Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Куйбышевская железная дорога в условиях великой отечественной войны

Куйбышевская железная дорога в условиях великой отечественной войны 8 года 1 мес. тому назад #1400

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
Введение. Постановка проблемы. Историография и источники
Актуальность темы. В обеспечении выдающейся победы Советского Союза над фашистской Германией огромную роль сыграл железнодорожный транспорт, являющийся одной из важнейших отраслей народного хозяйства. Наша страна имела достаточно развитую железнодорожную сеть, которую с полным правом можно назвать главными нервами экономической жизни, ее кровеносными сосудами. За 23 года Советской власти в развитие транспорта и связи было вложено более 7, 9 млрд. рублей. Протяженность всех железных дорог в СССР к 1941 г достигла 106, 1 тыс. километров. [Страна Советов за 50 лет, М., Статистика, 1967 г., С. 170.]
Великая Отечественная война продемонстрировала возросшее и притом решающее значение железных дорог в современных военных конфликтах. Роль железнодорожного транспорта увеличивалась по мере технического оснащения армии, по мере того, как тыл стал приобретать все большее значение для вооружения и снабжения фронта, по мере совершенствования военного искусства. Благодаря самоотверженной работе железнодорожников в годы войны удалось связать важнейшие экономические районы тыла в гигантский по территории народнохозяйственный комплекс. В единый хозяйственный организм слились Западная Сибирь с Уралом, Урал с Поволжьем, Поволжье с Центрально-промышленным районом.
О значении железнодорожного транспорта говорят и такие цифровые данные: с 1941 г по 1945 г железные дороги обеспечивали соответственно в 1941 г – 93%; в 1942 г – 52%; в 1943 г – 58%; в 1944 г – 68 %; в 1945 – 76% всего грузооборота СССР. [История Великой отечественной войны Советского Союза в 1941-1945 гг. в 6-ти томах, М., 1965 г., Т. 6, С. 70] Этот вид транспорта являлся также важнейшим средством подготовки и проведения более 50 стратегических и наступательных операций, осуществленных Советскими вооруженными силами в ходе Великой Отечественной войны. [Ковалев И. В. Транспорт в Великой Отечественной войне /1941-1945 гг. /, М., Наука, 1981 г., С. 5] Успех этих операций стал возможен благодаря своевременной доставке из глубины страны боеприпасов, горючего, продовольствия и других средств. Общий объем перевозок в период подготовки решающих сражений составил 1 млн. тонн. Более 95% таких перевозок выполнили железнодорожники, организовавшие пропуск эшелонов с войсками и техникой со скоростью в 800-1000 километров в час. [Транспорт Страны Советов /под редакцией И. В. Белова/, М., Транспорт, 1987 г., С. 92]
Таким образом, огромные территориальные масштабы СССР и созданная в предвоенный период материально-техническая база определили первостепенную роль железных дорог как связующего звена между фронтом и тылом, оказывающего самое непосредственное воздействие на развитие военной экономики, а также на подготовку, ход и исход многих боевых операций.
Весомый вклад в победу над врагом внесли железнодорожники Среднего Поволжья. К концу 30-х годов Поволжье превратилось в крупнейший индустриально-аграрный район страны имеющий значительную железнодорожную сеть протяженностью около 6 тыс. километров. [Ванчинов Д. П. Военные годы Поволжья /1941-1945/, Саратов, Издательство Саратовского университета, 1984 г., С. 5] В ее состав входили помимо Куйбышевской еще Казанская, Рязано-Уральская, Пензенская и Сталинградская магистрали. [Веденеева Н. К., Железнодорожный транспорт Поволжья в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. /Межвузовский сборник научных трудов, Самара, 1993 г., С. 58] О масштабах деятельности поволжских железнодорожников, в том числе и куйбышевских, можно судить исходя из того, что лишь на территории региона в тот период функционировало 3, 5 тыс. фабрик и заводов, уже создавалось мощная нефтяная база "Второе Баку", велось крупное промышленное строительство, осуществлялись в крупных объемах сельскохозяйственные перевозки. [Ваничинов Д. П. Указ. соч., С. 40]
Значение Поволжской железнодорожной сети, являющейся составной частью транспортной системы страны, повышалось с началом войны. Региональные магистрали оказались важным связующим звеном тыловых восточных и фронтовых западных районов СССР. Они обеспечивали доставку стратегических резервов к фронту, эвакуацию материальных ценностей и людей из временно оккупированных гитлеровскими войсками областей и республик страны; снабжение всем необходимым производственных потребностей населения Поволжья.
Рабочие и служащие железной дороги им. В. В. Куйбышева, как и все транспортники Поволжья, непосредственно участвовали в обеспечении оперативной связи фронта и тыла. Работа железной дороги им. В. В. Куйбышева в этот период раскрывает, во-первых, трудности и специфику функционирования всей отрасли в годы войны, во-вторых, роль куйбышевских железнодорожников в снабжении фронта и тыла всем необходимым и в проведении эвакуации, в-третьих, помогает определить и более детально исследовать вклад Среднего Поволжья в победу как важнейшего тылового района страны, одного из наиболее развитых в экономическом плане.
Объектом данного исследования является деятельность коллектива железной дороги им. В. В. Куйбышева в годы Великой Отечественной войны.
Железная дорога им. В. В. Куйбышева – крупнейшая магистраль, обеспечивающая связь центра и запада страны с важнейшими экономическими районами Урала, Сибири и Средней Азии. Она проходит по территории Куйбышевской и Пензенской областей, Мордовской АССР, Татарской АССР, Башкирской АССР и частично по Рязанской, Тамбовской и Челябинской. Граничит с Горьковской железной дорогой (станции Цильна и Красный узел), Московской железной дорогой (станции Кустаревка, Ряжск), Южно-Уральской железной дорогой (станции Кропачево, Кинель) и с Приволжской (Пенза и Сенная). [Большая Советская энциклопедия, В 30-ти томах. М.: Советская энциклопедия, 1973, Т. 13. С. 570]
Куйбышевская дорога в годы Великой Отечественной войны представляла собой почти две параллельные линии, пролегающие с запада на восток: Кустаревка – Инза – Ульяновск – Бугульма – Чишмы и Ряжск – Сызрань – Куйбышев – Чишмы. Это, так называемые, Бугульминское и Куйбышевское (Кропачевское) направления. Кропачевское направление было важнейшим магистральным ходом, обслуживающим связи между западными и восточными районами страны. У станции Кинель к нему примыкала другая мощная железнодорожная магистраль, обеспечивающая транспортно-экономические связи со Средней Азией и Южным Уралом. Две другие линии железной дороги им. В. В. Куйбышева: Рузаевка – Пенза – Ртищево и Ульяновск – Сызрань – Сенная были развиты слабее. Они обеспечивали выход из Поволжья в южные районы европейской части. [География путей сообщения (под редакцией Казанского), М.: Транспорт, 1987 г., С. 101]
Протяженность Куйбышевской магистрали по главным направлениям к 1941 г составляла 2220 километров, причем 740 километров или 22% всей длины дороги приходилось на Куйбышевскую область. [ГАСО. Ф. 214. Оп. 4. Д. 63. Л. 1]
Хронологические рамки темы охватывают период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Его изучение особенно важно, так как позволяет исследовать процесс мобилизации внутренних ресурсов железнодорожного транспорта на примере деятельности железной дороги им. В. В. Куйбышева в наиболее экстремальных военных условиях.
Историография проблемы. Первые попытки осветить работу железнодорожного транспорта военных лет относятся ко времени Великой Отечественной войны. Это были небольшие по объему статьи, брошюры. Публикации В. Н. Образцова и Т. С. Хачатурова знакомили читателя с новыми методами работы железнодорожников в начальный период войны. Сведения о железнодорожниках были отрывочны и сводились к характеристике героического труда машинистов, стрелочников и других представителей железнодорожных профессий во имя победы. [Хачатуров Т. С. Железнодорожный транспорт войне. М.: Госполитиздат, 1943.; Образцов В. Н. Железнодорожный транспорт в дни Великой Отечественной войны. М.: Профиздат, 1943.]
Более подробно работа Куйбышевских железнодорожников была освещена на страницах журнала "Железнодорожный транспорт". Здесь рассказывалось о работе железной дороги им. В. В. Куйбышева, о трудностях, с которыми столкнулась дорога в первый период войны, о производственных новациях на Куйбышевской магистрали. [Осипов В. Т. Практика применения ступенчатой маршрутизации //Железнодорожный транспорт, 1943 г. № 12; Михеев А. Работа паровозного парка // Железнодорожный транспорт, 1942 г., № 9]
Историографии железнодорожного транспорта в послевоенные годы были присущи попытки обобщения, имеющегося статистического и фактического материала и оценки вклада работников как дорог Поволжья, так и всех железных дорог страны в развитие военной экономики. Этому была посвящена книга Н. А. Вознесенского. [Вознесенский Н. А. Военная экономика СССР в период Великой Отечественной войны, М: Госполитиздат, 1947 г.]
В 50-е годы вышел из печати ряд местных историко-экономических изданий, в которых были опубликованы итоговые показатели функционирования Куйбышевской магистрали в годы войны. [Куйбышевская область: экономико-географический очерк, Куйбышев, Книжное издательство, 1953; город Куйбышев, Куйбышев, 1957.]
К этому же времени относятся монографии И. В. Ковалева, Т. С. Хачатурова, А. Г. Напорко. Названные авторы не выделяли специально железную дорогу им. В. В. Куйбышева и вообще поволжский железнодорожный транспорт при рассмотрении эксплуатационной деятельности отрасли, оценке состояния материально-технической базы магистралей страны, характеристике вклада железнодорожников в укрепление советской военной экономики. Но сделанные ими выводы о направлениях развития железнодорожного транспорта как одной из ведущих отраслей народного хозяйства впоследствии использовались в научных работах. [Ковалев И. В. Советский железнодорожный транспорт 1917-1947, М., 1947; Напорко А. Г. Очерки развития железнодорожного транспорта СССР, М., Трансжелездорогиздат, 1954 г.; Хачатуров Т. С. Железнодорожный транспорт СССР, М., 1952 г.]
Существенно обогатилась историография проблемы после выхода многотомной истории Великой Отечественной войны /материалы сосредоточены в небольших разделах глав, посвященных работе тыла/, где содержится целый ряд ранее неизвестных фактов, статистических данных, в том числе и по Куйбышевской железной дороге. Однако, авторы весьма ограниченно привлекли материалы местных архивов, что не позволило более глубоко осветить вклад региональных магистралей в дело победы. [История Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг., в 6-ти томах, М., 1961-1965 гг.]
Материалы о состоянии железнодорожного транспорта в период войны содержатся в седьмой главе книги "Советская экономика в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.", в которой рассмотрена роль железной дороги в эвакуации производительных сил на восток страны, частично освещены вопросы транспортного строительства в Поволжье. [Советская экономика в период Великой Отечественной войны, М., Наука, 1970 г.]
Самой крупной научной работой 60-х является книга Г. А. Куманева "Советские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны". Это была первая монография обобщающего характера, написанная на основе богатого архивного материала, и рассмотревшая в проблемном плане деятельность железнодорожников СССР в 1941-1945 гг. Здесь приводятся данные и о работе Куйбышевской дороги, но автор не ставил своей задачей детальное изучение отдельных магистралей в годы войны. [Куманев Г. А. Советские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., М., Издательство Академии Наук СССР, 1963 г.]
В 60-70-х годах больше внимания уделяется изучению роли железнодорожного транспорта в годы Великой Отечественной войны в краеведческой литературе. Наибольшей полнотой сведений о железной дороги им. В. В. Куйбышева отличаются специальные ведомственные издания, вышедшие к юбилейным датам дороги. В этих работах впервые собраны и проанализированы материалы о производственной деятельности Куйбышевской магистрали, сделана попытка выявить причины недостатков в работе дороги в первый период войны показаны передовые методы трудовой деятельности, используемые железнодорожниками в годы войны, а также рассказано о патриотической помощи работников дороги фронту и тылу. [50 лет в пути /под редакцией Сугака/ Куйбышев, Книжное издательство, 1967; Навстречу нового века: к столетию Куйбышевской ордена Ленина железной дороги 1874-1974 гг., Куйбышев, 1974 г.]
В эти годы исследованием вклада Куйбышевских железнодорожников в победу много занимается В. К. Любимов. В его диссертационной работе и статье, написанной о рабочем классе Средней Волги, уделяется внимание трудовым подвигам Куйбышевских транспортников. Впервые широко становится известны читателям конкретные имена героев-железнодорожников. [Любимов В. К. Рабочий класс Средней Волги в годы Великой Отечественной В /1941-1945 гг. / Куйбышев 1967; войны; Любимов В. К. Перестройка работы промышленности и транспорта Среднего Поволжья на военный лад (1941-1942 гг.) //Научные труды ГКПЧ, Куйбышев, 1974 г., Т. 130, Вып. 2.]
Для обобщающих работ по истории Поволжья характерен фрагментарный и отрывочный подбор материала, информация о железнодорожном транспорте невелика, затронуты лишь отдельные аспекты деятельности железных дорог: участие в социалистическом соревновании Куйбышевских железнодорожников, приведены цифровые сведения, характеризующие работу дороги в отдельные периоды войны. [Наякшин К. Я. Очерки истории Куйбышевской области. Куйбышев, К. М., Издательство, 1962 г.; Куйбышевская область: историко-экономический очерк, Куйбышев, 1977 г.]
Важным рубежом в развитии историографии железнодорожного транспорта стали 80-е годы. В это время было опубликовано несколько работ по истории железных дорог в 1941-1945 гг. комплексно-обобщающего характера. Книга "Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", относится к числу популярных изданий. Основное внимание авторы (специалисты Министерства путей сообщения СССР, железнодорожники, научные работники институтов) уделили примерам трудового героизма железнодорожников, вопросам соревнования и т. д. Работа практически не содержит глубокого исторического анализа источников по проблеме. [Железнодорожники в Великую Отечественную войну (под редакцией МПС Конарева), М., Транспорт, 1985 г.]
Весомый научный вклад в разработку темы внес Г. А. Куманев, написавший монографию "Война и железнодорожный транспорт СССР 1941-1945 гг.". Книга существенно дополняет издание 1963 г, так как написана на основе широкого круга архивных источников, различных документальных сборников, разнообразной исторической литературы. В работе подробно рассматриваются вопросы, связанные с перестройкой работы железнодорожного транспорта на военный лад, с выполнением железнодорожниками военных и народнохозяйственных задач. Г. А. Куманев затрагивает также такие аспекты в деятельности рабочих железной дороги, как: организация и формы социалистического соревнования на дорогах страны, внедрение новых методов работы, обеспечение транспортных магистралей квалифицированными кадрами и материально-бытовое положение работников дорог в годы войны. [Куманев Г. А. Война и ж/д транспорт СССР 1941-1945 гг., М., Наука, 1988 г.]
В региональной литературе возросло количество исследований, посвященных работе промышленных предприятий Поволжья в годы войны, в том числе и транспортных. Д. П. Ванчинов впервые обосновал роль железнодорожного транспорта всего Поволжья в народно-хозяйственном механизме региона военного времени, объективно оценил трудности возникшие на поволжских железных дорогах, отметил особенности взаимодействия всех видов транспорта Поволжья при обеспечении бесперебойного снабжения фронта и тыла всем необходимым. Осветил частично деятельность транспортников-волжан в осуществлении массовой эвакуации материальных ценностей и людей. [Ванчинов Д. П. Военные годы поволжья, Саратов, Издательство Саратовского университета, 1980 г.]
Значение профсоюзов в улучшении материального положения и культурного обслуживания трудящихся Поволжья в годы Великой Отечественной войны изучалось Е. Е. Левицким. В его статье и кандидатской диссертации проанализирована деятельность профсоюзных организаций Поволжья, в том числе и железной дороги им. В. В. Куйбышева. Но работа профсоюза дороги освещена только в первый период войны и далеко не полностью. Совсем не рассматривалась роль дорожного профсоюза в обеспечении железнодорожников продовольствием, в решении жилищных и других бытовых проблем, в организации оборонно-массовой и культурной работы в годы Великой Отечественной войны. [Левицкий Е. Е. Деятельность профсоюзов по оказанию помощи фронту и укреплению тыла в годы Великой
Отечественной войны, Куйбышев, 1983 г.; Левицкий Е. Е. Деятельность профсоюзной организации
Куйбышевской железной дороги в начальный период войны //Научные труды ГКПЧ, Куйбышев, 1979 г., Т. 204]
Наиболее полной работой, характеризующей деятельность поволжских железнодорожников является кандидатская диссертация Н. К. Веденеевой, в которой впервые была изучена работа транспортных магистралей региона в годы войны, состояние их материально-технической базы, выявлена специфика обеспечения Поволжских железных дорог кадрами, форма подготовки железнодорожных специальностей, рассмотрены трудовые почины, а также различные виды патриотической помощи рабочих фронту и тылу. Автор исследовала работу шести железных дорог региона, в том числе и Куйбышевской. Недостатком данной работы является не полнота использования архивных данных, имеющихся по каждой дороге региона. Так, рассматривая деятельность Куйбышевской дороги в годы войны Веденеева не в полной мере освещает вопросы перестройки дороги на военный лад, трудности и недостатки в работе 1941-1945 гг. Довольно поверхностно рассмотрены вопросы о численности, составе и формах подготовки Куйбышевских железнодорожников, и совсем не освещались темы материального положения Куйбышевских транспортников и роли дорожной профсоюзной организации в 1941 – 1945 гг. в улучшении культурного обслуживания работников дороги. [Веденеева Н. К. Железнодорожный транспорт Поволжья в годы Великой Отечественной войны, Куйбышев, 1984 г.]
Таким образом, историками проделана значительная работа по изучению деятельности железной дороги им. В. В. Куйбышева в годы войны. Но целый ряд вопросов остается неизученными: перестройка магистрали ее работа в условиях войны, специфика подготовки и обучения Куйбышевских железнодорожников, материально-бытовое положение транспортников, роль профсоюза дороги в решении насущных проблем.
Цель исследования: в написании истории деятельности коллектива железной дороги Куйбышева в годы войны в соответствии с названной целью автор ставил следующие задачи:
• охарактеризовать работу Куйбышевской магистрали на всех этапах войны;
• проанализировать в общих чертах состояние материально-технической базы железной дороги им. В. В. Куйбышева;
• рассмотреть мнение численности и состава железнодорожников в военное время;
• выявить формы обучения и подготовки железнодорожных специальностей и повышения их профессионального уровня железнодорожников;
• показать разнообразие форм трудовой и общественной активности Куйбышевских железнодорожников;
• осветить вопросы, касающиеся материального и культурного обслуживания железнодорожников, выявить роль дорожной профсоюзной организации в их решении.
Источниками основой работы являются постановления Центральных партийных, советских и профсоюзных органов; материалы Наркомата путей сообщения (НКПС) СССР за 1941-1945 г. [Железнодорожный транспорт СССР в документах Коммунистической партии советского правительства, М., Трансжелдориздат, 1957 г.; Профсоюзы СССР: документы и материалы в 4-х томах, М., Профиздат, 1963 г., Т. 3; Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: сборник документов за 50 лет /1917-1971/ в 5-ти томах, М., Политиздат, 1968 г., Т. 3 /1941-1952 гг. /.]
Наиболее значительную часть источников составили архивные документы из ГАСО и ЦХДНИ.
В ЦХДНИ автором были изучены фонды 560, 1259, 656. В фонде "Политотдела железной дороги им. В. В. Куйбышева" 1259 содержатся приказы НКПС по Куйбышевской дороге за все годы войны, приказы начальников дороги, а также постановления Куйбышевского обкома партии, изданные относительно деятельности дороги. В фонде есть данные по эвакуированным, по производственным показателям работы дороги, по состоянию трудовой дисциплины на дороге. Подобные сведения можно встретить и в фонде 560 – "Фонд политотдела Управления железной дорогой им. В. В. Куйбышева", но в нем содержатся данные, касающиеся преимущественно работников Управления дороги.
В фонде 656 – фонд "Куйбышевского Обкома ВКП(б)" – сосредоточены постановления, приказы, отчеты, изданные транспортным отделом Куйбышевского обкома ВКП(б) по железной дороге им. В. В. Куйбышева. В этом фонде находятся данные, характеризующие работу дороги за все годы войны, путевое хозяйство, дорожное строительство, итоги социалистического соревнования.
Фонды государственного архива Самарской области также важны при изучении деятельности Куйбышевской дороги в годы войны. 214 фонд – фонд "Управления Куйбышевской железной дорогой" – сконцентрировал документы, отчеты о работе сектора отдела кадров дороги за годы войны, годовые отчеты и материалы по производственной деятельности дороги, по организации социалистического соревнования на дороге, по характеристике материальной базы дороги. Объемный и разнообразный материал (статистический и фактический) о работе дорожного профсоюза имеется в 927 фонде – фонд "Куйбышевского дорожного комитета профсоюза работников железнодорожного транспорта". Материалы фонда 2558 – фонд "Куйбышевского облисполкома депутатов трудящихся" – позволяют составить наиболее полную картину о характере проведения трудовых мобилизаций по Куйбышевской области в годы войны, о мероприятиях принимаемых облисполкомом для улучшения функционирования Куйбышевской дороги.

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.188 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: