Добро пожаловать,
Гость
|
|
Франция в период правления Наполеона
Франция в период правления Наполеона 8 года 9 мес. тому назад #1466
|
ВВЕДЕНИЕ
При изучении зарубежной истории государства и права особый интерес представляет правовая история Франции. Для правового развития Франции характерна крайняя неустойчивость государственной власти. В отличие от Англии, где противоречия по мере их возникновения решались путем мирных соглашений и уступок, во Франции эти противоречия выливаются в революции и вооруженные перевороты, которые приводят к кардинальным сменам форм государственного устройства. Причина такой неустойчивости – в разнородности общественных классов, участвующих в политической борьбе. Работа посвящена изучению государственного строя Франции во времена правления Наполеона Бонапарта. Государственный строй того периода получил название “бонапартизм”. Этот термин используется и в современной политической жизни, что определяет актуальность данной работы. 1. ЭВОЛЮЦИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ОТ РЕСПУБЛИКИ К КОНСУЛЬСТВУ И ИМПЕРИИ Началом Великой французской революции принято считать 14 июля 1789 г. В этот день парижане штурмом взяли королевскую крепость-тюрьму Бастилию. Политическая власть перешла в руки крупной буржуазии и либерального дворянства. Законодательная инициатива была отдана Учредительному собранию. 11 августа 1789 г. был принят первый декрет революции “Об уничтожении феодальных прав и привилегий”. Он упразднил крепостное состояние (серваж) и “личные повинности” крестьян (пешая и конная барщина, налог с убоя скота, налог на охрану замка, дорожные пошлины, сбор с ярмарок и т. п.). Важнейшие же феодальные повинности (шамнар, барщина, ценз и др.) должны были выкупаться крестьянством за огромную сумму. Дворянство сохранило за собой землю и поземельные подати. Был предусмотрен выкуп земли крестьянами на условиях единовременной уплаты 30-кратного ежегодного взноса, что было доступно лишь небольшому числу деревенских богачей. Рядом декретов и регламентами правительственных лиц, изданными в течение 1789–1792 гг. были отменены внутренние пошлины на провоз товаров, цеховой строй, всякого рода феодальные стеснения промышленности и торговли, наконец, ненавистный налог на соль – габель (1790 г.). В августе 1789 г. Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина – программный документ революции. Эта декларация в четкой обобщенной форме выразила политико-правовые взгляды просветителей, энциклопедистов: Вольтера, Дидро, Руссо, Гольбаха и др. Но особенно большое влияние на ее содержание оказали политические взгляды Ш. Монтескье, его произведение “О духе законов”. Декларация провозглашала принципы демократического государственно-правового строя. Устанавливалась взаимосвязь этих принципов: основополагающими объявлялись права человека, их обеспечение возлагалось на демократически организованное государство (“государственный союз”), основанное на принципах народного суверенитета и разделения властей. Такое построение следовало идее школы естественного права, которая главную цель государства видела в защите “неотъемлемых” прав человека. Влияние естественно-правовых теорий чувствуется и в проведении Декларацией различий между правами человека, которые ему присущи от природы как “естественные и неотъемлемые” и правами, полученными гражданином от государства. В качестве “естественных и неотъемлемых” прав провозглашались: свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению (ст. 2). Свобода состоит в возможности делать все, что не причиняет вреда другому. Закон может воспрещать только такие действия, которые вредны обществу. “Все, что не воспрещено законом, то дозволено” (ст. 4-5). Провозглашалось, что закон должен выражать волю всех членов общества, и потому каждый может участвовать в его создании лично или через депутатов. Все граждане равны перед законом: всем открыт доступ к замещению государственных должностей (ст. 6). Статьи 7 и 8 Декларации устанавливали два важных принципа, относящихся к уголовному праву: а) никто не может быть привлечен к ответственности иначе, как в случаях, прямо предусмотренных законом; б) никто не может быть наказан иначе, чем это прямо и непосредственно предусмотрено законом. Статья 9 формулировала “презумпцию невиновности”. В ее основу был положен старый принцип процессуального права, известный с древнейших времен: сомнение толкуется в пользу обвиняемого. Установление виновности было признано функцией суда: она констатировалась обвинительным приговором, вступившим в законную силу. Из правила презумпции невиновности вытекало, что бремя доказывания вины лежит на обвинителе. Декларация провозгласила свободу мнений, мыслей, слова и печати; права граждан участвовать в определении налогов и требовать отчета должностных лиц (ст. 10-11, 14-15). Статья 17 объявляла право собственности неприкосновенным и священным. Предполагалась равная защита собственности богатого и бедного, капиталиста и рабочего. Конституция 1791 г. также была разработана Учредительным Собранием. По ней в стране устанавливалась конституционная монархия. Высшим органом законодательной власти стало однопалатное Национальное собрание. Оно не могло быть распущено королем. Конституция наделила депутатов Собрания правом неприкосновенности: для преследования их за общеуголовные преступления требовалось согласие Национального собрания. Каждый депутат объявлялся представителем все нации, а не отдельной избравшей его группы населения. Отсюда вытекает важное положение, типичное сейчас для любой конституции: депутат не ответственен перед избирателями и независим от них. Исключительными полномочиями Народного собрания объявлялись: o составление и утверждение бюджета; o решение вопросов войны и мира; o определение численности и содержания армии; o ратификация договоров с иностранными государствами; o учреждение и упразднение государственных должностей; o привлечение к уголовной ответственности перед Верховным судом министров и др. должностных лиц; законодательная деятельность. Устанавливались основные принципы законодательной процедуры: законопроект, принятый Национальным собранием, подлежал утверждению королем; королю предоставлялось право отлагательного вето. Если отвергнутый монархом законопроект был вновь принят следующими двумя новыми составами Собрания, он приобретал силу закона. Исполнительная власть вручалась королю. Ему вверялось назначение и увольнение министров. Король возглавлял вооруженные силы, назначал часть командного состава, утверждал назначение высших чиновников, осуществлял общее руководство внутренним управлением и внешними отношениями. Король мог действовать только в рамках законов, принятых Собранием. Вводилась контрасигнатура – распоряжения короля приобретали законную силу лишь после подписания их соответствующим министром, который и нес ответственность за принятое решение. Депутаты Национального собрания должны были избираться на основе двухстепенных выборов, в которых могли участвовать только активные граждане. Ими признавались граждане от 25 лет, размеры дохода которых в зависимости от места проживания колебались от 100 до 200 рабочих дней или ценность нанимаемого или арендуемого ими имущества была не ниже стоимости 400 рабочих дней. Конституция закрепила новое административное деление страны на департаменты, дистрикты и коммуны. Управление на местах возлагалось на выборные органы, которые действовали под руководством и контролем соответствующих министров. Судебная власть вручалась выбранным на срок судьям. Для рассмотрения уголовных дел учреждался суд присяжных. Создавался также кассационный суд. Предусматривалось образование Верховного суда, призванного разбирать правонарушения министров и преступления, угрожающие безопасности государства. В 1792 году на политическую борьбу во Франции начинает оказывать ощутимое влияние внешнеполитическая обстановка. Оформилась антифранцузская военная коалиция крупнейших европейских монархий. Королевский двор оказался в центре монархического заговора и подталкивал страну к войне. В это время возрастает значение Парижской коммуны – органа самоуправления столицы. Она состояла из представителей секций (административных единиц) Парижа. Каждая секция посылала в Коммуну трех выборных депутатов. 10 августа 1792 г. парижане, руководимые Коммуной, поднялись на вооруженное восстание. Людовик XVI был арестован. Конституция 1791 г. потеряла силу. Высшим органом власти объявился Национальный конвент, который должен был быть избран на основе нового избирательного права. Выборщиками могли быть все французы от 21 года, живущие в данной местности в течение одного года, имеющие доходы или трудовой заработок и не находящиеся в личном услужении. Правительство, состоявшее из министров короля, было смещено. Вместо него учрежден Временный исполнительный совет, состоящий в основном из жирондистов. Однако жирондистское правительство не решило важнейший вопрос революции – полной ликвидации феодальных отношений в деревне. Крестьянские восстания не затихали. Обострилась продовольственная проблема. В марте 1793 года вспыхнул роялистский мятеж в Вандее. Положение жирондистов стало критическим. 2 июня 1793 г. правительство жирондистов было свергнуто якобинцами во главе с повстанческим комитетом Парижской Коммуны. 3 июня 1793 г. якобинский Конвент принял закон о льготной продаже крестьянам земель, конфискованных у короля, дворян-роялистов и церкви. Законом от 17.06.1793 г. были безвозмездно ликвидированы все феодальные земельные права и платежи. Освобождение крестьян от феодальных повинностей, распродажа национальных земельных фондов, раздел общинных земель привели к появлению в деревне многочисленного класса мелких земельных собственников, составивших оплот нового буржуазного строя во Франции. Декларация прав человека и гражданина 1793 г. воспроизводила основные положения Декларации 1789 г., но отличалась от нее большим демократизмом, более радикальным, в духе Руссо подходом к проблеме политических свобод и прав. Декларация начинается с заявления о том, что “целью общества является общее счастье”. Правительство должно обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами, к числу которых были отнесены: равенство, свобода, безопасность и собственность. Якобинцы признавали юридическое равенство в полном объеме, деление граждан на активных и пассивных отвергалось. Новой Декларацией был провозглашен более широкий круг демократических свобод: • свобода печати, слова, собраний (ст. 7); • свобода совести (ст. 7); • свобода заниматься каким угодно трудом: земледелием, промыслом, торговлей (ст. 17); • право подавать петиции представителям государственной власти (ст. 32). Обязанностью общества объявлялось обеспечение средств существования лицам, неспособным к труду. Запрещалось рабство и все виды феодальной зависимости. Вносится важное уточнение в определение закона: “... Он может предписывать лишь то, что справедливо и полезно обществу”, “Закон должен охранять общественную и индивидуальную свободу против угнетения со стороны правящих”. Закон – это выражение “общей воли” народа. Вместо понятий “нация” и “суверенитет нации”. Декларация вводит понятие “народ” и “суверенитет народа”. Конституцией 1793 г. Франция была провозглашена республикой. Высшим органом законодательной власти объявлялся Законодательный корпус (Национальный конвент). Избирательными правами были наделены все граждане от 21 года, имущественный ценз отменен. Обсуждение и утверждение законов объявлено делом народа: принятый Собранием законопроект рассылается всем первичным собраниям, которые образуются на местах (в коммунах) в составе 200-600 граждан. Если спустя 40 дней после рассылки проект получает одобрение большинства собраний, он становится законом. Непосредственное управление вручалось Исполнительному совету. Собрание выборщиков каждого департамента назначало в совет по 1 кандидату. Однако важнейшие положения конституции носили формальный характер. На деле постепенно складывается механизм якобинской диктатуры. Реальная власть сосредотачивается в руках чрезвычайных органов, созданных при конвенте. Это Комитет общественного спасения, Комитет общественной безопасности, специальные комиссии. Комитет общественного спасения стал фактическим правительством революционной Франции. Во главе его стояли Робеспьер, Сен-Жюст и Кутон. Комитет общественной безопасности руководил борьбой с внутренней контрреволюцией. Ему было предоставлено право ареста всех лиц, подозреваемых во враждебных отношениях к якобинской республике. Он направлял деятельность местных органов безопасности и, в частности, наблюдательных комитетов. Очень велико было значение специальных комиссаров конвента, наделенных чрезвычайными полномочиями. Под их руководством проводились мероприятия по повышению боеспособности армии, ликвидации мятежей, обеспечению страны продовольствием и т. д. Часто комиссары брали на себя фактическое командование отдельными армиями. В марте 1793 года учрежден Революционный трибунал для борьбы с контрреволюционерами. В июне 1794 года он получил право выносить обвинительные приговоры без заслушивания свидетелей и исследования доказательств на основе нравственного убеждения судей; защита устранялась. С работой судебных учреждений была тесно связана деятельность национальных агентов. Им вменялось в обязанность требовать исполнения законов и доносить о небрежности должностных лиц, проявленной при применении закона. Крайности якобинской диктатуры не отвечали интересам буржуазии. 27 июля (9 термидора) 1794 года якобинская диктатура пала в результате переворота. Робеспьер, Сен-Жюст, Кутон и многие другие были казнены. Основным принципом государственного строя по новой Конституции 1795 г. было представительное правление и разделение властей. Высшим органом законодательной власти объявлялся Законодательный корпус, состоящий из 2-х палат: Верхней – Совета старейшин и Нижней – Совета пятисот. Нижняя палата составляла законопроекты, которые затем утверждались или отклонялись Советом старейшин. Продолжение работы в архиве
Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.
Это сообщение имеет вложенный файл..
|
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.128 секунд