Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Человек как объект социализации

Человек как объект социализации 4 года 4 мес. тому назад #1468

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
Введение
Конец XX и начало XXI века в России отмечены экономическими и последовавшими за ними социальными изменениями в обществе, которые привели к серьезной деформации социального статуса молодежи в целом, а также к изменениям в структуре социальной активности подрастающего поколения. Повышенное внимание к негативным тенденциям в молодежной среде привело к возникновению распространенного мнения о молодежи как о замкнутой, маргинальной группе населения, стремящейся выключиться из процессов социально-культурной и общественной жизни. В то же время, исторический опыт исследования социальной активности молодежи в нашей стране указывает на чрезвычайно важное место подрастающего поколения в политической, социально-экономической и духовной жизни общества. Совершенствование общества и человека как субъекта его цивилизационного развития происходит в детерминированных и взаимообусловленных процессах, реализующихся на основе системы факторов, в том числе и социальных, обеспечивающих его эффективность. Разрушение традиционных институтов социализации, деформация привычных способов самореализации подрастающего поколения, коммерциализация настоятельно потребовали обновления сложившихся форм социального саморазвития молодежи.
На современном этапе еще только происходит определение и формирование новой модели социализации. Основываясь на вышеизложенном, можно заключить, что современная педагогическая мысль испытывает острую потребность в изучении и обобщении опыта социализации личности. В отечественной литературе имеется немало исследований, направленных на изучение социализации личности (Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, И.С. Кона, И.А. Милославовой, А.А. Налчаджяна, Б.Д. Парыгина и других). Отдельные аспекты выделенной проблемы рассматривались М.М. Аишвервудом, Н.Е. Астафьевой, Г.И. Бондаренко, A.M. Бурлаком, А.В. Семченко и рядом других авторов. Таким образом, данная проблема специально не исследовалась, а ее актуальность, недостаточная разработанность и очевидная потребность обусловили выбор темы исследования, направленного на изучение организационно-педагогических условий социализации личности.
Исходя из вышеизложенного, были определены цели и задачи данной работы. Цель исследования состоит в рассмотрении человека как объекта социализации. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: рассмотреть социализацию как социально-педагогическое явление, рассмотреть соотношение социализации и воспитания, и, наконец, рассмотреть человека как объект социализации.
Объект исследования – человек в процессе социализации. Предмет исследования – условия социализации личности. Поставленные цели и задачи определили структуру работы. Она состоит из двух частей. В первой (теоретической) части рассмотрены вышеупомянутые аспекты. Во второй же, (практической) приводится программа развития гражданского становления как один из способов социализации школьников. Заключение содержит обобщение изложенного материала и выводы, сделанные в процессе изучения данного аспекта. Далее приводится список литературы.
1. Человек как объект социализации
Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализация личности человека, т.е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Ценностные ориентации человека и призваны определить его социализацию как общественную мотивацию поведения, связанную с потребностями личности (Б.Г. Афанасьев, Л.П. Буева, Т.А. Мальковская и др.).
Современное российское общество не тождественно своему прошлому, посттоталитарному обществу. Оно характеризуется наличием динамичных тенденций, постоянным изменением сфер деятельности, усложнением структур и соответствующих форм сознания и нравственных алгоритмов. Вместе с тем, оно перманентно: противоречия между новыми тенденциями социального развития и культурными эталонами, образцами, фиксирующими прошлый опыт, постоянно дестабилизируют социум, вносят помехи в его функционирование. Отсюда новые требования к образованию: содержание, передаваемое в образовательных системах должно подготовить человека к жизни и деятельности в новых ситуациях. Образование должно обеспечить подготовку к будущей техногенной, информационно обслуживающей, социокультурной деятельности, отличной от прошлого, сформировать способность и возможность производить не только полезные вещи, но прежде всего, самого себя, свою сущность, быть субъектом собственного развития в контексте совокупной социальной деятельности.
Социализация  это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, форм, ценностей, ролей, в результате которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке. На первых этапах формирования личности социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем через практическую деятельность, распредмечивание форм культуры и цивилизации. Это процесс динамичный, постоянный, потому и развитие личности – непрерывно действующий процесс.
Проблемы социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста в нашей стране недостаточно изучены и проанализированы, что обусловлено в первую очередь недостаточностью концептуальных наработок.
Социологи рассматривают социализацию как процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром. Другие определяют ее как процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям, а третьи понимают под ней приобщение индивида к участию в общественной жизни (понимание культуры, поведение в коллективах, утверждение себя и выполнение различных социальных ролей).
Многочисленные сравнительные исследования, проведенные социологами, педагогами, психологами и этнографами в XX в., показали, что не только социальные привычки, обычаи, традиции, но даже темперамент и специфика поведения полов являются продуктом социализации.
История возникновения термина “социализация” связана с “недоразумением”, вернее, с неточностью при переводе с немецкого на английский. Тем не менее, новое слово прижилось и аккумулировало классическую социологическую проблематику. Понятие “социализация” шире традиционных понятий “образование” и “воспитание”. Образование предполагает передачу определенной суммы знаний. Воспитание понимается как система целенаправленных, сознательно спланированных действий, цель которых  формирование у ребенка определенных личностных качеств и навыков поведения.
Исторические исследования проблемы социализации подрастающего поколения в отечественной педагогической науке осуществляются в зависимости от того, как ученые трактуют понятия “социализация”, “социальное воспитание” и “развитие”. Как известно, термин “социализация” был впервые употреблен американским социологом Ф.Г. Гиддингсом еще в 1887 году и означал “развитие социальной природы или характера индивида”, “подготовку человеческого материала к социальной жизни”. В настоящее время слово “социализация” также обозначает совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе, влияющие на формирование личности. В научной литературе понятие “социализация” используется для характеристики процесса формирования личности под воздействием социальной среды, хотя его природа трактуется по-разному. Социализация включает и образование, и воспитание, и сверх того всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы.
Существуют два основных подхода в определении сущности процесса социализации: 1) социализация – это своеобразный вид дрессировки, это “улица с одностронним движением”, когда активной стороной является общество, а сам человек – пассивный объект его разнообразных воздействий; 2) с этим подходом согласны в настоящее время подавляющее большинство социологов – он основан на парадигме взаимодействия и подчеркивает не только активность, проявляемую со стороны общества (так называемых агентов социализации), но и активность, избирательность отдельного индивида.
При этом социализация рассматривается как процесс, который продолжается в течение всей жизни человека. Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст.
Социализация формирует человека как члена общества, которое желает сформировать определенный тип человека, соответствующий его социальным, культурным, религиозным, этическим идеалам. Содержание этих идеалов различается в зависимости от исторических традиций, социально-экономического и культурного развития, общественного и политического строя.
На современном же этапе идеал полноценного члена общества имеет много характеристик, общих или более или менее сходных для различных обществ. Следовательно, процесс социализации в различных обществах, сохраняя определенную специфику, приобретает ряд универсальных и сходных характеристик. Это связано, прежде всего, с глобальными общемировыми тенденциями (урбанизация, информатизация, экологические, демографические и другие изменения).
Необходимо отметить, что содержание процесса социализации определяется тем, что общество заинтересовано в том, чтобы члены общества: овладевали ролями мужчины или женщины (успешная поло-ролевая социализация); могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация); создали прочную семью (усвоили семейные роли); были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т.д.
Вышеперечисленные условия социализации и характеризуют человека как объект социализации, но человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации.
Как субъект, человек в процессе социализации усваивает социальные нормы и культурные ценности в неразрывном единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. Социализация становится для человека успешной, если в процессе ее получает развитие его личность.
В современной педагогической науке выделяют следующие уровни становления человека, которые тесно взаимосвязаны: биологический, психологический, социальный, мировоззренческий, но на различных временных этапах тот или иной уровень приобретает доминирующее значение. Например, если в детские годы наиболее интенсивно происходит физическое развитие человека, то впоследствии доминируют социальный и мировоззренческий компоненты.
Социализация – это динамическая психосоциальная структура, обеспечивающая интеграцию и отражение различных влияний на индивида в процессе его развития. Термин социализация, как ясно из вышеизложенного, многозначен и по-разному интерпретируется авторами. Диапазон интерпретаций располагается от понимания его как пассивного усвоения личностью культуры до подчеркивания в процессе социализации собственной активности субъекта, его саморазвития. Некоторые отечественные исследователи, такие как Л.Ю. Гордин, О.Н. Козлова и другие склонны рассматривать социализацию как составную часть воспитания, отводя ему роль фактора, управляющего социализацией. При этом под воспитанием они понимают объективно закономерное явление жизни общества, целостный процесс становления личности, взаимосвязанные стороны которого – образование, обучение и развитие – включены в определенную систему отношений. Как замечает Л.Ю. Гордин: “... это вечное явление жизни общества, вобравшее в себя опыт материальной и духовной жизни человечества за всю его историю, которое взаимодействует с процессом социализации, явлением конкретно-историческим ...”.
Представители данного взгляда, говоря о социализации, имеют в виду, что и человек, и группы, как малые, так и большие, все человечество и культура в целом, и биосфера, и Космос формируют личность, воздействуют на человека целенаправленно, не специально, только случайно оказываясь в поле зрения личности. Это поистине неуловимое воздействие, неконтролируемый процесс, нельзя предугадать, когда, в какой последовательности, вступят в отношения с личностью те или иные элементы среды. Обобщенно социализацию определяют как влияние среды в целом, приобщение индивида к участию в общественной жизни, культуре, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей. В том или другом определении этого термина выделяется, как правило, один из моментов этого сложного процесса и не упоминаются другие. Например, в одном случае, социализация определяется как процесс усвоения индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. В другом – как процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных групп и социальных структур, в различные действия социальных норм посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности. В решении проблемы когда на жизненном пути человека происходит его социализация, нет единого мнения. Одни авторы считают, что социализация – это определенный период в жизни индивида, пока он не стал взрослым, а развитие личности происходит на протяжении всего периода ее жизнедеятельности. Другие полагают, что социализация, как и развитие личности, охватывает всю жизнь человека. Но ведь процесс социализации нельзя свести к какому-то одному периоду в жизни человека, он протекает всю жизнь. Тем не менее, можно выделить наиболее интенсивный этап – это молодые годы. Процесс социализации личности учащегося можно определить как целенаправленный непрерывный процесс включения его в систему общественных связей, и, как результат, усвоение им опыта социального поведения на основе развития собственной активности для удовлетворения лично и социально значимых потребностей. Иначе говоря, социализация личности молодого человека предполагает использование, с одной стороны, системы факторов (природных, наследственных, социальных, социально-педагогических, социально-психологических, правовых, экологических, нравственных, эстетических и др.) с тем, чтобы, с другой стороны, вовлечь его в активную трудовую, учебную, досуговую жизнедеятельность, помочь ему в саморегулировании собственного поведения, самосовершенствовании с учетом возрастного этапа его развития. Определение А.В. Мудрика, в котором под социализацией понимается развитие человека не только в детстве, отрочестве и юности, а на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в обществе, представляется наиболее полным, так как оно отражает и фиксирует многоступенчатость процесса социализации, где момент усвоения норм и ценностей встраивается в общую систему вхождения личности в жизнь общества.
С точки зрения субъект-объектного подхода социализация  это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
Воспитание (относительно социально-контролируемая социализация) автомизируется от исторически первичной стихийной социализации тогда, когда на определенном этапе социально-экономического развития того или иного общества подготовка к жизни его членов выделяется в относительно самостоятельную сферу. Постепенно воспитание становится специальной функцией общества и государства, т.е. оформляется в специфический социальный институт.
Сущность социализации – сочетание адаптации и обособления человека в обществе, баланс которых определяет становление индивида социальным существом и развитие человеческой индивидуальности. Воспитание как относительно осмысленное, целенаправленное взращивание человека, осуществляемое в семье, в религиозных воспитательных организациях, более или менее последовательно способствует адаптации человека в обществе и создает условия для его обособления в соответствии со спецификой целей, содержания и средств семейного религиозного социального и коррекционного видов воспитания.
Воспитание отличается от стихийной социализации в первую очередь, тем, что в его основе лежит социальное действие. Это понятие ввел Макс Вебер, который относил к социальным действия человека, направленные на разрешение проблем и сознательно ориентированные на ответное поведение партнеров. Социальное действие предполагает субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.
Таким образом, основанием отделения процесса воспитания от процесса стихийной социализации является его осмысленность и наличие в нем определенной осознанной цели.
Стихийная социализация  процесс непрерывный, т.к. человек постоянно взаимодействует с социумом.
Воспитание  процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи относительно осмысленным и целенаправленным, осуществляется в определенном месте, в определенное время и в определенной организации. Кроме того, его дискретность определяется тем, что поскольку отдельные виды воспитания и типы воспитательных организаций не имеют единых целевых установок и отлаженной и непротиворечивой взаимосвязи, постольку взращивание человека не становится непрерывным процессом.
Соотношение воспитания и стихийной социализации, “объем” воспитания в процессе социализации существенно различаются как в различных обществах, так и, в меньшей степени, в различных стратах одного и того же общества. Чем более модернизировано общество, т.е. чем более сложна его социальная структура, чем далее оно продвинулось в социально-экономическом развитии, тем в большей мере им осознана потребность в “человеческом капитале” определенного качества и тем большие ресурсы оно затрачивает на его подготовку и доподготовку. А следовательно тем больший “объем” занимает в процессе социализации ее социально-контролируемая часть, тем большую роль играет в общественной жизни воспитание как социальный институт. Кроме того, чем элитарнее та или иная страта общества, тем большее значение придается воспитанию ее представителей, соответствующему ее положению, притязаниям и потребностям.
“Объем” воспитания в процессе социализации, во многом определяет и его место в иерархии ценностей общества и его отдельных страт. Ценность воспитания в социальной жизни имеет два аспекта – объективный и субъективный. Объективная ценность воспитания проявляется в том, какие ресурсы затрачивает общество на воспитание своих членов, как уровень воспитания влияет на их социальное положение и жизненный успех. Субъективная ценность воспитания определяется, в частности, тем, какие ожидания связывают представители тех или иных слоев общества с воспитанием, насколько оно, с их точки зрения, связано с их повседневной жизнедеятельностью и успешностью достижения групповых и индивидуальных целей и т.д.

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.130 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: