Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Определение налогового статуса налогоплательщика НДФЛ

Определение налогового статуса налогоплательщика НДФЛ 1 год 9 мес. тому назад #1273

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
Введение
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями – фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд – государство получает возможность “содержать” себя: оплачивать расходы на образование, здравоохранение, оборону, выплачивать пенсии и т.д. Происходит перераспределение денежных средств в отрасли, сами по себе дохода не приносящие, но, без существования которых государство не может полноценно функционировать. Реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Согласно опросам предпринимателей, безусловными лидерами среди проблем российского бизнеса оказались три: налоги, государственный рэкет и недостаток квалифицированных управленцев. Среди главных причин плохого инвестиционного климата в России обычно называют “удушающие налоги”. Предприниматели и хозяйственники, считая российское налоговое бремя слишком высоким, стараются законными и незаконными способами избегать уплаты налогов. В то же время правительственные чиновники постоянно сетуют на недостаточность налоговых поступлений и бюджетный дефицит.
Без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России. В связи с этим в проводимых сейчас в развитых странах и в РФ налоговых реформах значительно сокращаются как прогрессивность ставок налогообложения, так и общий их уровень.
Налог на доходы физических лиц играет значительную роль в российской налоговой системе. В 2007 году в бюджетную систему страны поступило НДФЛ на общую сумму 1266,1 млрд. рублей, что составило порядка 17% в общем объеме налоговых поступлений. [www.nalog.ru] Поэтому тема данной работы является актуальной. Целью работы является раскрытие отдельных аспектов НДФЛ. На основании цели в работе ставятся следующие задачи:
проанализировать налоговый статус плательщиков НДФЛ;
выявить виды плательщиков НДФЛ;
проанализировать виды доходов, облагаемых и не облагаемых НДФЛ.
1. Определение налогового статуса плательщика НДФЛ
Статус плательщика НДФЛ определен в статье 207 НК РФ. Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 11 части первой НК РФ понятие “налогоплательщик” используется в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ. Налогоплательщики организации и физические лица (в данном случае, физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги (сборы).
Налогоплательщики имеют право (ст. 21 НК РФ):
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;
2) получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах РФ и органов местного самоуправления − по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах;
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку (рассрочку), налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
13) требовать соблюдения налоговой тайны;
14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 22 части первой НК РФ налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков определяется НК РФ и иными федеральными законами. Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
Налогоплательщики обязаны (см. ст. 23 НК РФ):
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете”;
5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном НК РФ;
8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций − также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Налогоплательщики, уплачивающие налоги и сборы в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством РФ.
2. Виды плательщиков НДФЛ
В соответствии со статьей 207 НК устанавливаются две категории налогоплательщиков НДФЛ:
• физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
• физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
В соответствии со ст. 11 части первой НК РФ физические лица – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации содержатся в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”.
ФЗ от 27.07.2006 в ст. 207 НК РФ были введены п. 2 и п. 3 уточняющие понятие налогового резидента. Налоговыми резидентами считаются граждане России, иностранцы и лица без гражданства, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 календарных дней в году в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в России не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Независимо от фактического времени нахождения в РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.
В соответствии со ст. 6.1 части первой НК РФ течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Таким образом, течение срока фактического нахождения на территории РФ начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию РФ.
Календарная дата дня отъезда за пределы территории РФ включается в количество дней фактического нахождения на территории РФ.
Даты отъезда и даты прибытия физических лиц на территорию РФ устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность физического лица.
Период временного пребывания на территории Российской Федерации иностранного гражданина определяется с учетом отметок пропускного контроля в заграничном паспорте такого гражданина. Если соответствующие отметки отсутствуют, в качестве доказательства нахождения на территории Российской Федерации могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания в Российской Федерации.
Уточнение налогового статуса налогоплательщика производится:
на дату фактического завершения пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории Российской Федерации в текущем календарном году;
на дату отъезда гражданина Российской Федерации на постоянное местожительство за пределы Российской Федерации;
на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания в Российской Федерации российского или иностранного гражданина либо лица без гражданства.
Для освобождения от налогообложения доходов, полученных от источников в Российской Федерации, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщиком, не признаваемым налоговым резидентом Российской Федерации, такой налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Такое подтверждение может быть предоставлено в сроки, установленные пунктом 2 статьи 232 НК.
В зависимости от того, к какой категории относится конкретное физическое лицо, в НК РФ предусмотрены различные условия: [Толкушкин А.В. Постатейный комментарий к главе 23 НК РФ. – М., 2006. С. 24.]
• определения объекта налогообложения по налогу на доходы физических лиц;
• определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц;
• применения стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов;
• применения налоговых ставок;
• исчисления налога;
• устранения двойного налогообложения.
Кроме того, для физических лиц − налоговых резидентов РФ и физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, установлены различные формы налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц.
Следует также иметь в виду, что налогообложение прибыли и доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ является предметом специального регулирования с участием норм межправительственных соглашений РФ об устранении двойного налогообложения на доходы, которые на настоящий момент ратифицированы Россией с 46 государствами. [Колков С.Г. О регулировании налогообложения доходов иностранных юридических лиц в РФ. // Журнал российского права. 2001. №10.] Применение международно-правовых норм налоговых соглашений требует определенного юридического опыта и знаний. При налогообложении доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ из стран − партнеров России по соглашениям речь фактически идет об индивидуализированном применении норм конкретного налогового соглашения совместно с нормами отечественного законодательства.

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.114 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: