Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Фонд финансовых ресурсов Pеленограда. создание программы распределения

Фонд финансовых ресурсов Pеленограда. создание программы распределения 4 года 4 мес. тому назад #1151

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
1. Введение

Актуальность темы исследования
Управление социальными объектами в переходный период представляет собой чрезвычайно сложную проблему, особенно на региональном уровне. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации испытывают на себе воздействие, с одной стороны, федерального центра, вырабатывающего (не без ошибок) государственную систему управления и постепенно перекладывающего на регионы ответственность за проведение реформ; [Экономические реформы в России. Итоги первых лет 1991-1998. М.: Наука, 1999] с другой стороны – населения, требующего обеспечения своих прав и интересов, вне зависимости от того, кто конкретно обязан это делать.
Анализируемому периоду деятельности администрации округа предшествовали четыре года реформ, которые коренным образом изменили экономические отношения в обществе. Осуществлялись разгосударствление собственности и конверсия оборонного комплекса. Проходило реформирование в налоговой, бюджетной, финансовой, пенсионной, земельной, правовой и других сферах. Принято решение о реформировании жилищно-коммунального хозяйства. Каждое из таких преобразований требует специальной подготовки и громадных ресурсов.
Одновременная их реализация привела к обострению кризисных явлений в экономической и, соответственно, социальной сферах.
Правовое обеспечение реформ на всех этапах существенно отставало от осуществляемых в стране преобразований. Очень быстро разрушились существовавшие системы отраслевого управления, централизованного снабжения и сбыта, кооперативных связей между предприятиями и организациями, ухудшилось государственное управление экономическими объектами, изменилась банковская система. Практически исчез контроль за деятельностью самостоятельных экономических субъектов – предприятий и организаций, которые воспользовались этой свободой в своих интересах.
Резко возросли цены на сырье, материалы, комплектующие, энергию, что, в свою очередь, вызвало дефицит оборотных средств. Это положило начало появлению новых платежных средств – бартера, векселей и взаимозачетов. Появились и непрерывно растут долги по платежам в бюджеты, по взаимным расчетам между предприятиями. В худшем положении оказались предприятия, производящие конечную продукцию и, в первую очередь – оборонные. [Варшавский А. Определение уровня расходов на оборону России с учетом фактора стабильности (макроэкономическая оцен¬ка) // Вопросы экономики. 1996. № II, стр. 45 ]
Нельзя не упомянуть и широко распространенную незаконную деятельность: хищения, нецелевое использование средств, уклонение от налогов и другие правонарушения – все это несомненно замедляет скорость осуществления экономических реформ.
Серьезной проблемой остается совершенствование управления предприятиями и организациями, которое медленно приспосабливается к рыночным отношениям.
Ухудшение состояния дел в реальной экономике сказалось и на социальной сфере – значительно снизились реальные доходы населения, резко выросла величина прожиточного минимума, задерживалась и продолжает задерживаться выплата заработной платы, пенсий и различных пособий, ухудшилось финансирование науки, образования, культуры, здравоохранения, учреждений социальной сферы.
Преодоление негативных последствий реформ – важнейшая задача окружных органов государственной власти.
Возрастающее воздействие общества на природную среду приводит к возрастанию воздействия измененной людьми природы на развитие самого общества. Устойчивое экономическое развитие территории (локальной, региональной, глобальной) представляет развитие, удовлетворяющее потребностям настоящего времени, но не ставящее под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Данная концепция затрагивает все аспекты функционирования общества: политико-правовой, экономический, экологический, социальный, международный, информативный и др.
Городское хозяйство представляет из себя сложный комплекс промышленных предприятий, инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, связей между этими блоками, и службами, обеспечивающими стабильное развитие данного комплекса по перечисленным выше аспектам.
Концепция устойчивого социально-экономического развития территории базируется на принципах: оптимального соответствия общества и природной среды, естественного равновесия биосферы, компенсации соответственно значениям меры производимых у природы изъятий, экологическую чистоту человеческой деятельности и прочее. [Гофман К.Г. Переход к рынку и экологизация налоговой системы России // Экономика и математические методы. 1999. Т. 30. Вып. 4.,стр. 172.]
Для этого необходимо осуществление комплекса экономических и административно-правовых методов управления, направленных на обеспечение социально-экономического и экологически допустимого развития административного округа.
Из вышесказанного следует, что для обеспечения устойчивого развития урбанизированных территорий в настоящее время актуально рассмотрение экономического механизма составляющей такого развития.
Степень разработанности проблемы.
Исследуемая проблема предполагает при характеристике ее разработанности всесторонний анализ изученности с позиций современных экономических постулатов, методов экономико-математического моделирования, современных компьютерных технологий, социально-экономических и экономико-экологических проблем социально-экономического устойчивого развития урбанизированных территорий.
Экономические аспекты вопроса устойчивого развития социально-экономических систем урбанизированных территорий изложены в трудах К.А. Багриновского, О.Ф. Балацкого, Ю.Ю.Гавриловой, Э.В. Гирусова, М.М. Гузева, А.А. Гусева, В.В. Глухова, А.А. Голуб, B.C. Голубева, В.И. Данилова-Данильяна, В.И. Денисова, В.Г. Игнатова. Ю.А. Израэля, А.В. Колосова. А. М. Молчанова, П.М. Нестерова, Н.Ф. Реймерса, Е.В. Рюминой, А.А Суэтина, С.Г. Тяглова, А.Д. Урсул, Р.И. Хильчевской, Т.С. Хачатурова. Н.В. Чепурных, И.М. Шабуниной и других.
Проблемы применения экономико-математических моделей и компьютерных технологий при решении социально-экономических задач в условиях рыночной экономики даны в работах многих отечественных и зарубежных ученых: К.А. Багриновского, Э.В. Гирусова, К.Г. Гофмана, А.А. Горелова, В.И. Гурмана, М.Я. Лемешева, П.М. Нестерова, П.Г. Олдака, Е.В. Рюминой, Н.П. Тихомирова, С.Г. Тяглова, Forrester J. W. и других.
Вместе с тем, при всей ценности проведенных исследований в них не ставились акценты на подходах применения комплексного экономико-социального моделирования для прогноза экономических показателей обеспечения социально устойчивого развития. Представленная в дипломной работе программа экономико-социальных моделей позволяет реализовать экономический механизм социально устойчивого развития территории.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования является социально-экономическая система административных округов. Предметом исследования являются экономический механизм обеспечения устойчивого развития социальных систем урбанизированных территорий.
Цель и задачи исследования.
Цель настоящей дипломной работы – представить итоги работы Зеленоградского административного округа за два года и определить пути дальнейших преобразований в экономике и социальной сфере Зеленоградского АО.
Цель дипломного исследования состоит в разработке механизмов экономико-социального процесса обеспечения устойчивого развития городов.
В этой связи решаются следующие задачи:
• раскрыть методологические и теоретические основы исследования проблемы социально устойчивого развития городов экономическими методами;
• выяснить комплекс бюджетных показателей, характеризующих состояние социально устойчивого развития городов и экономические механизмы его обеспечения;
• разработать методику реализации программы обеспечения социально устойчивого развития городов и административных округов;
• выявить механизмы обоснования макроэкономических и микроэкономических показателей устойчивого развития административной территории и социально-экономических условий его обеспечения;
• разработать и внедрить комплексную программу для экономического механизма социально устойчивого развития городов.
Методологическая, теоретическая и эмпирическая основа исследований.
Основа дипломного исследования – фундаментальные концепции и гипотезы взаимодействия общества и экономических субъектов, современные механизмы рыночной экономики в сфере охраны окружающей среды и природопользования основные положения теоретического менеджмента отечественный и зарубежный опыт в области экономико-социального моделирования.
В качестве эмпирической базы использованы статистические и документальные материалы, характеризующие состояние социально-экономического развития Зеленоградского АО [Экономические реформы в России. Итоги первых лет 1991-1998. М.: Наука, 1999]

2. Аналитическая часть. "Анализ достигнутого уровня социально-экономического развития Зеленоградского АО"

2.1. Схема управления Зеленоградским административным округом.

Зеленоградский административный округ представляет собой сложную административную, хозяйственную и социальную систему
В состав Зеленоградского АО входят 9 районов, административно-окружной центр – г. Зеленоград, 19 поселков городского типа и 87 сельских советов.
Население Зеленоградского АО, главный объект заботы администрации, насчитывает 1747 тыс. человек, из них 886 тыс. – трудоспособное население, 387 тыс. – пенсионеры. [Четыркин Е.М. Пенсионные фонды. М.: А.О."Арго", 1999.,стр.32-33.] Городское население составляет 1031 тыс. человек, а сельское – 716 тыс. человек. Население расселено на большой территории и в местах проживания имеет неодинаковые возможности для реализации своих интересов и прав.
Состав населения крайне неоднороден, в него входят различные по материальной обеспеченности группы, в том числе остро нуждающиеся в социальной поддержке. Так, количество жителей, имеющих среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума, составляет около 40% от общей численности населения округа. К концу 1999 года на учете состояло 21,8 тыс. граждан, не занятых трудовой деятельностью, из которых 20 тыс. имели статус безработного. Около 9% от среднесписочной численности работающих были заняты на работе неполный рабочий день. За 1998 и 1999 годы получили статус беженцев 15,9 тыс. человек. Кроме того, среди населения немало инвалидов, людей с серьезными хроническими заболеваниями, одиноких престарелых пенсионеров, людей без определенного места жительства, требующих особого внимания.
Каждая группа населения имеет свои специфические интересы, которые в известной мере являются конкурирующими при распределении бюджетных средств и других ресурсов. Баланс интересов жителей округа и возможностей окружного бюджета представляет собой весьма трудную задачу, над решением которой администрация округа работает ежедневно.
На территории округа на 01.01.98 зарегистрировано 59,5 тыс. предприятий и организаций. Они различаются по видам собственности, правовым формам, отраслевой принадлежности и, в конечном счете, по результатам своей деятельности. По состоянию на 01.01.98 доля предприятий государственной собственности составила 7,1 %, муниципальной – 4,3%, частной – 75%. Индивидуальной трудовой деятельностью (по данным регистрации) занято 16,1 тыс. человек.
Таким образом, Зеленоградский административный округ, как, впрочем, и любой субъект Российской Федерации, является сложным по структуре и крупным по своим масштабам объектом управления.
В определенной степени об объемах управленческой работы можно судить по количеству документов, поступивших в канцелярию администрации округа и отправленных из нее. Так в 1998 г. поступило 100753 документа и отправлено 60289, а в 1999 г.-соответственно 98125 и 85405.
Современная общая схема управления на территории округа совместно разработана и продолжает совершенствоваться администрацией Зеленоградского АО и областным Советом депутатов Московской области.
Государственную власть в округа осуществляют:
• Зеленоградский административно-окружной Совет депутатов – законодательный (представительный) орган власти;
• администрация Зеленоградского АО – исполнительный орган власти.

2.2. Структурные изменения в хозяйстве АО.

В структуре производства округа за годы реформ произошли существенные изменения. Они обусловлены, во-первых, неодинаковым уровнем падения производства в разных отраслях хозяйства, во-вторых, – разным уровнем роста цен на продукцию и услуги в отдельных отраслях, что сказалось на ценовых пропорциях совокупного продукта.
Наиболее заметным изменением в структуре валового регионального продукта является увеличение доли производства услуг и сокращение удельного веса производства товаров.
Таблица 1. Отраслевая структура валового регионального продукта
Зеленоградского АО (в процентах к итогу)
Отрасли 1996 1997 1998 1999
Валовой региональный продукт в основных ценах
в том числе 100 100 100 100
Производство товаров
в отраслях: 59,2 56,6 46,0 43,4
промышленность 37,5 34,4 26,5 25,0
сельское хозяйство 11,9 14,5 10,8 11,1
лесное хозяйство 0,2 0,1 0,2 0,1
строительство 9,0 7,3 7,9 6,6
прочие виды деятельности по производству товаров 0,6 0,3 0,6 0,6
Производство услуг: 40,8 43,4 54,0 56,6
транспорт 11,3 11,1 11,7 -
связь 0,2 0,2 2,4 -
торговля, общепит, МТС, заготовки 12,2 10,9 13,1 -
информационно-вычислительное обслуживание 0,1 0,1 0,1 -
операции с недвижимым имуществом 0,4 0,8 1,1 -
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 0,4 0,4 0,3 -
геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы 0,2 0,1 0,2 -
жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения 4,4 6,7 5,0 -
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 3,1 3,2 4,7 -
образование, культура, искусство 4,2 2,9 4,4 -
наука и научное обслуживание 1,6 1,2 2,4 -
кредитование, финансы и страхование, пенсионное обслуживание 0,1 0,1 0,1 -
управление 2,6 3,7 8,5 -

Такая тенденция характерна для структуры хозяйств развитых стран мира. [Пчелинцев О.С., Арянин А.Н., Верхунова М.С., Щербаков Е.М. Новые тенденции в развитии регионов России и экономическая политика федерального центра // Проблемы прогнозирования. 1998. № 3,стр. 59.] Несмотря на то, что эта структура образовалась в большей мере под влиянием негативных факторов, она тем не менее отражает и естественный процесс – самоорганизацию экономической системы округа. Поэтому целесообразно особо проработать вопрос об усилении этой тенденции за счет стимулирования развития некоторых отраслей сферы услуг. Такими отраслями являются:
• транспорт, так как Зеленоград является крупным транспортным узлом и расширение его возможностей по транспортировке, приему и отправлению грузов и пассажиров представляется эффективным;
• связь, хотя удельный вес произведенных ею услуг и мал, но за два года он вырос в 12 раз;
• сфера торговли, Зеленоградский административный округ и, прежде всего, ее административно-окружной центр стали крупным центром оптовой торговли. Вместе с тем статистикой этот факт отражается слабо, поэтому уровень фактических объемов торговых оборотов требует дополнительного изучения.
Значение промышленности и строительной индустрии в экономике Зеленоградского АО существенно снизилось. По сравнению с 1990 г. в 1999 г. значительно изменилась и структура промышленного производства:
• уменьшился удельный вес машиностроения (с 44.6% до 30.0%), хотя оно по-прежнему занимает первое место;
• увеличилась доля пищевой промышленности;
• резко выросла доля электроэнергетики (это обусловлено ростом тарифов и более низкими темпами уменьшения объемов производства электрической и тепловой энергии по сравнению с другими отраслями);
• более чем в два раза увеличился удельный вес продукции промышленности строительных материалов;
• отрасли тяжелой промышленности (цветная и черная металлургия и химическая промышленность), как и легкая промышленность, занимают сегодня в общем объеме промышленного производства по сравнению с 1990 г. незначительное место.
Таблица 2. Удельный вес отраслей промышленности Зеленоградского АО в объеме продукции крупных и средних предприятий
Отрасли 1990 1998 1999
Электроэнергетика 3,5 21,5 21,9
Топливная 0,3 0,3 0,3
Черная металлургия 3,9 1,3 1,0
Цветная металлургия 7,0 4,0 2,0
Химическая и нефтехимическая 7,8 2,4 1,8
Машиностроение и металлообработка 44,6 35,4 30,0
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 2,5 1,9 2,0
Промышленность строительных материалов 3,7 7,6 8,5
Легкая промышленность 7,1 2,2 2,4
Пищевая промышленность 13,2 18,8 22,7
Микробиологическая 0,7 0,6 0,6
Мукомольно-крупяная и комбикормовая 3,5 2,0 3,8
Медицинская промышленность 1,1 1,3 1,9
Полиграфическая 0,5 0,6 0,6
Другие промышленные производства 0,6 0,1 0,5
Вся промышленность 100 100 100
Общее количество и структура промышленных предприятий также значительно меняется. Сегодня в промышленности преобладают предприятия, относящиеся к частной собственности.
Таблица 3. Число зарегистрированных предприятий и организаций
На 1 января 1999 г. На 1 января 2000 г.
Всего,
в том числе: 54545 59553
юридические лица,
из них: 52648 57306
коммерческие
организации, в том числе: 44334 48044
государственные предприятия 734 753
муниципальные предприятия 523 527
акционерные общества 29370 33663
крестьянские хозяйства, ассоциации фермерских хозяйств 5209 5100
некоммерческие
организации 8314 9262
филиалы, представительства и другие обособленные подразделения юридических лиц 1899 2243
индивидуальная трудовая деятельность 2661* 16133
*Учет индивидуальной трудовой деятельности ведется с июля 1998 г.
Таблица 4.
Распределение общего числа зарегистрированных предприятий
по формам собственности
Число предприятий и организаций
на 1 января 2000 г.
единиц в % к итогу
Государственная собственность 4202 7,1
Муниципальная собственность 2532 4,3
Частная собственность 44673 75,0
Собственность общественных объединений (организаций) 2733 4,6
Прочие формы собственности 5409 9,1
По составу учредителей более половины предприятий составляют предприятия, учрежденные отдельными гражданами Российской Федерации – 34888 единиц.
Большая часть предприятий сосредоточена в торговле и общественном питании (49,4%), в строительстве (13%) и промышленности (14,4%).
Привлечение инвестиций
В 1992-1998 годах объём инвестиций в основной капитал предприятий и организаций округа снижался, что является характерной особенностью российской экономики этого периода. При этом удельный вес государства в инвестиционном процессе сократился более чем в три раза. Вместе с тем 1998-1999 годы характеризуются изменением структуры источников капитальных вложений в экономику округа. Так, возрастает доля инвестиций за счет бюджета субъекта федерации и местных бюджетов, собственных средств предприятий, организаций и частных лиц.

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.179 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: