Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Система налогового права

Система налогового права 8 года 2 мес. тому назад #1176

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
ВВЕДЕНИЕ
Налоговое право является наиболее бурно развивающейся составной частью российской системы права. Это объясняется спецификой социально-экономических реалий сегодняшней России.
Появление массы частных собственников, независимых от государства и выступающих движущей силой экономики, потребовало выстраивания совершенно новых отношений по изъятию денежных ресурсов для аккумулирования публичных финансов. Именно частная собственность как основополагающий механизм функционирования рыночной экономики составляет главную объективную предпосылку становления налоговой системы России.
Повышение роли и значения налогового права обусловлено особым местом налогов и сборов в формировании доходов государства в условиях постоянного роста государственных расходов. Налоговые поступления составляют сегодня более 90 % бюджетных доходов всех уровней. Таким образом, активная налоговая политика становится важнейшей составляющей социально-экономического, политического, гуманитарного реформирования общественных отношений. Именно налоги выступают в качестве одного из основных факторов экономического роста. От эффективности налогообложения во многом зависит успех государственных реформ, их социальная направленность, уровень жизни и благосостояния населения страны.
С другой стороны, налогообложение носит всеобъемлющий характер, охватывая своим воздействием всех субъектов права – государство, юридические и физические лица. Будучи сферой острого конфликта публичных и частных интересов, налоговое право является индикатором того, насколько законодатель умеет найти необходимый баланс, “золотую середину” между интересами государства и налогоплательщика, и, в конечном счете, насколько правовым является данное государство.
Налоговая реформа разворачивается не на пустом месте. Ее доктринальной основой выступают труды классиков экономической мысли – А. Смита, В. Петти, Д. Рикардо, а также других известных философов и экономистов прошлого – Ш. Монтескье, Ж. Симонда, Дж. Кейнса, Э. Сакса, Ф. Кенэ, А. Вагнера, А. Лэффера и др. При этом нельзя забывать выдающихся отечественных ученых – П. Гензеля, И. Горлова, А. Исаева, В. Лебедева, Д. Львова, И. Озерова, Н. Тургенева, И. Янжула, и др. – работы которых заложили основы отечественной науки налогового права.
С начала 1990-х годов наблюдается устойчивый рост научных исследований в сфере налогообложения. Появились и выдержали повторные издания первые учебники и монографии. Ежегодно защищаются кандидатские и докторские диссертации. Налоговая проблематика занимает не последнее место на научно-практических семинарах и конференциях. Расширяется перечень издаваемых газет и журналов, специализирующихся на вопросах налогообложения.
Вышеизложенное объясняет актуальность темы данной работы.
Целью данной работы является анализ системы налогового права. На основании поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать сущность налогового права как части правовой системы России, выделить предмет и метод налогового права;
2) выявить взаимосвязи налогового права с другими отраслями права;
3) проанализировать основные правовые комплексы налогового права;
4) выявить структуру российского налогового права на современном этапе;
5) проанализировать основные тенденции развития российского налогового права.
Предметом исследования данной работы является система налогового права. Объект исследования – российская система налогового права и ее составляющие.
В целях получения достоверных результатов, их научного обоснования комплексно использовались методы системного и сравнительного анализа. Юридической базой исследования явились Конституция РФ, Налоговый Кодекс РФ, подзаконные нормативно-правовые акты.
Научная новизна данной работы заключается в систематизации отечественного опыта исследования системы налогового права и выдачи рекомендаций по его развитию.
Структура работы определяется логикой исследования и, отражая последовательность решения поставленных задач, включает: введение, две главы, заключение и список литературы.
1. СТРУКТУРА НАЛОГОВОГО ПРАВА
1.1. Предмет и метод налогового права
Как отмечает И. Еналеева, термин “налоговое право” может быть рассмотрен и истолкован с различным содержанием: [Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России. – Москва, ЗАО Юстицинформ, 2005 г. – 520 с. С. 304.]
1) налоговое право как учебная дисциплина;
2) налоговое право как отрасль юридической науки (система категорий, суждений и выводов о налогово-правовых отношениях);
3) налоговое право как часть отрасли (подотрасль) российского права.
И. Еналеева определяет налоговое право в аспекте отрасли российского права как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налога путем императивного метода воздействия на соответствующих субъектов. [Там же.]
Разнообразие, многоплановость общественных отношений обусловливают специализацию правовых норм и распределение их по отраслям, подотраслям, правовым институтам, субинститутам. Главным критерием отраслевой специализации выступает предмет правового регулирования, определяемый как совокупность однородных общественных отношений, регулируемых той или иной группой норм. Он показывает, “что” регулирует та или иная отрасль права.
Дифференцировать предмет налогового права можно по различным основаниям. Так Д.В. Винницкий указывает, что среди свойств предмета налогового права можно выделить следующие: указанные общественные связи выступают как отношения по распределению бремени публичных расходов; они имеют организационно-имущественный характер; с одной стороны, в данных отношениях участвуют публичные субъекты, с другой – частные; указанные отношения строятся на принципах равенства, всеобщности и соразмерности; они могут существовать только в правовой форме. [Винницкий Д.В. Предмет налогового права. // Журнал российского права. – 2002. – №10.]
А. Демин выделяет три блока отношений, отражающих стадийность налогообложения как процесса, “разворачивающегося” во времени и в пространстве: [Демин А.В. Налоговое право России. – Красноярск, 2006. – 643 с. С. 304.]
1) налогово-правотворческий блок, включающий отношения по установлению и введению налогов и сборов;
2) налогово-реализационный блок, связанный с исчислением, уплатой, а при необходимости – принудительным взысканием налогов и сборов;
3) налогово-процессуальный блок, опосредующий сферу налогового контроля и ответственности.
Каждый блок налоговых правоотношений, с одной стороны, обладает некоторой внутриотраслевой автономией, обусловленной функционально-целевой направленностью норм, специфическим субъектным составом, объектом и средствами правового регулирования, выделением институциональных правовых принципов и т.п.; с другой стороны, всем налоговым правоотношениям присуще отраслевое единство в рамках обще отраслевого предмета и метода налогового права. Таким образом, налоговому праву присущ признак системности, то есть оно является иерархически организованной совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих правовых норм и институтов, отражающих, с одной стороны, общеотраслевое единство налогово-правовых норм, а с другой – их специализацию.
В предмете налогового права можно выделить как имущественные отношения, непосредственно связанные с движением денежных средств в наличной или безналичной форме, так и отношения организационные (не-имущественные). Первые традиционно рассматриваются как основные, вторые – как вспомогательные, обеспечивающие возникновение, изменение или прекращение имущественных налоговых отношений. Это справедливый вывод, поскольку все налоговые отношения прямо или косвенно связаны с имуществом, материальными благами, экономической выгодой, то есть с приращением собственности.
Так, отношения по установлению и введению налогов и сборов относятся к сфере законотворчества и лишены имущественного содержания, но в отрыве от них невозможно рассматривать отношения, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей. Отношения в сфере налогового контроля также имеют управленческую, неимущественную природу, но и они, в конечном счете, обеспечивают реализацию обязанности платить законно установленные налоги и сборы. Таким образом, налоговые отношения представляют собой отношения по поводу собственности – по ее ограничению, взиманию, контролю. В некоторых случаях имущественные и организационные элементы в налоговых правоотношениях так тесно переплетены между собой, что их трудно разграничить, оторвать друг от друга.
Налоговые отношения представляют собой отношения по поводу собственности. Конечной целью налогово-правового регулирования является формирование централизованных денежных фондов государства и местного самоуправления путем отчуждения принадлежащих частным лицам денежных средств для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков в денежной форме переходит в собственность государства. Таким образом, предмет налогового права составляют имущественные и тесно связанные с ними организационные отношения, направленные в конечном счете на формирование централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований.
По субъектному составу налоговые правоотношения характеризуются как многосторонние. Согласно ст. 9 НК РФ участниками налоговых правоотношений являются налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые и иные уполномоченные государственные органы. Очевидно, этот перечень далеко не полный. К субъектам налогового права помимо лиц, указанных в ст. 9 НК РФ, следует отнести территориальные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования); банки; представителей налогоплательщиков; организации, регистрирующие сделки и права, имеющие юридическое значение с точки зрения налогообложения, и др.
Предмет налогового права отображен в ч. 1 ст. 2 НК. Здесь выделено пять основных групп налоговых отношений:
1) отношения по установлению и введению налогов и сборов в РФ;
2) отношения по взиманию налогов и сборов;
3) отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;
4) отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
5) отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данный перечень свидетельствует о том, что законодатель избрал функциональный критерий для подразделения отношений, составляющих предмет налогового права. Налоговые отношения разделены на группы в зависимости от того, какие функции они призваны выполнять в системе государственного и муниципального налогообложения.
Особенности метода налогово-правового регулирования обусловлены публично-правовой природой налогового права и включают следующие признаки. [Демин А.В. Налоговое право России. – Красноярск, 2006. – 643 с. С. 319-321.]
1. Публично-правовой характер целевых установок.
Для налогообложения характерен приоритет публичных интересов перед интересами частными. Налогово-правовое регулирование носит фискальный характер, то есть его главная цель состоит не в реализации интересов частных лиц, а в обеспечении государства финансовыми ресурсами для реализации публичных задач и функций. Все остальные задачи носят вторичный, производный характер.
2. Преобладание обязывающих и запрещающих норм.
Доминирование в налоговом праве обязывающих и запрещающих норм обусловлено публично-правовой целью обеспечить формирование централизованных денежных фондов государства. Налоговая обязанность – центральное звено, ядро налогового права. Налоги и сборы уплачиваются не вследствие собственной инициативы плательщика, не в порядке кредитования или благотворительного взноса, но в силу конституционно-правовой обязанности.
3. Императивный характер налогово-правового регулирования.
Налоговому праву свойственны детальная нормативная регламентация и минимизация свободы субъектов самостоятельно регулировать своё поведение в рамках налогового правоотношения.
4. Атрибутивное участие компетентных представителей государства.
Территориальные образования в лице уполномоченных органов и должностных лиц – обязательные участники налоговых правоотношений, которые носят вертикальный характер.
В литературе были высказаны предложения уравнять в правовом статусе налоговые органы и налогоплательщика. По мнению А.В. Брызгалина, между ними должно быть состояние полного равенства, поскольку ст.ст. 18 и 19 Конституции РФ закрепляют равенство в существовании и защите всех форм собственности, в том числе государственной и частной. [Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. – М., 2007. – 512 с. С. 104.] Аналогичной позиции придерживается В.И. Гуреев, утверждающий, что законодательство о налогах и сборах не предусматривает налоговую субординацию. [Гуреев, В.И. Правовые проблемы совершенствования налоговой системы России: автореф. дис. … докт. юрид. наук / В.И. Гуреев. – М., 1999.] На наш взгляд, с такой позицией нельзя согласиться. Налоговые правоотношения всегда строятся по субординационной модели, где обязанным лицом, как правило, выступает налогоплательщик. Статья 2 НК РФ (а также ст. 2 ГК РФ) определяет налоговые отношения как властные.
В Постановлении от 17.12.96 № 20-П КС РФ отметил: “Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых – налоговому органу, действующему от имени государства, – принадлежит властное полномочие, а другой – налогоплательщику – обязанность повиновения”. [Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации / отв. ред. Б.С. Эбзеев. – М., 2007. – Т.2: Защита прав и свобод граждан. – 974 с. С. 109.]
5. Сочетание разрешительного и общедозволительного правового регулирования.

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.121 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: