Добро пожаловать,
Гость
|
|
Бухгалтерская отчетность
Бухгалтерская отчетность 8 года 9 мес. тому назад #1265
|
Введение
Тема правильной организации учетной политики на предприятии в современных условиях имеет сейчас большую актуальность, так как от правильного выбора технологии работы зависит успех любой организации. В современных условиях для повышения эффективности управления необходимо совершенствование учетной политики и, в первую очередь, работы с документами, так как всякое управленческое решение всегда базируется на информации, на служебном документе. Организация работы с документами влияет на качество работы аппарата управления, организацию и культуру труда управленческих работников. От того, насколько профессионально ведется документация, зависит успех управленческой деятельности в целом. При проверках предприятий налоговыми органами много внимания уделяется правильному оформлению документов. Несвоевременное оформление произведенных хозяйственных операций запутывает бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой политики. Обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске, бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации. 1. Составление бухгалтерской отчетности Согласно Федеральному закону №129 от 21.11.1996 “О бухгалтерском учете” (далее – Закон) бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе. обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ, и не ведут бухгалтерского учета. В определении бухгалтерского учета нашли свое отражение: [Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону “О бухгалтерском учете”. – М., Юстицинформ, 2005. С. 14.] • объекты бухгалтерского учета – имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции; Под имуществом организации подразумеваются средства организации по их составу и размещению (активы организации), под обязательствами организации – средства организации по источникам их формирования и целевому предназначению (пассивы организации). • последовательные этапы бухгалтерского учета – сбор, регистрация и обобщение информации; • основные требования к ведению бухгалтерского учета – ведение учета в денежном выражении (п. 1 ст. 8 Закона); ведение учета организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации (п. 3 ст. 8 Закона); своевременная регистрация без каких-либо пропусков или изъятий на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации (п. 5 ст. 8 Закона); оформление всех хозяйственных операций, проводимых организацией, оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами и на основании которых ведется бухгалтерский учет (п. 1 ст. 9 Закона). В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. №34-н (с изменениями и дополнениями, далее – ПБУ 1/98) определены следующие основные принципы бухгалтерского учета: [Рубаева Е. Учетная политика предприятия: различия между бухгалтерским и налоговым учетом. / • Последовательность применения учетной политики от одного отчетного года к другому. • Непрерывность деятельности организации обозримом будущем, отсутствие намерения и необходимости ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, погашение обязательств в установленном порядке. • Временная определенность факторов хозяйственной деятельности к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. • Имущественная обособленность активов и обязательств организации от активов и обязательств собственников этой организации и других организаций. • Полнота отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности. • Своевременность отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности. • Осмотрительность (большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов). • Приоритет содержания перед формой (отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования). • Непротиворечивость (тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца). • Рациональность ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации. 2. Анализ финансовой отчетности Основная цель анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия – получение наибольшего числа ключевых параметров, дающих объективную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов. Экономический анализ позволяет выявить наиболее рациональные направления распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Можно выделить следующие основные принципы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия: [Альтов В.В. Анализ финансового состояния компании. Основные подходы к проведению анализа финансового состояния предприятия. – М., 2003. С. 14.] • Научность – базируется на положениях динамической теории познания, учитывать требования экономических законов, использовать достижения научно-технического прогресса, а также методы экономических исследований. Принцип научности реализуется путем совершенствования анализа хозяйственной деятельности, применения методик и ЭВМ. • Объективность, конкретность и точность – предполагает исследование реальных экономических явлений и процессов и их причинно-следственная связь. Он должен базироваться на достоверной, проверенной информации, а выгода его должна обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а так же методики анализа с целью повышения его точности и достоверности расчета. • Системность и комплексность – каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным образом связанных между собой. Так же изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его отдельных элементов, определенным образом связанных между собой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимозачетности его отдельных элементов. Комплектность и исследование требуют охвата всех звеньев и всех сторон деятельности предприятий. • Оперативность и своевременность – предусматривает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и проводить их в жизнь. Оперативность анализа заключается в своевременном выявлении и перераспределении причин отклонения от плана, как по количественным, так и по качественным показателям, изыскание путей устранения отрицательно-действующих факторов и закрепления усиления положительных факторов. Все это делает возможным улучшения работы предприятий. • Действенность – активное воздействие на ход процесса производства и его результатов. • Плановость и систематичность – анализ проводится по плану и периодически. Этот принцип позволяет планировать работу. • Демократичность – предполагает участие всех в проведении анализа и предполагает доступность информации всем. Кто принимает решение. • Эффективность – затраты на его проведение должны давать многократный эффект. Основными функциями анализа финансово-хозяйственной деятельности являются: [Матвейчева Е.В., Вишнинская Г.Н. Традиционный подход к оценке финансовых результатов деятельности предприятия (на примере ЗАО “Уралсельэнергопроект”). // Аудит и финансовый анализ. 2007. №1.] • объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности анализируемой компании; • выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов; • подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов; • выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, повышения эффективности всей хозяйственной деятельности. Ряд экономистов выделяют основные и специальные функции анализа. К основным функциям относятся: • Непрерывный процесс выработки знаний, совершенствование методологии анализа путем обобщения практического опыта и знаний. • Использование системы знаний для исследования экономики, изучения её закономерностей и совершенствования управления. Специальные функции это: • Экономическое обоснование прогнозов, перспективных, текущих планов и конкретных управленческих решений; • Активное воздействие на процессы выполнения планов, принятие конкретных решений для выявления текущих резервов; • Научное изучение и глубокая оценка процессов развития экономики на всех уровнях. В современных условиях содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности состоит: • в исследовании экономических процессов и резервов, а также факторов, обусловивших их; • в объективной оценке эффективной хозяйственной деятельности предприятия и выявлении тенденций и закономерностей его развития. Под предметом финансового анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации. Предмет анализа определяет стоящие перед ним задачи. Среди основных выделим: • повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов в процессе их разработки; • объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения нормативов; • определение эффективности использования трудовых и материальных ресурсов; • контроль за осуществлением требований коммерческого расчета; • выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса; • проверка оптимальности управленческих решений. Анализ финансово-хозяйственной деятельности является важнейшей из функций управления: только на основе аналитической информации возможно принятие обоснованного управленческого решения. Существуют различные методики проведения анализа хозяйственной деятельности предприятия. Однако можно выделить следующие общие элементы этих методик: [Крейнина Н.М. Финансовое состояние предприятия: методы оценки. – М., 2005. С. 344.] 1) Задачи и формулировки цели анализа. 2) Объекты анализа. 3) Система показателей, с помощью которых исследуется каждый объект анализа. 4) Советы по последовательности и периодичности проведения анализа. 5) Описание способов исследования объекта. 6) Источники данных. 7) Указания по организации анализа. Технические средства для проведения анализа. 9) Характеристика документов, которыми оформляют результаты анализа. При выполнении комплексного анализа хозяйственной деятельности выделяются следующие этапы: 1. Уточнение объектов, целей и задач анализа, а также составляется план аналитических мероприятий. 2. Разработка системы синтетических и аналитических показателей. 3. Сбор и подготовка информации (источники, планы, данные бухгалтерского учета, статистическая отчетность, сопоставляемость показателей). 4. Сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана, с фактическими данными прошлых лет, с достижениями других предприятий и т.д. 5. Проведение факторного анализа, т.е. в процессе анализа определяются факторы и их влияние на конечный результат. 6. Осуществляется выявление неиспользованных и перспективных резервов эффективности права. 7. Производится оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявления неиспользованных резервов. Выделяют следующие виды экономического анализа: • горизонтальный анализ; • вертикальный анализ; • трендовый анализ; • метод финансовых коэффициентов; • сравнительный анализ; • факторный анализ. Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим годом. Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ. Продолжение работы в архиве
Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.
Это сообщение имеет вложенный файл..
|
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.147 секунд