Добро пожаловать,
Гость
|
|
Налоговая система Франции
Налоговая система Франции 8 года 9 мес. тому назад #1271
|
Введение
Франция – одна из наиболее развитых индустриально-аграрных стран мира. По размеру ВВП Франция стабильно занимает 4 место в мире. Экономика Франции сумела противостоять двум последним мировым финансовым кризисам и теперь является “экономическим локомотивом” всей Европы. Франция прочно занимает четвертое место по размеру ВНП на душу населения (20,9 тыс. долл.) среди стран Европейского Союза (ЕС) и 12 место по этому показателю в мире. По объему промышленного производства Франция занимает пятое место (после США, Японии, Германии и Великобритании). Рост промышленного производства в 2007 г. составил в целом 2,9%. Основные отрасли: машиностроительная, химическая, сталелитейная, авиакосмическая, автомобилестроение, электроника, судостроение, горнорудная, металлургия, текстильная, атомная энергетика, радиоэлектроника, пищевая, фармацевтическая. Франция располагает многоотраслевым высокотехнологичным сельским хозяйством. По объему сельскохозяйственной продукции Франция занимает третье место в мире (после США и Канады) и первое в Западной Европе, полностью обеспечивая себя основными ее видами. Сфера услуг представляет собой важнейшую по значению отрасль экономики. На нее приходится более половины ВНП и свыше 64% всех занятых. Услуги – наиболее динамично развивающаяся и единственная отрасль французской экономики, где занятость продолжает расти. Крупными подотраслями сферы услуг являются туризм, связь, транспорт, банковское и страховое дело. Франция на втором месте в мире по экспорту услуг. Число безработных во Франции в середине 90-х гг. превысило 3-миллионную отметку. Но уже в 2000 г. было создано 420 тыс. новых рабочих мест. В результате уровень безработицы сократился к концу 2007 г. до 2,67 млн. чел. 29,4% ВВП Франция расходует на социальные нужды (в среднем по странам ЕС – 27,1%, США – 17,7%, Япония – 15,4%). В экономике сохраняется феномен низкой инфляции. В 2007 г. средний уровень инфляции в стране составил 0,6%. Покупательная способность населения в этом же году выросла на 2,5%, потребление – на 2,4%. Минимальная гарантированная зарплата составляет 902 евро в месяц (1100 долл.). В среднем французский налогоплательщик из 100 заработанных евро 44,8 отдает в виде налогов государству (40 в Германии и 35 в Великобритании). Рассматривая налоговую систему Франции в сравнении с российской, можно говорить о ее большей эффективности. Однако, российская налоговая система только формируется. Ее преимущества в том, что в собственном развитии она может использовать опыт многих стран мира. И французский опыт здесь также является полезным. Вышеизложенное определяет актуальность темы данной работы. Цель работы – рассмотреть особенности налоговой системы Франции. На основании цели в работе ставятся следующие задачи: 1) Проанализировать основные федеральные и местные налоги, собираемые во Франции. 2) Выявить основные отличительные черты и особенности французской системы налогового контроля. Работа включает в себя введение, две главы и заключение. 1. Основные налоги, собираемые во Франции Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость. В настоящее время система обладает стабильностью в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же налогов ежегодно пересматриваются с учетом экономической ситуации и направления экономико-социальной политики государства. Среди главных черт французской налоговой системы возможно выделить следующие: [Налоги в развитых странах: под ред. Русакова И. Г. – М.: Финансы и статистика, 2007. С. 199.] • социальная направленность, • преобладание косвенных налогов, • особая роль подоходного налога, • учет территориальных аспектов, • гибкость системы в сочетании со строгостью, • широкая система льгот и скидок, • открытость для международных налоговых соглашений. Отличительной чертой налоговой системы Франции является также высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН). Налоги и сборы формируют около 90% бюджета государства. Сборы осуществляются единой службой. Основные виды налогов − косвенные, прямые и гербовые сборы. Преобладают косвенные налоги. 50% от косвенных налогов составляют НДС. Существует строгое деление на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет. Основные федеральные налоги это: • НДС, • подоходный налог с физических лиц, • налог на прибыль предприятий, • пошлины на нефтепродукты, • акцизы, • налог на собственность, • таможенные пошлины, • налог на прибыль от ценных бумаг и др. Во Франции существует 4 вида ставок НДС: 1. 18,6% − нормальная ставка на все виды товаров и услуг; 2. 33,33% − предельная ставка на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак; 3. 7% − сокращенная ставка на товары культурного обихода (книги); 4. 5,5% − на товары и услуги первой необходимости (питание, за исключением алкоголя и шоколада; медикаменты, жилье, транспорт). Сейчас наблюдается тенденция к снижению ставок и переходу к двум ставкам − 18,6% и 5,5%. Законами Франции предусмотрено два вида освобождения от НДС: 1. Окончательное: компенсация НДС по экспорту и в результате различных ставок при покупке и продаже. От уплаты НДС освобождается три вида деятельности: 1) медицина и медицинское обслуживание; 2) образование; 3) деятельность общественного и благотворительного характера. Так же освобождаются все виды страхования, лотереи, казино. 2. Существует список видов деятельности, где предусмотрено право выбирать между НДС и подоходным налогом: 1) сдача в аренду помещений для любого вида экономической деятельности; 2) финансы и банковское дело; 3) литературная, спортивная, артистическая деятельность, муниципальное хозяйство. Льготы по НДС также имеют предприятия, делающие инвестиции. Они заключаются в вычете из НДС сумм, направляемых на инвестиции. В целом, французский НДС представляет собой более гибкую структуру, нежели российский. Это проявляется в широкой системе скидок и льгот. Во многом, эти льготы идентичны российским, например, как в случае освобождения от уплаты НДС экспортной деятельности, медицины, страхования. Но есть и отличительные черты: это освобождение от уплаты НДС предприятий с незначительным оборотом, льготы по уплате, предоставляемые мелким ремесленникам. Важная особенность французского НДС − это возможность его уменьшения на сумму, направленную на инвестиции. Но при всей своей гибкости французский НДС обеспечивает 45% всех налоговых поступлений, что говорит о его эффективности. Налог на добавленную стоимость дополняется рядом косвенных пошлин (или акцизов), которые также представляют собой налоги на потребление. Некоторые из них взимаются в пользу государства, другие перечисляются в бюджета местных органов управления. Среди подакцизных товаров в первую очередь следует назвать следующие: • алкогольные напитки, • табачные изделия, • спички, • зажигалки, • изделия из драгоценных металлов, • сахар и кондитерские изделия, • пиво и минеральные воды, • некоторые виды автомобильного транспорта, • летательные аппараты. Косвенными налогами, помимо НДС, облагается также электроэнергия (налог в пользу местных органов управления), телевизионная реклама. В некоторых районах, например, туристических или расположенных возле природных источников, местные органы власти вводят туристический сбор. К числу налогов на потребление следует отнести и таможенные пошлины. Основная цель таможенных пошлин − не получение дохода, а охрана внутреннего рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства. Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической политики. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего рынка. Как правило, таможенные пошлины взимаются с цены товара. Но иногда применяются специфические критерии: вес, площадь и т. п. Такие виды пошлин применяются к напиткам, табачным изделиям, кинофильмам. На подоходный налог во Франции возложены функции стимулирования вкладов населения в сбережения, недвижимость, покупку акций. Все это создает сложную систему расчета налога и применения многочисленных льгот и вычетов. Так, из 25 млн. плательщиков фактически платят налог только 15 млн. (52%). Потенциальными плательщиками являются все физические лица страны. Данный налог взимается ежегодно с дохода, декларируемого в начале года по итогам предыдущего финансового года. Под доходами понимаются все денежные поступления, полученные в течение отчетного года: • заработная плата, • премии и вознаграждения, • пенсия, • пожизненная рента, • доходы от движимого имущества, • доходы от землевладений, • доходы от сельскохозяйственной деятельности, • доходы от промышленной или коммерческой деятельности, • доходы некоммерческого характера, • прибыль от операций с ценными бумагами и т.д. Принимаются в расчет также и разовые доходы, получаемые в случае передачи прав собственности. Из базиса налогообложения вычитаются специально определенные законодательством расходы, например, целевое пособие на питание. Некоторые вычеты применяются к определенным социальным группам: пожилые люди, инвалиды и т. д. В 90-е годы подоходный налог с физических лиц дополнен социальными отчислениями, имеющими налоговый характер. Общее социальное отчисление, установленное Законом о финансах в 1991 г., составляет 1,1% всех доходов от движимого и недвижимого имущества. Кроме этого, имеются социальные отчисления, исчисляемые на базе доходов, полученных в виде процентов по вкладам. Ставка отчисления − 1%. Есть и специальные социальные отчисления. Налог, в принципе, единый, высчитывается по единой прогрессивной шкале, но вместе с тем он принимает во внимание экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого плательщика. Ставки прогрессии − от 0 до 56,8% в зависимости от доходов. Ежегодно шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы. Подоходный налог должны уплачивать все проживающие во Франции с доходов, полученных в стране и заграницей с учетом соглашений. Принципиальная особенность − обложению подлежит доход не физического лица, а семьи. Если плательщик холост, для налога это семья из одного человека. Налог уплачивается, начиная с 18 летнего возраста. Обложение осуществляется по совокупному доходу, заявленному в декларации, которая составляется самим плательщиком один раз в год по доходам за предыдущий год. Однако не всем налоговая шкала по налогу на доходы представляется справедливой. В 2006 году Францию покинули 649 человек, обязанных платить “налог на богатство”, в 2005 году − 568 человек. Среди тех, кто решил эмигрировать из Франции в поисках более выгодного налогового режима − один из самых богатых людей страны ветеран французского рока Джонни Холидей, который, по данным СМИ, уже получил гражданство Бельгии. Намерение рок-певца перебраться на жительство в соседнее государство вызвало оживленную полемику в политических кругах Франции. [Налоговые системы зарубежных стран: под ред. Князева В. Г. – М.: Закон и право, Юнити, 2007. С. 233.] Поэтому, в целях ограничения эмиграции из Франции богатых налогоплательщиков, с 1 января 2008 года в рамках проведенной налоговой реформы максимальная ставка подоходного налога установлена в размере 40%. Общая ставка налога на прибыль составляет 34%. В отдельных случаях она может повышаться до 42%. Более низкая ставка налога применяется для прибыли от землепользования и от вкладов в ценные бумаги − от 10 до 24%. Если предприятие в отчетном году понесло убытки, то они могут быть вычтены из облагаемой чистой прибыли будущих лет, а в специально оговоренных случаях − из чистой прибыли предыдущих лет. Основой для расчета налога служит годовая прибыль (убыток) предприятий. Каждое предприятие обязано ежегодно составлять детальную декларацию о доходах и представлять ее в налоговое ведомство в течение трех месяцев после составления ежегодного бухгалтерского отчета или до 1 апреля года, следующего за отчетным, если такой отчет составлен не был. До окончательных годовых расчетов предприятие вносит авансовые квартальные платежи. Налоговые льготы устанавливаются главным образом через ускоренную амортизацию, т.е. направлены на стимулирование обновления производства. Применяются два режима списания амортизации: линейная, когда стоимость оборудования распределяется пропорционально сроку его службы, и ускоренная − с применением соответствующего коэффициента. Ускоренная амортизация используется обычно на промышленное оборудование, особенно энергосберегающее. Компьютеры разрешено амортизировать полностью в течение одного года. В ряде случаев предусматриваются прямые вычеты из налога на прибыль: 10% − от прироста инвестиций в развитие производства и 50% − от прироста вложений в научные исследования. Доля налога на прибыль акционерных Обществ (АО) в общей сумме налоговых поступлений составляет 10% и имеет тенденцию к снижению. Это связано с постоянным снижением ставки. Данный налог применяется только к АО. Доход юридических лиц, не являющихся АО, облагается по правилам налогообложения физических лиц. АО облагаются не зависимо от вида ответственности. Объектом обложения выступает чистый доход по всем видам деятельности. Ставка составляет 39% к сумме налогооблагаемого дохода и 42%, если этот доход идет на выплату дивидендов, а не на развитие. Уплата осуществляется пять раз в год: четыре раза − авансовые платежи по специальной форме, исходя из данных прошлого года, пятый − по фактическим результатам за год на основе декларации. Продолжение работы в архиве
Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.
Это сообщение имеет вложенный файл..
|
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.112 секунд