Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Государственный аппарат в Российской Федерации

Государственный аппарат в Российской Федерации 8 года 7 мес. тому назад #1451

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
Введение
На определенном этапе развития общества возникает потребность в его специфической, отдельной организации. Теряя социальную однородность, общество делится на части, которые отличаются местом и ролью в системе общественного производства и разделения материальных благ, способом жизни, духовной культурой и др. В каждой из таких общественных групп кроме общих интересов, появляются и специфические интересы. Возникает потребность в согласовании, координации таких интересов, в регулировании отношений между различными частями общества. Именно эта потребность и стала причиной возникновения организации, основным предназначением которого является обеспечение единства, целостности общества. Такой организацией и есть государство. Государство – это организация политической власти доминирующей части населения, с помощью которой обеспечивается его целостность и безопасность, осуществляется руководство и управление обществом.
Государство как институт организации общественной жизни появилось на определенной ступени человеческого развития и с тех пор постоянно развивается. Первые государственные образования появились около пяти тысяч лет назад. Понятию государства в современной науке дано множество определений, но если оглянуться в глубь веков то становится ясно, что государство – это, прежде всего форма объединения людей, добровольно ограничивающих свободу своего поведения во имя приобретения других благ. Современное государство является государством социальным, соединяющим все группы населения, наций и народностей, проживающих на его территории в единое целое, объединенное в понятие “гражданское общество”.
В процессе развития человечества развивалось и государство, соответственно развивался и механизм осуществления власти государством.
Поскольку государственный аппарат представляет собой совокупность всех государственных органов, то его понятие в широком смысле идентично понятию механизма государства. Необходимо сразу отметить, что в работе мы будем оперировать обоими понятиями, поскольку они равноценны.
Структурное и функциональное разнообразие государственного механизма позволяет выделить его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего большинства государств прошлого и современности.
Механизм государства – это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.
Наиболее общие характерные признаки государственного механизма (аппарата) выражаются в следующем:
Во-первых, механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).
Во-вторых, государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций.
В-третьих, функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.
В-четвертых, механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.
Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет, как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.
Актуальность выбранной мой темы заключается в том, что современное социальное государство немыслимо без эффективных механизмов управления и организации публичной власти.
Целью данной работы является изучение государственного аппарата Российской Федерации.
Соответственно, задачами данной работы являются: рассмотрение понятия государственного аппарата Российской Федерации, его структуры, функций, а также основных принципов деятельности.
В заключении изложено обобщение изученного материала и сформулированы выводы по данной проблеме.
Глава 1. Понятие государственного аппарата
Любой политический режим невозможен без субъектов его осуществления, которыми являются аппарат власти, государственные органы, учреждения, организации, должностные лица.
В основе построения и функционирования государственного механизма лежат объективные и субъективные факторы, предопределяющие наиболее важные особенности его внутреннего строения, структуры, характера, форм и методов деятельности, в значительной мере способствующие соединению его различных составных звеньев в единую систему. Механизм любого государства – это не механическое соединение его отдельных органов, а их четко организованная, строго упорядоченная целостная система.
В число факторов, оказывающих решающее воздействие на функционирование и постоянное развитие государственного механизма как единой целостной системы, входят:
- общность экономической основы различных государственных органов и организаций – системы хозяйств и различных форм собственности на средства производства;
- единство политической основы государственных органов, организаций и учреждений;
- наличие единой официальной идеологии;
- морально-политическое и идейное единство различных частей обществ;
- наличие общих принципов построения и функционирования различных государственных органов – составных частей механизма государства;
- общность конечных целей и задач, стоящих перед различными государственными органами и организациями.
По поводу тождественности понятий “механизм государства” и “государственный аппарат” среди специалистов нет единого мнения. Так что же такое механизм государства? Вот какое определение дает Дмитриев Ю. А.:
Механизм государства – это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику [Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: ЭКСМО 2005 стр. 196-197]. Следует добавить, что эта система связана иерархической соподчиненностью и правомочна совершать действия, составляющие монополию государства [Общая теория права и государства : Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2002. стр.369]. Механизм государства включает в себя совокупность органов государственной власти, т.е. тот особый слой людей, которые обеспечивают исполнение полномочий государственных органов, осуществляя профессиональную деятельность и которых называют чиновниками или служащими.
Понятие государственный аппарат принято употреблять в двух смыслах – широком и более узком. В широком смысле взгляд на государственный аппарат как на совокупность всех государственных органов идентично понятию механизма государства. В более узком смысле государственный аппарат понимают как аппарат государственного управления, т.е. совокупность исполнительно – распорядительных, управленческих органов государства. В этом смысле “государственный аппарат” используют в науке административного права. В теории государства и права понятие государственного аппарата употребляют как тождественное понятию механизма государства.
Исходя из названий понятий “аппарат” и “механизм” можно сделать вывод, что система государственных органов воспринимается как нечто механическое, как технический механизм “модель и образец для конструирования и работы государственной машины” [Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов – М.; Издательство НОРМА – ИНФРА ∙ М 2001г. Стр. 262]. Для того чтобы разобраться так ли это, необходимо обратиться к определению понятия государства. Понятие государства на разных этапах развития общества определялось по-разному. Аристотель считал, что государство – это сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан. А для Цицерона государство было союзом людей, объединенных общими началами права и общей пользой.
Русские юристы давали следующие определения: “Естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка” – так определяет государство Л. Гумплович. “Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории” трактует государство Г.Ф. Шершеневич. “Общественный союз, представляющий собою, признанное принудительное властвование над свободными людьми”, – так определяет государство Н.М. Коркунов. Н.Н Деев [Деев, Н. Н. От государства-аппарата к государству-ассоциации. //Правоведение. -1990. - № 5.] дает следующее определение государства: “Государство – социально-организационный институт, представляющий собой систему взаимодействия многообразных социальных общностей и аппарата”, т.е. государственный аппарат это рабочий орган государства. Соответственно этим определениям можно сделать вывод, что государство это не механически-техническое образование, а социальное. “Оно строится, структурируется и действует по законам и правилам не механики и техники, а права, выражающего степень и меру развитости свободы людей” [Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов – М.; Издательство НОРМА – ИНФРА ∙ М 2001г. Стр. 262].
Таким образом, государственный аппарат (механизм) можно понимать как организованные группы граждан, которые в определенном правовом порядке наделяются государственно-властными полномочиями и осуществляют их.
Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение, его “плоть и кровь”. Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.
Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.
Во-первых, механизм (аппарат) государства – это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Законе РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” и других федеральных законах.
Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями.
В статье 10 Конституции РФ в качестве основополагающего закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В развитие данного положения в статье 11 Конституции определено, что государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации; государственную власть в субъектах Российской Федерации – образуемые ими органы государственной власти.
Согласно статье 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В-третьих, между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов.
В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, так называемыми вещественными придатками, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство.
Особенность этих придатков в том, что они выделяются в механизме государства не в качестве самостоятельных частей (элементов) как государственные органы, а именно как “вещественные придатки” последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов. В рассмотренные материальные средства, “вещественные придатки” механизма государства не входят органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общественные объединения. Их не следует смешивать. Последние соотносятся с государственным механизмом как составные негосударственные элементы единой для данного общества политической системы.
Обобщение всех анализируемых признаков позволяет прийти к выводу: механизм современного Российского государства – это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на принципе разделения властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.
Глава 2. Структура и функции государственного аппарата
Механизм государства в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функции. Продвигаясь по пути прогресса, человеческое общество создавало такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Структурное и функциональное разнообразие государственного механизма позволяет выделить его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего большинства государств прошлого и современности.
Механизм Российского государства представляет собой систему органов, наделенных властными полномочиями и осуществляющих функции государства. В связи с тем, что Российская Федерация является федеративным государством, его механизм состоит из федеральных органов и органов субъектов РФ. Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ.
Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Субъектам РФ предоставляется право самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти, порядок их организации и деятельности и их компетенцию в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации органов государственной власти, устанавливаемыми федеральным законом. В связи с этим в субъектах РФ сложились разнообразные системы организации государственной власти.
Взаимодействие федеральных органов государственной власти и органов субъектов РФ осуществляется сообразно предметам ведения, закрепленным ст. 71 и 72 Конституции РФ. При этом федеральным органам исполнительной власти разрешается создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. В процессе своей деятельности федеральные органы РФ имеют право принимать общеобязательные решения по вопросам, отнесенным к компетенции Российской Федерации, и обеспечивать их исполнение с помощью органов государственной власти субъектов РФ. В то же время по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции субъектов РФ, органы государственной власти субъектов РФ принимают самостоятельные решения, которые

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.141 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: