Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Рынок ценных бумаг

Рынок ценных бумаг 8 года 1 мес. тому назад #1248

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
ВВЕДЕНИЕ
Кругооборот капитала невозможен без существования рынка капитала. Рынок ценных бумаг, как часть рынка капитала – важнейший экономический институт или механизм, сводящий вместе экономических субъектов, желающих предоставить кредит с целью получения прибыли на вложенные деньги; и экономических субъектов, желающих получить кредит с целью приобретения капитальных благ, расширения производства или для покупки каких-либо потребительских благ. Поэтому тема исследования рынка ценных бумаг является особенно актуальной.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
• изучить структуру рынка ценных бумаг, основные понятия, его основных участников;
• подробно описать основные российские и мировые фондовые рынки.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
1. СУЩНОСТЬ РЫНКА КАПИТАЛА
Рынок ценных бумаг представляет собой часть рынка капитала. Рассмотрим сущность этого рынка.
Рынок капитала – рынок, на котором даются и берутся напрокат деньги. Поскольку деньги берутся в долг в основном для приобретения капитальных благ, этот рынок и называют рынком капитала [Лоскутов В.И. Основы современной экономической теории. – М., 1999. Стр. 77.].
Отдача денег в долг называется предоставлением ссуды или кредита (от лат. creditum – “ссуда”). Соответственно, тех, кто дает деньги в долг, называют кредиторами, а тех, кто берет деньги в долг, называют заемщиками.
На рынке капитала существует цена, которая показывает, сколько нужно заплатить за прокат денег. Поскольку и цена, и количество на этом рынке измеряются в одних и тех же единицах – деньгах, для измерения цены используют относительные величины – проценты.
Ставкой процента называется цена, которую нужно уплатить за использование денег в течение некоторого промежутка времени, выраженная в процентах. [Там же. Стр. 92.]
На рынке капитала существуют спрос и предложение, которые определяют равновесную ставку процента (цену) и количество отданных напрокат денег.
Одной из главных особенностей рынка капитала является то, что любая фирма и любой потребитель может выступить на этом рынке, как в качестве кредитора, так и в качестве заемщика. Во-первых, все фирмы и потребители используют этот “ресурс” в своей деятельности (и поэтому могут нуждаться в нем). Во-вторых, этот “ресурс” не требует производства (поэтому любая фирма или потребитель может обладать деньгами независимо от рода своей деятельности).
Спрос на капитал предъявляют фирмы и население. При этом мотивы поведения их несколько различаются, но в результате они ведут себя схожим образом: при снижении ставки процента фирмы и потребители увеличивают спрос на кредиты.
Фирмы предъявляют спрос на капитал для того, чтобы использовать его для приобретения капитальных благ (оборудования, материалов и т.д.) и получения прибыли. Они прибегают к услугам заемного капитала тогда, когда им не хватает своих собственных денег (например, вырос спрос на их продукт и фирмы хотят расширить производство). При этом, чем дешевле фирме будет обходиться кредит, тем большее количество денег она захочет взять взаймы.
Потребители берут деньги взаймы не для получения прибыли, а для покупки какие-либо потребительских благ. Делают они это в нескольких случаях.
Во-первых, они могут брать деньги в долг для обеспечения текущего потребления в случае непредвиденного уменьшения дохода. В этом случае деньги нужны для приобретения благ первой необходимости и, строго говоря, не являются капиталом. Подобные займы могут существовать в условиях неопределенности в получении дохода – например, в случае неурожая у земледельцев.
Во-вторых, потребители могут брать кредит для покупки капитальных потребительских благ, которые имеют относительно высокую цену и требуют откладывания денег из дохода в течение длительного промежутка времени.
Фирмы выступают в качестве кредиторов, если у них образуются временно “лишние” деньги, которые они не могут использовать с прибылью сами.
Одной из причин появления у отдельной фирмы временно свободных денежных средств может быть необходимость сберегать часть получаемой прибыли в виде амортизационных отчислений, предназначенных для покрытия затрат на капитальное благо.
Другим источником тоже может быть собственный капитал фирмы – в том случае, если фирма не может прибыльно его использовать сама. Например, в результате падения спроса на ее продукцию фирма решает несколько сократить производство и часть освободившихся денег отдает временно в долг на рынке капитала. Чем выше ставка процента, тем большая часть операций фирмы окажется неприбыльной и большее количество денег фирма согласится отдать в долг.
Потребители имеют мотивы для сбережения части своего дохода, аналогичные тем, которые побуждали их брать взаймы.
Во-первых, они могут откладывать деньги, чтобы компенсировать низкий доход в будущем – делать сбережения на старость. Потом они смогут увеличить свой уровень потребления за счет расходования этих сбережений.
Во-вторых, потребители могут откладывать деньги на покупку капитального блага. Чем выше будет процент, тем большее количество потребителей откажутся брать кредит для покупки дорогой вещи и будут сберегать деньги – то есть выступят на рынке капитала не в качестве покупателей, а в качестве продавцов.
Итак, на рынке капитала существуют некоторые кривые спроса и предложения. Пересечение этих кривых определяет равновесную ставку процента. Эта ставка определяет, какая часть потребителей и фирм, которые могут быть либо кредиторами, либо заемщиками, выступит в качестве первых, а какая – в качестве вторых.
Любой рынок предполагает место и время встречи продавцов и покупателей. Рынок капитала тоже должен обладать подобными институтами, которые облегчали бы встречу кредиторов и заемщиков и уменьшали трансакционные затраты.
Но рынок капитала имеет свою особенность, которая влияет на его институциональное устройство. Эта особенность заключается в том, что все фирмы и потребители, желающие дать или взять деньги в долг, готовы сделать это с различными суммами и на различный срок. Одни потребители хотят дать в долг на полгода, а другие – на два года. Одни фирмы хотят взять кредит на два месяца, а другие – на десять лет. У всех участников рынка в такой ситуации были бы огромные трансакционные затраты, связанные с поиском партнера, у которого будет желание взять (дать) в долг нужную сумму на нужный срок.
Одним из выходов из этой ситуации является появление посредников на рынке капитала, которые облегчат задачу поиска партнера для участников этого рынка. Отдельный посредник будет объединять все деньги, отданные в долг при равновесной ставке процента, в один большой “котел” и потом из этого котла раздавать нужные суммы всем желающим взять кредит.
Посредник на рынке капитала будет действовать в своих собственных интересах – ради получения прибыли. Посредник от своего имени возьмет в долг у всех фирм и потребителей, желающих стать кредиторами, и от своего имени даст в долг фирмам и потребителям, желающим стать заемщиками. Причем, чтобы получить прибыль, он будет брать в долг по меньшей ставке процента, чем отдавать. Разница между ставками будет составлять его выручку, из которой он будет оплачивать все расходы по проведению операций и, возможно, получать прибыль.
Посредники выполняют роль, схожую с магазинами, которые скупают товары у производителей и распродают их потом потребителям, снижая трансакционные затраты обеих сторон.
У посредников на рынке капитала нет единого названия, что вызывается различными видами.
Одним из основных видов посредников на рынке капитала могут быть банки, которые сочетают выдачу ссуд с выполнением двух других важных функций: обеспечения безопасности операций с деньгами и обслуживания безналичного оборота денег.
С развитием хозяйства на рынке капитала появляется еще один институт – ценные бумаги, который позволяет частично обойти посредников на рынке капитала.
Итак, поставщиками капитала выступают домохозяйства, а потребителями – фирмы. Взаимодействие поставщиков и потребителей осуществляется через разветвленную сеть финансовых посредников: коммерческие банки, инвестиционные фонды, брокерские конторы и т.д. Их функцией является аккумуляция небольших сбережений домашних хозяйств в огромные суммы финансовых средств и размещение их среди потребителей капитала. Форма предоставления капитала может быть разная – либо непосредственная, в виде распространения акций новых выпусков среди подписчиков, либо заемная, в виде покупки облигаций корпораций и предоставления прямых займов фирмам. Важнейшую роль в этом процессе играет выплачиваемый по предоставленным средствам процент.
В экономической литературе имеет место толкование процента в узком смысле (как платы за предоставленный кредит) и в широком смысле (как дохода, получаемого в результате использования фактора капитала).
В марксистской литературе процент рассматривается как одна из форм прибыли. Последняя имеет два вида – предпринимательский доход и ссудный процент. Та часть прибыли, которую выплачивает заемщик собственнику капитала, называется ссудным процентом, оставшаяся часть – предпринимательским доходом. [Хрестоматия по истории экономических учений. – М., 2003. Стр. 488.]
Процент в современной экономической теории чаще всего рассматривается как цена капитала независимо от того, получает ли его промышленник в виде предпринимательского дохода или собственник ссудного капитала. Таким образом, процент представляет собой разновидность дохода наряду с прибылью. Процент – эта та часть дохода, которую получает владелец капитала в течение года. [Там же. Стр. 625.]
По мнению К. Маркса, прибыль и процент есть такие формы прибавочной стоимости, которые скрывают неоплаченный труд рабочих, и отсюда следует вывод о неизбежности экспроприации этого неоплаченного труда у капиталистов – вывод, который выходит за рамки исследования чисто экономической теории и рыночных отношений.
К. Маркс разграничивал понимание капитала-собственности и капитала-функции. Процент здесь — это доход капитала-собственности, плата капиталисту за то, что он является его владельцем. А предпринимательский доход – вознаграждение капитала-функции, присваиваемое капиталистом в связи с его организационной деятельностью по ведению бизнеса. С этой (широкой) точки зрения процент получает не только кредитор (ссудный капиталист), но и предприниматель, использующий в производстве свой собственный капитал, так как он в одном лице объединяет капиталиста-собственника и функционирующего капиталиста. Процент, таким образом, выступает как универсальная форма дохода капитала-собственности.
Помимо марксистского толкования сущности процента в экономической литературе широкое распространение получили трактовка процента в рамках теории чистой производительности капитала и психологический подход к понятию процента в теории предельной полезности.
Так, американский экономист И. Фишер, заложивший основы теории чистой производительности капитала, утверждал, что процент возникает в результате обмена суммы текущих благ на большую сумму будущих благ. В результате производительного использования капитала повышается эффективность производства, что приводит к расширению выпуска конечного продукта. Этот прирост выпуска и является процентом. [Хрестоматия по истории экономических учений. – М., 2003. Стр. 701.]
Согласно мнению сторонников теории предельной полезности (восходящему к трудам австрийского экономиста Э. Бем-Баверка), процент возникает в результате психологического предпочтения времени. Человек так устроен, что для него ценность нынешних (сегодняшних) благ всегда гораздо выше, чем ценность аналогичных благ в будущем. Это связано с возможностью удовлетворения сиюминутной потребности или желания человека, а также с получением дополнительного дохода в результате разумного распоряжения имеющимися ресурсами. Именно эта возможность побуждает людей брать деньги в долг и платить за нее определенную цену в виде процента. Таким образом, процент есть компенсация за отказ от текущего потребления. Отношение суммы денег, которая будет возвращена к денежной сумме, полученной в заем, образует ставку процента. [Хрестоматия по истории экономических учений. – М., 2003. Стр. 749.]
Теория чистой производительности капитала описывает события со стороны спроса на капитал. Предприниматель, использующий заемный капитал, может выплатить проценты, только если его применение дало эффект, если на практике проявилась чистая производительность капитала. Теория предельной полезности, в свою очередь, описывает события со стороны предложения капитала. Для лица, предоставляющего свой капитал в пользование другому, эта сделка действительно выглядит как отказ от текущего потребления, заслуживающий компенсации в виде процента.
Современная экономическая теория трактует процент как цену, которую люди платят за то, чтобы получить ресурсы сейчас, вместо того, чтобы ждать до тех пор, пока они заработают деньги, на которые эти ресурсы можно купить. Учет фактора времени позволяет понять: чем продолжительнее время срочного вклада, тем выше доход на этот вклад в виде выплачиваемого процента.
Определить величину процента можно на основе теории спроса и предложения. С ростом спроса на капитал и уменьшением предложения капитала уровень процента растет.
2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ НА РЫНКЕ КАПИТАЛОВ
2.1. Свойства ценных бумаг
Рынок ценных бумаг это сфера потенциальных обменов ценными бумагами, иначе говоря, институт или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных ценных бумаг. Рынок ценных бумаг выступает инструментом привлечения свободных денежных средств, являясь альтернативой финансированию предприятий и компаний.
Ценные бумаги – документы, оформленные определенным образом, выражающие имущественные (чаще всего долговые) отношения между экономическими агентами и являющиеся движимыми, заменяемыми товарами в отличие от недвижимого имущества (земельных участков и строений). Ценные бумаги подтверждают право на некоторое имущество или сумму денег, которое не может быть реализовано или передано другому лицу без предъявления соответствующего вида ценной бумаги. [Рынок ценных бумаг. Учебник под ред. Жукова. – М., 2003. Стр. 7.]
Ценные бумаги это товар особого рода, который выступает как титул собственности или долговое обязательство, дающий право на получение дохода и имеющий хождение на рынке.
Существуют следующие свойства ценных бумаг [Там же.]:
• Получение постоянного дохода.
• Обращаемость. Способность покупаться и продаваться на рынке.
• Ликвидность. Ценная бумага должна обладать соответствующим спросом.
• Ценная бумага всегда связана с риском.
Таким образом, ценной бумагой считается та бумага, которая обладает всеми четырьмя свойствами.
Рынок ценных бумаг также является рынком для инвестиций, привлечения незадействованного капитала. Так как существуют различные виды рынков для инвестирования, рынку ценных бумаг приходится выдерживать жесткую конкуренцию, на которую влияет ряд факторов: уровень доходности рынка, уровень риска, уровень налогообложения и др.

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.091 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: