Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Особенности общения и взаимопонимания как фактор здорового образа жизни

Особенности общения и взаимопонимания как фактор здорового образа жизни 4 года 8 мес. тому назад #1418

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
Введение
В современной российской действительности наблюдается феномен тотального социального кризиса: культурного, демографического, экологического. Так, по официальному сообщению министра здравоохранения РФ, выявляются беспрецедентные особенности современной демографической ситуации в России. Во-первых, это “мужская сверхсмертность”: продолжительность предстоящей жизни мужчин сегодня уже на 13 лет меньше, чем женщин – это вдвое больший разрыв, чем в США, Японии, странах Западной Европы (смертность мужчин трудоспособного возраста в России в 4 раза выше, чем женщин). Во-вторых, беспрецедентны темпы распространения алкоголизма и наркотиков. За последние восемь лет потребление наркотических средств возросло почти на 400 процентов, а среди подростков – еще более значительно: только за пять лет в 12,4 раза (причем, это лишь учтенные случаи); потребление алкоголя на душу населения в России, по экспертным данным, вдвое превышает уровень, считающийся критическим для здоровья нации.
Как и в других развитых странах, наибольшее число людей у нас умирает от болезней системы кровообращения (в 1997 году – 54,6 процента), прежде всего от ишемической болезни сердца и цереброваскулярных поражений. Однако, как отмечает министр, “нас тревожит “разрыв” коэффициентов смертности от этой патологии между Россией и развитыми странами – за четыре десятилетия он увеличился с десятков до сотен процентов”. Ежегодно в России около 300 тыс. человек умирают от рака. Одна из особенностей российской демографической ситуации – резкий рост смертности от несчастных случаев. Кроме того, заключается министром: “Сегодня мы имеем дело с конгломератом взаимосвязанных социально опасных болезней. Одновременное распространение алкоголизма, наркомании, туберкулеза, заболеваний, передаваемых половым путем, СПИДа не просто свидетельство неблагополучия в обществе, а реальная угроза безопасности страны”.
В таких условиях особое значение должно придаваться валеологии – науке об индивидуальном здоровье человека, призванной напрямую противодействовать негативным факторам, разрушающим благополучное существование человека.
Проблема индивидуального здоровья существует и как никогда актуальна, а отечественная научная мысль напрямую свидетельствует о том, что “главной причиной эпидемии инфарктов и инсультов, роста стрессогенности в России является духовное насилие, насилие над духом”. Поэтому, выход из создавшейся ситуации видится в том, чтобы рассматривать здоровье человека как “валеологический процесс формирования организма и личности”, то есть целостного человека в единстве тела, души и духа с соответствующей иерархией материальных (природных) и духовных ценностей.
Российская валеология, за короткую историю своего существования, успела наработать фундаментальные предпосылки целостно-интегрирующих представлений, обосновывающих методологическую состоятельность валеологии – науки об индивидуальном здоровье человека. В первую очередь можно отметить общую валеологию академика В.П. Казначеева, обосновывающую ценностный подход к целостному рассмотрению здоровья человека. Важное значение имеет интегральная валеология В.П. Петленко, которая выступает как пропедевтика валеологического самообразования и предоставляет для любого человека (ученого, в том числе) необходимый полноценный материал по состоянию дел в научной и практической сферах валеологической деятельности. В отношении исследований, выделяющихся широтой и глубиной анализа и синтеза в отдельных состоявшихся направлениях валеологического теоретизирования можно выделить исследования И.И. Брехмана, Г.Л. Апанасенко и Г.А. Кураева; в гуманитарном направлении – Г.К. Зайцева, Л.Г. Татарниковой. Отдельно следует выделить валеологический вклад А.Е. Чекалова, обосновывающего здоровье как “философско-культурологическую категорию” и полагающего определение здоровья как “жизни, исполненной свободой”.
Ни для кого не секрет, что межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим. Проблемы в сфере межличностного общения затрудняют, а порой делают невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь. Примерами слишком высокой цены, которую приходится платить большинству людей за длительное пребывание в нездоровой атмосфере нарушенных межличностных отношений, являются неврозы и другие эмоциональные расстройства, попытки самоубийства, алкоголизм, психосоматические заболевания типа инфарктов, различных язв пищевода, астмы и т.п. Однако часто связь между нарушениями здоровья, страданиями человека и особенностями отношений, в которых он жил и формировался, бывает косвенной и неявной.
Можно обнаружить и другие, хотя и не столь очевидные, последствия нарушений межличностного общения. Хорошо известно, как часто многие усилия, творческие замыслы, честолюбивые устремления и надежды оказываются загубленными в атмосфере нездоровой борьбы или равнодушия.
Таким образом, решение проблем общения является важной составляющей формирования психологического здоровья личности, без которого невозможно гармоничное и здоровое существование человека вообще. Однако навыки правильного общения не всегда формируются сами собой, в процессе социализации. Формирование этих навыков зависит от ряда факторов (семья, социальная страта, наличие/отсутствие значимых других, особенности характера и темперамента), которые часто бывают неблагоприятны для развития необходимых для свободного психологического общения качеств.
Большинство психологических проблем, с которыми сталкивается в своей жизни человек, закладываются в детстве и раннем подростковом возрасте. Подростковый возраст занимает особое место в психологии, это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Ведущим видом деятельности, по мнению ряда специалистов в подростковом возрасте становится общение.
В процессе общения у подростков могут возникать различные затруднения, являющиеся одной из сложных самых сложных проблем в психологии. Проблема затруднений (или “барьеров” общения) в качестве объекта специального исследования волнует не только педагогов-психологов, но и валеологов. Проблемы общения в подростковом возрасте зачастую перерастают в серьезные психологические проблемы юности и среднего возраста, подрывая психологическое здоровье личности.
Поэтому, рассматривая проблему оздоровления российского общества нельзя обойти вниманием разрешение психологических проблем подросткового возраста. И, несмотря на определенные трудности в принятии школьной программой современных валеологических концепций, именно школа должна пропагандировать и прививать школьникам основные навыки психологического здоровья.
Целью настоящей работы является исследование особенностей психологического общения как фактора здорового образа жизни и духовного здоровья личности.
Главными задачами исследования являются:
1. изучение основных методологических подходов к исследованию здорового образа жизни и проблем индивидуального здоровья;
2. рассмотрение феномена психологического здоровья;
3. определение понятия психологического общения и его влияния на психологическое здоровье индивида;
4. исследование проблемы возрастных трудностей в общении и их преодоления;
5. экспериментальное исследование коммуникационных трудностей, возникающих у школьников младшего подросткового возраста и их возможности их коррекции путем игровой терапии.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и библиографии.
1. Здоровый образ жизни и индивидуальное здоровье человека: современный научный подход
1.1. Современные методологические подходы к проблемам здоровья человека
Проблема здоровья в современном российском обществе стоит как никогда остро. Вот беспрецедентные особенности острого демографического кризиса: 1) мужская сверхсмертность; 2) высокие темпы распространения алкоголизма и наркотиков; 3) резкий рост смертности от несчастных случаев. Неутешительны и показатели заболеваемости. Частота инфарктов миокарда возросла в 90-е годы на 13,6 процентов. На 20,7 процента стало больше больных с поражениями системы кровообращения (гипертонией: стенокардией: ишемической болезнью сердца, цереброваскулярной патологией). Все чаще они диагностируются у молодых людей и даже детей.
В этой связи становится понятным и закономерным возникновение в нашей стране особого научно-практического явления – валеологии. Одним из основоположников этой науки признается ученый-физиолог И.И. Брехман. Он же первым дал определение валеологии как науки об индивидуальном здоровье человека. В последующие годы, и особенно в тяжелые для российского здоровья начальные 1990-е годы, состоялось бурное развитие этого научно-практического направления, обращенного к изучению индивидуального здоровья человека.
Современная валеология представляет собой широкое отечественное научно-практическое явление. Только в 1999 году состоялось три представительных всесоюзных и международных научных форума по валеологии в Пензе, Новосибирске и Санкт-Петербурге. Постоянно пополняется библиотека монографической литературы по валеологии. Имеется собственный научно-практический журнал “Валеология”, издающийся в Ростове-на-Дону. Активно функционируют Центры Валеологии (Центры Здоровья) во многих городах страны и, наконец, валеологические кафедры и факультеты существуют в десятках педагогических и медицинских вузов страны.
Говоря о формировании понятия здоровый образ жизни, имеющего прямое отношение к становлению валеологии, необходимо отметить, что в середине XX века произошло кардинальное изменение структуры заболеваемости населения цивилизованных стран: инфекционная заболеваемость отступила глубоко на второй план, а основное значение по разрушению здоровья людей приобрела так называемая хроническая неинфекционная заболеваемость (ХНИЗ), в первую очередь, – сердечно-сосудистые и онкологические заболевания.Закономерно для стран Запада последовала переориентация направленности усилий эпидемиологической и гигиенической наук (с инфекционной патологии на ХНИЗ), что получило название второй эпидемиологической революции. Как результат активных спланированных научных исследований, к 60-м годам XX века окончательно оформились хорошо известные научные концепция “факторов риска ХНИЗ и концепция болезней цивилизации. Важнейшими факторами риска (ФР) обнаружились хронический психо-эмоциональный стресс и нерациональное питание, а также многочисленные другие болезнетворные экологические факторы. Важнейшими болезнями цивилизации (БЦ) оказались, кроме упомянутых сердечно-сосудистых болезней и онко-заболеваний, – хронические неспецифические бронхо-легочные заболевания, эндокринопатии (сахарный диабет), иммунно-аллергическая патология, язвенная болезнь, психические болезни, хронические поражения печени, почек, кишечника и другие.
Следующим закономерным этапом медицинской деятельности на Западе стали попытки напрямую воздействовать на факторы риска с целью излечения (избавления) от состоявшихся случаев ХНИЗ (например, прекратить курить, и тем – избавиться от хронического бронхита; прекратить пересаливать пищу – и избавиться от артериальной гипертензии). Однако эти попытки потерпели полное фиаско. И тогда западная медицинская (гигиеническая) наука оказалась перед очевидной научной истиной о единственной возможности предупреждающего воздействия на факторы риска (ФР) ХНИЗ с целью недопущения (и тем – избавления) от болезней цивилизации (БЦ). Таким образом, для науки и практики гигиены как дисциплины о сохранении здоровья человека от воздействия повреждающих факторов окружающей среды, – особый статус приобрело изучение поведения человека и его здорового образа жизни, предупреждающего возникновение ХНИЗ (БЦ).
Таким путем западная гигиеническая наука поставила себе целью и практически объективизировала комплекс рациональных поведенческих правил, получивших название: здоровый образ жизни – ЗОЖ, гарантирующих индивиду максимальную защиту от воздействующих на него ФР окружающей среды и, таким образом, – максимальную защищенность от возможности появления любой формы БЦ. Само собой разумеется, что в основу ЗОЖ был положен принцип индивидуальной ответственности человека за свое здоровье. Последний органично вписался в общий характер жизни западного человека, подчеркивающий для человека значение частной собственности и самоопределения. Другим необходимым условием выступил государственный принцип широкой и качественной информированности населения о факторах риска и здоровом образе жизни. Не меньшее значение придавалось – на государственном уровне – эффективному обнаружению и нейтрализации вредоносных экологических факторов для здоровья человека.
С 1970-х годов мероприятия по внедрению ЗОЖ в странах Запада, спланированные и реализованные на государственном уровне, в комплексе с экологическими мерами по нейтрализации воздействия болезнетворных ФР, привели к показательным результатам: снижение до 30% (и даже до 40%) смертности во многих странах (США, Японии, Финляндии, ФРГ, Канаде) от сердечно-сосудистых заболеваний, главной формы ХНИЗ.
Здоровый образ жизни (рожденный на Западе, но рекомендованный ВОЗ для всех мировых систем здравоохранения), в самой общей характеристике, подразумевает обязательные мероприятия по профилактике и нейтрализации отрицательного стресса, рациональному питанию, исключению привычек наркотизма, активную физическую культуру, нейтрализацию экологических вредностей (в первую очередь в воде и воздухе), рациональную организацию режима труда и отдыха, активное просвещение в вопросах охраны и укрепления здоровья.
С другой стороны, мы должны иметь в виду, что общепринятый сегодня здоровый образ жизни это производное западного мировоззрения, западных социальных условий, и имеет своей основой конкретные особенности западной организации служб здравоохранения. Большое значение играет традиционно высокий уровень развития психоаналитических и психо-терапевтических структур на Западе, активно способствующих разрешению отрицательных психосоциальных состояний у людей; эти факторы отсутствуют в современной российской действительности, вот почему западный здоровый образ жизни фактически неприменим в российских условиях.
Отечественная валеология развивается исключительно “снизу”, имея своей основой энтузиазм и общественную совесть специалистов, глубоко встревоженных процессами деструкции здоровья россиян. В нашей стране сложилась та ситуация, при которой основы валеологии заложила сама жизнь, стремление к здоровью своему и, прежде всего, детскому. Вот почему идеи валеологии первой восприняла учительская среда, и наиболее важные разработки в этой области принадлежат педагогам. Благодаря их усилиям валеологическое образование признано у нас на государственном уровне и включено в большинство образовательных программ, в том числе в форме основ безопасности жизнедеятельности.
Это направление валеологической деятельности известно как ШГВ-школьная гигиеническая валеология, поскольку конечной целью валеологической деятельности здесь является донесение до сознания школьников (учащихся) уже готовых (выработанных гигиенических наукой) знаний и правил поведения в окружающем нас реальном мире, максимально обеспечивающих сохранность здоровья современного цивилизованного человека. Фактически это означает приучение школьников и учащихся к нормам современного здорового образа жизни, в основе которого заложена персональная ответственность человека за свое здоровье. Ценностными ориентирами ШГВ являются все те же упоминавшиеся выше: достаточность физических нагрузок, рациональное питание, отказ от вредных привычек, наркотизации, обучение некоторым приемам психогигиены для профилактики стрессорных повреждений здоровья и для более успешной социальной адаптации. Отдельную роль ШГВ отводит обучению школьников знаниям половой гигиены и гармонии сексуальных отношений.

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.112 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: