Добро пожаловать,
Гость
|
|
Центральный банк Российской Федерации
Центральный банк Российской Федерации 8 года 7 мес. тому назад #1231
|
ВВЕДЕНИЕ
Банковская система России – один из важнейших элементов ее финансовой системы. Как и вся экономика России, банковская система претерпевает в настоящее время кардинальные изменения, затрагивающие как структурную ее часть, так и функциональную. Изменения фиксируются банковским законодательством, разработка которого осуществляется на основе зарубежного опыта, опыта первых лет экономических реформ в России, современных представлений о сущности и назначении банковских учреждений. Действующее законодательство Российской Федерации отразило перемены, происходящие в банковской системе в последние годы, и закрепило ее двухуровневый характер: 1) Первый уровень – Центральный банк Российской Федерации 2) Второй – коммерческие банки и другие кредитные учреждения, а также филиалы и представительства иностранных банков. Важнейшим субъектом, реализующим финансово-правовое регулирование в рамках банковской системы, является Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Потенциал банковского регулирования воплощается в первую очередь в функциях Банка России. В данной работе подробно и всесторонне проанализированы функции контроля и надзора Банка России. 1. Правовое положение Банка России и его функции в сфере финансовых правоотношений Современный центральный банк в России (Центральный банк РСФСР) появился в конце 80-х годов на волне так называемой “войны законов”. Просто российский Центробанк, выполняя постановления Верховного Совета РСФСР, перестал подчиняться Госбанку СССР и стал самостоятельным. Впервые на законодательном уровне статус Центрального банка в России был урегулирован Законом РСФСР от 2 декабря 1990 года “О Центральном банке РСФСР”. В этот же день был принят и другой Закон РСФСР – “О банках и банковской деятельности”. По началу, Закон предусматривал, что на верхнем уровне банковской системы находится не только ее регулятор – Центральный банк, но и Сбербанк, Внешторгбанк, что создавало иллюзию относительного благополучия с тем как решается проблема конкуренции в формирующейся российской банковской системе. Более того, в Законе РСФСР “О Центральном банке РСФСР”, при его издании, было сказано, что Центральный банк вскорости выйдет из капиталов Сбербанка РСФСР. Были даже установлены сроки. Но затем эти сроки передвигались, а потом и вовсе это обещание из закона было исключено. Но здесь, по мнению Братко А.Г. был зафиксирован еще один отрицательный момент: банки, которые попали в верхний уровень, становились безнадзорными, при том, что новая система уже заработала [Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. – М.: Спарк, 2001. С. 8.]. В 1995-96 году были приняты новые редакции указанных законов. В них Сбербанк и Внешторгбанк уже не были обозначены как элемент верхнего уровня банковской системы. Но противоречие от этого еще больше обострилось. Получилось, что по Закону, Центральный банк участвует в капиталах Сбербанка, а также в капиталах некоторых других банков и одновременно он же – орган банковского надзора, притом, что Сбербанк, например, не является естественной монополией. Все эти противоречия были устранены в принятом 10 июля 2002 г. Федеральном Законе “О Центральном Банке Российской Федерации” (далее – Закон). Правовой статус Банка России закреплен в Законе. В его ст.1 сказано что “Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами”. Статья 75 Конституции Российской Федерации четко закрепляет принцип независимости Банка России: “1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. 2. Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти”. Указанные конституционные нормы, по оценке известных российских ученых П.Д. Баренбойма и О.Е. Кутафина, определяют Банк России как “конституционный орган с государственно-властными полномочиями и особым статусом, характеризующимся взаимной неподчиненностью с другими органами государственной власти и независимым осуществлением своих функций, связанных с эмиссией денег, защитой и обеспечением устойчивости рубля” [Конституционное право./ Учебник под ред. Кутафина О.Е. М., 2004. С. 65.]. Аналогичные оценки статуса Банка России высказывают также другие политики и специалисты. Более того, отдельные авторы, например, Г.А. Тосунян и А.Ю. Викулин, признают за Банком России особый статус “денежной власти”, что исключает какое-либо вмешательство в осуществление его конституционных функций со стороны других государственных органов [Тосунян А.Ю., Викулин А.Ю. Финансовое право. М., 2003. С. 23.]. Тот факт, что Конституция РФ предоставляет Банку России особый и независимый статус, по существу никем не оспаривается. Однако многие авторы расходятся по вопросу о том, какой степенью независимости должен обладать Банк России. Нет единства и в оценке способов обеспечения его независимости. Отчасти это объясняется соображениями политического свойства. Так, отдельные законодатели и специалисты полагают, что Государственная Дума может усилить свое влияние на управление экономикой с помощью таких мер, как непосредственное руководство Банком России. Вопрос о независимости Банка России вышел на авансцену российской политической жизни. Сразу следует сказать, что это не только правовой, но и, в первую очередь, экономический вопрос и поэтому его полное исследование возможно только методами нового научного направления, называемого конституционной экономикой. Конституция Российской Федерации закрепляет за Банком России особый и самостоятельный конституционно-правовой статус. Только он обладает правом осуществления денежной эмиссии в Российской Федерации. Только ему передана функция защиты и обеспечения устойчивости рубля. При этом какое-либо вмешательство в его деятельность по осуществлению указанных функций не допускается (ст. 75). Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации обеспечивается целым рядом других норм Конституции. Следует подчеркнуть также тот факт, что принцип независимости Центрального банка исключает его из системы разделения властей, поскольку разделение властей предполагает особый механизм “сдержек и противовесов”, не допускающий независимости одних органов государственной власти от других. Весьма примечательно то обстоятельство, что применительно к таким ветвям власти, как законодательная, исполнительная и судебная, Конституция использует термин “самостоятельные” [Братко А.Г. Независимость Банка России. Пределы ответственности. //Банковское дело в Москве, 2003. №1.]. Независимости в их взаимоотношениях не может быть. На этот факт неоднократно обращал внимание и Конституционный Суд РФ. Заключая вопрос о конституционных рамках статуса Банка России, можно отметить следующие его основные черты [Лафитский В.И., Приходина Ю.А. Основы независимости Банка России. М.,2001. С. 89-91.]. 1. Центральный банк Российской Федерации имеет самостоятельный конституционный статус. 2. Центральный банк Российской Федерации не входит в систему ни одной из ветвей государственной власти. 3. Центральный банк Российской Федерации осуществляет особые по своей правовой природе функции государственной власти. 4. Другие органы государственной власти не могут вмешиваться в осуществление конституционных функций Центрального банка Российской Федерации. 5. Принцип независимости Центрального банка исключает какие-либо “сдержки и противовесы” со стороны других органов государственной власти. 6. Статус Центрального банка установлен непосредственно Конституцией и может быть изменен только в порядке пересмотра самой Конституции. 7. Центральный банк является постоянно действующим конституционным органом. Его деятельность не может быть прекращена либо приостановлена до изменения самой Конституции. Конституция Российской Федерации не определяет структуру управления Центрального банка, ограничиваясь только вопросом о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Банка России. Кандидатуру на эту должность в Государственную Думу представляет Президент Российской Федерации. Он же ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении Председателя Банка от должности (пункт “г” ст. 83 Конституции). Само же назначение на должность и освобождение от должности осуществляется Государственной Думой (пункт “в” ст. 103 Конституции). Таким образом, непосредственно в самой Конституции установлены такие “сдержки и противовесы”, которые исключают возможность назначения либо освобождения от должности Председателя Банка России по решению лишь одного из органов государственной власти. Структура органов управления Центрального банка установлена Законом о Банке России. Помимо Председателя, она включает Совет директоров как высший коллегиальный орган управления Банка России. Следует отметить, что в этом вопросе Закон о Банке России следует не только исторически сложившейся традиции, но и тем образцам, которые были восприняты большей частью зарубежных стран. Как отмечает профессор О.Е. Кутафин, Закон о Банке России устанавливает важный принцип организационного единства органов управления Центрального банка [Конституционное право./ Учебник под ред. Кутафина О.Е. М., 2004. С. 73.]. Этот принцип проявляется, в частности, в том, что Председатель Банка России по должности возглавляет Совет директоров. Члены Совета директоров назначаются и досрочно освобождаются от должности Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Решения Совета директоров могут быть приняты только при условии обязательного участия в его заседании Председателя Банка либо лица, его замещающего. Таким образом, Закон о Банке России закрепляет за Председателем особую роль в организационной структуре управления Центрального банка. Эта роль предопределена самим фактом закрепления в Конституции только должности Председателя Банка России. По той же причине Закон устанавливает, что Председатель Банка России действует от имени Банка России, представляет его интересы в отношениях с органами государственной власти, организациями и учреждениями, несет всю полноту ответственности за его деятельность (ст. 18 Закона). Лафитский и Приходина отмечают также внутреннюю непротиворечивость законодательного закрепления полномочий органов Банка России, что также служит цели обеспечения единства его управленческой структуры [Лафитский В.И., Приходина Ю.А. Основы независимости Банка России. М.,2001. С. 93.]. Вместе с тем, они отмечают также, что Закон о Банке России предусматривает ряд существенных гарантий коллегиального руководства Центральным банком [Там же. С. 93.]. Как отмечалось выше, назначение и досрочное освобождение от должности членов Совета директоров производятся Государственной Думой. Заседания Совета директоров проводятся не реже одного раза в месяц. Они могут быть созваны не только по решению Председателя, но и по требованию не менее трех членов Совета. Заседания Совета директоров правомочны при кворуме в 7 членов Совета. Решения принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов. Указанные нормы не только создают своеобразный механизм защиты коллегиальных начал в управлении Банка России. Они не допускают также вмешательства в его управление со стороны органов исполнительной власти. Особо в этой связи следует отметить ст. 19 Закона, согласно которой участие в заседаниях Совета директоров могут принимать министр финансов и министр экономики, но только с правом совещательного голоса. Статья 2 Закона предусматривает ряд норм, которые обеспечивают имущественную и финансовую самостоятельность Центрального банка. Банк России является юридическим лицом и самостоятельно осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом. Изъятие такого имущества либо обременение его обязательствами без согласия Банка России не допускаются. Финансирование деятельности Банка России осуществляется за счет его собственных доходов. Кроме того, ст. 2 подчеркивает, что государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Сходным образом решается вопрос об ответственности Банка России и кредитных организаций: Банк России не несет ответственности по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации – по обязательствам Банка России за исключением тех случаев, когда они принимают на себя такие обязательства (ст. 79 Закона). Закон указывает, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России (ст. 3). Полученные им доходы должны направляться на решение основных поставленных перед ним задач – защиту и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов; иные направления деятельности, установленные ст. 4 Закона. Финансирование деятельности Банка России осуществляется за счет доходов, которые он получает от операций, предусмотренных ст. 45 Закона о Банке России, а также от участия в капиталах кредитных организаций. Закон о Банке России наделяет Центральный банк достаточно широким объемом гражданской правоспособности. Статья 2 указывает, что он является юридическим лицом. При этом его организационно-правовая форма не определяется. В целом, по действующему законодательству Банк России наделен достаточно широкими правами в сфере гражданско-правового регулирования. Как отмечалось выше, Центральный банк имеет уставный капитал и иное имущество, которым он владеет, пользуется и распоряжается самостоятельно (ст. 2 Закона). Братко особо выделяет тот факт, что Закон о Банке России исходит из принципа единства гражданской правоспособности Центрального банка [Братко А.Г. Независимость Банка России. Пределы ответственности. //Банковское дело в Москве, 2003. №1.]. Территориальные учреждения Банка России (в том числе национальные банки республик) не имеют статуса юридического лица, не могут принимать решения, имеющие нормативный характер, не наделены правом выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров. Они действуют на основании Положения о территориальных учреждениях, которое утверждается Советом директоров (ст. 84 Закона). Такое решение в полной мере соответствует конституционным требованиям, согласно которым в исключительное ведение федерации переданы вопросы финансового, валютного и кредитного регулирования, а также денежной эмиссии (п. “ж” ст. 71), а Банк России определяется как единый конституционный орган, который наделен четко определенными конституционными функциями (части 1 и 2 ст. 75). Наиболее полно Закон о Банке России регламентирует вопрос об осуществлении Центральным Банком операций. В частности, он имеет право: предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами; покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев; покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке; покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года; покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями; покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей; проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности; выдавать гарантии и поручительства; осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками; открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств; выставлять чеки и векселя в любой валюте; осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом (ст. 45 Закона). Анализ вышеприведенных норм позволяет правоведам сделать следующие выводы [Тосунян А.Ю., Викулин А.Ю. Финансовое право. М., 2003. С. 29.]. Статья 45 оставляет открытым перечень операций, которые могут осуществляться Банком России. Вместе с тем, установлены необходимые в этом случае ограничения. Такие операции, во-первых, должны иметь банковский характер, во-вторых, соответствовать требованиям законодательства, в-третьих, они не должны запрещаться законом. Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации Законом и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Закона, Банк России выполняет также следующие функции: во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования; Продолжение работы в архиве
Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.
Это сообщение имеет вложенный файл..
|
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.124 секунд