Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Инквизиция – средневековая борьба с ведьмами

Инквизиция – средневековая борьба с ведьмами 3 года 8 мес. тому назад #1514

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
Введение
Инквизиция (от латинского: inquisitio  розыскание, исследование, розыски)  судебно-следственный орган, созданный для выявления в Церкви ее замаскированных врагов, их переубеждения и перевоспитания, а в случае их неисправимости отлучавший их от Церкви в соответствии с указаниями Нового Завета (Тит. 3:10; Мф. 18:17; 1Кор. 5:11-13; Гал. 1:8-9). Отлучение от Церкви могло быть подано для обжалования Папе и им отменено. После отлучения врага Церкви от Церкви, он передавался государственной власти и ее судебный орган рассматривал дело отлученного от Церкви с точки зрения государственного права и в соответствии с его законами приговаривал виновного к предусмотренной законом каре. Если государственным правом за преступления против Церкви и государства предусматривалась смертная казнь, то преступник казнился смертью. Таким образом, инквизиция никого к смерти не приговорила. Она только определяла вину человека и при нежелании преступника исправиться, отлучала его от Церкви и передавала государственной власти на ее усмотрение. Казнился же преступник по приговору государственного суда, карательными органами государства.
Так как тема об инквизиции, с точки зрения ее моральной оценки в наше время  очень спорная тема, то именно этим и обусловлена тема данной работы. Целью настоящей работы является рассмотрение статуса инквизиции в целом и процесса борьбы с ведьмами, осуществляемого инквизицией в частности. Соответственно, задачами, поставленными в данной работе является:
• Рассмотрение истории возникновения инквизиции в существующей в Европе обстановке;
• Ее полномочия в разные периоды времени;
• Способы ее борьбы с ведьмами.
Ради большей объективности, в пределах возможностей, ограниченных недостатком разносторонней информации, хочу осветить ее с позиции нескольких авторов, стоящих на различных идеологических позициях.
1. История возникновения инквизиции
1.1. Зарождение инквизиции и ее изначальное предназначение
Хронологически историю инквизиции можно подразделить на три этапа:
1) додоминиканский (преследования еретиков до XII в.)
2) доминиканский (со времени Тулузского собора 1229 г.)
3) испанская инквизиция.
В 1-м периоде суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер; во 2-м создаются постоянные инквизиционные трибуналы, находящиеся в специальном ведении доминиканских монахов; в З-м инквизиционная система тесно связывается с интересами монархической централизации в Испании и притязаниями ее государей на политическую и религиозную супрематию в Европе, сперва служа орудием борьбы против мавров и евреев, а потом, вместе с Иезуитским орденом, являясь боевою силою католической реакции XVI в. против протестантизма.
Раннее христианство и христианская церковь страдала как от внешнего врага – римских императоров, так и от внутренних раздоров, опиравшихся на теологические разногласия: различные толкования священных текстов, на признании или непризнании отдельных текстов священными и так далее.
Отражением одной из стадий внутренней борьбы был, видимо, “Иерусалимский собор”, упоминаемый в главе 15 Деяний святых апостолов, а также множество случаев, когда апостол Павел защищал собственное апостольское служение, убеждал христиан опасаться ложных пастырей или чего-либо противоречащего тому, что проповедовал он. Аналогичные призывы содержатся в посланиях Иоанна и в Послании к Иудеям, а также в Откровении Иоанна Богослова.
Зародыши Инквизиции мы находим еще в первые века христианства – в обязанности диаконов разыскивать и исправлять заблуждения в вере, в судебной власти епископов над еретиками. Суд епископский был прост и не отличался жестокостью; самым сильным наказанием в то время было отлучение от церкви.
Начиная со второго века христианские авторитеты (епископы и местные синоды), пользуясь вышеприведёнными источниками, обличали некоторых богословов как еретиков, и определяли доктрину христианства более ясно, стараясь избежать ошибок и разночтений. В связи с этим православию (от греч. “правильная точка зрения”) стали противопоставлять ересь (греч. “выбор”, подразумевается, что ошибочный).
Со времени признания христианства государственной религией Римской империи, к церковным наказаниям присоединились и гражданские. В 316 г. Константин Великий издал эдикт, присуждавший донатистов к конфискации имущества. Угроза смертною казнью впервые произнесена была Феодосием Великим в 382 г. по отношению к манихеям, а в 385 г. приведена была в исполнение над присциллианами.
В капитуляриях Карла Великого встречаются предписания, обязывающие епископов следить за нравами и правильным исповеданием веры в их епархиях, а на саксонских границах  искоренять языческие обычаи. В 844 г. Карл Лысый предписал епископам утверждать народ в вере посредством проповедей, расследовать и исправлять его заблуждения (“ut populi errata inquirant et corrigant”).
В IX и X вв. епископы достигают высокой степени могущества; в XI в., во время преследования патаренов в Италии, деятельность их отличается большою энергией. Уже в эту эпоху церковь охотнее обращается к насильственным мерам против еретиков, чем к средствам увещания. Наиболее строгими наказаниями еретиков уже в ту пору были конфискация имущества и сожжение на костре.
Особый церковный суд католической церкви под названием “Инквизиция” был создан в 1215 году папой Иннокентием III. [Григулевич И. Р., История инквизиции, М., 1970] Позднее переименована в “Конгрегацию по делам вероучения” (Sacra congregatio Romanae et universalis Inquisitionis seu Sancti Officii). Работа этого учреждения строилась в строгом соответствии с действующим тогда в католических странах законодательством.
В связи с тем, что преступления против религии, в том числе ересь угрожали моральному порядку в обществе, а значит и государственной безопасности, римское уголовное (государственное) право предусматривало за такие преступления телесные наказания, вплоть до смертной казни через сожжение.
Так, император Диоклетиан (язычник) повелел вождей манихейства сжигать, а его последователей казнить обезглавливанием, а их имущество конфисковывать. Император Феодосий Великий 31 марта 382 г. издал указ о смертной казни энкратитов, а в 435 г. издан указ о смертной казни тех, кто увлекает в секты. В средние века к еретикам вначале применялись сравнительно легкие наказания.
1.2. Доминиканский период развития инквизиции
В конце XII и начале XIII в. литературно-художественное движение в Южной Франции и связанное с ним учение альбигойцев угрожали серьезной опасностью католической ортодоксии и папскому авторитету. Для подавления этого движения вызывается к жизни новый монашеский орден  доминиканцев (Х, 862). Слово инквизиция, в техническом смысле, употреблено впервые на Турском соборе, в 1163 г., а на Тулузском соборе, в 1229 г., апостольский легат “mandavit inquisitionem fieri contra haereticos suspectatos de haeretica pravitate”.
Еще на Веронском синоде, в 1185 г., изданы были точные правила касательно преследования еретиков, обязывавшие епископов возможно чаще ревизовать свои епархии и выбирать зажиточных мирян, которые оказывали бы им содействие в розыске еретиков и предании их епископскому суду; светским властям предписывалось оказывать поддержку епископам, под страхом отлучения и других наказаний.
Дальнейшим своим развитием инквизиция обязана деятельности Иннокентия III (1198-1216), Григория IX (1227-1241) и Иннокентия IV (1243-1254). Около 1199 г. Иннокентий III уполномочил двух цистерцианских монахов, Гюи и Ренье, объездить, в качестве папских легатов, диоцезы южной Франции и Испании, для искоренения ереси вальденсов и катаров. Этим создавалась как бы новая духовная власть, имевшая свои специальные функции и почти независимая от епископов. В 1203 г. Иннокентий III отправил туда же двух других цистерианцев, из монастыря Фонтевро  Петра Кастельно и Ральфа; вскоре к ним был присоединен и аббат этого монастыря, Арнольд, и все трое возведены были в звание апостольских легатов. Предписание возможно строже обходиться с еретиками привело, в 1209 г., к убийству Петра Кастельно, что послужило сигналом к кровавой и опустошительной борьбе, известной под именем альбигойских войн.
Несмотря на крестовый поход Симона Монфора, ересь продолжала упорно держаться, пока против ее не выступил Доминик Гусман (X, 959), основатель ордена доминиканцев. В заведование этого ордена всюду перешли инквизиционные суды, после того как последние изъяты были Григорием IX из епископской юрисдикции. На Тулузском соборе 1229 г. было постановлено, чтобы каждый епископ назначал одного священника и одно или более светских лиц для тайного розыска еретиков в пределах данной епархии. Нисколько лет спустя инквизиторские обязанности были изъяты из компетенции епископов и специально вверены доминиканцам, представлявшим то преимущество перед епископами, что они не были связаны ни личными, ни общественными узами с населением данной местности, и потому могли действовать, безусловно, в папских интересах и не давать пощады еретикам.
Установленные в 1233 г. инквизиционные суды вызвали в 1234 г. народное восстания в Нарбонне, а в 1242 г.  в Авиньоне. Несмотря на это, они продолжали действовать в Провансе и распространены были даже и на сев. Францию. По настоянию Людовика IX, папа Александр IV назначил в 1255 г. в Париже одного доминиканского и одного францисканского монахов на должность генеральных инквизиторов Франции. Ультрамонтанское вмешательство в дела галликанской церкви встречало, однако, беспрестанное противодействие со стороны ее представителей; начиная с XIV в., французская инквизиция подвергается ограничениям со стороны государственной власти и постепенно приходить в упадок, которого не могли удержать даже усилия королей XVI века, боровшихся против реформации.
Григорием IX инквизиция введена была в Каталонии, в Ломбардии и в Германии, причем повсюду инквизиторами назначались доминиканцы. Из Каталонии инквизиция быстро распространилась по всему Пиренейскому полуострову, из Ломбардии  в различных частях Италии, не везде, впрочем, отличаясь одинаковою силой и характером. Так, например, в Неаполе она никогда не пользовалась большим значением, вследствие беспрестанных раздоров между неаполитанскими государями и римскою курией. В Венеции инквизиция (совет десяти) возникла в XIV в. для розыска соучастников заговора Тьеполо и являлась политическим трибуналом. Наибольшего развития и силы инквизиция достигла в Риме. О степени влияния инквизиции в Италии и о впечатлении, произведенном ею на умы, свидетельствует сохранившаяся во флорентийской церкви S. Maria Novella знаменитая фреска Симона Мемми, под названием “Domini canes” (каламбур, основанный на созвучии этих слов со словом dominicani), изображающая двух собак, белую и черную, отгоняющих волков от стада. Наибольшего развития итальянская инквизиция достигает в XVI в., при папах Пии V и Сиксте V.
В Германии инквизиция первоначально направлена была против племени стедингов, отстаивавших свою независимость от бременского архиепископа, Здесь она встретила всеобщий протест. Первым инквизитором Германии был Конрад Марбургский; в 1233 г. он был убит во время народного восстания, а в следующем году той же участи подверглись и два главные его помощника. Но этому поводу в Вормской летописи; говорится: “таким образом, при Божьей помощи, Германия освободилась от гнусного и неслыханного суда”. Позже папа Урбан V, опираясь на поддержку императора Карла IV, снова назначил в Германию двух доминиканцев, в качестве инквизиторов; однако, и после этого инквизиция не получила здесь развития. Последние следы ее были уничтожены реформацией. Инквизиция проникла даже в Англию, для борьбы против учения Виклефа и его последователей; но здесь значение ее было ничтожно.
Из славянских государств только в Польше существовала инквизиция, и то очень недолго. Вообще, учреждение это пустило более или менее глубокие корни только в странах, населенных романским племенем, где католицизм оказывал глубокое влияние на умы и образование характера.
В 1215 г. 12-й Вселенский собор, в связи с ростом еретического движения, постановил, осужденных церковным судом, еретиков передавать государственной власти для заслуженного наказания. При этом Церковь не определяла еретикам меры наказания, и вообще католические синоды и соборы не назначали смертной казни для еретиков, как это сделал православный Константинопольский синод под председательством патриарха Михаила Оксиста (отказавшегося от кафедры в 1146 г.), постановив еретиков-богомилов в наказание сжигать.
Независимо от Церкви в Германии и в Северной Франции гражданская власть, начиная с XI века требовала сожжения еретиков.
В католической Европе впервые сожжение установлено государственным законом в марте 1224 г. в Ломбардии германским королем, а впоследствии императором Священной Римской империи германского народа Фридрихом II. Позднее подобные законы установлены и в других местах. В Германии в 1232г. Фридрих II издал закон о смерти еретикам, и при этом Фридрих пожелал, чтобы следствие о ереси вести было поручено монахам-доминиканцам. Этот же император в 1224, 1231 и 1238 гг. предусмотрел, чтобы упорствующие еретики сжигались. Папа Иннокентий IV одобрил эти законы, но суровые санкции этих законов никогда не были внесены в кодекс Церковного закона. (Они существовали только в государственном праве и применялись по решению государственного суда, следовавшего после передачи преступников инквизицией государственной власти).
Ересь в то время считалась большим преступлением, чем политические преступления.
Деятельность инквизиторов-следователей была подчинена контролю епископов и Папы. В 1311 г. было установлено, что для заключения обвиняемого в тюрьму для применения пыток и вынесения приговора необходимо разрешение епископа. Названные обвиняемым его враги в качестве свидетелей не допускались, показания свидетелей проверялись. Для принуждения обвиняемого признаться в преступлении применялись пытки, но их применение было строго ограничено. Не разрешалось подвергать пыткам старых и слабых. Никого не разрешалось подвергать пыткам более одного раза. Подверженный пыткам имел право в течение 24 часов признание под пытками взять обратно. Не разрешалось применение пыток, если, по мнению судьи и епископа, имелось лишь частичное доказательство вины. Ни один виновный не мог быть осужден, если он признался только вследствие пыток, так как он имел возможность отказаться от сказанного во время пытки; если же он действительно был еретик, он мог отказаться от ереси и таким образом избавиться от осуждения.
Различали три вида еретиков:
а) Еретики, отказавшиеся от ереси раскаявшиеся и вернувшиеся в Церковь, подвергались только церковным карам  покаянию.
б) Еретики, в обращении которых были обоснованные сомнения  пожизненно заключались в тюрьму.
в) Еретики, упорствующие в ереси или отказавшиеся от нее, опять вернувшиеся к ней, передавались государственным властям.
Осужденные инквизиционным трибуналом (а не государственным судом) могли обжаловать приговор Папе и он часто отменял или смягчал приговор инквизиции. Инквизиционные трибуналы учреждались только там, где это было необходимо, особенно в Южной Франции, Северной Италии и Ломбардии, где многочисленные катары представляли опасность для Церкви и государства. Режим в инквизиционных тюрьмах был более легкий, чем в тюрьмах государственных; обращение с заключенными было более мягким, гуманным. Заключенным разрешалось принимать добровольные подаяния.

Продолжение работы в архиве!

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.115 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: