Добро пожаловать,
Гость
|
|
Налогообложение недвижимости в европейских странах
Налогообложение недвижимости в европейских странах 8 года 9 мес. тому назад #1239
|
ВВЕДЕНИЕ
Налог – это одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог – это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни. Налоговые системы западноевропейских стран весьма различаются между собой. В то же время проводимые с конца 80-х гг. налоговые реформы, и современные широкомасштабные интеграционные процессы, несколько сближают их. Многие страны перед вступлением в общий рынок серьезно изменяют налоговую систему, приближая ее к системам других стран. Тенденция к экономическому объединению, расширение международных хозяйственных связей, стремление избежать двойного налогообложения способствуют этому процессу. С учетом специфических особенностей экономики и традиций населения европейские страны усваивают общие черты системы налогов. Всё вышеизложенное относится, в частности, к одному из объектов налогообложения, изучаемому в данной работе, недвижимости. В общей классификации видов налогов, налог на недвижимость относится к прямым налогам. Актуальность работы объясняется необходимостью изменения и совершенствования налогообложения недвижимости в нашей стране и приведение налоговой системы в соответствие с европейскими и мировыми нормами, в связи с интеграцией России в мировое хозяйство. Целью работы является всестороннее изучение налогообложения недвижимости в европейских странах и понятие его основных принципов, возможность применения их в России. Задачи, поставленные для достижения цели: • ознакомление с основными принципами европейского налогообложения недвижимости; • подробное рассмотрение систем налогообложения недвижимости в европейских странах; • рассмотреть перспективы нового налога на недвижимость в России. 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга: по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков. Специальные налоги на отдельные виды имущества, в частности на недвижимость, отличаются чрезвычайным разнообразием. Чаще всего, этими налогами облагаются жилые дома, строения, сооружения и установки, застроенные и незастроенные земельные участки, Условия обложения и ставки, обычно связаны с материалом строений, способом крепления к земле, размерами и назначением. Как правило, различаются системы налогообложения жилых домов и строений промышленного или иного хозяйственного назначения. Налогообложение земельных участков различается в зависимости от хозяйственного назначения. Существуют различные системы налогообложения застроенных земельных участков, земель, используемых в сельском хозяйстве, и незастроенных земельных участков, не используемых для сельскохозяйственного назначения. Ставки этих налогов обычно устанавливаются в процентах от кадастровой стоимости земельного участка. От этих налогов освобождаются объекты, находящиеся в государственной собственности, в собственности органов местного самоуправления, а также в собственности ряда организаций, список которых устанавливается законодательно. Вместе с тем, для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать оптимальные налоговые системы. В силу того, что на данный момент за рубежом накоплен достаточно богатый опыт налогообложения недвижимости, можно выделить основные принципы, характеризующие иностранные системы налогообложения недвижимости, которые также в той или иной степени отражены в законодательстве зарубежных европейских государств. К этим принципам можно отнести следующие: 1. Объектом налогообложения, как правило, выступают именно земля, здания и сооружения, поскольку их в отличие от движимого имущества относительно легко выявить и идентифицировать. В большинстве случаев налог уплачивается владельцами недвижимости, также налогоплательщиком может являться арендатор или оба вышеупомянутых лица. 2. При определении налогооблагаемой базы обычно используется рыночная стоимость облагаемых объектов, что стимулирует наиболее экономически рациональное их использование. В одних странах в качестве основы берется арендная стоимость, в других странах – капитальная, то есть аккумулированная стоимость объекта на указанную базовую дату. Сама методика определения оценочной стоимости базируется, либо на сравнении продаж, то есть изучении цен рыночных сделок с объектами недвижимости, либо капитализации дохода от потенциального наилучшего и самого выгодного использования недвижимого имущества, либо на затратном методе, то есть расчете расходов, которые потребовались бы на полное восстановление данного объекта недвижимости, либо на сочетании всех трех перечисленных методов. Сам налог может служить основой для разнообразных вычетов. Открытая рыночная стоимость обычно определяется на основе лучшей и (или) наивысшей стоимости собственности. Данный подход может стать поводом к возникновению потенциальных проблем при оценке в том случае, если собственность используется для таких целей, которые не могут привести к появлению лучшей или наивысшей стоимости этой собственности. В некоторых случаях налогоплательщик может оспорить вопрос о том, какая стоимость является лучшей и (или) наивысшей, особенно в том случае, если речь идет о коммерческих участках, где собственность используется для различных целей; налогоплательщик может также оспаривать стоимость собственности при таком использовании. 3. При определении стоимости недвижимого имущества обычно используется не индивидуальная оценка каждого отдельного объекта, а массовая оценка на основе применения стандартных процедур расчета стоимости объектов для целей налогообложения. Это позволяет оценить большое число объектов при относительно небольших затратах. Во многих странах имеются те или иные системы кадастров, предназначенные для учета информации о собственности. Принципы построения и реализации таких систем могут быть разными и варьироваться от ведения нескольких реестров, которое зачастую осуществляется на различных уровнях государственной власти, до ведения единого реестра в государственном масштабе. Для хранения и обработки информации используются компьютерные технологии. В качестве одного из элементов оценочного процесса, как правило, предусмотрен обмен информацией между различными заинтересованными уровнями государственной власти, а от налогоплательщиков может требоваться предоставление дополнительной информации в случае необходимости. Права налогоплательщика на получение доступа к информации, которая хранится на централизованной основе, значительно различаются в разных странах, при этом в одних государствах такие права у налогоплательщиков отсутствуют, а в других им могут направляться выдержки из реестра в том случае, если проведена корректировка или внесены изменения. Кроме того, по запросу налогоплательщика может предоставляться информация об оценке и аналогичные данные. 4. Льготы предоставляются либо по категориям налогоплательщиков (социально незащищенным налогоплательщикам, как правило, пенсионерам и инвалидам, кроме того, в некоторых странах при предоставлении льготы учитывается семейное положение налогоплательщика, уровень его доходов), либо с учетом характера собственности (по недвижимости, обеспечивающей осуществление общественно-полезных видов деятельности, либо по объектам, находящимся в государственной (муниципальной) собственности, чтобы избежать “перекладывания денег из одного кармана в другой”). Также, к видам недвижимости, полностью или частично освобождаемым от уплаты налога, в большинстве стран относятся объекты культуры, образования, предназначенные для общественных нужд, государственного управления, для религиозных целей. Освобождение от уплаты налогов может даваться и на некоторой фиксированный срок с целью стимулирования определенных видов деятельности. Преимущество обычно отдается льготированию объектов (типов недвижимости), а не налогоплательщиков, в соответствии с принципом: налогом непосредственно облагается сама недвижимость, а не ее владелец. В некоторых странах имеет место сочетание того и другого, но в основном все равно льготы обычно распространяются на объекты. 5. Налог на недвижимое имущество является, по преимуществу, местным налогом, поступает в местные бюджеты. Он может также являться федеральным налогом, но распределяться между бюджетами всех уровней. Что же касается ставок налога, то здесь все зависит от конкретной законодательной и экономической практики в той или другой стране. В зависимости от установленного государством способа определения ставки налога различают фиксированные и переменные ставки. Фиксированные ставки устанавливаются центральными органами власти той или иной страны и представляют собой некоторый исходно заданный процент от налогооблагаемой стоимости. При этом размер налоговых поступлений не определим заранее, поскольку величина налогооблагаемой базы – переменная величина. В других странах местные власти планируют ставку налога на недвижимость исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы. Ставка налога, таким образом, является переменной величиной. При этом в одних случаях местные власти наделены самыми широкими полномочиями в выборе размеров ставок, в большинстве же других случаев действуют общегосударственные и региональные нормативные акты, ограничивающие минимальную или максимальную величину ставки, или и то и другое вместе. Конкретный же размер ставки может варьировать по странам от долей процента до 7-10% при различных коэффициентах налогообложения. 2. ОБЗОР СИСТЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ Конкретные системы налогообложения недвижимости в каждой стране отличаются своими особенностями. В Великобритании взимается единый налог на имущество, используемое для ведения предпринимательской деятельности (national non-domestic rate – NNDR). Органы местного самоуправления взимают налог на недвижимость (universal business rate – UBR). Налогооблагаемая база в данном случае – предполагаемая сумма годовой арендной платы. Он взимается с собственников или арендаторов недвижимого имущества производственного или непроизводственного назначения. В это понятие входит и земля. К числу плательщиков данного налога относятся и лица, снимающие жилье и выплачивающие квартирную плату. Налог собирается ежегодно, но может вноситься и по частям. Он полностью идет в местные бюджеты и достаточно высок, чтобы обеспечивать примерно треть их поступлений. Оценка стоимости недвижимого имущества обычно проводится раз в 10 лет и является основой расчета налога на недвижимость. Она представляет собой предполагаемую сумму годового дохода от сдачи данного имущества в аренду. Величина налога устанавливается в пенсах с каждого фунта стерлингов стоимости имущества. Расчет ставки налогообложения ведется исходя из потребностей города в финансовых ресурсах. Определяемые на следующий финансовый год расходы города соотносятся с общей налоговой стоимостью имущества, находящегося на его территории. Следствием такого порядка являются значительные колебания налоговых ставок по городам и графствам Великобритании. Налог, выплаченный на недвижимость, занимаемую для целей торговли, бизнеса, профессиональной деятельности, может служить основанием вычета для налога на доходы компаний. Основные законы о недвижимости в Соединенном Королевстве (Англия, Шотландия, Уэльс, обе Ирландии, острова Мэн, Джерси, Гернси) не менялись с 1925 г. Однако законодательство на месте не стоит. Законы о налогах и о жилье являются особенно изменчивыми. Закон о коммерческой (нежилой) недвижимости был принят в 1954 г. Эта отрасль вне политики, тогда как жилье входит в сферу социальных интересов и зачастую дотируется государством. Если земельный участок предоставлен для обслуживания жилого дома или иного объекта, не являющегося коммерческим, то единым объектом налогообложения является строение, а земельный участок при строении входит в оценку домовладения как составляющая часть. Использовать такой участок для коммерческих целей (в т.ч. для производства сельхозпродукции даже для собственных нужд) нельзя. Следует вначале получить квоту на производство сельхозпродукции, после чего участок становится объектом коммерческого налогообложения, а строение входит в оценку такого коммерческого предприятия как составляющая часть. Если же жилой дом на участке начать использовать по коммерческому назначению (например, как гостиницу), то единство объекта недвижимости сохраняется, а объектом налогообложения становится условная единица земли, ориентированная на величину национальной ренты. Следует отметить, что условная единица земли характерна только для Соединенного Королевства, так как в Центральной Европе такого понятия нет. Можно отметить, что Великобритания является своеобразным исключением из всех европейских стран. Налог на недвижимость является единственным местным налогом. Для сравнения во Франции взимается более 50 различных видов местных налогов, в Италии – свыше 70, в Бельгии – около 100. Сумма их поступлений в этих странах составляет от 30 до 60 % доходов местных бюджетов. В Великобритании сумма поступления от этого налога составляет более 10% от общих налоговых поступлений Соединенного Королевства. В Соединенном Королевстве понятие “недвижимость” связано с единством земельного участка. Объект недвижимости и как объект налогообложения, и как объекта права един, но это не земельный участок, а либо строение некоммерческого назначения с участком, либо участок со строением (условные единицы земли коммерческого использования, в т.ч. сельскохозяйственного). Конкретно в Англии ставка налога на недвижимость зависит от ее рыночной стоимости, установленной на 1 апреля 1991 г. на основе суммы, за которую на эту дату жилье можно было продать на открытом рынке при должной рекламе. Дом стоимостью до 120 тыс. фунтов стерлингов не облагается налогом вообще, от 120 до 250 тыс. фунтов – по ставке 1%, от 250 до 500 тыс. фунтов – 3%, свыше 500 тыс. фунтов – от 4%. Во Франции есть три различных налога: • налог на имущество (застроенные участки); • налог на имущество (незастроенные участки); • налог на жилье. Реально во Франции квартировладелец платит фактически два налога: (правда, налог исчисляется из кадастровой стоимости строений, не пересматривавшейся последние полвека). Если собственник дома в нем живет, он платит оба налога, если нет – только налог на недвижимость. Можно отметить, что французская логика противоположна российской: у нас планируется, наоборот, обложить повышенным налогом тех, кто не живет в квартире, владея ею. Налог на имущество (taxe fonci&eagrave) и налог на жилье (taxe d'habitation) – это различные виды налогов и они могут налагаться одновременно. Таким образом, на собственника жилья могут налагаться оба налога. Исторически сложилось, что со времен Великой французской революции основными видами налогов были местные налоги на землю и строения определенного назначения (кроме сельскохозяйственных). Постройки сельскохозяйственного назначения как принадлежности земли, являющейся средством труда, самостоятельным объектом налогообложения не являются, но их ценность учитывается в оценке земли. Суммы налога распределяются между органами местного самоуправления и государством. Продолжение работы в архиве
Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.
Это сообщение имеет вложенный файл..
|
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.135 секунд