Добро пожаловать,
Гость
|
|
Исполнение финансового контроля
Исполнение финансового контроля 8 года 7 мес. тому назад #1226
|
ВВЕДЕНИЕ
Финансовый контроль является неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований и представляет собой объективно необходимую и общественно-полезную деятельность. В системе управления хозяйственными процессами на всех уровнях контролю отведена особая, координирующая роль. Финансовый контроль – это контроль за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций), осуществляемый законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями при помощи особых методов, включающих набор специальных приемов и способов действий контролеров, позволяющий им решить поставленные задачи. Финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах: 1) как строго регламентированную деятельность специальных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов; 2) как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками для обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций. Объектом финансового контроля, прежде всего, являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и в непроизводственной сферах, а также во всех звеньях финансовой системы. Следовательно, финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним, поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов. Любые финансовые нарушения влекут за собой санкции и штрафы. Финансовый контроль можно разделить (как это и практикуется в экономически развитых странах) на две взаимодействующие, но самостоятельные составляющие: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль. По субъектам контроля финансовый контроль классифицируется на следующие виды: а) президентский; б) контроль представительных органов власти и местного самоуправления; в) контроль исполнительных органов власти; г) контроль финансово-кредитных органов; д) ведомственный контроль; е) внутрихозяйственный; ж) аудиторский. В данной работе проведен анализ финансового контроля исполнительных органов власти. 1. Виды органов финансового контроля исполнительной власти и методы финансового контроля Правовое регулирование отношений по контролю за использованием финансовых средств, по мнению Андреева предполагает, прежде всего определение нормативно-правовой базы финансового права и финансового контроля [Андреев В.К. Правовые проблемы финансового контроля.// Право и политика. 2001. №3.]. Конституция России содержит в себе ряд ориентиров, которые позволяют сделать определенные выводы о границах финансового регулирования и контроля. Конституция Российской Федерации в достаточной мере определяет контуры правового регулирования федерального бюджета, устанавливая порядок его принятия, исполнения и контроля. В исключительном ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет – п. 3 ст. 71. В этом же пункте указаны федеральные налоги и сборы, а также федеральные фонды регионального развития, что со всей очевидностью подчеркивает их взаимообусловленность не только в финансово-технологическом, но и правовом отношении. Основной закон российского государства создал правовую базу для принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ). В нем изложены принципы бюджетной системы России, которая включает не только федеральный бюджет, но и бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты. Таким образом, достигнуто единство бюджетной классификации всех уровней бюджета. Важным моментом является сочетание норм бюджетного законодательства с гражданским при сохранении их самостоятельности. В БК РФ указывается, когда применяются нормы гражданского законодательства. БК РФ четко прописывает порядок проведения финансового контроля, в том числе органами исполнительной власти. Статья 57 Конституции устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Эта одна из немногочисленных обязанностей человека и гражданина, предусмотренная гл. 2 Конституции, указывает на смысл, содержание и применение законов о налогах и сборах в отношении отдельных граждан. Таковые могут устанавливаться только законами. Ни Президент, ни Правительство Российской Федерации не вправе устанавливать налоги или сборы. На Правительстве лежит обязанность разработки и предоставления в Государственную Думу федерального бюджета, обеспечение его исполнения, предоставление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета. Правительство Российской Федерации в силу ст. 114 Основного закона обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, в том числе в области контроля за использованием финансов. Налоговые отношения, регулируемые Налоговым Кодексом РФ (далее – НК РФ), основаны на властном подчинении налогоплательщика налоговым органам. В первую очередь сюда входит финансовый контроль за деятельностью налогоплательщиков. Таким образом, на основе анализа норм Конституции, БК РФ, НК РФ можно прийти к выводу о единой комплексной отрасли финансового законодательства, в том числе и в области финансового контроля. Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным российским законодательством разграничением функций и полномочий возлагается на органы исполнительной власти общей компетенции и исполнительными органами, деятельность которых специально направлена на развитие финансов. Подробно деятельность органов исполнительной власти в области финансового контроля будет рассмотрена в следующих разделах [Финансовое право/ Учебник под ред. Эриашвили Н.Д. М., 2004. С. 77.]. Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим [Финансовое право/ Учебник под ред. Химичевой Н.И. М., 2004. С. 67.]. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов, в том числе, органов исполнительной власти. Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, – проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п. Текущий финансовый контроль – это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.). Последующий финансовый контроль – это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению. Можно выделить также обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится: а) в силу требований законодательства б) по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых органов, контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов). Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов и не применяется органами исполнительной власти. 2. Органы исполнительной власти общей компетенции Органы исполнительной государственной власти общей компетенции – Правительство Российской Федерации, правительства, администрации субъектов Федерации направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль. В пределах своих полномочий Правительство РФ на основании Конституции России (ст. 114) и Федерального конституционного закона “О Правительстве Российской Федерации” контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет валютный контроль. Одновременно в полномочия Правительства РФ входит руководство и контроль за деятельностью в области финансов федеральных министерств, государственных комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы, которые подотчетны ему. Помимо этого, Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ и полномочиям совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному законодательству и международным обязательствам РФ Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия этих актов. Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство РФ принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности. Это относится как к отраслевым органам государственного управления, так и действующим в сфере финансов. Так, Правительством РФ утверждены Положение о Министерстве финансов РФ (постановление от 6 марта 1998 г.), Положение о федеральном казначействе РФ (постановление от 27 августа 1993 г.), о других службах, где закреплены функции по финансовому контролю. Правительство вправе образовывать свои комиссии, другие органы при нем с контрольными функциями, включая финансовые (например, Комиссия по контролю за предоставлением налоговых и таможенных льгот; Федеральная комиссия по обеспечению формирования доходов федерального бюджета за счет средств от приватизации; Комиссия по совершенствованию налоговой системы и обеспечению доходов федерального бюджета). Создание комиссий может быть предписано Правительству РФ законодательным актом. Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции и федеральных законов определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ч. 3 ст. 80, п. “е” ст. 84 Конституции РФ). Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы. В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан специальный контрольный орган – Главное контрольное управление Президента Российской Федерации При осуществлении контрольных функций этот орган взаимодействует с другими структурными подразделениями Администрации Президента РФ, соответствующими комитетами и комиссиями при нем, аппаратами Правительства РФ, палат Федерального Собрания, органами судебной власти и прокуратуры, с различными федеральными службами, органами налоговой полиции и другими федеральными органами исполнительной власти. К основным функциям Главного контрольного управления отнесено: контроль и проверка исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями; контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и руководителя его Администрации; подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Таким образом, это орган широкой сферы контрольной деятельности, в состав которой входит и финансовый контроль. Для реализации своих контрольных функций Главное контрольное управление наделено правами: требовать от руководителей государственных органов, предприятий, учреждений и организаций документы, материалы, письменные объяснения, другую информацию, необходимую для проведения проверок в соответствии с задачами Управления; привлекать к проверкам представителей правоохранительных и специальных органов контроля, специалистов; вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок. Управление не наделено правом применения каких-либо санкций, однако оно вправе направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены безотлагательно. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений. Управление вправе также вносить предложения Президенту РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ о привлечении к ответственности и приостановлении деятельности соответствующих должностных лиц до принятия решения по результатам проверки; ставить перед руководителями соответствующих государственных органов вопрос о наложении дисциплинарных взысканий на государственных служащих и о временном отстранении их от исполнения должностных обязанностей. Финансовый контроль осуществляют (наряду с другими своими функциями) полномочные представители Президента РФ в Федеральных Округах, на них возложен контроль за использованием средств федерального бюджета в соответствующем округе. При необходимости усиления определенных направлений финансового контроля на конкретных этапах Президент РФ образует временные органы. Так, Указом Президента РФ от 11 октября 1996 г. № 1428 была создана Временная чрезвычайная комиссия при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины, к основным задачам которой были отнесены контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов, таможенных и других обязательных платежей, за своевременным и целевым использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Ведомственный финансовый контроль – это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов Федерации. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ. К основным задачам ведомственного контроля относятся: контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств [Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право. М., 2002. С. 118.]. Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответствующего органа. Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях – один раз в два года. При проведении ревизий ревизоры обязаны опираться на трудовые коллективы, общественные организации, принимать участие в выработке предложений по устранению выявленных нарушений. Особое внимание контрольно-ревизионных подразделений органов исполнительной власти, как и других органов государственного финансового контроля, обращено на проверку поступления и расходования государственных бюджетных и внебюджетных средств. Признано необходимым проведение не реже одного раза в год комплексных ревизий и тематических ревизий в органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписанию соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений. В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль, т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае – необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет бухгалтерская служба предприятий, организаций, учреждений, ведущая бухгалтерский учет. Продолжение работы в архиве
Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.
Это сообщение имеет вложенный файл..
|
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.145 секунд