Добро пожаловать,
Гость
|
|
Банковский менеджмент
Банковский менеджмент 8 года 11 мес. тому назад #1310
|
4. Введение.
Банковский менеджмент – это особая отрасль в системе менеджмента. Менеджмент – наука о наиболее рациональной системе организации и управления. Банковский менеджмент – процесс воздействия на интересы банка, отдельных исполнителей для формирования новых рынков и оказания разнообразных банковских услуг операций в целях создания наиболее благоприятных условий финансового развития клиентуры. Предметом менеджмента являются отношения управления. Отношения управления банком представляют собой весьма сложный комплекс устойчивых взаимосвязей отдельных исполнителей в процессе управления. Одна из важнейших функций управления – создание условий необходимых для успешного функционирования банка. Выделяют следующие функции банковского менеджмента: планирование, организация, координация, стимулирование и контроль. Объектом банковского менеджмента является разработка методов управления капиталом банка, его ресурсами, разработка комплексного управления активами и пассивами. Основу менеджмента составляет человеческий фактор, заключенный в знании субъектом управления своего дела, в умении организовать собственный труд и работу коллектива, в заинтересованности к саморазвитию и творческой и управляющий, способный видеть перспективы развития дела, которым он занимается, умеющий быстро оценивать реальную ситуацию, находящий оптимальное решение для достижения поставленной цели. В развитых странах менеджмент относится к числу важных факторов повышения эффективности производства. В последние годы ему придается особое значение, поскольку менеджмент позволяет добиваться высоких конечных результатов при относительном снижении затрат, не прибегая к дополнительному вложению капитала. Основная цель менеджмента – получение прибыли путем применения наиболее рациональной системы управления. Стремление к получению прибыли – не единственная цель менеджмента. В современном менеджменте возрастает роль социальной этики, что означает акцент в деятельности менеджмента на удовлетворение общественных потребностей. Не стремление к наживе, росту прибылей, а к расширению производства товаров и услуг, необходимых обществу – вот что определяет социальную этику предпринимательства. В последние годы к его целям относится также решение социальных программ коллектива, без чего человек не может в полной мере реализовать свой потенциал и трудиться с полной отдачей сил. Менеджмент как науку характеризуют следующие принципы, общие для всех сфер деятельности: 5. направленность действий субъекта управления на достижение конкретных целей; 6. единство цели, результата и средства его достижения; 7. комплексность процесса управления, включающего планирование, анализ, регулирование и контроль; 8. единство перспективного и текущего планирования, обеспечивающего его непрерывность; 9. контроль за принимаемыми управленческими решениями как важнейший фактор их реализации; 10. материальное и моральное стимулирование творческой активности, успехов и достижений всего коллектива и каждого его члена; 11. индивидуальный подход к каждому члену коллектива, позволяющий максимально использовать его потенциал; 12. заинтересованность каждого в повышении своей квалификации, постоянной учебе и овладении новыми знаниями и сферами деятельности; 13. ориентация на здоровый психологический климат в коллективе; 14. гибкость организационной структуры управления, позволяющей решать функциональные и управленческие задачи. Для банковского работника знание основ менеджмента важно с двух сторон. Прежде всего, экономист банка должен уметь давать оценку уровню менеджмента на предприятиях, организациях, кооперативах, являющихся клиентами банка или желающих ими стать. Все принципы менеджмента, цели и задачи присущи и банкам. Банковский менеджмент нельзя изучать отдельно от понятия «менеджмент» в целом. «Менеджмент» – это система управления, подходы к управлению, это совокупность человеческой мысли и его действия. «Банковский менеджмент» – следует рассматривать через профессионализм руководителя, ответственных работников. Человек – главная фигура. Важно понять что правильно: руководитель - профессионал профессионал – руководитель. Банковский менеджер должен обладать качествами: знание своего дела; высокая эрудиция; компетентность; умение разговаривать с клиентом; убеждение в принимаемых решениях, культура, этика. Банк будет плохим, если нет в нем качественного менеджмента. 15. Сущность, функции и теории банковского менеджмента. 2.1. Сущность банковского менеджмента. Сущностью банковского менеджмента является: - обеспечение рентабельной работы банка как хозяйствующего субъекта в условиях денежного рынка; - обеспечение ликвидности баланса банка как гарантия надежности банка, соблюдение интересов кредитора и вкладчика; - максимальное удовлетворение потребностей клиентов в объеме, структуре и качестве услуг, оказываемых банком, обусловливающих длительность и устойчивость деловых связей; - сочетание успешного решения производственных, коммерческих и социальных проблем данного коллектива; - создание эффективной системы подготовки, переподготовки и расстановки специалистов, позволяющей наиболее полно реализовать их потенциальные возможности. В соответствии с указанными целями банковский менеджмент ориентируется на выполнение ряда количественных, качественных и социальных показателей: 1) количественные показатели имеют отношение ко всем сферам управления банковской деятельностью. Количество клиентов банка и их счетов, объем депозитов, кредитных вложений, инвестиций; объем операций и услуг, совершаемых банком, - вот лишь некоторый перечень показателей, используемых для анализа и оценки общих результатов деятельности. 2) качественные показатели можно подразделить на несколько видов: -показатели доходов и расходов банка. С их помощью происходит управление рентабельностью банка; - показатели скорости оборота средств, трудоемкости затрат на совершение операций, скорости обработки документов; - показатели степени удовлетворения запросов клиентов по объему, структуре и качеству оказываемых банком услуг. Сюда же можно отнести и способность банка обеспечить конфиденциальность деловых переговоров, сохранность информации. 3) социальные показатели характеризуют развитие профессиональной подготовки членов коллектива, их отношение к труду, степень решения социальных проблем. 2.2. Функции банковского менеджмента. Менеджмент банка представляет собой сложную систему. Структура его, как система управ¬ленческих отношений, характеризуется взаимосвязанными отношениями основных функций, в состав которых входят: - функция подготовки управленческого решения; - функция принятия управленческого решения; - функция организации выполнения; - функция учета и анализа деятельности банков; - функция контроля и надзора за реализацией уп¬равленческих решений; - функция оперативного регулирования процесса вы¬полнения управленческих решений. Функция подготовки управленческих решений в виде вариантов проектов стратегического и текущих планов, проектов программ, прогнозов реализуется организаци¬онными системами планирования на основе информации маркетинговых исследований, отчетных и аналитических данных, а также материалов к проектам планов, про¬грамм и прогнозов, которые представляются управле¬ниями и службами банка. Функция принятия управленческого решения реализу¬ется высшим звеном руководства банка (Совет Дирек¬торов, Правление, Президент, Вице-президенты и другие высшие менеджеры) в виде: «Миссии банка», схемы порядка организации управления, стратегического плана, стратегических программ и проектов (соглашений, до¬говоров и т.п.). Функция организации выражается в виде: 1) организационных схем; 2) подготовки схем документооборота; 3) положений и инструкций по работе с персоналом; 4) организации маркетинговых и социологических ис-следований, внешних связей с иностранными и отече-ственными банками и другими организациями. Реализуется, эта функция службами и подразделениями банка, работающими под руководством менеджеров сред¬него и низового уровней. Функция учета и анализа реализуется службами бух¬галтерского учета, статистики, планирования, маркетинга в форме бухгалтерских балансов, периодической, финансовой и статистической отчетности, аналитических записок и т.п. Функция контроля реализуется руководством банка всех уровней от низшего до высшего. Осуществляется функция контроля в двоякой форме: внешней и внутренней. Внешний контроль осуществляется органами госу¬дарственного надзора в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами; внешним вневедомственным аудитом со стороны негосударствен¬ных организаций. Внутренний контроль осуществляется службами банка. Функция оперативного регулирования процесса выпол¬нения управленческих решений осуществляется менедже¬рами среднего и низшего звена. При этом возможна и корректировка ранее принятых руководством решений. Коррективы эти вносятся руководством высшего уровня. Маркетинговые службы банка (или привлекаемые мар¬кетинговые специализированные фирмы) обеспечивают необходимой информацией реализацию всех функций ме¬неджмента. Менеджмент, как показывает исторический опыт раз¬вития мировой экономики, и теоретически и практи¬чески возможен без маркетинга на основе отличных от маркетинга главных идей становления и развития банка. История развития банковской деятельности позволяет выделить три этапа, для каждого из которых была своя парадигма развития банковской деятельности. Первый этап - охватывает период становления, функ¬ционирования и развития капиталистических отношений; от зарождения капиталистического уклада до победы и господства капитализма свободной конкуренции. Парадигма этого периода истории банков - развитие депозитно-ссудной деятельности. Банки - простые посредники между заемщиками и владельцами временно свободных денежных средств. Информационная подсистема менеджмента банков це¬ленаправленно формирует соответствующий массив ин¬формации: о перспективах роста ссудного капитала, о кредитоспособности и надежности заемщиков, о состо¬янии и деятельности конкурирующих банков. Второй этап - становление и функционирование моно¬полистического капитализма от 70-80-х годов XIX века до 60-х годов XX века. Концентрация банковских капиталов, образование бан¬ковских монополий формирует новую роль банков. С образованием банковских монополий изменяется роль и значение банков. Они получают возможность сна¬чала точно узнавать состояние дел у отдельных капиталис¬тов, затем контролировать их капитал, влиять на них по¬средством расширения или сужения, облегчения или за¬труднения кредита, и, наконец, всецело определять их судьбу, определять их доходность, лишать их капитала или давать возможность быстро и в громадных размерах увели¬чивать их капитал и т.п. Для менеджмента банка можно выделить следующие переходные ступени: - переход от парадигмы «депозитно-ссудной деятель¬ности банка» к парадигме «инвестора и эмитента»; форми¬руется новая роль банков как одна из основных черт монополистического капитализма; - переход к парадигме банковского маркетинга; пара¬дигма выявления потребностей запросов и предпочтений клиентов банков (корпоративных и индивидуальных) и способов удовлетворения этих потребностей, обеспечива¬ющих получение высокой устойчивой нормы банковской прибыли. Парадигма «депозитно-ссудного» менеджмента сменя¬ется парадигмой «инвестиционной деятельности» менедж¬мента. Банки становятся инвесторами и эмитентами ценных бумаг, активно воздействуют на процесс конкуренции про¬мышленного капитала, развитие акционерных обществ, возникновение монополий. Новая парадигма не устраняет старую, но превращает ее в подчиненную. Она меняет стиль работы банков, изменяет содержание менеджмента. Его информационная подсистема целена¬правленно формирует иной массив информации. На пер¬вый план выдвигается информация, связанная с инвести¬ционной, преимущественно портфельной, деятельностью на основе купли-продажи ценных бумаг корпораций, дру¬гих банков и эмиссии собственных ценных бумаг (акций и облигаций); а также информация, связанная с выявлением кредитоспособности и ликвидности акционерных компа¬ний и т.д. Третий этап - современный, с 60-х годов XX столетия до настоящего времени. В условиях современной научно-технической и технологической революции создается об¬щемировая информационная сеть, создаются транснацио¬нальные и международные корпорации и банки. Появля¬ется новая парадигма - маркетинг. В новых экономических условиях обеспечить устойчиво высокую прибыль нельзя без всесторонней ориентации на выявле¬ние потребностей, запросов и предпочтений потребителей. Парадигмы депозитной и инвестиционной деятельности становятся подчиненными новой идее - парадигме удов¬летворения запросов потребителя, и на этой основе обес¬печения высокой рентабельности и эффективности функ¬ционирования банковского капитала. Учитывая особое место информационного массива во всей системе менеджмента, поскольку предметом труда в управлении является информация, можно определить ме¬неджмент банков на первом этапе как «депозитно-ссудный менеджмент», на втором как «инвестиционный менедж¬мент» и на современном, третьем этапе как «маркетинговый менеджмент». Все функции менеджмента идентичны на всех этапах, но содержание их изменяется в связи с иным содержанием массива информации. Продолжение работы в архиве!
Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.
Это сообщение имеет вложенный файл..
|
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.141 секунд