Добро пожаловать,
Гость
|
|
Правовые механизмы налогового регулирования в странах ЕС (на примере великобритании, франции и герма
Правовые механизмы налогового регулирования в странах ЕС (на примере великобритании, франции и герма 8 года 7 мес. тому назад #1192
|
ВВЕДЕНИЕ
Одной из особенностей конца XX столетия стало динамичное развитие процессов интернационализации экономики, которое привело к качественно новому этапу – глобализации мирового хозяйства. В отличие от интернационализации, являвшейся в рамках предшествующих этапов развития мирового хозяйства постоянно действующим фактором обеспечения экономического роста стран, глобализация превращает мирохозяйственные связи в решающий фактор развития экономики. В будущем благополучие отдельных государств больше будет зависеть от степени их интегрированности в систему мирового хозяйства. Составным компонентом процессов интернационализации и глобализации в мировом хозяйстве стало развитие международной экономической интеграции. В настоящее время наиболее развитым интеграционным объединением является Европейский Союз, основной предшественник которого – Европейского экономическое сообщество – было создано в 1957 г. Задача, стоящая сегодня в ЕС на повестке дня, – формирование и укрепление экономического, валютного и политического союза стран-участниц. Важным звеном всего процесса экономической интеграции в рамках ЕС, особенно на современном этапе его развития, стало сближение налоговой политики и налоговых систем государств-членов Европейского Союза. Само сближение налоговых систем государств, участвующих в интеграционном объединении, оказывает обратное стимулирующее воздействие на дальнейшее развитие интеграционных процессов в других областях. Под правовыми механизмами налоговой политики понимаются процессы регулирования, осуществляемые органами ЕС и странами-участницами Европейского Союза в области налогообложения с целью сближения национальных налоговых систем. В настоящей курсовой работе предпринята попытка проанализировать национальные налоговые системы стран ЕС, их особенности, возможности правовых механизмов, а также проблемы, с которыми сталкиваются государства Евросоюза в процессе конвергенции систем налогообложения. Актуальность курсового исследования обусловлена важным значением и особой ролью правовых налоговых механизмов в рамках углубления европейской экономической интеграции, развития единого внутреннего рынка Евросоюза, завершения формирования в ЕС правового, экономического и валютного союза. Глубокие преобразования в ЕС, происходящие в наши дни, не могут не оказывать определенное воздействие на российскую экономику, интегрирующуюся в мировое хозяйство, так как именно страны ЕС являются в настоящее время и, очевидно, будут оставаться в ближайшей перспективе основными внешнеэкономическими партнерами Российской Федерации; российская экономика связана с экономикой стран Европейского Союза многообразными хозяйственными отношениями. Кроме того, изучение налоговых систем западноевропейских стран, возникающих в процессе их развития и гармонизации, важно и актуально не только с точки зрения теоретического осмысления происходящего, но и с позиций извлечения уроков и использования сделанных на основе зарубежного опыта выводов в процессе реформирования российской налоговой системы. Известно, что налоговая реформа продолжает оставаться одной из наиболее острых насущных задач законотворческой политики законодательных органов России, особенно в условиях экономического кризиса в нашей стране. Следует отметить и еще одно обстоятельство, свидетельствующее об актуальности курсового исследования. Если экономическое и политическое сотрудничество между постсоветскими странами в рамках структур интеграционного типа, созданных на территории бывшего СССР (союза между Россией и Белоруссией, Таможенного союза пяти стран с участием России, а также СНГ в целом), будет углубляться, то на более зрелых этапах экономической интеграции неизбежно встанет вопрос о сближении налоговых систем государств-участников данных объединений. В этом случае окажется в полной мере востребованным опыт осуществления правовых налоговых механизмов в странах Европейского Союза, который может помочь избежать многих ошибок и снизить уровень потенциальных рисков процесса конвергенции налоговых систем. При написании курсовой работы использовались исследования в области общей теории права и теории европейского права, представленные работами С. С. Алексеева, B. C. Нерсесянца, P. O. Халфиной, Б. Н. Топорнина, Л. М. Энтина, С. Ю. Кашкина. Финансово-правовые отношения в рамках курсового исследования анализировались на основе работ Л. К. Вороновой, О. Н. Горбуновой, Е. Ю. Грачевой, М. В. Карасевой, Н. А. Куфаковой, М. И. Пискотина, Е. А. Ровинского, Э. Д. Соколовой, Н. И. Химичевой. Изучение налоговых систем стран-членов Европейского Союза, проблем, возникающих при осуществлении правовых механизмов налогообложения в этих государствах, а также путей их решения представляет не только научный, но и значительный практический интерес. Западноевропейский опыт осуществления правовых налоговых механизмов может быть полезен в процессе реформирования отечественной налоговой системы, а уроки осуществления политики конвергенции налоговых систем в странах ЕС целесообразно учитывать при развитии интеграционных связей России и стран ближнего зарубежья. 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ НАЛОГОВОГО ПРАВА В СТРАНАХ ЕС Налоговое право в странах ЕС#G0 – особая ветвь #M12291 841502463налогового права#S, занимающаяся международными аспектами налогообложения; сравнительно молодая научная дисциплина, выделившаяся от всей сферы #M12291 841502463налогового права#S в специальное направление исследований. Фундамент налогового права в странах ЕС составляют его принципы: 1) Принцип суверенного равенства #M12291 841501644государств#S в международных налоговых отношениях; 2) Принцип сотрудничества, предусматривающий взаимодействие государств по налоговым вопросам на справедливой и взаимовыгодной основе. Такое взаимодействие включает возможность разрешения спорных проблем, касающихся #M12291 841502041двойного налогообложения#S и применения финансовых #M12291 841501442законов#S, а также обмена #M12291 841500777информацией#S в целях борьбы с уклонением от налогов; 3) Принцип реципроцитета, означающий взаимное признание прав и корреспондирующих им #M12291 841502718обязанностей#S в налоговой сфере. Взаимное признание может быть отражено в #M12291 841502156договоре#S (договорный реципроцитет), подтверждено дипломатическими каналами, принятием соответствующих внутренних законов, а также оно может существовать фактически (фактический реципроцитет); 4) Принцип добросовестного выполнения #M12291 841502727обязательств#S, вытекающих из норм международного #M12291 841502463налогового права#S; 5) Принцип налоговой недискриминации. Этот постулат включает три взаимосвязанных аспекта. Во-первых, недискриминация в налоговой сфере означает предоставление резидентам другой страны такого же режима налогообложения, как и резидентам собственного государства, т.е. #M12291 841502352национального режима#S. Второй аспект основан на использовании #M12291 841501148режима наибольшего благоприятствования#S и заключается в том, что налогообложение резидентов другой стороны в данном государстве в отношении дохода, получаемого ими через постоянное #M12291 841500143представительство#S в этом государстве, не должно быть более обременительным, чем налогообложение находящихся в аналогичной ситуации резидентов третьих стран. В-третьих, каждая сторона сохраняет за собой право предоставления своим резидентам налоговых льгот без обязательного их распространения на резидентов другого государства. Предмет налогового права в странах ЕС – налоговые отношения межгосударственного уровня стран-участниц ЕС. Анализ налоговых факторов в международных европейских отношениях приобретает большую актуальность с точки зрения реализации и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности каждого государства, поскольку налоги определяют развитие международной торговли, движение #M12291 841500734инвестиций#S, осуществление всех межгосударственных связей. [Козырин А. Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. – М., 1993, стр. 14–23.] #M12291 841501171Решение#S европейских проблем налогообложения возможно с помощью нескольких методов. Государства могут попытаться урегулировать некоторые спорные вопросы, применяя свое внутреннее #M12291 841500603законодательство#S в пределах национальной территории. Если этого недостаточно, они вправе достигнуть взаимоприемлемых решений путем заключения соответствующих международных #M12291 841500914конвенций. Развитие международного#S экономического сотрудничества привело к появлению нового способа урегулирования: через гармонизацию, а иногда – и #M12291 841501696унификацию#S #M12291 841502352национальных законодательных режимов#S налогообложения (#M12291 841502300Европейский Союз#S). Использование различных методов решения налоговых проблем предполагает одновременно и разнообразие #M12291 841500813источников права#S, на которых эти методы основываются. Таковыми являются "внутренний закон", #M12291 841502251международные договоры#S и соглашения, решения #M12291 841502242международных организаций#S, обычай, судебная практика, юридическая доктрина. "Внутренний закон" – блок внутригосударственных #M12291 841502660нормативных актов#S, изданных компетентными органами государственной власти и обязательных к исполнению в пределах национальной территории; определяет критерии налогообложения физических и юридических лиц внутри государства в том, что касается дохода и прибыли, получаемых в другой стране, а также в отношении условий льготного налогообложения товаров, экспортируемых за границу. Международные договоры и соглашения, регулирующие налоговые вопросы, могут быть многосторонними (#M12291 841501718учредительные договоры#S международных организаций – Римский договор 1957 г. о создании ЕС, Договор о Евратоме; Венские конвенции 1961 и 1963 гг. о дипломатических и консульских сношениях; ГАТТ и др.) и двусторонними. Большинство государств-членов ЕС при заключении двусторонних налоговых договоров ориентируются на Типовой договор ОЭСР, разработанный в рамках Европейской организации по экономическому сотрудничеству и развитию (Organization for Economic Cooperation and Development – OECD). Наряду с ним существуют Типовой договор США и Типовой договор ООН, которые, как правило, используются при составлении двусторонних договоров между европейскими государствами и третьими странами. В конечном итоге выбор модели зависит от воли договаривающихся сторон. [Козырин А. Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. – М., 1993, стр. 39–44.] Двусторонние соглашения подразделяются на две группы: собственно налоговые соглашения и прочие двусторонние соглашения и договоры, основной предмет которых не относится к фискальной политике (торговые договоры и соглашения; соглашения об установлении дипломатических и консульских отношений; международные договоры, определяющие принципы взаимоотношений международных организаций со странами их базирования (соглашение #M12291 841501316Бельгии#S с НАТО и др.); соглашения о создании международных промышленных и коммерческих обществ). [Налоговые системы зарубежных стран: Учебное пособие / под ред. В. Г. Князева, Д. Г. Черника. – М.: ЮНИТИ, 1997, стр. 42.] Собственно налоговые соглашения могут быть специальными (соглашения о налоговом режиме отдельных компаний, об устранении двойного налогообложения платежей по #M12291 841500246авторским правам#S, лицензионных платежей, соглашения в #M12291 841502678области#S международных перевозок, соглашения об оказании административной помощи в налоговых вопросах, о налогах на наследство и о налогах по #M12291 841500415социальному страхованию#S) и общими, которые охватывают все вопросы, относящиеся к взаимоотношениям государств по линии прямых налогов (на доходы и капитал). Ядро общих соглашений составляют договоры об избежании двойного налогообложения. Россия имеет такие договоры с #M12291 841501777Францией#S, #M12291 841500817Италией#S (1985), #M12291 841500780Ирландией#S (1994), #M12291 841502016Грецией#S (1976), #M12291 841502656Норвегией#S (1980), #M12291 841500250Австрией#S, ФРГ (1981), #M12291 841501838Швецией#S (1993), Кипром (1982), #M12291 841500792Испанией#S, #M12291 841500831#M12291 841501405Великобританией#S (1985), #M12291 841502036Данией#S, #M12291 841502648Нидерландами#S (1986), #M12291 841501760Финляндией#S, Бельгией (1987), Польшей, Болгарией, Румынией (1993), Венгрией (1994), Белоруссией (1995). [Глухов В. В., Дольде И. В. Налоги: теория и практика: Учебное пособие. – СПб., 1996, стр. 114.] На действии обычно-правовых норм основываются некоторые правила применения и толкования налоговых договоров и соглашений. При регулировании налоговых проблем внешнеторгового оборота используются типовые контракты, разрабатываемые наиболее влиятельными товарными #M12291 841501255ассоциациями#S. В них содержатся формулировки налоговых оговорок, приобретающие характер торгового обычая. В выработке международной судебной практики по налоговым вопросам участвуют: внутригосударственные судебные органы; международные судебные органы (Постоянная палата Международного #M12291 841500469суда#S в Гааге и др.); #M12291 841501233арбитражные#S органы, которым #M12291 841500021поручена#S выработка проектов двусторонних конвенций. Важную роль в становлении и правильном применении системы правовых норм, регулирующих косвенные налоги, в основном НДС, играют решения Суда ЕС. Налогообложение доходов физических лиц остается вне поля деятельности институтов ЕС, так как не является условием для создания единого европейского рынка. Юридическая доктрина – научные труды и теории, в том числе – публичных и частных международных организаций – оказывает существенное влияние на представления о налоговой политике. Доктринальными исследованиями являются типовые модели налоговых соглашений, на основе которых вырабатываются #M12291 841502657нормы действующего права#S (типовые конвенции ОЭСР о налогообложении доходов и капитала, об оказании административной помощи в налоговых вопросах и по недвижимому #M12291 841500731имуществу#S, наследствам и #M12291 841502037дарениям#S). 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРАНАХ ЕС Результаты проводимой в том или ином государстве экономической политики во многом зависят от эффективности регулирования экономических процессов. Поэтому особую значимость приобретают проблемы выбора конкретного механизма налогообложения для той или иной страны, так как ошибки при выборе могут привести к весьма печальным последствиям. Это в полной мере относится и к политике регулирования налоговых отношений в России. По поводу выбора механизмов регулирования экономики и налогов не только в России, но и на Западе нет единого мнения. Тем более что эффективность использования тех или иных механизмов в различные периоды развития стран неодинакова. Рассматривая вопросы регулирования налогообложения хозяйственной деятельности в Российской Федерации, в первую очередь следует обратиться к опыту правового регулирования налоговых отношений в странах с развитой рыночной экономикой, чтобы использовать его позитивные моменты в разработке налоговых норм. Налоговое право ЕС является составной частью европейского, международного права. В контексте соотношения международного и национального права интерес представляет опыт правового регулирования налоговых отношений в ЕС и в странах-членах ЕС, где содержание налогового права, по мнению ряда зарубежных (Д. Лазок, Б. Терра, П. Ваттел и др.), а также отечественных (Л. М. Энтина, Г. П. Толстопятенко) исследователей, определяется особенностью европейского права как права sui generis и представляет собой совокупность интеграционного налогового права и налогового права, оптимальную с точки зрения общеевропейских и национальных интересов. При этом в основу налогового законодательства ЕС в большей или меньшей степени заложены принципы демократизма, правового плюрализма, верховенства права ЕС, пропорциональности и принцип субсидиарности. [Козырин А. Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. – М., 1993, стр. 57.] Общие правовые принципы, применяемые к регулированию налоговых отношений, закреплены рядом статей Договора о ЕС. Для закрепления наиболее важных решений институтов ЕС по вопросам, не урегулированным налоговым законодательством государств-членов, предназначены регламенты – правовые акты общего и прямого действия. В частности, путем принятия регламента учреждаются налоги или закрепляются отдельные элементы налога. Например, Регламент Совета № 1111/77 от 17 мая 1977 года о введении налога на изоглюкозу, Регламент Совета № 1079/77 от 17 мая 1977 года о налоге на молоко и молочные продукты. [Глухов В. В., Дольде И. В. Налоги: теория и практика: Учебное пособие. – СПб., 1996, стр. 74–77.] С целью гармонизации национальных законодательств Совет и Комиссия ЕС принимают директивы, позволяющие сблизить национальные правовые нормы в установленные сроки для решения интеграционных задач без существенного нарушения налогового суверенитета государств-членов. Директивы, принятые в отношении налогов, можно разделить на две группы: директивы, устанавливающие единые требования к определению элементов налогов государств-членов и закрепляющие порядок взаимодействия их налоговых органов (например, Директива № 90/435 от 23 июля 1990 года об общей системе налогообложения материнских и дочерних компаний в разных государствах-членах и др.), и директивы, вносящие изменения и дополнения в принятые ранее директивы (например, Директива № 84/386 о внесении изменений и дополнений в Шестую директиву о НДС и т.д.). По специальным вопросам, имеющим общее для всех государств-членов значение, а также по вопросам, затрагивающим интересы отдельных государств, в соответствии со ст.189(4) Римского договора, Совет или Комиссия принимают решения (например, Решение Совета № 70/243 от 21 апреля 1970 года о замене финансовых взносов государств-членов собственными доходами Сообществ). Суд ЕС (Европейский Суд) оказывает сильное воздействие на применение интеграционного налогового права в национальных правовых системах. В соответствии с учредительными договорами и актами вторичного права он имеет исключительную компетенцию в толковании их положений, а также норм налогового права, создаваемых институтами Сообществ. Решения Европейского Суда обязательны, а в части толкования норм европейского права имеют значение прецедента, которому должны следовать в своей практике судебные органы государств-членов ЕС. Юрисдикция Европейского Суда, определяемая Договором о ЕС, предполагает рассмотрение прямых исков, с которыми обращаются институты Сообществ, государства-члены, их физические и юридические лица, и исков, с которыми обращаются национальные судебные органы. Существенное место в системе источников налогового права ЕС занимают международные договоры. Среди них наибольший интерес, с точки зрения их воздействия на регулирование налоговых отношений, представляют учредительные договоры ЕС, определяющие основы налогового права Сообществ, договоры об избежании двойного налогообложения, заключаемые государствами-членами на двусторонней основе, и Конвенция об устранении двойного налогообложения в связи с корректировкой (уточнением размеров) прибыли ассоциированных предприятий. [Evans A. A. Textbook on EU Law. Oxford, 1998, р.89.] При этом учредительные договоры содержат нормы прямого действия и те налоговые положения, на основе которых принимаются регламенты и директивы Совета по налоговым вопросам. Предметом двусторонних договоров государств-членов является проблема двойного налогообложения, которую договаривающиеся стороны решают, закрепляя в них принципы и механизм взаимного учета налоговых платежей. Она обусловлена особенностями налогового законодательства государств, в силу чего одно и то же лицо может дважды уплачивать налог, поскольку и по праву страны, гражданином которой оно является, и по праву государства, на территории которого им получен доход, оно подлежит налогообложению в соответствии с национальным законодательством. Двусторонние договоры об избежании двойного налогообложения позволяют решать такого рода проблемы. В 1990 году государства-члены ЕС подписали Конвенцию об устранении двойного налогообложения в связи с корректировкой (уточнением размеров) прибыли ассоциированных предприятий, чтобы создать единый правовой механизм разрешения этих споров. Она предусматривает арбитражную процедуру их рассмотрения в связи с двойным налогообложением взаимосвязанных компаний, находящихся в разных государствах-членах ЕС. Продолжение работы в архиве
Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.
Это сообщение имеет вложенный файл..
|
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.135 секунд