Добро пожаловать,
Гость
|
|
Развитие речи у детей младшего школьного возраста
Развитие речи у детей младшего школьного возраста 8 года 8 мес. тому назад #1376
|
ПРЕДИСЛОВИЕ
В современной общей и специальной педагогике утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений и других отклонений в развитии детей. Ориентация педагогов и родителей на своевременное выявление и преодоление отставания (или отклонений) в развитии ребенка имеет исключительно важное значение для формирования его личности, для подготовки к школьному обучению. Особая ответственность в этом плане лежит на работниках детских дошкольных учреждений, так как подавляющее большинство детей дошкольного возраста в нашей стране охвачено общественным воспитанием. Работникам дошкольных учреждений нередко приходится встречаться с детьми, имеющими различные отклонения в психофизическом развитии, в том числе и в развитии речи. В раде случаев могут отмечаться не грубые формы нарушений, а лепте (слабовыраженные) отклонения от нормы. Педагогам необходимо иметь представление обо всех основных видах нарушений развития, и в первую очередь – речевых, о причинах, их вызывающих, а также о путях их преодоления и предупреждения, что в совокупности условно можно определить как основы дефектологических (и в их составе – логопедических) знаний. Учебным планом факультетов дошкольного воспитания педагогических институтов предусмотрено изучение курса "Основы дефектологии и логопедии". Настоящее пособие подготовлено по программе курса. Его цель – помочь студентам, будущим специалистам в области дошкольного воспитания, на основе активной самостоятельной работы систематизировать, уточнить и расширить свои знания основ дефектологии и логопедии, приобрести практические навыки работы с детьми, усвоить приемы выявления, коррекции и предупреждения дефектов развития. Пособие ориентирует студентов на самостоятельное, углубленное изучение специальной литературы. В "Практикуме" отражена установка на комплексный подход к работе с литературой психолого-педагогического (в первую очередь логопедического) плана, включающий методологический, научно-теоретический, общедидактический и методический аспекты, что необходимо для качественной и широкой подготовки специалистов по дошкольному воспитанию. Ввиду того, что пособие предназначается для студентов дошкольных факультетов, в него включен только минимум специальных терминов. Их расшифровка дается или непосредственно в тексте, или в кратком словаре-справочнике, помещенном в "Приложении". Пособие содержит разнообразный методический материал: вопросы, вопросы-задания (с примерными ответами, образцами выполнения заданий и без них); задания, выполнение которых требует опоры на межпредметные связи, знания из области смежных наук; упражнения для выработки определенных практических навыков; задания, связанные с анализом психолого-педагогических ситуаций; задания проблемно-поискового характера. Все задания разделены на две категории: теоретические и практические. Это деление условное и введено для большей четкости структуры пособия. Однако в характере заданий действительно имеются некоторые отличия. Задания первой категории направлены на осмысление, обобщение и закрепление теоретического материала; на усвоение той или иной темы; на закрепление терминологии; на проверочное, творческое осмысление материала и др. Задания второй категории предусматривают подготовку практического материала к занятиям, подбор тематического, дидактического материала; формирование у студентов навыков коррекционно-педагогической работы, развитие умения осуществлять коррекционное обучение и воспитание детей. Сюда же входят тренировочные задания, творческие задания на обобщение методического материала, на выработку умения сопоставлять методы и приемы работы, оценивать их результативность и др. Вопросы, задания, упражнения с разной степенью полноты охватывают все основные разделы курса, что создает целостное представление о предмете. Учебный материал представлен в определенной системе, с постепенным усложнением заданий как тренировочного типа, так и проверочного. Это придает пособию справочно-обучающий характер. Самостоятельные работы на основе предлагаемых заданий могут быть устными, письменными, лабораторными, связанными с изготовлением наглядных пособий подбором дидактического и речевого материала и др. Разная степень сложности заданий дает преподавателю возможность учитывать уровень знаний студентов, их подготовленность. Требования к самостоятельной работе студентов должны осуществляться в плане обязательного выполнения заданий с текущей систематической проверкой и оценкой качества. Структура Пособия подчинена программе курса и логике раскрытия системы логопедических знаний и сведений по дефектологии. Вопросы и задания раздела "Введение в дефектологию" направлены на уточнение представлений студентов о дефектологии как науке об аномальных детях и ее отдельных отраслях: олигофрено-педагогике, сурдопедагогике, тифлопедагогике, логопедии; о связях как между отдельными отраслями дефектологии, так и между дефектологией и общей и дошкольной педагогикой и психологией; об основных категориях аномальных детей; о системе организации специальной помощи аномальным детям. Раздел "Основы логопедии" сосредоточивает внимание студентов на основных закономерностях развития детской речи, на теоретических основах логопедии, на общей характеристике различных речевых нарушений, встречающихся в дошкольном детстве, и путях их устранения, на роли воспитателя в этой работе. Ряд заданий посвящен общим вопросам формирования правильной речи. Эти задания ориентированы на уточнение разницы между физиологическими особенностями детской речи и ее состоянием при патологических нарушениях. В связи с тем, что настоящее пособие адресовано студентам дошкольных факультетов, т. е. будущим работникам дошкольных учреждений, в нем наиболее полно представлен раздел "Недостатки звукопроизношения". Включены задания на характеристику нормальной артикуляции звуков, фонематического слуха, а также основных видов недостатков звукопроизношения, приемов постановки (вызывания) и закрепления правильных звуков. Предлагается много тренировочных упражнений, способствующих формированию практических навыков работы с детьми. Особое место в пособии занимает материал, предназначенный для углубления теоретических и практических знаний по ринолалии, дизартрии, нарушениям голоса, темпа и ритма речи, заиканию (разделы IV, V, VI, VII). Большое внимание уделено не только характеристике этих нарушений речи, но и приемам их выявления у детей, рассмотрению специфики коррекционно-воспитательной работы. В самостоятельный раздел выделен материал, посвященный недостаткам слово- и фразообразования (раздел VIII). Основной акцент делается на особенностях формирования лексико-грамматических сторон речи, воспитания навыков связной речи, речевой активности. В пособие включен также раздел "Недостатки письменной речи" (раздел IX). Вопросы и задания направлены на закрепление знаний об особенностях коррекционно-речевой работы по профилактике этих нарушений. Отдельное место в "Практикуме" занимает раздел "Выявление недостатков развития речи у детей". В нем отражены общие принципы и приемы выявления у детей отклонений в речевом развитии, взаимосвязь между речевыми нарушениями и общим развитием ребенка, вопросы обследования разных сторон речи детей. В заключительном разделе книги – "Организация логопедической работы с детьми" предлагаются темы на закрепление знаний о содержании и формах логопедической работы в условиях общего и специального обучения и воспитания. Задания этого раздела дополняют материал о системе специальной помощи аномальным детям (раздел "Введение в дефектологию"). На основе пособия могут проводиться следующие виды работы: аналитическое изучение рекомендованной и самостоятельно подобранной литературы, осуществляемое в разных формах (чтение; комментирование, комментирование с оценочными суждениями; реферирование; выписки; тезисы, сопоставление литературных сведений); анализ собственных артикуляционных возможностей и артикуляции детей; анализ наблюдаемых случаев нарушения речи; работа с родителями; имитация педагогических ситуаций; упражнения с детьми, прослушивание детской речи; наблюдения на занятиях; тренировка в воспроизведении нарушений звукопроизношения, в их выявлении и устранении у детей. Задания рассчитаны на индивидуальное или групповое выполнение. Их характер неодинаков: одни требуют аналитической работы с литературой (литература или указывается, или должна быть подобрана самостоятельно), другие – практических действий организационно-методического характера, направленных на формирование у детей правильной речи. Ряд заданий имеет варианты, предусматривающие различные пути их выполнения. К заданиям по наиболее значимым темам дается краткое обоснование теоретического подхода к данной проблеме. Работая с "Практикумом", студенты должны научиться анализировать педагогический процесс дошкольного учреждения с точки зрения коррекционной работы над речью детей, дифференцированно рассматривать отдельные стороны и формы логопедического воздействия, разбираться в характере нарушений речи (системный характер нарушений и дефекты составных компонентов речи) и их причинах; овладеть необходимыми навыками коррекционно-педагогической работы. Ряд заданий связан с наблюдениями за детьми, их деятельностью, игрой, состоянием речи и т. д. При этом наблюдения проводятся и за одним ребенком, и за несколькими детьми, и за всей группой. Кроме того, могут сопоставляться данные наблюдений за речью детей разных возрастных групп. Для выполнения самостоятельных работ в "Практикуме" предусмотрены различные методы: наблюдение за детьми в процессе речевой деятельности, наблюдение за ходом педагогического процесса, за действиями воспитателей на занятиях и при подготовке к ним, при индивидуальной работе, свободном общении с детьми и т. д. -эксперименты психолого-педагогического характера в связи с речевой деятельностью детей (индивидуальной и групповой); беседы с родителями, воспитателями, детьми; анализ медико-педагогической документации; изучение специальной психолого-педагогической (в том числе и логопедической) литературы; тренировочные упражнения в речевой и педагогической деятельности и др. Совокупность названных методов обеспечивает формирование и закрепление у студентов соответствующих профессиональных умений и навыков. Настоящее пособие, адресованное студентам дошкольных факультетов педагогических институтов, может быть также творчески использовано в целях подготовки, переподготовки и повышения квалификации дефектологов и педагогов разного профиля, т. е. в тех случаях, где учебными планами предусмотрено обучение основам дефектологии и логопедии. Попытка создания практикума по основам дефектологии и логопедии предпринята впервые. Все замечания и предложения по его усовершенствованию будут приняты авторами с благодарностью. Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ДЕФЕКТОЛОГИЮ Отклонения, или аномалии, в развитии детей разнообразны. Они могут касаться различных сторон психофизического развития ребенка: его зрительного восприятия, слуховой и речевой систем, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, двигательной системы. Отклонения могут быть разной степени тяжести и вызваны разными причинами. Студентам факультетов дошкольного воспитания необходимо познакомиться не только с встречающимися у детей нарушениями речи, но и с другими отклонениями в развитии, преодолением и предупреждением которых занимается дефектология. Они должны приобрести знания из области общих основ дефектологии (сурдопедагогики, олигофренопедагогики, тифлопедагогики); получить представление о социальном значении дефектологии, ее месте и функциях в человеческом обществе, об особенностях составляющих ее разделов; об основных категориях аномальных детей (с недостатками слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата), о специфике их обучения и воспитания, об основных тепах учреждений для детей с отклонениями в развитии. В нашей стране большинство детей дошкольного возраста охвачено общественным воспитанием. Помимо общеобразовательных, существуют различные специальные дошкольные учреждения для детей с теми или иными отклонениями в развитии. Каждый тип специального дошкольного и школьного детского учреждения руководствуется своей строго определенной программой и методикой, осуществляет коррекцию и компенсацию совершенно определенными средствами, направленными на ликвидацию или возможное ослабление имеющихся нарушений развития, для чего реализуется специфическая для каждого учреждения система обучения и воспитания. Дети с тяжелыми отклонениями в развитии воспитываются в специальных дошкольных учреждениях, а дети с легкой недостаточностью обычно посещают массовые детские сады. Воспитатели массовых дошкольных учреждений должны не только знать, какие отклонения в развитии могут встретиться у детей, но и где такие дети должны воспитываться. Задачи раздела. Определение предмета, методов и задач разных отраслей дефектологии. Выявление связей между разными отраслями дефектологии и их связь с дошкольной педагогикой. Формирование представления об основных категориях аномальных детей и о системе специальной помощи (содержании и формах) аномальным детям. Ознакомление с необходимой терминологией. Программное содержание. Дефектология как наука об аномальных детях, ее содержание, цели и задачи. Разделы (отрасли) дефектологии. Понятие об аномальном ребенке. Характеристика основных категорий детей с дефектами развития. Основной принцип дефектологии – ранее выявление и устранение (или сглаживание) отклонений в развитии ребенка. Факторы, определяющие появление разнообразных форм аномального развития. Мероприятия государства по охране материнства и детства, профилактика отклонений в развитии детей. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Ю Беккер К. – П., Совак М. Логопедия. – М., 1981. 2. Власова Т. Д., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973. 3. В помощь директору специальной школы / Под ред. ГД. Кузнецова. – М., 1982.• Дефектологический словарь. – М., 1970. 4. Земцова М. И. Учителю о детях с нарушением зрения. – М., 1973. 5. Коберник Г. Н., Синев В. Н. Введение в специальность "Дефектология". – Киев, 1984. 6. Отбор детей во вспомогательные школы / Под ред. С. Д. Забрамной. – М., 1971. 7. Правдина О. В. Логопедия. – М., 1973.Ш Психологический словарь. – М., 1983. 8. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М., 1985. Раздел II. ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ Задачи раздела. Ознакомление с закономерностями формирования речи, ее нарушениями и методами коррекции. Изучение литературы по проблемам теоретических основ логопедии. Программное содержание. Предмет) методы и задачи логопедии. Анатомо-физиологическая и психолингвистическая характеристика речи. Речевая деятельность, ее структура и компоненты. Речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Центральный и периферические органы речи. Коммуникативная функция речи. Речь и мышление. Импрессивная и экспрессивная речь. Внутренняя речь. Речь устная как предпосылка усвоения грамоты. Письменная речь как надстройка над устной речью. Основные структурные компоненты речи: словарный запас, грамматический строй, звукопроизношение. Влияние речевого развития на психические процессы. Закономерности формирования речевых умений и навыков в нормальных и атипичных условиях. Закономерности усвоения языка: развитие речедвигательных (кинестетических) ощущений как основа усвоения языка, развитие способности понимать языковые значения разной степени обобщения; синхронность приобретения артикуляционных, лексических и грамматических навыков; развитие у ребенка восприимчивости к выразительности лексических и грамматических единиц на фоне развития эмоционально-волевой сферы; развитие чувства языка, интуитивного (неосознанного) и правильного владения всеми его компонентами. Этапы формирования речи у детей. Социальное общение ребенка как важнейшее условие развития речи и интеллекта. Отрицательное влияние речевых нарушений на развитие личности ребенка, на овладение грамотой. Учение Л. С. Выготского о первичном и вторичном в структуре дефекта и место этого учения в логопедии, дефектологии и школьной педагогике. Логопедия как наука, ее взаимосвязь с другими научными дисциплинами. Логопедия как раздел дефектологии. Философские методологические основы отечественной логопедии и дошкольной педагогики. Связь логопедии с дошкольной педагогикой. Принцип раннего выявления и коррекции речевой недостаточности как ведущий принцип логопедии. Естественнонаучная основа учения о речи. Значение учения И. П. Павлова, И. М. Сеченова для логопедии и дошкольной педагогики. Задачи логопедии в реализации основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Общее понятие о речевых нарушениях, сведения об их распространенности в дошкольном возрасте. Понятие о недоразвитии (несформированности) и нарушениях речи. Отличие речевого нарушения от возрастной специфики речевой деятельности ребенка. Физиологические несовершенства и патологические расстройства речи у детей. Недостатки речи функционального и органического, центрального и периферического, характера. Формы речевых нарушений: недостатки звукопроизношения (функциональные и органические дислалии, ринолалия, дизартрия); недостатки слово – и фразообразования (алалия, афазия) временные функциональные задержки речевого развития); недостатки темпа и ритма речи (брадилалия) тахилалия, запинки, заикание); недостатки голоса (ринофония, фоностения, дисфония, афония); нарушения письменной речи (дислексия и дисграфия). Основные методологические принципы выявления, изучения, преодоления и профилактики речевых нарушений. Основные понятия логопедии: "норма и патология речевой деятельности", "развитие, недоразвитие", "нарушения речи", "коррекция и компенсация речевого дефекта", "коррекционно-воспитательное воздействие на ребенка-логопата". Критерии педагогического, психологического, лингвистического и клинического характера при изучении речевых нарушений. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Е.Э. Беккер К. -Л., Совак М. Логопедия. – М., 1981. 2. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. 3. Е.Е. Власова Т. Д., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.Ш Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. 4. Дефектологический словарь. – М., 1970. 5. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. ЕЛевиной. – М., 1968. 6. Правдива О. В. Логопедия. – М., 1973. 7. Психологический словарь. – М., 1983. 8. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С-Ляпидевского. – М., 1969. Раздел III. НЕДОСТАТКИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ (ДИСЛАЛИИ) Задачи раздела. Ознакомление с типичными формами нарушений звукопроизношения и их причинами. Вооружение основными навыками выявления у детей недостатков звукопроизношения. Обучение планированию и проведению работы по формированию звукопроизношения. Ознакомление со специальной литературой. Программное содержание. Характеристика фонем русского языка по месту и способу образования, по участию голоса, по наличию или отсутствию дополнительного подъема средней части спинки языка. Возрастные особенности развития правильного звукопроизношения у детей до пяти лет. Понятие о недостатках звукопроизношения у детей. Причины их возникновения. Клиническая характеристика по причинам возникновения функциональные и органические (механические) дислалии. Лингвистическая характеристика недостатков звукопроизношения: по основным формам проявления (отсутствие звука, замена) смешение, искажение), по группам нарушенных звуков (сигматизм, ротацизм,. ламбдацизм, каппацизм, йотацизм, дефекты звонкости и твердости согласных). Способы и приемы выявления недостатков звукопроизношенияяу детей. Основные этапы последовательной коррекционно-педагогической (логопедической) работы по преодолению у детей недостатков звукопроизнбшения; подготовительные упражнения, постановка правильного звука, автоматизация, дифференциация и введение звука в самостоятельную речь ребенка. Одновременность работы над фонематическим восприятием и развитием артикуляционной моторики как ведущий принцип устранения нарушений звукопроизношения. Формирование звукопроизношения как часть работы по формированию звуковой культуры речи (в целом) и как часть работы по общему развитию и воспитанию детей. Комплексный медико-педагогический характер обследования, обучения и воспитания детей, имеющих недостатки звукопроизношения. Продолжение работы в архиве
Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.
Это сообщение имеет вложенный файл..
|
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.165 секунд