Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Виды и проблемы учебной деятельности

Виды и проблемы учебной деятельности 4 года 7 мес. тому назад #1509

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
ВВЕДЕНИЕ
Учебная деятельность существует везде, где есть такой институт, как школа и, соответственно, школьный возраст. Учебная деятельность строит школьный возраст как нечто целостное, как самостоятельный этап, подобно тому, как, например, игра строит дошкольный возраст. Каждая из школьных систем предлагает свое понимание учебной деятельности – в соответствии со своим пониманием задач школьного образования, его содержания, проблем культуры, возраста и т.п. Иногда это понимание неотрефлектировано, не сформулировано теоретически, но интуитивно каждая школьная система исходит из некоторого представления о смысле и содержании учебной деятельности. Соответственно в каждой культуре, имеющей такой институт, как школа, учебная деятельность понимается определенным образом. Поэтому и актуальна тема данной работы.
Целью работы является анализ видов и проблем учебной деятельности в современной культурно-образовательной ситуации. В данной работе выделены задачи проанализировать сущность и содержание учебной деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
1. Сущность учебной деятельности
Максимально целостно и теоретически представление об учебной деятельности развито в школе развивающего обучения (РО). В этой школе в основном актуализируется нововременное представление о культуре, образовании и, соответственно, об учебной деятельности. Значительную роль учебной деятельности отводит и школа диалога культур (ШДК). [Берлянд И.Е. Учебная деятельность в школе развивающего обучения и школе диалога культур. // Дискурс. 1997. №3.] Поэтому сущность и содержание учебной деятельности будет в основном рассматриваться в данном разделе с вышеперечисленных позиций.
Теория деятельности возникла еще в древности. Большой вклад в ее развитие внесли средневековые философы. Но подлинно философскую теорию деятельности создали немецкие классики – философы Кант, Фихте, Шеллинг и особенно Гегель. Школа РО определяет понятие деятельности именно с гегелевских позиций. Воспроизведем основные положения данной концепции.
Деятельность здесь понимается как такая историческая практика, которая есть первичное и порождающее начало по отношению к психике. Психика существует в этой концепции не сама по себе, а как включенная в деятельность и исходно понимается как механизм, обслуживающий деятельность – внешнюю, предметную, материальную. Леонтьев приводит элементарные примеры – не из человеческой психологии: чтобы животное могло осуществлять пищедобывающее поведение, оно должно иметь некоторый образ движения жертвы, если это животное – хищник. Этот обслуживающий компонент деятельности и есть психика. И генетически, и логически первична внешняя предметная деятельность. Внутренняя же психическая деятельность есть результат интериоризации внешней предметной деятельности. Как это выглядит? Когда человек использует какие-то вне его находящиеся материальные вещи и по ним строит свою деятельность, его ориентировка носит внешний характер – например, Мальчик-с-пальчик разбрасывает камешки, чтобы по ним найти дорогу домой. Эти камешки есть внешние метки, ориентиры. Можно эти камешки интериоризировать, то есть запоминать и внутри себя держать образы тех ориентиров, которые помогут вернуться домой. Это есть интериоризация внешних ориентиров. Так же маленький ребенок учится считать вначале на пальцах или с помощью счетных палочек – это внешние предметы, с которыми он работает. Когда эти предметы интериоризируются, погружаются внутрь, палочки ему уже не нужны.
Внутренняя психическая деятельность, таким образом, есть интериоризованная внешняя деятельность. Но что именно интериоризуется? Не просто случайная деятельность этого индивида, а, если речь идет о человеке, в отличие от животных, то, согласно этой концепции, интериоризируется некоторое идеальное, то есть то, что существует в культуре, те формы деятельности, формы и способы выполнения этой деятельности, ориентировки, которые выработаны в культуре и зафиксированы в виде некоторых орудий, знаков. Что такое орудие? Это материально зафиксированный способ действия, выработанный в человеческой культуре: например, ложка – это зафиксированный в виде некоторого материального предмета способ есть по-человечески; китайские палочки – это зафиксированный в орудии другой способ аналогичного по назначению действия, характерный для другой культуры. Идеальные вещи, усваиваемые, интериоризируемые ребенком, такие, как знаки и понятия, в контексте этой концепции – не что иное, как теоретически зафиксированный выработанный культурой способ действия с теми или иными предметами. Например, число – это способ измерения величин, выработанный человечеством и культурно зафиксированный в виде понятия. Этот идеальный план, то есть форма вещи вне самой этой вещи, в форме орудия (теоретического орудия, то есть понятия) и есть то, что присваивается в ходе психического развития. Психическое развитие, суть его, смысл его, форма его – есть присвоение этого идеального. Таким образом формируется человеческая психика.
С точки зрения РО деятельностью может быть названа только такая активность, которая связана с существенным преобразованием предметной и социальной действительности, окружающей человека. То есть, человеческая активность только в том случае является деятельностью, если она приводит к существенному преобразованию ситуации, предмета, созданию чего-то нового в этом преобразовании. Все, что связано с повседневностью и с привычками, не требует активного преобразования предметно-социальной действительности, и, следовательно, деятельностью не является. Это очень важно и для подхода к учебной деятельности.
В концепции РО существенное место занимает понятие ведущей деятельности. Человек осуществляет много самых разнообразных деятельностей, носящих разный характер, но в каждом возрасте некоторая деятельность выделяется как ведущая. Она является той деятельностью, внутри которой развиваются все основные психические новообразования этого возраста и которая конституирует, оформляет данный возраст как нечто целое, как что-то качественно своеобразное по отношению к другому возрасту. Периодизация психического развития, то есть разделение на возрасты, связана в этой концепции как раз с выделением типов ведущей деятельности. Например, для дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. А учебная деятельность является ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте. Ведущая деятельность не занимает все время ребенка данного возраста и даже большую часть его времени по сравнению с другими деятельностями, но она является ведущей, так как именно внутри нее складываются новообразования, характерные для этого возраста, то есть происходит развитие психики и подготавливается продвижение ее на качественно новый этап, переход к следующему возрасту.
Смысл учебной деятельности как ведущей – в формировании основ теоретического мышления. В отличие от традиционной школы, РО видит смысл учебной деятельности не в приобретении ребенком знаний, умений, навыков, хотя все это очень существенно; знания, умения, навыки включаются в общий контекст учебной деятельности, они нужны в школе постольку, поскольку формируют основы теоретического мышления. А теоретическое мышление в этой концепции – это мышление, осуществляющее содержательное обобщение. [Берлянд И.Е. Учебная деятельность в школе развивающего обучения и школе диалога культур. // Дискурс. 1997. №3.]
Содержательное обобщение воспроизводит (логические) условия происхождения того объекта, понятие которого мы даем в содержательном обобщении. Эмпирически это может не выдерживаться, можно представить себе человека, который не производит орудия труда, а только пользуется уже готовыми, но, тем не менее, в том, что он является человеком, есть эта возможность. Для того, чтобы понять, что такое человек, такое обобщение дает гораздо больше, чем обобщение эмпирическое. Теоретическое мышление, согласно концепции РО, это мышление, которое осуществляется в понятиях, то есть в содержательных, а не эмпирических обобщениях. Способ существования теоретического мышления – это восхождение от абстрактного к конкретному. Сформировав первоначально абстрактное понятие, мы должны наполнить его конкретным содержанием – показать, как оно живет в разных особенных случаях, как оно вступает в связь с другими понятиями. Если эмпирическое обобщение работает от конкретного и частного к абстрактному и общему, то содержательное обобщение восходит, то есть осуществляет некоторое прогрессивное, поступательное движение от абстрактного к конкретному, делается все более конкретным, все более точным, все более полно, подробно воспроизводит этот объект.
Учебная деятельность должна строиться точно в соответствии со способом существования теоретического мышления, – то есть от абстрактного к конкретному. Вначале ученик должен выделить абстрактное понятие путем содержательного обобщения, выделить содержательную клеточку, которая фиксирует всеобщее отношение, определяющее данный предмет.
Традиционная цель и смысл такого института, как школа – вхождение ребенка в культуру, переключение культуры в индивидуальное сознание ученика. В этом и состоит главная задача учебной деятельности. Но как сама культура, так и смысл “вхождения” в культуру ребенка понимается по-разному в разных школьных системах.
В концепции РО вхождение в культуру понимается как интериоризация, или присвоение. Культура здесь – идеальная система, не зависящая от индивидуального сознания. Ребенок, рождаясь, застает культуру готовой, как внешнюю целостную нормативно заданную систему. Ребенок делает эти нормы своими, т.е. присваивает. Присваивает анонимные вещи, пусть даже и созданные раньше кем-то, то есть исходно авторские, но ставшие анонимными, входящие в культуру как анонимные, а потому усваиваемые всеми одинаково, хотя, возможно, в разном темпе, с разными индивидуальными особенностями и т.п., но это уже относится к психологии, а не к культуре.
Но нельзя ребенка учить всему. РО считает, что учить надо наивысшим достижениям культуры. Понятие культуры здесь связывается с идеей прогресса, снятия. Каждая новая культура включает все предыдущее в снятом виде. Вот эти “снятые” формы и должны быть преподаны детям.
В ШДК иначе понимается сама культура. Культура в этой концепции не представляется как развивающаяся прогрессивно, от более простого к более сложному, существующая в логике снятия, как это понималось в девятнадцатом веке. Сейчас обнаруживается, что, например, античность предложила равномощный по сравнению с девятнадцатым веком способ понимать вещи, радикально другой, а не просто исходный (в смысле более простой). Культура девятнадцатого века не может быть понята как развившаяся из культуры античности: они общаются как равноправные, а не как более ранняя стадия с более поздней. Современная культура не понимается больше как последняя ступенька лестницы, на которую мы должны помочь взобраться ребенку. Вообще разные исторические культуры понимаются не как ступеньки одной лестницы, а как общающиеся голоса, как субъекты. Создание субъекта учебной деятельности, учащегося субъекта и сохранение его навечно составляет основной смысл учебной деятельности и главное, с точки зрения возрастной психологии, содержание школы.
Учебная деятельность в концепции РО, как и в концепции ШДК, – это не просто работа с понятиями, это деятельность по самоизменению, формирование нового субъекта. Содержание этого самоизменения в концепции РО – в смене способа мышления, то есть это изменение себя, мыслящего эмпирически, в себя, мыслящего теоретически, то есть содержательно.
2. Содержание учебной деятельности с традиционных позиций
Проанализируем вначале содержание учебной деятельности с позиции классических школ. В основе традиционных теорий учения, прежде всего, лежит понятие дидактики. Дидактика – это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.
Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидактику.
Обучение, преподавание, учение – основные категории дидактики.
Обучение – это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.
Преподавание – это деятельность учителя по: [Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб: Питер, 2000.]
• передаче информации;
• организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
• оказанию помощи при затруднении в процессе учения;
• стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;
• оценке учебных достижений учащихся.
Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.
Учение – это деятельность ученика по:
• освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;
• самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;
• осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.
Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.
Учебная деятельность включает в себя:
• овладение системами знаний и оперирование ими;
• овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения – умениями и навыками;
• развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;
• овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).
Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.
Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Академическая успеваемость находит отражение в балльной оценке. Успешность обучения это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах.
Обучаемость – это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата. Обученность – это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности, то есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).


Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.113 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: