Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Формирование стремления и навыков к самостоятельной деятельности у школьников

Формирование стремления и навыков к самостоятельной деятельности у школьников 8 года 7 мес. тому назад #1385

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
Введение
"Современное общество требует от каждого человека непрерывного повышения уровня своих знаний, умений, и навыков. Это объясняется постоянным развитием различных областей знаний и в связи с этим быстрым их устареванием." [22]
Поэтому деятельность общеобразовательной школы осмысляется сегодня и с позиции подготовки молодого поколения к непрерывному самообразованию. Следовательно, обеспечить правильную организацию работы по формированию у школьников готовности к самообразовательной деятельности, является одной из главных задач учителя. Так как современный учитель, действительно, должен не только давать ученику знания, но и воспитывать у него потребность в их совершенствовании формировать умение заниматься самообразованием, т. к. именно в процессе самообразования с особой полнотой проявляются способности личности, определение призвания, осознание возможностей.
Но здесь нужно заметить, что само обращение к задаче формирования у учащихся стремлений и умений строить свое самообразование совсем не означает прибавление к обязанностям школьного учителя еще одной. Наоборот, только лишь решение этой задачи поможет учителю на достаточно высоком уровне осуществлять реализацию основных учебно-воспитательных задач, стоящих перед современной школой. Это следует из того, что подготовка учащихся к самообразованию не связывается с какими-то одиночными специальными приемами, а определяется всей направленностью обучения.
Следовательно. на сегодняшний день встает проблема; организации работы по формированию у учеников готовности к самообразовательной деятельности в рамках школы.
Различные пути решения данной проблемы предлагают современные ученые педагоги. Например, А. К. Громцева видит одним из путей решения изучаемой нами проблемы в обучении учащихся различным приемам самостоятельного познания, а также в активизации позиции ученика в процессе обучения; Бондаревский предлагает основную роль в процессе обучения отводить самостоятельной работе учеников, т. е. различные педагоги предлагают свои пути решения этой проблемы, но все они сходятся на том, что ученик должен быть не объектом в процессе обучения, а активно действующим субъектом. Это обеспечение более активной позиции школьника в учении и будет помогать учителю в решении на более высоком уровне и других учебно-воспитательных задач.
Но как показывает опыт, в школах учителя недостаточно занимаются решением исследуемой проблемы.
Актуальность; Таким образом, вопрос о формировании готовности школьников к самообразовательной деятельности остается открытым и на сегодняшний день. В настоящее время назрела необходимость в организации специальной работы по формированию у школьников готовности к самообразовательной деятельности.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что актуальность проблемы формирования готовности к самообразовательной деятельности на сегодняшний день действительно велика.
Цель выпускной квалификационной работы: организация работы по формированию у школьников готовности к самообразовательной деятельности, что составляет проблему исследования.
Объект исследования: самообразовательная деятельность школьников.
Предмет исследования: организация работы по формированию у учащихся готовности к самообразовательной деятельности.
Поставленная в нашей работе проблема в свою очередь решается через ряд частных задач.
Задачи: 1.Раскрыть историю развития проблемы формирования у школьников готовности к самообразованию, основные понятия, мотивы, уровни самообразовательной деятельности школьников. А также рассмотреть вопросы обучения учащихся приемам самостоятельного познания, т. к. лишь наличие данных умений у школьника может обеспечить функционирование самообразовательной деятельности школьника.
2.После анализа научно-педагогической, предполагалась разработка научного эксперимента по формированию готовности к самообразовательной деятельности школьников, который должен включать два этапа: проведение исследования по выявлению уровня развития самообразовательной деятельности школьников, а затем с использованием полученных результатов исследования внедрение факультативного курса по математике с целью разрешения проблемы поставленной в нашей работе.
3.Анализируя результаты проделанной работы сделать соответствующие выводы.
Поставленные задачи являются по нашему мнению наиболее действенными для достижения цели работы.
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования: анализ литературы, дидактическая обработка изученного материала, беседа с учителем, тестирование учащихся, с учетом полученных результатов исследования проведение факультативного курса с целью разрешения поставленной проблемы.
Гипотеза: Если организовать работу по формированию у школьников готовности к самообразовательной деятельности, то возможно активизировать самостоятельную познавательную деятельность учеников и помочь им овладеть некоторыми навыками, необходимыми для организации своей самообразовательной деятельности, тем самым подготовить учеников к самообразованию.
Глава 1 Самообразовательная деятельность школьников.
1.1. История развития проблемы формирования у учащихся готовности к самообразовательной деятельности.
"Проблема развития у школьников познавательной активности и самостоятельности издавна привлекала внимание ученых. Её изучали такие выдающиеся мыслители и педагоги, как Я. А. Коменский, Джон Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Пестолоцци, А. Дистерверг.
Педагоги прошлого возлагали большие надежды на активные методы обучения, на внесение в процесс обучения исследовательского начала, на исключение догматики, формирование у учащихся мыслительных операций (анализ, обобщение, группировку). Выступали против зубрежки и схоластики в школе, за воспитание у школьников творческой активности. По их мнению, процесс обучения должен служить всестороннему развитию личности.
Современная педагогическая теория и практика поддерживают и развивают положительные аспекты в учениях педагогов прошлого. Например, в учении Ж. Ж. Руссо рассматривают осуществление связей обучения с жизнью, внесение поискового проблемного начала в учебный процесс как важнейшего средства формирования у школьников стремлений и умений самообразования (Закиров Г. С., Земскова Л. А.).
Анализируя деятельность зарубежных педагогов прошлого, можно сказать, что они создали много ценного в разработке идей формирования у школьников стремлений и умений самообразования, готовности к активному самостоятельному познанию. Однако их прогрессивные для своего времени идеи не могли получить практического осуществления. Педагоги возлагали основные надежды на отдельные средства (на исследовательские методы обучения; приемы совершенствования содержания образования путем формирования у учащихся мыслительных логических операций; на положительный пример самого учителя), которые обычно рассматривались изолированно от эффективности других средств. И. Г. Пестолоцци одним из первых подошел к выводу о необходимости рассмотрения и организации педагогического процесса как единого учебно-воспитательного. Эта идея, которая "восходит" к современным концепциям целостного подхода, главным образом, провозглашалась, декларировалась великим педагогом". [1]
"На рубеже ХVIII – XIX в. в. в России прогрессивная педагогическая мысль развивалась в условиях борьбы с реакционной политикой самодержавно-крепостнического правительства и церкви.
Официальная педагогика царской России изолировала учащихся от влияния развертывающейся в стране общественно-политической борьбы, ограничивая содержание образования, использовала догматические методы обучения. В периодической печати того времени можно было прочесть о том, что на школьной скамье не может быть и речи о самостоятельном занятии наукой, а увеличение способностей учеников к самостоятельному мышлению не может стать главной целью школьного обучения; самостоятельность учащихся опасна и для школы и для общества и ведет юношество к вольнодумию.
В гимназиях не ставилось задачи приобщения учащихся к чтению дополнительной литературы, к использованию других источников самостоятельного познания. "Правила" для народного просвещения не разрешали, кроме руководств и книг, дозволенных гимназическим начальством, никаких книг и рукописей иметь даже у себя дома. Эти "Правила" ограничивали круг общения учеников: "ученики отнюдь не должны составлять между собой и с посторонними лицами каких-либо обществ или вступать в таковые, под опасением немедленного исключения из учебного заведения".
В первой половине XIX в. развертывание освободительной борьбы в России стимулировало рост общественного интереса к самообразованию. Особенно обострился интерес к изучению философских и социально-политических вопросов.
Демократы этого времени пропагандировали необходимость общего и политического самообразования, предлагали конкретные пути воспитания у личности познавательной активности и самостоятельности, умений и стремлений самообразования, высказывали идеи о необходимости воспитывать наиболее ценные мотивы самостоятельного познания учащихся – побуждения, основанные на непосредственном познавательном интересе, вместо отрицательной мотивации вынужденности.
Прогрессивный педагог того времени А. И. Герцен видел цель образования не в сообщении возможно большего количества знаний, а в воспитании у школьников пытливости ума, любознательности, умений самостоятельно работать. Среди источников самообразования учащихся А. И. Герцен отводил особое место самостоятельному систематическому чтению художественной и научной литературы.
Нельзя не сказать о К. Д. Ушинском – основоположнике педагогической науки в России. К. Д. Ушинский утверждал, что для развития познавательных способностей учащихся, формирования их мировоззрения большое значение имеет дидактическая система,
Ученики и последователи К. Д. Ушинского (Н. Ф. Бунаков, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, Н. А. Корф, Д. И. Тихомиров) испытали на себе влияние революционных демократов. Они исследовали революционные идеи своих предшественников. Они считали, что процесс обучения, по возможности должен переходить в процесс самообразования". [19]
После революции был открыт новый этап в области народного просвещения. В первые годы советской власти самообразовательная деятельность взрослых и учащихся отличалась ярко выраженной социальной направленностью, в это время Н. К. Крупская писала, что "настоящее самообразование происходит не в кабинетах, а в процессе активного участия в общественно-политической жизни страны".
В первые послереволюционные годы самообразовательная деятельность учащихся развивалась на базе молодежных клубов. И. А. Редковец видит причины явления в том, что клуб полнее отвечал на запросы молодежи политической заостренностью и злободневностью содержания своей работы, гибкостью своих форм.
Сближение школьных занятий и самообразования в это время шло не только по линии внеклассной кружковой работы, но и путем активизации процесса обучения. [19]
Особенно остро вопрос подготовки молодого поколения к самообразованию встал после Великой Отечественной Войны, когда актуализировалась проблема связи школы с жизнью. "Одним из направлений ее решения была подготовка школьника к самообразовательной деятельности. Поскольку сама самообразовательная деятельность в то время не изучалась, естественно, что и подготовка к ней понималась односторонне. Основным фактором, чаще всего и единственным средством решения этой задачи была самостоятельная работа школьника на уроке и дома.
Не смотря на то, что в это время проводилось много исследований, разрабатывающих виды самостоятельных работ для всех звеньев процесса обучения, они, тем не менее, не смогли ни теоретически, ни практически решить задачу подготовки учащихся к самостоятельному овладению знаниями. Так как в центре работы школы стояла репродуктивная деятельность по закреплению объясненного учителем материала, в процессе которой нельзя было решить эффективно задачу подготовки ученика к самостоятельному познанию.
Именно по этому в начале 60-х годов педагогической общественностью как один из недостатков общеобразовательной школы отмечается неподготовленность ее выпускников к самостоятельному овладению знаниями.
Средством ликвидации этого недостатка осмысляется уже не всякая самостоятельная работа, а та, содержание которой включает элементы самостоятельного познания учащихся, поиск исследование.
Выделяется группа дидактов (Н. Г. Дари, И. Я. Лернер и д. р.), которые в центре своего изучения ставят не организационную, а содержательную сторону самостоятельной работы учащихся.
Специальному изучению подвергаются познавательные задачи, особенно творческие (работы М. И. Махмутова, Д. В. Вилькеева). Делается попытка разработать их классификацию, создать систему, обеспечивающую воспитание творческой активности и самостоятельности в приобретении знаний". [11]
Видно, что во все времена решение проблемы самообразования личности было направлено на социальный заказ общества.
Сегодня педагогика имеет своей целью описание, объяснение, предвидение результатов жизнедеятельности человека в системе образования, призванной помочь ему "образовывать самого себя" на основе открываемых ею законов.
Многие педагоги сегодня предлагают различные пути стимулирования потребности в самообразовании у школьников. Педагоги замечают, что основной проблемой сегодня является заформализованность обучения, так как она сводит на нет естественность обучения, интересы личности, выпадает из поля зрения её своеобразие. Бондаревский В. Б. говорит о том, что "главной задачей должно стать не воспитание человека, способного поступать правильно в тот момент, когда он находится под контролем родителей, учителей и т. д., а человека, способного к внутреннему самоконтролю, прекрасно понимающего значение самообразования и самовоспитания, умеющего творчески и содержательно организовывать свою жизнь. " [6, c. 31-33]
"В плане внедрения в процесс учения самостоятельного познания, дающего возможность поставить на реальную почву вопрос о подготовке учащихся к самообразованию, ценой является работа Г. С. Закирова "Самообразование школьников", которая посвящена решению задачи формирования потребности в самообразовании через проблемное обучение.
Достаточно широко рассматривается проблема формирования у учащихся умений самостоятельно работать, как необходимое условие включения в самообразование (работы И. А. Раковец, Н. Д. Ивановой), в связи, с чем разрабатывается методика формирования таких умений самостоятельного познания, как умение составлять план, написать конспект вести рабочие записи. " [11]
Все эти работы, безусловно, помогают в решении проблемы формирования готовности учащихся к самообразованию, но не рассматривая в целом самообразовательную деятельность познания, не в силах дать систему подготовки к нему.
Т. е. сегодня различными педагогами предлагается множество решений проблемы по формированию готовности школьников к самообразовательной деятельности, но до конца эта проблема еще не решена.
Мы в своей работе попытаемся предложить свой путь решения проблемы формирования готовности к самообразованию школьников через занятия на факультативных курсах.
1.2. Определение процесса самообразовательной деятельности школьников
По определению Громцевой А. К. "Самообразование школьника – это целенаправленная, систематическая, управляемая самим школьником познавательная деятельность, необходимая для совершенствования его образования". [10]
Т. о. можно сказать о том, что самообразование является сложным и многогранным процессом. К настоящему времени выделяется ряд существенных признаков самообразовательной деятельности.
Мы приведем признаки, охарактеризованные Редковец И. А. в ее книге "Формирование у учащихся общественно-ценностной мотивации самообразования":
1. "Для самообразовательной деятельности (по сравнению с учебной) характерен более высокий уровень активности и самостоятельности познания;
2. Самообразовательная деятельность добровольная, поэтому здесь недопустимо какое-либо принуждение. Это определяет специфику мотивации самообразования;
3. Важнейшим признаком самообразовательной деятельности является ее более избирательный характер по сравнению с учебным познанием;
4. Самообразовательная деятельность отличается целенаправленностью, систематичностью и планомерным характером. Н. А. Рубанин говорит, что "беспорядочность и бессистемность сводят ее результаты к нулю"; [21]
5. Сравнение с учебной деятельностью помогает выявить еще одну особенность самообразования.
6. Самообразовательные интересы в' большей степени отражают направленность на творческое познание и соответствующие продуктивные его способы". [19]
Кроме того, выделяя типы самообразовательной деятельности их можно охарактеризовать по тем целям, которые ставят перед самообразованием учащихся. А. К. Громцева приводит следующую классификацию:
• "Политическое самообразование, обусловленное усилением внимания к современным проблемам, к формированию своего мировоззрения;
• Общее самообразование, направленное на более углубленное изучение отдельных учебных предметов, согласно склонностям, интересам, жизненным планам личности;
• Самообразовательная деятельность, направленная на ознакомление с полюбившейся профессией и подготовку себя к ней;
• Самообразование, связанное с развитием своих способностей (эстетических, физических);
• Самообразование, обусловленное любительскими занятиями,
• Самообразование, связанное с самовоспитанием, интересом к вопросам нравственности, формирования характера". [8]
Нужно отметить, что у отдельных учащихся самообразование выражает уже сформировавшуюся направленность личности у других более мозаичный характер. Естественно, что и выделенные виды, связи с этим носят несколько условный характер, создавая у каждой личности свой индивидуальный рисунок.
"Изучение процессуальной стороны самостоятельного познания в форме самообразования показало, что если оно строится как сопутствующее учению, то в этом случае учение определяет не только содержание самообразования, но и его процесс. В условиях сопутствующих самообразованию самостоятельное познание чаще всего является неполным, поскольку отдельные его звенья реализуются в процессе учебной работы. Поэтому протекает процесс познания, когда ученик приступает к самостоятельному изучению вопросов, которые не изучаются в школе.

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.127 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: