Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Этапы конституционного развития России

Этапы конституционного развития России 8 года 1 мес. тому назад #1453

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
ВВЕДЕНИЕ
Идея конституции в обществе созревает как идея ограничения государственной власти правом (в иных правовых системах – законом) в целях ее упорядочения, связанности с интересами, как индивида, так и больших и малых социальных общностей, т.е. плюрализма власти. Суть конституционного механизма в том, чтобы поставить систему властных субъектов на службу личности, общественным потребностям, социальной безопасности. Собственно правовым средством достижения этой цели служит такая форма права, как закон. Именно через закон особой, самой высокой юридической силы общество добивается официального признания публичного договора (компромисса) о том, что самая сильная и влиятельная система социального регулирования – государственная власть – должна быть не хаотичной, а предсказуемой, не безграничной и произвольной, а упорядоченной.
Границы и характер последней устанавливаются как законодательные нормы и принципы о том, что государственная власть:
а) осуществляется только определенными, а не иными субъектами (граждане, обладающие избирательным правом; представительные и иные органы, название, структура и порядок образования которых описаны в Основном Законе);
б) осуществляется только определенными, а не иными методами и средствами (демократизм, правовой характер власти; суверенитет народа; политический плюрализм и др.);
в) распространяется только в пределах определенного территориального, воздушного и водного пространства (государственный суверенитет), внутри которого определяется территориальная и предметная юрисдикция субъектов власти (федерализм или унитаризм);
г) не вправе вторгаться туда, где начинается рожденная и признанная обществом свобода индивида, выраженная в его правах и обязанностях.
Права человека, провозглашаемые конституционным законом и являющиеся неотъемлемым элементом его содержания, очерчивают ту область социальных отношений, где заканчивается власть государства и начинается суверенитет личности, в пределы которого государственная власть вправе вмешиваться лишь по воле (просьбе) самого индивида.
В данной работе будут рассмотрены этапы конституционного развития России.
1. ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
1.1. Акты конституционного значения до октября 1917 г.
Конституционное правосудие в России возникло не на пустом месте. Первая волна конституционных идей и проектов возникла еще у декабристов и либеральных конституционалистов конца XIX – начала XX веков. Их можно считать политико-правовыми истоками, предысторией всей последующей конституционной юстиции.
В российской правовой мысли одним из первых наиболее отчетливо идеи верховенства Конституции обосновал М.М. Сперанский, мечтавший о “доброй монархической конституции”. В записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России (1803 г.) он различал законы (акты законодательной власти) и учреждения (акты исполнительной власти), а среди первых – “три рода законов”: 1) закон государственный (конституционный); 2) закон гражданский; 3) закон (уголовный). “Главные правила, — писал он, – относятся к закону государственному и им определяются”. При этом учреждение, по мнению великого реформатора, должно “по необходимости быть сообразно государственному закону, а, следовательно, и способы, коими оно приводится в исполнение, должны быть на нем же основаны”.
Идея обеспечения соответствия всех законов “коренным законам”, имея в виду Конституцию, красной нитью проходит по тексту проекта М.М. Сперанского, на чем он неоднократно акцентирует внимание. “Во всяком благоустроенном государстве, – повторяет он, – должны быть начала законодательства положительные, постоянные, неподвижные, с коими бы все другие законы могли быть соображаемы. Сии положительные начала суть коренные государственные законы… Предмет и свойство государственных коренных законов есть определить образ, коим силы государственные сопрягаются и действуют в своем соединении”.
В разных кругах Российского общества в конце XIX – начале XX вв. разрабатываются проекты Конституции России. В частности, можно выделить “проект Русской Конституции” (Основной Государственный Устав Российской Империи), изданный в 1894 году в Лондоне Комитетом Фонда Вольной Русской Прессы; проект движения Освобождения, называемый “проект Геллерта” (1904 г.) [Амирбеков С. К вопросу о конституционности строя России в начале XX в. // Право и Жизнь. 1999. № 24.] и др.
Не будем подробно останавливаться на всех этих проектах, тем более что один из них в конечном итоге, в силу разных причин, не был реализован. В то же время необходимо сказать как о том, что инициаторами такого рода разработок выступали российские самодержцы, так и о том, что отдельные идеи и некоторые части этих документов все же были реализованы. Дело в том, что в России время от времени принимались акты, которые в своей совокупности можно воспринимать как отдельные элементы предполагаемой в будущем неписаной конституции по английскому образцу.
Социальные потрясения вызвали ряд основополагающих документов, на базе которых Россия пошла по пути перехода от абсолютной монархии к конституционной монархии, создания парламентских учреждений, политических партий различной направленности, проведения выборов, провозглашения многих основных прав и свобод граждан.
Первым в этом ряду стоит царский Манифест от 17 октября 1905 г. “Об усовершенствовании государственного порядка”. Манифест провозгласил “незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов”. Монарх как бы принимал на себя обязательство не нарушать и охранять провозглашенные права и свободы. Это был, конечно, ограниченный, но все же первый в истории России акт о гражданских свободах.
Манифест провозгласил создание бессословного законодательного органа (Государственная Дума), ограничение власти самодержавного монарха. В сочетании с Основными законами, принятыми 23 апреля 1906 года, и рядом последующих правовых актов этот акт положил начало конституционному развитию страны.
Основные законы учредили двухпалатную парламентскую систему (Государственная Дума и Государственный Совет) при сохранении сильной власти царя: без его утверждения закон не мог вступить в силу, Совет министров назначался царем и был ответственным только перед ним. Монарх сохранил полный контроль за формированием политики правительства, и особенно в области внешней политики и военных дел.
Важнейшей новеллой было введение избирательного права, основанного на привлечении к выборам широких слоев населения, хотя и на неравных условиях. Государственной Думе, которая должна была избираться сроком на пять лет, предоставлялось право утверждения всех законов, которые, однако, могли приниматься и царем, но с одобрения обеих палат парламента. Государственный Совет (вторая палата) имел те же права, что и Дума, и только в случае одобрения им законопроект передавался на утверждение царю. Но состав Государственного Совета наполовину назначался царем, а вторая половина избиралась корпоративно (от духовенства, дворянских обществ, Академии наук, университетов и др.).
Как и все дарованные конституции, Манифест нес несмываемую печать половинчатости. Монарх вроде бы потерял неограниченную власть, но продолжал называться самодержцем. Он активно пользовался своим правом издавать указы законодательного характера, а также правом роспуска Думы (первую распустил через семьдесят два дня, вторую – через сто два дня).
И все же многие юристы (например, Баглай М.) считают, что страна медленно, но определенно эволюционировала в сторону конституционной монархии западного типа. В практику внедрялись идеи парламентаризма и независимого правосудия, что подводило к восприятию теории правового государства и народного суверенитета [Баглай М. Манифест 17 октября – начало конституционного развития России./ Известия. 17.10.2005.].
После февральской революции 1917 г., была создана Особая Комиссия по составлению проектов основных законов при Временном Правительстве. В целях работы комиссии значилась не только разработка Конституции, но и судебная защита будущей Конституции Российской республики. На первом заседании Комиссии 11 октября 1917 года в приблизительной программе вопросов, подлежащих разработке, под номером 16 значился “Порядок пересмотра конституции. Гарантии Конституции”. На следующем заседании 14 октября 1917 г., вторая часть этого вопроса была уточнена и называлась “Судебная гарантия конституции”.
Ряд государствоведов (Авакьян С.А.) считают, что за месяцы, отведенные ему историей, Временное правительство приняло немало актов, направленных на утверждение в России демократического строя и политических свобод (хотя конечно фактическая роль таких документов оспорима) [Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. С.11.].
Например, 15 марта 1917 г. постановлением “О печати” предусматривалось, что каждый желающий выпускать в свет новое повременное издание обязан представить местному комиссару Временного правительства или заменяющему его лицу заявление, содержащее следующие данные: о месте, в котором издание будет выходить, наименовании издания, сроках его выхода в свет, издателе и редакторе, типографии, в которой издание будет печататься. Принятие заявления и выдача расписки заявителю были достаточными документами для выпуска издания. Постановлением от 27 апреля 1917 г. “Об учреждениях по делам печати” упразднялись Главное управление по делам печати и все состоявшие при нем учреждения цензуры и должности цензоров.
22 марта 1917 г. принимается постановление “Об отмене вероисповедных и национальных ограничений”. “Исходя, как говорилось в начальном предложении постановления, из незыблемого убеждения, что в свободной стране все граждане должны быть равными перед законом и совесть народа не может мириться с ограничениями прав отдельных граждан в зависимости от их веры и происхождения, Временное правительство объявляло о том, что все установленные действующими узаконениями ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности, отменяются” [Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. С.12.]. В постановлении уточнялось, что речь идет “об ограничениях в части: водворения, жительства и передвижения; приобретения права собственности и иных вещных прав; всякого рода занятиях ремеслами, торговлей и промышленностью; участия в акционерных и иных товариществах; найма работников; поступления на государственную службу, участия в выборах, занятия должностей в правительственных и общественных установлениях; поступления в учебные заведения, занятия преподаванием и воспитанием; исполнения обязанностей опекунов, попечителей и присяжных заседателей; употребления иных языков в делопроизводстве частных обществ, при преподавании в частных заведениях и при ведении торговых книг”. Постановлением от 14 июля 1917 г. “О свободе совести” объявлялось, что каждому гражданину Российского государства обеспечивается свобода совести, т.е. пользование гражданскими и политическими правами не зависит от вероисповедания, и никто не может быть преследуем и ограничиваем в каких бы то ни было правах за убеждения в делах веры.
12 апреля 1917 г. Временное правительство принимает постановление “О собраниях и союзах”. Оно объявляло, что “все без исключения российские граждане имеют право без особого на то разрешения образовывать общества и союзы в целях, не противных уголовным законам. Таким образом, отменяются ограничения на создание общественных объединений. В тоже время для обладания юридическими правами и средствами их защиты устанавливается регистрация обществ и союзов судом. Также судом принимается решение о принудительном закрытии общества и союза”. Это были прогрессивные решения не только для своего времени.
Безусловно, конституционное значение имеет постановление от 1 сентября 1917 г., носящее форму манифеста, которым Временное правительство объявляет, что “государственный порядок, которым управляется Российское государство, есть порядок республиканский, и провозглашает Российскую республику”. Таким образом, именно с 1 сентября 1917 г. Россия обрела республиканскую форму правления.
Постановлениями от 20 июля, 11 и 23 сентября 1917 г. было утверждено Положение о выборах в Учредительное собрание. Впервые избирательное право предоставлялось как мужчинам, так и женщинам по достижении ими 20-летнего возраста, а также военнослужащим. Права участия в выборах лишались лица, осужденные за ряд уголовных преступлений, дезертиры, а также члены царствовавшего дома.
Октябрьская революция 1917 г. не позволила реализоваться в полной мере этим намерениям, и первая конституция России была принята уже при советской власти.
1.2. Конституция РСФСР 1918 г.: особенности принятия, содержание и роль
Начиная с первого дня своего существования Советское государство издает целый ряд актов конституционного характера. Это декреты: “О мире” и “О земле”; Декрет “О суде” и др., Обращение Петроградского ВРК “К гражданам России” и обращение II Всероссийского съезда Советов “Рабочим, солдатам и крестьянам”. Важным правовым актом, который почти целиком вошел в первую Советскую Конституцию, была Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов 12 января 1918 г.
Но формы власти и управления во многом складывались стихийно. Чтобы урегулировать этот процесс и закрепить те формы, которые соответствовали главным устоям новой государственности, была необходима официальная Конституция. Чибиряев С.А. считает, что ее создание – переломный момент в становлении Советского государства [История Государства и права России: Учебник для вузов / Под ред. С.А. Чибиряева – М., 1998. С. 33.].
Рождение Советского государства сопровождалось появлением Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой 25 января 1918 г. III Всероссийским Съездом Советов. Она вошла в текст первой Советской Конституции и является ныне памятником права. Некоторые авторы прямо называют декларацию – первым документом советской России носящей конституционный характер [Ескина Л.Б. Два юбилея Российской Конституции // Правоведение. 1999 г. №1.]. Однако декларация в некоторых случаях может не являться конституционным документом, но содержать нормы ведущей отрасли права. Чаще всего она издается при разъяснении гражданам, общественности, мировому сообществу официальной политики в области межнациональных отношений или в связи с оценкой общественно-политической и экономической обстановки.
10 июля 1918г. Всероссийский Съезд Советов как высший орган новой власти, установившейся в результате государственного переворота, принял Основной Закон, закрепивший принципы организации Советской власти, форму правления, территориальное устройство, отношения власти и народа, государственные символы. Это была по существу первая в истории Российского государства формальная конституция, представленная в едином нормативном акте.
Принятию Конституции РСФСР 1918 г., предшествовала непростая борьба за ее содержание. 30 марта 1918 г. ЦК РКП(б) рекомендовал ВЦИК четвёртого созыва образовать Конституционную комиссию. 31 марта 1918 г. ЦК партии ещё раз отметил актуальность введения в действие первой Советской Конституции и подчеркнул, что период завоевания власти кончился, идёт основное государственное строительство.
19 апреля 1918 г. на заседании комиссии ВЦИК голосовали по трем проектам: большевиков, М.А. Рейснера, эсеров-максималистов. Комиссия приняла проект большевиков.
Работа в комиссии проходила в условиях борьбы фракций. Участие в комиссии эсеров несколько осложняло работу, хотя сколько-нибудь существенного влияния на ее ход оказать не могло, поскольку большевики преобладали в комиссии: против 2-3 эсеров могли выступить 10-12 большевиков. Столкновения мнений были не только на межпартийной основе, но и возникали между самими большевиками.
Борьба развернулась, прежде всего, вокруг вопроса о диктатуре пролетариата, основного конституционного принципа. Левые эсеры выступили против того, чтобы в Конституции была закреплена идея диктатуры пролетариата.
“Проект Конституции Трудовой Республики”, представленный эсерами-максималистами, также отрицал идею диктатуры пролетариата. Такую позицию занимали по ряду принципиальных вопросов “левые коммунисты”, которые, по существу, также отрицали необходимость переходного от капитализма к социализму периода и необходимость сильного государства диктатуры пролетариата.

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.124 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: