Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Исполнение финансового контроля

Исполнение финансового контроля 8 года 7 мес. тому назад #1226

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
ВВЕДЕНИЕ
Финансовый контроль является неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований и представляет собой объективно необходимую и общественно-полезную деятельность. В системе управления хозяйственными процессами на всех уровнях контролю отведена особая, координирующая роль.
Финансовый контроль – это контроль за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций), осуществляемый законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями при помощи особых методов, включающих набор специальных приемов и способов действий контролеров, позволяющий им решить поставленные задачи.
Финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах:
1) как строго регламентированную деятельность специальных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
2) как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками для обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.
Объектом финансового контроля, прежде всего, являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и в непроизводственной сферах, а также во всех звеньях финансовой системы. Следовательно, финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним, поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.
Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов. Любые финансовые нарушения влекут за собой санкции и штрафы.
Финансовый контроль можно разделить (как это и практикуется в экономически развитых странах) на две взаимодействующие, но самостоятельные составляющие: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль. По субъектам контроля финансовый контроль классифицируется на следующие виды:
а) президентский;
б) контроль представительных органов власти и местного самоуправления;
в) контроль исполнительных органов власти;
г) контроль финансово-кредитных органов;
д) ведомственный контроль;
е) внутрихозяйственный;
ж) аудиторский.
В данной работе проведен анализ финансового контроля исполнительных органов власти.
1. Виды органов финансового контроля исполнительной власти и методы финансового контроля
Правовое регулирование отношений по контролю за использованием финансовых средств, по мнению Андреева предполагает, прежде всего определение нормативно-правовой базы финансового права и финансового контроля [Андреев В.К. Правовые проблемы финансового контроля.// Право и политика. 2001. №3.].
Конституция России содержит в себе ряд ориентиров, которые позволяют сделать определенные выводы о границах финансового регулирования и контроля.
Конституция Российской Федерации в достаточной мере определяет контуры правового регулирования федерального бюджета, устанавливая порядок его принятия, исполнения и контроля. В исключительном ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет – п. 3 ст. 71. В этом же пункте указаны федеральные налоги и сборы, а также федеральные фонды регионального развития, что со всей очевидностью подчеркивает их взаимообусловленность не только в финансово-технологическом, но и правовом отношении. Основной закон российского государства создал правовую базу для принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ). В нем изложены принципы бюджетной системы России, которая включает не только федеральный бюджет, но и бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты. Таким образом, достигнуто единство бюджетной классификации всех уровней бюджета. Важным моментом является сочетание норм бюджетного законодательства с гражданским при сохранении их самостоятельности. В БК РФ указывается, когда применяются нормы гражданского законодательства. БК РФ четко прописывает порядок проведения финансового контроля, в том числе органами исполнительной власти.
Статья 57 Конституции устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Эта одна из немногочисленных обязанностей человека и гражданина, предусмотренная гл. 2 Конституции, указывает на смысл, содержание и применение законов о налогах и сборах в отношении отдельных граждан. Таковые могут устанавливаться только законами. Ни Президент, ни Правительство Российской Федерации не вправе устанавливать налоги или сборы. На Правительстве лежит обязанность разработки и предоставления в Государственную Думу федерального бюджета, обеспечение его исполнения, предоставление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета. Правительство Российской Федерации в силу ст. 114 Основного закона обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, в том числе в области контроля за использованием финансов.
Налоговые отношения, регулируемые Налоговым Кодексом РФ (далее – НК РФ), основаны на властном подчинении налогоплательщика налоговым органам. В первую очередь сюда входит финансовый контроль за деятельностью налогоплательщиков.
Таким образом, на основе анализа норм Конституции, БК РФ, НК РФ можно прийти к выводу о единой комплексной отрасли финансового законодательства, в том числе и в области финансового контроля.
Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным российским законодательством разграничением функций и полномочий возлагается на органы исполнительной власти общей компетенции и исполнительными органами, деятельность которых специально направлена на развитие финансов. Подробно деятельность органов исполнительной власти в области финансового контроля будет рассмотрена в следующих разделах [Финансовое право/ Учебник под ред. Эриашвили Н.Д. М., 2004. С. 77.].
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим [Финансовое право/ Учебник под ред. Химичевой Н.И. М., 2004. С. 67.]. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов, в том числе, органов исполнительной власти.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, – проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.
Текущий финансовый контроль – это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.).
Последующий финансовый контроль – это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.
Можно выделить также обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится: а) в силу требований законодательства б) по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых органов, контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов). Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов и не применяется органами исполнительной власти.
2. Органы исполнительной власти общей компетенции
Органы исполнительной государственной власти общей компетенции – Правительство Российской Федерации, правительства, администрации субъектов Федерации направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.
В пределах своих полномочий Правительство РФ на основании Конституции России (ст. 114) и Федерального конституционного закона “О Правительстве Российской Федерации” контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет валютный контроль.
Одновременно в полномочия Правительства РФ входит руководство и контроль за деятельностью в области финансов федеральных министерств, государственных комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы, которые подотчетны ему.
Помимо этого, Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ и полномочиям совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному законодательству и международным обязательствам РФ Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия этих актов.
Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство РФ принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности. Это относится как к отраслевым органам государственного управления, так и действующим в сфере финансов. Так, Правительством РФ утверждены Положение о Министерстве финансов РФ (постановление от 6 марта 1998 г.), Положение о федеральном казначействе РФ (постановление от 27 августа 1993 г.), о других службах, где закреплены функции по финансовому контролю.
Правительство вправе образовывать свои комиссии, другие органы при нем с контрольными функциями, включая финансовые (например, Комиссия по контролю за предоставлением налоговых и таможенных льгот; Федеральная комиссия по обеспечению формирования доходов федерального бюджета за счет средств от приватизации; Комиссия по совершенствованию налоговой системы и обеспечению доходов федерального бюджета). Создание комиссий может быть предписано Правительству РФ законодательным актом.
Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции и федеральных законов определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ч. 3 ст. 80, п. “е” ст. 84 Конституции РФ).
Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы.
В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан специальный контрольный орган – Главное контрольное управление Президента Российской Федерации
При осуществлении контрольных функций этот орган взаимодействует с другими структурными подразделениями Администрации Президента РФ, соответствующими комитетами и комиссиями при нем, аппаратами Правительства РФ, палат Федерального Собрания, органами судебной власти и прокуратуры, с различными федеральными службами, органами налоговой полиции и другими федеральными органами исполнительной власти.
К основным функциям Главного контрольного управления отнесено:
контроль и проверка исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями;
контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и руководителя его Администрации;
подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.
Таким образом, это орган широкой сферы контрольной деятельности, в состав которой входит и финансовый контроль.
Для реализации своих контрольных функций Главное контрольное управление наделено правами: требовать от руководителей государственных органов, предприятий, учреждений и организаций документы, материалы, письменные объяснения, другую информацию, необходимую для проведения проверок в соответствии с задачами Управления; привлекать к проверкам представителей правоохранительных и специальных органов контроля, специалистов; вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок.
Управление не наделено правом применения каких-либо санкций, однако оно вправе направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены безотлагательно. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений.
Управление вправе также вносить предложения Президенту РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ о привлечении к ответственности и приостановлении деятельности соответствующих должностных лиц до принятия решения по результатам проверки; ставить перед руководителями соответствующих государственных органов вопрос о наложении дисциплинарных взысканий на государственных служащих и о временном отстранении их от исполнения должностных обязанностей.
Финансовый контроль осуществляют (наряду с другими своими функциями) полномочные представители Президента РФ в Федеральных Округах, на них возложен контроль за использованием средств федерального бюджета в соответствующем округе.
При необходимости усиления определенных направлений финансового контроля на конкретных этапах Президент РФ образует временные органы. Так, Указом Президента РФ от 11 октября 1996 г. № 1428 была создана Временная чрезвычайная комиссия при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины, к основным задачам которой были отнесены контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов, таможенных и других обязательных платежей, за своевременным и целевым использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
Ведомственный финансовый контроль – это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов Федерации. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ.
К основным задачам ведомственного контроля относятся: контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств [Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право. М., 2002. С. 118.].
Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответствующего органа. Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях – один раз в два года. При проведении ревизий ревизоры обязаны опираться на трудовые коллективы, общественные организации, принимать участие в выработке предложений по устранению выявленных нарушений.
Особое внимание контрольно-ревизионных подразделений органов исполнительной власти, как и других органов государственного финансового контроля, обращено на проверку поступления и расходования государственных бюджетных и внебюджетных средств. Признано необходимым проведение не реже одного раза в год комплексных ревизий и тематических ревизий в органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписанию соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль, т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае – необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет бухгалтерская служба предприятий, организаций, учреждений, ведущая бухгалтерский учет.

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.145 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: