Добро пожаловать,
Гость
|
|
Особенности общения и взаимопонимания как фактор здорового образа жизни
Особенности общения и взаимопонимания как фактор здорового образа жизни 8 года 7 мес. тому назад #1418
|
Введение
В современной российской действительности наблюдается феномен тотального социального кризиса: культурного, демографического, экологического. Так, по официальному сообщению министра здравоохранения РФ, выявляются беспрецедентные особенности современной демографической ситуации в России. Во-первых, это “мужская сверхсмертность”: продолжительность предстоящей жизни мужчин сегодня уже на 13 лет меньше, чем женщин – это вдвое больший разрыв, чем в США, Японии, странах Западной Европы (смертность мужчин трудоспособного возраста в России в 4 раза выше, чем женщин). Во-вторых, беспрецедентны темпы распространения алкоголизма и наркотиков. За последние восемь лет потребление наркотических средств возросло почти на 400 процентов, а среди подростков – еще более значительно: только за пять лет в 12,4 раза (причем, это лишь учтенные случаи); потребление алкоголя на душу населения в России, по экспертным данным, вдвое превышает уровень, считающийся критическим для здоровья нации. Как и в других развитых странах, наибольшее число людей у нас умирает от болезней системы кровообращения (в 1997 году – 54,6 процента), прежде всего от ишемической болезни сердца и цереброваскулярных поражений. Однако, как отмечает министр, “нас тревожит “разрыв” коэффициентов смертности от этой патологии между Россией и развитыми странами – за четыре десятилетия он увеличился с десятков до сотен процентов”. Ежегодно в России около 300 тыс. человек умирают от рака. Одна из особенностей российской демографической ситуации – резкий рост смертности от несчастных случаев. Кроме того, заключается министром: “Сегодня мы имеем дело с конгломератом взаимосвязанных социально опасных болезней. Одновременное распространение алкоголизма, наркомании, туберкулеза, заболеваний, передаваемых половым путем, СПИДа не просто свидетельство неблагополучия в обществе, а реальная угроза безопасности страны”. В таких условиях особое значение должно придаваться валеологии – науке об индивидуальном здоровье человека, призванной напрямую противодействовать негативным факторам, разрушающим благополучное существование человека. Проблема индивидуального здоровья существует и как никогда актуальна, а отечественная научная мысль напрямую свидетельствует о том, что “главной причиной эпидемии инфарктов и инсультов, роста стрессогенности в России является духовное насилие, насилие над духом”. Поэтому, выход из создавшейся ситуации видится в том, чтобы рассматривать здоровье человека как “валеологический процесс формирования организма и личности”, то есть целостного человека в единстве тела, души и духа с соответствующей иерархией материальных (природных) и духовных ценностей. Российская валеология, за короткую историю своего существования, успела наработать фундаментальные предпосылки целостно-интегрирующих представлений, обосновывающих методологическую состоятельность валеологии – науки об индивидуальном здоровье человека. В первую очередь можно отметить общую валеологию академика В.П. Казначеева, обосновывающую ценностный подход к целостному рассмотрению здоровья человека. Важное значение имеет интегральная валеология В.П. Петленко, которая выступает как пропедевтика валеологического самообразования и предоставляет для любого человека (ученого, в том числе) необходимый полноценный материал по состоянию дел в научной и практической сферах валеологической деятельности. В отношении исследований, выделяющихся широтой и глубиной анализа и синтеза в отдельных состоявшихся направлениях валеологического теоретизирования можно выделить исследования И.И. Брехмана, Г.Л. Апанасенко и Г.А. Кураева; в гуманитарном направлении – Г.К. Зайцева, Л.Г. Татарниковой. Отдельно следует выделить валеологический вклад А.Е. Чекалова, обосновывающего здоровье как “философско-культурологическую категорию” и полагающего определение здоровья как “жизни, исполненной свободой”. Ни для кого не секрет, что межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим. Проблемы в сфере межличностного общения затрудняют, а порой делают невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь. Примерами слишком высокой цены, которую приходится платить большинству людей за длительное пребывание в нездоровой атмосфере нарушенных межличностных отношений, являются неврозы и другие эмоциональные расстройства, попытки самоубийства, алкоголизм, психосоматические заболевания типа инфарктов, различных язв пищевода, астмы и т.п. Однако часто связь между нарушениями здоровья, страданиями человека и особенностями отношений, в которых он жил и формировался, бывает косвенной и неявной. Можно обнаружить и другие, хотя и не столь очевидные, последствия нарушений межличностного общения. Хорошо известно, как часто многие усилия, творческие замыслы, честолюбивые устремления и надежды оказываются загубленными в атмосфере нездоровой борьбы или равнодушия. Таким образом, решение проблем общения является важной составляющей формирования психологического здоровья личности, без которого невозможно гармоничное и здоровое существование человека вообще. Однако навыки правильного общения не всегда формируются сами собой, в процессе социализации. Формирование этих навыков зависит от ряда факторов (семья, социальная страта, наличие/отсутствие значимых других, особенности характера и темперамента), которые часто бывают неблагоприятны для развития необходимых для свободного психологического общения качеств. Большинство психологических проблем, с которыми сталкивается в своей жизни человек, закладываются в детстве и раннем подростковом возрасте. Подростковый возраст занимает особое место в психологии, это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Ведущим видом деятельности, по мнению ряда специалистов в подростковом возрасте становится общение. В процессе общения у подростков могут возникать различные затруднения, являющиеся одной из сложных самых сложных проблем в психологии. Проблема затруднений (или “барьеров” общения) в качестве объекта специального исследования волнует не только педагогов-психологов, но и валеологов. Проблемы общения в подростковом возрасте зачастую перерастают в серьезные психологические проблемы юности и среднего возраста, подрывая психологическое здоровье личности. Поэтому, рассматривая проблему оздоровления российского общества нельзя обойти вниманием разрешение психологических проблем подросткового возраста. И, несмотря на определенные трудности в принятии школьной программой современных валеологических концепций, именно школа должна пропагандировать и прививать школьникам основные навыки психологического здоровья. Целью настоящей работы является исследование особенностей психологического общения как фактора здорового образа жизни и духовного здоровья личности. Главными задачами исследования являются: 1. изучение основных методологических подходов к исследованию здорового образа жизни и проблем индивидуального здоровья; 2. рассмотрение феномена психологического здоровья; 3. определение понятия психологического общения и его влияния на психологическое здоровье индивида; 4. исследование проблемы возрастных трудностей в общении и их преодоления; 5. экспериментальное исследование коммуникационных трудностей, возникающих у школьников младшего подросткового возраста и их возможности их коррекции путем игровой терапии. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и библиографии. 1. Здоровый образ жизни и индивидуальное здоровье человека: современный научный подход 1.1. Современные методологические подходы к проблемам здоровья человека Проблема здоровья в современном российском обществе стоит как никогда остро. Вот беспрецедентные особенности острого демографического кризиса: 1) мужская сверхсмертность; 2) высокие темпы распространения алкоголизма и наркотиков; 3) резкий рост смертности от несчастных случаев. Неутешительны и показатели заболеваемости. Частота инфарктов миокарда возросла в 90-е годы на 13,6 процентов. На 20,7 процента стало больше больных с поражениями системы кровообращения (гипертонией: стенокардией: ишемической болезнью сердца, цереброваскулярной патологией). Все чаще они диагностируются у молодых людей и даже детей. В этой связи становится понятным и закономерным возникновение в нашей стране особого научно-практического явления – валеологии. Одним из основоположников этой науки признается ученый-физиолог И.И. Брехман. Он же первым дал определение валеологии как науки об индивидуальном здоровье человека. В последующие годы, и особенно в тяжелые для российского здоровья начальные 1990-е годы, состоялось бурное развитие этого научно-практического направления, обращенного к изучению индивидуального здоровья человека. Современная валеология представляет собой широкое отечественное научно-практическое явление. Только в 1999 году состоялось три представительных всесоюзных и международных научных форума по валеологии в Пензе, Новосибирске и Санкт-Петербурге. Постоянно пополняется библиотека монографической литературы по валеологии. Имеется собственный научно-практический журнал “Валеология”, издающийся в Ростове-на-Дону. Активно функционируют Центры Валеологии (Центры Здоровья) во многих городах страны и, наконец, валеологические кафедры и факультеты существуют в десятках педагогических и медицинских вузов страны. Говоря о формировании понятия здоровый образ жизни, имеющего прямое отношение к становлению валеологии, необходимо отметить, что в середине XX века произошло кардинальное изменение структуры заболеваемости населения цивилизованных стран: инфекционная заболеваемость отступила глубоко на второй план, а основное значение по разрушению здоровья людей приобрела так называемая хроническая неинфекционная заболеваемость (ХНИЗ), в первую очередь, – сердечно-сосудистые и онкологические заболевания.Закономерно для стран Запада последовала переориентация направленности усилий эпидемиологической и гигиенической наук (с инфекционной патологии на ХНИЗ), что получило название второй эпидемиологической революции. Как результат активных спланированных научных исследований, к 60-м годам XX века окончательно оформились хорошо известные научные концепция “факторов риска ХНИЗ и концепция болезней цивилизации. Важнейшими факторами риска (ФР) обнаружились хронический психо-эмоциональный стресс и нерациональное питание, а также многочисленные другие болезнетворные экологические факторы. Важнейшими болезнями цивилизации (БЦ) оказались, кроме упомянутых сердечно-сосудистых болезней и онко-заболеваний, – хронические неспецифические бронхо-легочные заболевания, эндокринопатии (сахарный диабет), иммунно-аллергическая патология, язвенная болезнь, психические болезни, хронические поражения печени, почек, кишечника и другие. Следующим закономерным этапом медицинской деятельности на Западе стали попытки напрямую воздействовать на факторы риска с целью излечения (избавления) от состоявшихся случаев ХНИЗ (например, прекратить курить, и тем – избавиться от хронического бронхита; прекратить пересаливать пищу – и избавиться от артериальной гипертензии). Однако эти попытки потерпели полное фиаско. И тогда западная медицинская (гигиеническая) наука оказалась перед очевидной научной истиной о единственной возможности предупреждающего воздействия на факторы риска (ФР) ХНИЗ с целью недопущения (и тем – избавления) от болезней цивилизации (БЦ). Таким образом, для науки и практики гигиены как дисциплины о сохранении здоровья человека от воздействия повреждающих факторов окружающей среды, – особый статус приобрело изучение поведения человека и его здорового образа жизни, предупреждающего возникновение ХНИЗ (БЦ). Таким путем западная гигиеническая наука поставила себе целью и практически объективизировала комплекс рациональных поведенческих правил, получивших название: здоровый образ жизни – ЗОЖ, гарантирующих индивиду максимальную защиту от воздействующих на него ФР окружающей среды и, таким образом, – максимальную защищенность от возможности появления любой формы БЦ. Само собой разумеется, что в основу ЗОЖ был положен принцип индивидуальной ответственности человека за свое здоровье. Последний органично вписался в общий характер жизни западного человека, подчеркивающий для человека значение частной собственности и самоопределения. Другим необходимым условием выступил государственный принцип широкой и качественной информированности населения о факторах риска и здоровом образе жизни. Не меньшее значение придавалось – на государственном уровне – эффективному обнаружению и нейтрализации вредоносных экологических факторов для здоровья человека. С 1970-х годов мероприятия по внедрению ЗОЖ в странах Запада, спланированные и реализованные на государственном уровне, в комплексе с экологическими мерами по нейтрализации воздействия болезнетворных ФР, привели к показательным результатам: снижение до 30% (и даже до 40%) смертности во многих странах (США, Японии, Финляндии, ФРГ, Канаде) от сердечно-сосудистых заболеваний, главной формы ХНИЗ. Здоровый образ жизни (рожденный на Западе, но рекомендованный ВОЗ для всех мировых систем здравоохранения), в самой общей характеристике, подразумевает обязательные мероприятия по профилактике и нейтрализации отрицательного стресса, рациональному питанию, исключению привычек наркотизма, активную физическую культуру, нейтрализацию экологических вредностей (в первую очередь в воде и воздухе), рациональную организацию режима труда и отдыха, активное просвещение в вопросах охраны и укрепления здоровья. С другой стороны, мы должны иметь в виду, что общепринятый сегодня здоровый образ жизни это производное западного мировоззрения, западных социальных условий, и имеет своей основой конкретные особенности западной организации служб здравоохранения. Большое значение играет традиционно высокий уровень развития психоаналитических и психо-терапевтических структур на Западе, активно способствующих разрешению отрицательных психосоциальных состояний у людей; эти факторы отсутствуют в современной российской действительности, вот почему западный здоровый образ жизни фактически неприменим в российских условиях. Отечественная валеология развивается исключительно “снизу”, имея своей основой энтузиазм и общественную совесть специалистов, глубоко встревоженных процессами деструкции здоровья россиян. В нашей стране сложилась та ситуация, при которой основы валеологии заложила сама жизнь, стремление к здоровью своему и, прежде всего, детскому. Вот почему идеи валеологии первой восприняла учительская среда, и наиболее важные разработки в этой области принадлежат педагогам. Благодаря их усилиям валеологическое образование признано у нас на государственном уровне и включено в большинство образовательных программ, в том числе в форме основ безопасности жизнедеятельности. Это направление валеологической деятельности известно как ШГВ-школьная гигиеническая валеология, поскольку конечной целью валеологической деятельности здесь является донесение до сознания школьников (учащихся) уже готовых (выработанных гигиенических наукой) знаний и правил поведения в окружающем нас реальном мире, максимально обеспечивающих сохранность здоровья современного цивилизованного человека. Фактически это означает приучение школьников и учащихся к нормам современного здорового образа жизни, в основе которого заложена персональная ответственность человека за свое здоровье. Ценностными ориентирами ШГВ являются все те же упоминавшиеся выше: достаточность физических нагрузок, рациональное питание, отказ от вредных привычек, наркотизации, обучение некоторым приемам психогигиены для профилактики стрессорных повреждений здоровья и для более успешной социальной адаптации. Отдельную роль ШГВ отводит обучению школьников знаниям половой гигиены и гармонии сексуальных отношений. Продолжение работы в архиве
Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.
Это сообщение имеет вложенный файл..
|
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.184 секунд