Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Финансовая политика государства

Финансовая политика государства 1 год 8 мес. тому назад #1246

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
ВВЕДЕНИЕ
Переход российской экономики к рынку кардинально изменил критерии и механизмы функционирования социальных институтов и вызвал потребность в реформировании практически всех структур управления развитием социальной сферы. Необходимость совершенствования экономической системы государства требует пересмотра стереотипов мышления и формирования рыночной ориентации в этой сфере.
Современное сложное состояние социальной сферы настоятельно требует исследования современных подходов к формированию модели финансового механизма бюджетных учреждений социально-культурной сферы. При этом обязательным является четкое определение роли государства, степени и методов влияния его на основы построения эффективно действующего финансового механизма бюджетных учреждений.
Не вызывает сомнения, что при построении модели финансового механизма во всех сферах национального хозяйства следует исходить прежде всего из финансовой политики государства.
Обзор литературы свидетельствует, что в период перехода к рыночным отношениям вопросам проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Вместе с тем, эти проблемы в теоретическом плане освещены недостаточно. К тому же в экономической литературе отсутствует единство мнений по определению и содержанию финансовой политики. Все вышеизложенное и определяет актуальность данной работы.
Цель работы – описать финансовую политику и ее содержание. Из цели работы вытекают следующие задачи:
• определить понятие финансовой политики;
• описать финансовую систему РФ;
• проанализировать методы финансовой политики;
• изучить финансовую политику РФ.
Объектом исследования является действующая финансовая система РФ.
Работа состоит из введения, трех разделов и заключения.
1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Сущность и функции финансовой политики
Экономическая политика охватывает все стороны деятельности государства. Финансовая политика – часть экономической политики. Однако финансовая политика – это сложное, многослойное явление. Она, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, которые являются материальной основой для решения конкретных задач и достижения поставленных целей. Финансовая политика рассматривается как самостоятельный и зачастую определяющий, конкретный вид политики.
В теоретических разработках ученых за последние годы в определении финансовой политики обращается внимание как на роль государства в мобилизации финансовых ресурсов, так и на формы и методы организации финансов.
Одни экономисты определяют финансовую политику как “совокупность мероприятий государства, проявляемых в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использование для осуществления своих функций и задач” [Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Строкова Н.И. Финансы на макроуровне. М.: Высшая школа, 2005. Стр. 20.].
Другие же считают, что “финансовая политика – это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов” [Финансы. Учебник / Под ред. М.В. Романовского. М.: Изд-во “Перспектива”, изд-во “Юрайт”, 2005. Стр. 86.].
Третьи под финансовой политикой понимают самостоятельную сферу деятельности государства в области финансовых отношений, направленную “…на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития” [Финансы. Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, Финансы, Москва, 1999. Стр. 31.].
Последнее определение увязывает финансовую политику с реализацией государственных программ, т.е. только затрагивается финансовый механизм, посредством которого государство влияет на социально-экономические процессы в обществе.
Анализ многих рассмотренных определений “финансовой политики” показывает, что их авторы не увязывают непосредственно финансовую политику с финансовым механизмом ее реализации.
По существу, все определения финансовой политики в той или иной мере указывают на ее цель, а именно: на полную мобилизацию финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества, увеличение их объема и эффективности использования.
Обобщение и анализ научных публикаций российских экономистов по вопросу определения финансовой политики позволяет высказать свою точку зрения по этому вопросу. Представляется, что финансовая политика государства есть совокупность научно разработанных и проводимых в жизнь направлений, мер и путей по полному и эффективному использованию финансового механизма в реализации программ и задач экономического и социального развития общества.
Финансовая политика является субъективной, надстроечной категорией. Но в то же время она носит объективный характер, т.к. определяется объективными экономическими законами развития общества. Хотя финансовая политика и порождается экономическими отношениями и развивается на основе характера и степени использования производственных факторов, по сути своей она субъективна, так как полезность, эффективность и результативность ее выводится из оценки людей. В этом смысле представляется оправданной позиция многих западных экономистов, рассматривающих финансовую политику в конкретной плоскости как систему управленческих решений, систему управления финансами.
Цели и содержание финансовой политики определяют ее основные функции:
• обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
• рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;
• организация регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов в стране;
• выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями [Романова Т.Ф. Финансовая политика государства, ее роль в формировании и регулировании финансового механизма.// Финансовые исследования. 2005–№4. Стр. 10.].
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
Результативность финансовой политики во многом зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики.
Основу финансовой политики составляет выбор стратегических направлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Одновременно государство осуществляет выбор текущих, тактических целей своей финансовой политики, направленной на адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства в коротком периоде. При этом текущие цели находятся под непосредственным влиянием целей стратегических.
Проведение финансовой политики предусматривает три основных этапа:
• определение целей;
На этом этапе формулируются цели политики и конкретизируются задачи, которые необходимо разрешить для достижения этих целей;
• определение инструментов и методов, с помощью которых данные задачи могут быть разрешены;
Можно сказать, что на этом этапе определяются средства достижения целей. Здесь очень важно достичь соответствия между средствами и целями;
• управление финансовой деятельностью государства и других субъектов хозяйствования;
Оно осуществляется для достижения наиболее эффективного использования финансовых ресурсов.
1.2. Виды и элементы финансовой политики
Финансовая политика сильно зависит от тех методов и средств, которые применяются для достижения целей. Можно выделить несколько типов финансовой политики.
Первый тип – классический. Он основан на теории свободной конкуренции, основоположниками которой были великие экономисты А. Смит и Д. Риккардо. Суть данной финансовой политики заключается в минимизации регулирующего влияния государства. Считалось, что рынок в условиях свободной конкуренции сам преодолеет все проблемы и достигнет наиболее оптимального состояния с максимально возможным уровнем экономии ресурсов.
Соответственно при проведении финансовой политики классического типа ставки налогов и государственные расходы снижались до минимально возможного уровня. Расходы государства просто не требовались, поскольку рынок сам должен был сделать все, что было действительно необходимо и полезно. В таком случае если государственные расходы отсутствуют, то государству не нужны и доходы и можно отказаться от налогового изъятия части средств хозяйствующих субъектов.
Кроме того, еще одной причиной практически полного отказа от использования налогов было наличие самого рынка свободной конкуренции, в котором вмешательство государства (в форме налоговых изъятий) могло только помешать нормальному развитию предпринимательства.
Главное условие финансового регулирования в этой модели – соответствие государственных расходов доходам.
Второй тип финансовой политики государства – регулирующее воздействие государства. Данный тип политики является полной противоположностью классическому типу. Его теоретический базис составили идеи и труды Дж. М. Кейнса, которые получили практическое применение во время правления президента США Ф. Рузвельта. К 30-м гг. XX в. стало очевидно, что совершенной конкуренции не существует и рыночная экономика не может самостоятельно справиться с кризисными ситуациями. Более того, рыночная система хозяйствования вовсе не гарантирует максимального уровня эффективности в процессе использования ресурсов. В результате была предложена новая стратегия государственной политики в области финансов и регулирования экономики.
Суть регулирующего типа финансовой политики сводится к необходимости активного вмешательства государства в экономические процессы. Государство должно создавать дополнительный спрос путем увеличения своих расходов. Соответственно, государство должно иметь дефицит государственного бюджета, то есть расходы должны превышать доходы. Стоит заметить, что еще в XIX в. об этом же говорил великий русский политик и экономист С.Ю. Витте.
Толчком к появлению теории Кейнса послужил экономический кризис, разразившийся в США в 1929-1933 гг. и названный “Великой депрессией”. Следует отметить, что, используя данную теорию, правительство США с помощью больших государственных расходов, масштабного разворачивания общественных работ сумело активизировать экономику и вывести страну из экономической депрессии.
Именно в рамках правительственной программы общественных работ в те годы была в основном построена американская сеть федеральных шоссейных дорог, которая и в наши дни представляет собой пример отменного качества и комфорта. Но у этой программы правительственных расходов есть еще один, более глубокий и существенный смысл, если взглянуть на нее с точки зрения экономической теории. Дороги – элемент инфраструктуры экономики, причем чрезвычайно низкорентабельный (срок окупаемости затрат на их строительство может превышать 25 и более лет). Частный капитал, тем более ослабленный экономическим кризисом, в принципе, не будет замораживать средства в подобных долгосрочных проектах. Но без хороших дорог экономика не может успешно развиваться. Поэтому американский пример, когда государство берет на свои плечи расходы по строительству объектов инфраструктуры, необходимых для развития экономики в целом, подтверждает положение, что рынок не в состоянии регулировать все сферы экономики. Следовательно, участие государства (прямое и косвенное) в экономике не только желательно, но и неизбежно по объективным причинам.
Планово-директивная финансовая политика реализовывалась в рамках социалистической системы хозяйствования, когда все управление финансовыми потоками страны осуществлялось из единого центра. Для данной политики характерны большие государственные расходы и отсутствие дефицита государственного бюджета. Такая финансовая политика применялась в нашей стране периода существования Советского Союза. Ее достоинство заключалось в использовании всех финансовых ресурсов для достижения целей государства, чего не могла гарантировать ни одна другая система финансовых взаимоотношений. Кроме того, с помощью аккумуляции всех ресурсов страны государство могло проводить активную социальную политику, снижая социальную напряженность и более эффективно перераспределяя доходы населения страны.
Негативным моментом данной системы была излишняя концентрация ресурсов в руках государства, из-за чего трудовым коллективам оставлялась незначительная часть заработанного. Это практически уничтожало личную заинтересованность людей в трудовых усилиях и порождало иждивенческие настроения среди работающих и всего населения.
Неоконсервативная финансовая политика предполагает многоцелевое регулирование экономики и бездефицитное финансирование. В основе данного типа финансовой политики лежит идея стимулирования предложения, что достигается с помощью низких налоговых ставок на прибыль и имущество предприятий.
Многоцелевое регулирование подразумевает, что имеется несколько приоритетных направлений расходования бюджетных средств, а не один. Например, в СССР основной объем денежных средств направлялся на обеспечение обороноспособности страны, что и было приоритетом экономической и финансовой политики.
Сегодня большинство государств стараются распределить имеющиеся финансовые ресурсы между отраслями экономики, имеющими одинаково важное значение для государства. К ним относятся: поддержание обороноспособности страны; обеспечение достойного уровня жизни населения; поддержка образования, медицины и науки; развитие малого бизнеса; стимулирование передовых высоких технологий, экспорта отдельных видов продукции и услуг и т. д.
Выделяют следующие основные составляющие финансовой политики государства:
• денежно-кредитная политика;
• налоговая политика;
• бюджетная политика;
• политика в области международных финансов.
Все типы рассмотренных финансовых политик отличаются друг от друга финансовым механизмом. Финансовый механизм – это, по сути, механизм реализации целей финансовой политики. Именно он определяет, каким образом будет осуществляться регулирование финансовых взаимоотношений и к какой модели будет относиться политика государства, проводимая в области финансов.
1.3. Финансовый механизм в реализации финансовой политики
Финансовый механизм – это система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм выполняет ряд функций, таких, как аккумулирование финансовых ресурсов, финансирование расходов, стимулирование и регулирование экономики, порядок распределения бюджетных средств, формы и средства контроля за их расходованием.
Существуют два вида финансового механизма: директивный и регулирующий.
Директивное финансовое воздействие включает в себя элементы, прямо установленные государством, например: налоги, государственный кредит, расходы государственного бюджета, организация и устройство бюджетного процесса, финансовое планирование. Данные элементы считаются директивными методами воздействия, поскольку они устанавливаются государством для всех субъектов экономики, исходя только из интересов государства, и другие субъекты экономических отношений не могут повлиять на данные методы и как-либо изменить их;
К регулирующему виду финансового механизма относят определенные отношения в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. В принципе, сюда относятся те правила, которые формируют финансовый механизм для негосударственных и частных предприятий.
К директивному финансовому воздействию относятся:
• фискальная политика;
• финансовое планирование;
• координация финансовых ресурсов;
• финансовое регулирование.
Фискальная политика – это меры со стороны правительственных органов по изменению порядка налогообложения и структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику для изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Выделяются два типа фискальной политики: дискреционная (от латинского discretio – действие по своему усмотрению) и автоматическая. И дискреционная и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та, ни другая не является панацеей от всех экономических бед.
Дискреционная налогово-бюджетная или активная фискальная политика – это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности. Речь идет о воздействии, оказывающем влияние на изменения объема производства, занятости уровня цен и ускорение экономического роста. В этом определении важно обратить внимание на то, что законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов и т.п.

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.205 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: