Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Учет материальных затрат

Учет материальных затрат 1 год 9 мес. тому назад #1278

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
ВВЕДЕНИЕ
Учет материальных затрат является важным, трудоемким и сложным участком в организациях всех форм собственности и ведомственной подчиненности. От объективности и достоверности информации, формируемой здесь, зависят себестоимость продукции, финансовый результат, налогооблагаемая прибыль, сумма НДС и т.д.
В составе материальных затрат отражается стоимость покупных сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива и энергии всех видов, запасных частей, работ и услуг производственного характера, выполненных сторонними организациями, затраты по использованию природного сырья (в том числе, плата за воду), потери от недостач материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли, то есть стоимость материально-производственных запасов. Результаты деятельности любого предприятия во многом определяются рациональностью управления затратами на материально-производственные запасы (МПЗ). Принятие управленческих решений в отношении МПЗ связано с формированием достоверного учетно-аналитического обеспечения, что требует не только применения адекватной методики анализа МПЗ, но и использования качественной информации.
Информация о хозяйственных операциях, связанных с движением элементов МПЗ, должна соответствовать общим требованиям к информации, которые отражены в Федеральном законе от 21.11.1996 №129-ФЗ “О бухгалтерском учете” и Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Несмотря на это, существует сложность в реализации принципов бухгалтерского учета на практике в целом и в частности в практике учета хозяйственных операций с МПЗ.
Вышеизложенное определяет актуальность темы учета материальных затрат.
1. Бухгалтерский учет материальных затрат
МПЗ могут поступать в производственную организацию различными способами: приобретаться за плату у поставщиков, изготавливаться собственными силами, вноситься в счет вклада в уставный капитал, поступать по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, кроме того, организация может получать материалы и безвозмездно.
Запасы принимаются к учету по фактической себестоимости, определение которой зависит именно от способа их поступления в организацию.
Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, оговоренных в законодательстве Российской Федерации) (п. 6 ПБУ 5/01).
Фактические затраты на приобретение формируются:
- из сумм, уплачиваемых по договору поставщику (продавцу);
- сумм, уплачиваемых организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;
- таможенных пошлин;
- невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением единицы запасов;
- вознаграждений посреднической организации, через которую приобретены МПЗ;
- затрат по заготовке и доставке запасов до места их использования, включая расходы по страхованию: в частности, затрат по заготовке и доставке МПЗ; затрат по содержанию заготовительно-складского подразделения организации; оплаты услуг транспорта по доставке запасов до места их использования, если они не включены в цену МПЗ, установленную договором; начисленных процентов по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит); начисленных до принятия к бухгалтерскому учету МПЗ процентов по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов;
- затрат по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают расходы организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;
- иных затрат, непосредственно связанных с приобретением запасов.
Не включаются в фактические затраты на приобретение МПЗ общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с таким приобретением.
При формировании фактической себестоимости МПЗ необходимо обратить внимание на учет процентов, если материалы приобретаются за счет заемных средств. Возникает вопрос: Куда следует относить сумму начисленных процентов: на увеличение стоимости МПЗ или на прочие расходы? [Акилова Е.В. Оценка материально-производственных запасов в бухгалтерском учете организаций. // Современный бухгалтерский учет. 2007. №3.]
Все зависит от вида кредита или займа. Если организация берет заемные средства именно на приобретение материальных запасов (целевые), то при начислении процентов за пользование заемными средствами она должна руководствоваться п. 15 ПБУ 15/01: расходы по обслуживанию указанных займов и кредитов относятся организацией-заемщиком на увеличение дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с предварительной оплатой и (или) выдачей авансов и задатков на перечисленные выше цели. При поступлении в организацию заемщика материально-производственных запасов и иных ценностей, выполнении работ и оказании услуг дальнейшее начисление процентов и осуществление других расходов, связанных с обслуживанием полученных займов и кредитов, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке – с отнесением затрат на прочие расходы организации-заемщика.
Чтобы показать порядок отражения этих операций в бухгалтерском учете организации, в рабочем плане счетов предусматривается, что к балансовому счету 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” открываются следующие субсчета:
1 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками за товары (работы, услуги)”;
2 “Авансы выданные”;
3 “Проценты по кредиту”.
В учете организации производятся записи:
Дебет 51 “Расчетные счета” Кредит 66 “Расчеты по краткосрочным кредитам и займам” получен кредит на приобретение МПЗ;
Дебет 60, субсчет 2 Кредит 51 – произведена предварительная оплата материалов;
Дебет 60, субсчет 3 Кредит 66 начислена сумма процентов банку за период до принятия материалов к учету.
После принятия к учету МПЗ начисление процентов производится в обычном порядке:
Дебет 91 “Прочие доходы и расходы”, субсчет 2 “Прочие расходы” Кредит 66 начислены проценты за пользование кредитом.
Аналогичные требования в отношении целевых заемных средств установлены и в ПБУ 5/01.
В том случае, если заемные средства не носят целевого характера, суммы начисленных процентов в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 №33н, отражаются в бухгалтерском учете в составе прочих расходов.
В бухгалтерском учете в покупную стоимость МПЗ включаются все фактические затраты организации, непосредственно связанные с их приобретением, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.
Производственная организация может получить МПЗ и от собственника организации в качестве взноса в уставный капитал. Рассмотрим, как определяется фактическая себестоимость МПЗ, если они поступают в организацию таким образом.
В силу п. 8 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость МПЗ, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, рассчитывается исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Поступление МПЗ в бухгалтерском учете образуемой организации отражается записями:
Дебет 75 “Расчеты с учредителями”, субсчет 1 “Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал” Кредит 80 “Уставный капитал” отражена задолженность учредителей по формированию уставного капитала;
Дебет 10 “Материалы” Кредит 75, субсчет 1 “Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал” – отражено поступление материалов (товаров) в оценке, согласованной учредителями организации.
При поступлении МПЗ по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, производственная организация должна определять фактическую себестоимость получаемых материалов в соответствии с п. 10 ПБУ 5/01.
При этом фактической себестоимостью МПЗ, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливаемая исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов. Если невозможно установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость МПЗ, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные МПЗ.
При приобретении МПЗ по внешнеторговому контракту в силу Положения по бухгалтерскому учету “Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте” ПБУ 3/2006, утвержденного Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н (далее – ПБУ 3/2006), датой совершения операции в иностранной валюте признается день возникновения у организации права по законодательству Российской Федерации или договору принять к бухгалтерскому учету активы и обязательства, которые являются результатом этой операции.
Правильное определение момента перехода собственности при ввозе товаров позволяет избежать ошибок при отражении на счетах бухгалтерского учета контрактной стоимости товара, курсовых разниц, возникающих в связи с изменением курсов валют по отношению к рублю, транспортных расходов и т.д. В момент перехода права собственности на приобретенный по внешнеторговому контракту товар у организации-импортера возникает обязанность отразить этот товар в бухгалтерском учете. В основном право собственности у приобретателя возникает с момента передачи товара. К передаче приравнивается передача коносамента, поскольку получение этого документа дает право распоряжения товаром.
Продавец и покупатель могут оговорить в контракте любой момент перехода права собственности на товар, например отгрузка товаров перевозчику, оплата импортных товаров, оформление таможенной декларации, и указанный момент может не совпадать с моментом перехода риска случайной гибели товара. Таких ситуаций нужно избегать, ведь если право собственности на товар перейдет к импортеру на дату оформления таможенной декларации, а риск случайной гибели – в момент сдачи товаров перевозчику и товар погибнет в пути или будет поврежден, покупатель будет обязан выплатить поставщику стоимость товара. Об этом говорится в ст. 66 Конвенции: утрата или повреждение товара после того, как риск перешел на покупателя, не освобождают его от обязанности уплатить цену товара, если только утрата или повреждение не были вызваны действиями или упущениями продавца.
В международной практике момент перехода права собственности обычно связывают с переходом риска случайной гибели или повреждения товаров от продавца к покупателю, но если стороны при заключении внешнеторгового контракта не предусмотрели в нем момент перехода права собственности, он может быть установлен с помощью Международных правил толкования торговых терминов “Инкотермс”, которые носят рекомендательный характер. Эти правила касаются порядка поставки товаров, их страхования, оплаты транспортных расходов, других вопросов, но главным является то, что они регламентируют переход рисков случайной гибели товаров от продавца к покупателю.
В силу п. 1 ст. 323 Таможенного кодекса РФ таможенная стоимость рассчитывается с помощью методов, установленных законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.
Таможенная стоимость исчисляется в соответствии с Законом РФ от 21.05.1993 N 5003-1 “О таможенном тарифе” (далее - Закон N 5003-1). Методы определения таможенной стоимости установлены ст. 12 Закона N 5003-1:
- по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
- по стоимости сделки с идентичными товарами;
- по стоимости сделки с однородными товарами;
- метод вычитания;
- метод сложения;
- резервный метод.
Основным методом определения таможенной стоимости является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных методов. При этом следующий метод применяется, если предыдущий не работает. Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности.
Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, признается стоимость сделки, т.е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная рядом расходов.
Стоимость имущества, приобретенного организацией-импортером, отражается в бухгалтерском учете в момент перехода права собственности в рублевой оценке по курсу Банка России, который действовал на эту дату, и в дальнейшем не пересчитывается. Пересчету подлежит лишь задолженность перед иностранным поставщиком в рубли по курсу на каждую отчетную дату (дату составления отчетности), а также на дату погашения задолженности.
Формирование фактической себестоимости материалов может осуществляться следующими способами:

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.106 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: