Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Конфликты и их решения в малых подростковых группах

Конфликты и их решения в малых подростковых группах 4 года 7 мес. тому назад #1392

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
Введение
Актуальность исследования. История человечества с древних времен до настоящего времени показала, что конфликты существовали всегда и будут существовать столько, сколько существует взаимодействие людей.
Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Сколько-нибудь эффективное воздействие на конфликт может быть оказано в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, представляем закономерности его развития и владеем механизмами разрешения. В связи с этим особое значение приобрел такой феномен, как психолого-педагогический конфликт.
Интерес к проблеме психолого-педагогических конфликтов формировался в отечественной науке давно, но наибольшее развитие он получил в настоящее время. Научной разработкой проблемы конфликтов занимались отечественные психологи и педагоги: Л. С. Выготский, А. С. Залужский, Б. Т. Лихачев, Л. А. Петровская, О. Н. Лукашенок, Н. Е. Щуркова, Н. И. Шевандрин, В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец, Г. М. Болтунова, Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская, Т. В. Драгунова, Е. В. Первышева, Л. С. Славина, В. И. Журавлев, О. Н. Громова, Г. М. Андреева, А. Я. Анцупов., А. И. Шипилов и др.
В настоящее время основное внимание в психологии и педагогике уделяется изучению следующих направлений: конфликты в коллективе школьников (В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец); сущность конфликтов, их причины в подростковых коллективах (Б. С. Алишев, Т. А. Чистякова); исследованию подготовки будущих учителей к разрешению конфликтов (Г. М. Болтунова); конфликты между учениками и учителем (О. Н. Лукашенок, Н. Е. Щуркова).
Природа психолого-педагогического конфликта отличается тем, что в столкновении участвует ребенок, а не взрослый человек, обладающий опытом, умениями, разумом, волей, самоконтролем, саморегуляцией и прочими качествами, обретенными в ходе жизни. Кроме того, данный конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением, которое ребенку гораздо тяжелей вынести, чем взрослому.
В последние годы идея об определяющей роли конфликтов в развитии личности ребенка и формировании межличностных отношений стала в психологии и педагогике общепризнанной. Только сильная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом.
В связи с этим актуализируется задача создания психолого-педагогических условий для формирования у подростков опыта конструктивного разрешения и урегулирования конфликтов. Мы определяем условия не только как совокупность факторов и обстоятельств, от которых зависит эффективность процесса разрешения конфликтов, но и как среду, в которой протекает данный процесс.
Процесс урегулирования конфликта проходит с участием третьей стороны, в качестве которой в психолого-педагогическом конфликте выступает или школьный психолог или педагог. В связи с этим, важным моментом является психолого-педагогическая компетенция педагога в вопросе конструктивного урегулирования конфликтов.
Для развития потенциальных возможностей личности, ее внутренних ресурсов, интенсификации творческого начала подростков и их полноценной самореализации в учебно-воспитательном процессе необходимо изучение всех функциональных компонентов конфликта и средств, способствующих его конструктивному разрешению. Процесс преобразования и усовершенствования современной психолого-педагогической системы предполагает поиск новых идей, технологий, механизмов, форм и методов подготовки учащихся к конструктивному урегулированию и разрешению конфликтов.
Важным моментом подготовки учащихся к конструктивному урегулированию и разрешению конфликтов является создание и внедрение специальных моделей, программ, обеспечивающих реальную возможность стимулирования активности учащихся в овладении методами и средствами осуществления данного процесса.
Механизмы урегулирования конфликтов, используемые сегодня в школе педагогами и психологами, в значительной степени основываются на интуиции. Как следствие, многие выпускники школ не готовы к конструктивному урегулированию и разрешению конфликтов.
Таким образом, возникает проблема создания психолого-педагогических условий, оптимального выбора путей, способов, средств формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов в малой подростковой группе.
Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования.
Объект исследования – процесс формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов в малой подростковой группе.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия конструктивного разрешения конфликтов в малой подростковой группе.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов в малой подростковой группе будет эффективен при реализации следующей совокупности психолого-педагогических условий:
- создании комфортного психолого-педагогического климата в малой подростковой группе, предоставляющего широкие возможности для формирования опыта конструктивного разрешения конфликта;
- осуществлении системы мер по развитию у учащихся и педагогов мотивации к конструктивному урегулированию и разрешению конфликтов среди подростков;
- наполнении содержания подготовки учащихся и педагогов специальными знаниями о сущности, структуре, функциях конфликта и механизмах его конструктивного разрешения;
- разработке механизма, системы методов, формирующих умения и навыки конструктивного урегулирования конфликтов как среди подростков, так и среди педагогов;
- создание системы психолого-педагогической диагностики подростков на каждом этапе разрешения конфликта;
- высоком уровне психолого-педагогической компетентности школьного психолога и педагога.
В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить проблему конфликта в философских и психолого-педагогических, исследованиях.
2. Раскрыть структуру, сущность и функции психолого-педагогического конфликта.
3. Разработать механизмы и методы формирования опыта конструктивного разрешения конфликта в малой подростковой группе.
4. Определить составляющие психолого-педагогической компетентности школьных психологов и учителей в формировании у подростков умений конструктивно разрешать конфликты в малой группе.
5. Опираясь на результаты исследования, определить педагогические условия и разработать методические рекомендации по конструктивному урегулированию педагогом конфликтов среди подростков.
Теоретико-методологическими основами дипломного исследования служат концептуальные положения современной науки о личности, факторах ее формирования и развития; о человеке как высшей ценности социального развития; о сущности саморазвития как механизма реализации гуманистических принципов образования; идеи культурологического, аксиологического, системного, личностно-деятельностного, индивидуально-творческого, контекстного, синергетического подходов к проблеме конструктивного урегулирования конфликтов в малой подростковой группе в их интегральном и взаимодополняющем сочетании; положения личностно ориентированного образования, имеющие целью создание условий для полноценного творческого проявления личностных функций субъектов образовательного процесса.
Методы дипломного исследования. Решение поставленных задач было обеспечено комплексом взаимодополняющих методов исследования, среди которых: методы теоретического анализа философской, психологической и педагогической литературы; диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, самооценка, экспертная оценка, рейтинг, ранжирование, обобщение независимых характеристик); обсервационные (прямое, косвенное и длительное педагогическое наблюдение); экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперименты).
Опытно-экспериментальная база. Эксперимент проводился в средних общеобразовательных школах № … и № … г. Москвы. В него были вовлечены 80 учащихся 6-8 классов, 15 педагогов и 30 родителей подростков.
Организация исследования осуществлялась в несколько этапов.
Первый этап (начало 2001 г.) – изучение и анализ отечественной и зарубежной философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; осмысление методологических и теоретических основ исследования; подбор экспериментальных и контрольных групп; разработка и проведение констатирующего эксперимента; поиск системы критериев и показателей оценки уровня сформированности у учащихся готовности к конструктивному разрешению конфликтов.
Второй этап (середина-конец 2001 г.) – разработка содержания и методики формирующего эксперимента; изучение особенностей формирования готовности и способности учащихся к реализации процесса конструктивного разрешения конфликтов; опытно-экспериментальная работа по разработке механизмов обучения подростков конструктивному разрешению конфликтов с последующей диагностикой и осмыслением полученных результатов; проверка эффективности выявленных психологических и педагогических условий формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов в малой подростковой группе.
Третий этап (2002 г.) – анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; формулировка выводов и методических рекомендаций по исследуемой проблеме.
Наиболее существенные результаты дипломного исследования: раскрыты сущность, содержание и механизм процесса конструктивного урегулирования конфликтов в малых подростковых группах; выявлены и экспериментально обоснованы психологические и педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации данного процесса в школе; выявлены психолого-педагогические особенности личности и малой группы, влияющие на процесс возникновения, развития и урегулирования психолого-педагогического конфликта среди подростков; разработаны механизмы и методы формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов в малой подростковой группе; определены психолого-педагогические условия и разработаны методические рекомендации по конструктивному урегулированию педагогом конфликтов среди подростков.
Структура дипломной работы. Дипломное исследование включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Объем дипломной работы составляет 70 страниц машинописного текста. Список использованной литературы включает в себя 80 источников. Приложения включает в себя 3 таблицы и 5 иллюстрирующих рисунка.
Глава 1. Теоретические основы конфликтов и их конструктивного разрешения в малых подростковых группах.
1.1. Проблема конфликтов в философских, психолого-педагогических и социологических исследованиях.
Конфликты существуют столько, сколько существует человек. Проблема конфликтов и конфликтного взаимодействия отражена во множестве работ: от технического направления (теории катастроф) до социально-философского.
Изучению данной проблемы посвящены исследования ряд выдающихся философов, общественных деятелей, психологов, педагогов, социологов таких, как: 3.Фрейд, У. Мак-Дуглас, К. Лоренс, К. Левин, Г. Спенсер, К. Маркс, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Боулдинг, И. Ф. Смолянинов, П. О. Гриффин, М. И. Могилевский, О. В. Левин, В. А. Кременюк, Л. С. Выготский, А. С. Залужский, Б. Т. Лихачев, Л. А. Петровская, Р. Л. Кричевский, Д. П. Зеркин, Е. М. Дубовская, О. Н. Громова, М. М. Лебедева, А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов и другие.
Первые попытки рационального осмысления конфликтов были предприняты древнегреческими философами. Так, Анаксимандр (ок. 610 – 547 гг. до н. э.) утверждал, что вещи возникают из постоянного движения "апейрона" – единого материального начала, приводящего к выделению из него противоположностей. Античный философ – диалектик Гераклит (ок. 530-ок. 470 гг. до н. э.) стремился связать свои рассуждения о войнах и социальных конфликтах с общей системой взглядов на природу мироздания. Гераклит считал, что в мире все рождается через вражду и распри, что единственный закон, царящий в Космосе, – это война – отец всего и царь всего. Одним она определила быть богами, а другим – людьми, одних она сделала рабами, других – свободными. Эти слова явились одной из первых попыток рационального обоснования позитивной роли борьбы в процессе общественного развития [13, 50].
В средние века Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.) развивал мысль о том, что войны допустимы в жизни общества, и определил еще одно условие справедливой войны – санкция, данная государством. В период эпохи Возрождения известные гуманисты Т. Мор, Э. Роттердамский, Ф. Рабле, Ф. Бекон выступили с резким осуждением социальных столкновений и социальных конфликтов.
Эразм Роттердамский (1469 – 1536 гг.) указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который, разрастаясь подобно цепной реакции, вовлекает в орбиту своего влияния все новые и новые силы, слои населения и страны. Э. Роттердамский обращал внимание на сложность примирения противостоящих в конфликте сторон даже в тех случаях, когда обе они стоят на единых идеологических позициях. Английский философ Фрэнсис Бекон (1561-1626 гг.) впервые подверг основательному теоретическому анализу совокупность причин социальных конфликтов внутри страны, подробно рассмотрел материальные, политические и психологические условия социальных беспорядков, а также возможные способы их преодоления.
Иммануил Кант (1724 – 1804 гг.) считал, что состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние... последнее, наоборот, есть состояние войны, т. е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная их угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено. По мнению немецкого философа Георга Гегеля (1770 – 1831 гг.), главная причина конфликтов кроется в социальной поляризации между накопленным богатством, с одной стороны, и привязанным к труду классом, – с другой. Он считал, что государство должно представлять интересы всего общества и регулировать конфликты.
Проблеме борьбы за существование посвящены исследования английского биолога Чарльза Дарвина (1809 – 1902 гг.), который предложил теорию эволюции. Главная идея Ч. Дарвина, изложенная в его работе "Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь", состояла в том, что развитие живой природы происходит в условиях постоянной борьбы за выживание. Ч. Дарвин выявил и обосновал механизм развития живой природы в виде естественного отбора наиболее приспособленных видов для продолжения жизни. В дальнейшем взгляды Ч. Дарвина получили развитие в различных областях научных исследований, в том числе, в некоторых социологических и психологических теориях конфликта. Так, Людвиг Гумплович (1838 – 1909 гг.) один из основоположников теории социального дарвинизма, выдвигал следующие взгляды на природу социальных конфликтов:
- конфликты являются сущностью исторического прогресса;
- дифференциация общества на господствующих и подчиненных – явление вечное;
- конфликты способствуют единству общества, возникновению более
широких объединений.
Хотя в настоящее время идеи Л. Гумпловича находят мало последователей, отдельные из вышеуказанных положений оказываются продуктивными при решении современных проблем.
Изучение работ советских философов, позволяет сделать вывод, что категория конфликта либо вообще не упоминается, либо ее раскрытию уделено слишком мало внимания. Считалось, что в социалистическом обществе есть только неантагонистические противоречия. Такая форма их разрешения, как конфликт, имела место, в основном, в виде внутриличностного или межличностного конфликтов, иногда в виде конфликта "личность – группа". Изучение конфликта в философских исследованиях [12; 127] идет по следующим направлениям:
1. Моральный конфликт в современном обществе. Это наиболее разработанное направление представлено трудами общего содержания и классифицируется по конкретным областям человеческой деятельности:
- нравственные конфликты в педагогическом процессе;
- причины нравственных конфликтов в трудовых коллективах;
- моральные конфликты в воинских коллективах;
- профессионально-нравственные конфликты.
2. Методологические аспекты этнополитических конфликтов. В связи с возникновением и обострением межнациональных противоречий и конфликтов на территории бывшего СССР это направление активно разрабатывается в последние десять лет.
3. Художественный конфликт как эстетическая категория. В работах этого направления основное внимание уделяется выявлению эстетической природы художественного конфликта, раскрытию противоречия в диалектическом развитии процесса художественного мышления.
4. Разработка собственно философской концепции социального конфликта. По мнению исследователей, это наиболее перспективное направление с точки зрения научного и практического интереса. Несмотря на имеющиеся здесь исследования, по признанию самих философов, в данном направлении выработаны пока только общие подходы и принципы.
Разработка проблем конфликтов в западной социологии осуществлялась в различных направлениях. На первом этапе – в русле социал-дарвинизма и марксисткой теории, далее – функциональная теория конфликта Г. Зиммеля и структурный функционализм Т. Парсонда. В последнее десятилетие – теория позитивно – функционального конфликта Л. Козера, конфликтная модель общества Р. Дарендорфа и общая теория конфликта К. Боулдинга. Не все ученые признавали конфликт исходной категорией социологических концепций, но все были едины в том, что конфликты занимают значительное место в жизни общества и проведение теоретических исследований в этой области необходимо для разрешения конфликтных ситуаций.
Первым ввел в научную терминологию понятие "социология конфликта" немецкий социолог Георг Зиммель. Ученый считал, что среди таких устойчивых форм социального взаимодействия, как авторитет, договор, подчинение, сотрудничество, особое место занимает конфликт. Конфликт способствует социальной интеграции, определяет характер конкретных социальных образований, укрепляет принципы и нормы их организации.

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.122 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: