышленный комплекс, химическая, медицинская промышленность и другие);
- видов услуг (образование, здравоохранение, организации культуры, бытовые услуги, курортного и туристического отдыха, связь и коммуникации, юридические и правоохранительные, военная служба, банковские, транспортные и другие). [Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников в условиях НТР. -М.: Знание, 1994., стр. 65.]
В силу недостаточности сроков и объемов работ мы ограничиваемся исследованием конструкторских и технологических предметных признаков в следующих разделах предмета "Технология":
- "Технология обработки конструкционных материалов";
- "Научно-техническое творчество и художественное конструирование". Конструкторскими предметными принципами обучения являются:
- унификация деталей и узлов;
- нормализация деталей и узлов;
- типизация деталей и узлов;
- стандартизация деталей, узлов, блоков, субблоков, изделий;
- агрегатирование при проектировании (этот метод применен нами при проектировании многофункционального станка "Обрабатывающий центр"); Технологическими предметными принципами обучения являются:
- типизация технологических процессов;
- конструкторско-технологических признаков их подобия;
- маршрутная обработка деталей и узлов в условиях мелкосерийного, индивидуального и опытно-экспериментального производства;
- операционная обработка деталей и узлов;
- автоматизированная обработка деталей, узлов, сборка изделий;
- безлюдная, электронная обработка деталей и узлов в условиях высокотехнологического производства.
1.2. Педагогические способы и методы изложения материала при изготовлении изделия.
Программа интегративного курса "Основы организации собственного дела в области металлообработки и ремонта бытовой радиоэлектроаппаратуры (РЭА)" Пояснительная записка.
Цель изучения данного курса – ознакомить школьников с основами организации собственного дела в области металлообработки и ремонта бытовой радиоэлектроаппаратуры (РЭА), а также сформировать элементарные умения осуществлять систему умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной работы по планированию, осуществлению и контролю своих действий в области предпринимательской деятельности.
Интегрированный курс "Основы организации собственного дела в области металлообработки и ремонта бытовой радиоэлектроаппаратуры (РЭА)" изучается в 8 и 9 классах. На изучение курса (факультатива) отводится по 34 недели в каждом из классах, соответственно по 68 часа на учебный год, учебное время – по 2 часа в неделю. Таким образом, общее количество часов, отводимое на изучение курса совпадает с требованием "Программы средних образовательных учреждений. Трудовое обучение. "Технология". 1-4 классы. 5-11 классы". Под редакцией Хотунцева Ю. Л., Симоненко В. Д. [Атутов П. Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993., стр. 87.]
Программой курса предусмотрено изучение элементов машиноведения, устройства бытовой радиоэлектроаппаратуры с целью приобщения учащихся к техническим знаниям, повышения их кругозора и культуры, развития мышления и предпринимательских способностей.
Решение задач общетрудовой политехнической подготовки школьников достигается построением содержания и методики обучения на основе реализации деятельно-параметрического подхода, который основывается на организации самостоятельной познавательной и практической деятельности в рамках проектных работ.
С позиций параметрического подхода изучается конструкция оборудования, технологической оснастки, приспособлений и инструментов. [Чирков В. Ф., Новиков A. M. Приспособления на занятиях по труду. – М.: Педагогика, 1970., стр. 35.]
В курсе сквозными линиями являются: содержание национально-регионального компонента, профессиональная ориентация и графика. Более глубокому освоению содержания программы будут способствовать конкурсы и выставки творческих работ учащихся, их участие в школьных, районных, городских и республиканских олимпиадах по предмету "Технология". Наличие средств вычислительной техники позволит повысить интеллектуальный. [Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников в условиях НТР. -М.: Знание, 1994., стр. 78.]
Перечень знаний и умений учащихся.
Учащиеся 8 класса должны:
- знать основы по охране труда и пожарной безопасности;
- знать данные по природно-климатическим ресурсам КБР, разлитию промышленности и сельского хозяйства, национальным традициям в семье и условиям быта в городе и сельской местности;

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.092 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: