Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Кредитная политика МВФ

Кредитная политика МВФ 5 года 4 мес. тому назад #1133

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
Введение
В системе регулирования международных валютно-кредитных отношений центральная роль отведена Международному валютному Фонду, который практически является институциональной основой мировой валютной системы. Одна из основных задач МВФ, определенных Бреттон-Вудскими соглашениями, заключается в оказание финансовой помощи странам, входящим в его состав для исправления нарушений равновесия их платежных балансов путем предоставления кратко – и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. С конца 80-х годов наблюдается значительный рост кредитных операций Фонда, заметная активизация его политики в этом направлении, выражающаяся как в географическом расширении кредитной деятельности, так и в появлении новых подходов, форм и механизмов кредитования.
Темой дипломной работы является анализ основных направлений и проблем современной кредитной политики Международного валютного фонда. Рассматриваются формы, трудности и перспективы взаимодействия МВФ с государствами, входящими в его состав и прибегающими к финансовой поддержке Фонда для преодоления затруднений, связанных с нарушениями равновесия их платежных балансов. В том числе и отношения МВФ с Россией.
Вопросы, освященные в данной работе, имеют большую актуальность для России. Во-первых, наша страна уже пять лет является членом МВФ, и заключаемые почти каждый год кредитные соглашения с Фондом играют очень важную роль в процессе осуществления нашим государством экономических реформ, движения по пути рыночной экономики, разрешения проблем задолженности западным кредиторам. В этой связи важно изучить опыт взаимодействия МВФ с развивающимися странами, которые после развала Бреттон-Вудской системы в конце 70-х гг. стали основными получателями кредитов Фонда, обратить особое внимание на те трудности и проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе реализации экономических программ при финансовой поддержке Фонда. Следует также иметь в виду, что, выделяя кредит, Фонд играет роль гаранта платежеспособности страны-заемщицы по отношению к частным и официальным иностранным кредиторам и инвесторам, что особенно важно, если учесть размер внешней задолженности России перед Западом и ее потребность в зарубежных инвестициях,
Во-вторых, выдвинутая МВФ инициатива об облегчении долгового бремени беднейших стран, о которой подробно рассказано в работе, непосредственно затрагивает интересы России, так как в описке этих стран фигурирует немало наших крупных должников. Добиться возвращения 100140 млрд, долл., которые задолжали страны третьего мира о советских времен (из расчета 0,64 рубля за 1 долл.,) не представляется возможным исходя из положения в экономике большинства стран-должников, Поддержка Россией инициативы о снижении долга беднейших стран означает, что ей придется окончательно забыть о возврате сумм порядка 100 млрд. долл., и прямые потери узакониваются.
Работа содержит обширный информационный, статистический и аналитический материал, отражает различные точки зрения на проблемы современной кредитной политики Фонда и разные оценки его деятельности. Подробно рассказывается об этапах взаимодействия МВФ и России. Большое внимание уделено новейшим направлениям кредитной политики МВФ в отношении развивающихся стран о низким уровнем дохода. Таким образом, работа может быть практически использована в процессе изучения и анализа как основных направлений кредитной политики МВФ на современном этапе в отдельности, так и роли, которую играет сегодня эта организация в системе международных экономических отношений в целом,
При работе над темой были использованы, в частности, самые новые сведения, касающиеся кредитной деятельности МВФ. Сюда можно отнести последние статистические данные, содержащиеся в публикациях Фонда, а также взятые из текущих материалов Financial Times и "Финансовых известий" самые актуальные заявления руководства МВФ и решения в области кредитной политики, принятые Фондом в период между осенней сессией МВФ и Всемирного Банка 1996 г. и весенней сессией 1997 г. В частности, это касается путей осуществления новой совместной инициативы МВФ и Всемирного Банка по облегчению долгового бремени наименее развитых стран.
Работа содержит три главы. Первая глава посвящена основным направлениям кредитной политики Фонда в отношении развивающихся стран. Глава разбита на три параграфа. В первом параграфе внимание уделяется роли МВФ в урегулировании кризиса внешней задолженности развивающихся стран, во втором – реализация Фондом программы финансированию структурной перестройки, в третьем – роль МВФ в претворении в жизнь инициативы по облегчению непосильного долгового бремени наименее развитых стран. Во второй главе речь идет о проблеме обусловленности кредитов, предоставляемых МВФ странам-членам. Третья глава дипломной работы посвящена той роли, которую играет кредитная политика Фонда в проведении экономических реформ в России в течение последних пяти лет.
При написании данной работы были использованы различные источники, содержащие информацию по рассматриваемым вопросам. Во-первых, это такие периодические публикации МВФ как IMF Annual Report ( Годовой отчет МВФ на английском языке), Обзор МВФ на русском языке, последние сборники International Financial Statistics. Во-вторых, значительная часть информации была взята из публикаций таких ведущих экономических изданий как Financial Times и "Финансовые известия" за последние два года. В-третьих у были использованы аналитические статьи ведущих российских и зарубежных специалистов в области международных валютно-кредитных отношений, таких как Д.В. Смыслов, В.Р. Евстигнеев, Б.М. Пичугин, Гр. Берд, Е. Фитцжералд, опубликованные в последние годы в журналах "МЭиМО", "Деньги и кредит", зарубежных научных сборниках. Наконец, важным источником информации явилась монография Д.В. Смыслова "Международный валютный фонд:
современные тенденции и наши интересы") являющаяся самым новым за последнее время принадлежащим российской экономической мысли крупным научным трудом, посвященным деятельности МВФ, Были использованы также русское издание книги известного французского ученого и финансиста М. Пебро "Международные экономические, валютные и финансовые отношения" и учебное пособие "Международные валютно-кредитные и финансовые отношения" под редакцией Л.Н. Красавиной 1994 года.
Глава 1. Основные направления кредитной политики МВФ в отношении развивающихся стран
1.1. Роль МВФ в урегулировании кризиса внешней задолженности развивающихся стран
Острый долговой кризис, разразившийся в середине 80-х годов, превратился в одну из серьезнейших глобальных проблем современности. Он не только стал блокировать экономическое развитие и общественный, прогресс развивающихся стран, привел к резкому обострению социальных проблем. Под угрозой оказалось нормальное Функционирование и целостность всей системы регулирования международных валютно-кредитных отношений из-за резких сдвигов в структуре движения капиталов и кредитов между развитыми странами-кредиторами и развивающимися-должниками, усиления кредитных рисков на рынке международного кредита, появления страновых рисков, ослабления ликвидных позиций банков-кредиторов. Обострились проблемы плавающих курсов, процентных ставок, мировых денег, мировой валютной ликвидности.
МВФ, призванный поддерживать стабильность мировой валютной системы, не мог остаться в стороне от происходящих событий. В апреле 1989 г. Временный комитет на своем заседании заявил, что Фонд должен играть центральную роль в проведении мероприятий по сокращению внешнего долга развивающихся стран-членов МВФ. Комитет высказал предложение, чтобы Фонд оказывал финансовую поддержку усилиям стран по уменьшению величины долга и размеров выплат, необходимых для обслуживания долга, при этом поощряя приток новых денежных средств в развивающиеся страны из частного сектора промышленно развитых.
Исполнительным советом в мае 1989 г. было предпринято два шага, направленных на проведение в жизнь его долговой стратегии: во-первых) было одобрено оказание Фондом, при наличии определенных критериев, финансовой поддержки странам, осуществляющим меры по сокращению долга и долговых платежей, во-вторых, МВФ модифицировал политику в отношении финансовых гарантий со стороны других кредиторов, так чтобы Фонд имел возможность оказывать более своевременную финансовую поддержку стабилизационным экономическим программам, проводимых странами-членами.
Исполнительный совет МВФ утвердил специальные положения, которые регламентируют предоставление помощи странам-членам, осуществляющим меры по урегулированию своего внешнего долга. 8 соответствии о этими положениями, Фонд предоставляет финансовую поддержку стране-члену, если он уверен в том, что страна осуществляет в контексте соглашения о резервном или расширенном кредите программу стабилизации экономики со значительными элементами структурной реформы, добровольные, основанные на рыночных методах меры по сокращению долга и сумм его обслуживания помогут стране вернуть доступ к финансовым рынкам и достичь устойчивости внешних платежей при одновременном обеспечении экономического роста, финансовая поддержка мер по сокращению внешней задолженности и сумм ее обслуживания представляет собой эффективное использование ограниченных ресурсов.
При оценке качества осуществляемой страной-заемщицей программы стабилизации экономики и структурной реформы Исполнительный совет придает особое значение тому, нацелена ли эта программа на улучшение климата для сбережений и инвестиций, противодействие бегству капитала и поощрение притока иностранного частного капитала.
В соответствии с положениями доля валютных средств МВФ, предоставляемых по соглашению о резервном и расширенном кредите, которая может быть использована для финансирования сокращения основной суммы долга, составляет, как правило, 25%, но точная величина этой доли устанавливается в каждом отдельном случае. Фактическое предоставление средств в рамках определенной доли, как правило, производится по частям, по мере достигаемого страной прогресса в перестройке экономики. Но в некоторых случаях в соответствии со специфическими потребностями финансирования мер по сокращению долга при первоначальном выделении валюты может быть предоставлена относительно большая сумма.
Если Исполнительный совет убежден, что план сокращения долга согласуется с целями программы реформирования экономики, то первоначальная выдача валюты в пределах зарезервированной доли может быть осуществлена о самого начала проведения в жизнь кредитного соглашения. В другом случае права на получение валюты аккумулируются, и средства предоставляются по завершении рассмотрения Советом плана сокращения задолженности.
В отдельных случаях, рассматриваемых с учетом масштабов потребности страны, связанных с состоянием ее платежного баланса, степени радикальности программы и стараний страны по применению собственных ресурсов для осуществления мероприятий по сокращению долга, Фонд готов обеспечить дополнительный доступ к своим ресурсам, если приходит к выводу, что финансовая поддержка может иметь решающее значение для содействия эффективным мерам по сокращению обслуживания долга и привлечению других денежных средств.
График реального перевода средств стране-члену определяется особенностями осуществляемых мер, В той мере, в какой суммы, выделенные Фондом стране-члену в соответствии с обязательством предоставить дополнительный доступ к ресурсам, не используются в пределах соответствующего периода для целей, изложенных в заявке, страна должна по возможности быстро вернуть такие суммы.
Следует отметить, что Фонд периодически рассматривает прогресс отдельных операций, чтобы убедиться в реальном значительном сокращении сумм долга и обязательств по его обслуживанию, обеспечивающим достижение более устойчивого состояния платежного баланса страны-должника. Однако Фонд исходит из того, что он не должен непосредственно вовлекаться в переговоры между странами-должниками и банками-кредиторами.
Политика в области финансовых гарантий, по мнению МВФ, должна быть нацелена на то, чтобы:
- программы перестройки экономики полностью финансировались,
- финансирование способствовало возвращению страны к устойчивому платежному балансу и укреплению ее способности возмещать кредиты МВФ,
- бремя финансирования распределялось справедливо, поддерживались или восстанавливались упорядоченные связи между страной-заемщицей и ее кредиторами
Модификация Фондом в 1989 г. на основе изменений в мировой финансовой ситуации политики в области финансовых гарантий явилась следствием осознания того факта, что должникам и кредиторам может в некоторых случаях требоваться дополнительное время для достижения договоренности по поводу выработки соответствующих Финансовых пакетов, т. е. мер по урегулированию задолженности. В соответствии с положениями 1989 г. МВФ может одобрить кредитное соглашение и до достижения договоренности об упорядочении финансовых взаимоотношений страны-члена с банками-кредиторами в том случае, когда для реализации программы реформирования экономики страны-должника как можно более быстрая поддержка со стороны МВФ играет очень важную роль. При этом соответствующее решение может быть принято Фондом, если уже начались переговоры страны с банками, имеются веские основания предполагать, что договоренность о финансовом пакете, совместимом с сохранением устойчивости внешних платежей этой страны, будет достигнута в течение разумного периода времени. Если же подобные условия отсутствуют, то МВФ будет продолжать ожидать их возникновения и ограничится на какое-то время одобрением кредитного соглашения лишь в принципе.
С точки зрения МВФ осуществление политики установления упорядоченных финансовых отношений требует принятия всех необходимых мер для недопущения возникновения просроченной задолженности. Тем не менее, Фонд допускает возможность терпимого отношения к накоплению просроченной задолженности частным коммерческим банкам, когда переговоры между должником и кредитором продолжаются и к этому принуждает финансовая ситуация в стране.
Конкретная финансовая поддержка была оказана МВФ Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Коста-Рике, Мексике, Уругваю, Филиппинам, Эквадору. В соответствии с положениями по реализации долговой стратегии, заключенные о этими странами резервные и расширенные кредитные соглашения предусматривали расходование 25""30% установленных сумм на финансирование операций по снижению уровня внешнего долга. В ряде случаев Фонд также брал обязательство предоставить дополнительные средства в размере до 40% квоты страны-заемщицы для снижения затрат на обслуживание долга.
Заключенные Фондом соглашения со странами-должниками явились гарантией для иностранных коммерческих банков-кредиторов, основанием для достижения договоренности этими банками со странами-заемщицами о тех или иных сокращениях сумм их долгов, их реструктуризации. В 1989-92 гг., например, такие соглашения были заключены о Аргентиной, Венесуэлой, Коста-Рикой, Марокко, Мексикой, Мозамбиком, Нигером, Нигерией, Уругваем, Филиппинами.
Вое вышеперечисленные меры, несомненно принесли позитивные результаты. МВФ сыграл положительную роль в снижении остроты долговой проблемы, помог разрядить обстановку, угрожавшую на определенном этапе подорвать систему регулирования международных валютно-кредитных отношений" За 1987-1993 гг. было заключено 13 соглашений с развивающимися странами об уменьшении их долгов. В этот описок входят Аргентина, Боливия, Чили, Коста-Рика, Гайана, Мексика, Мозамбик, Нигер, Нигерия, Филиппины, Уганда, Уругвай, Венесуэла. Общая сумма задолженности – 147 млрд. долл. была снижена на 47%, При этом 6 странам (Боливии, Чили, Гайане, Мозамбику, Нигеру и Филиппинам) был описан долг практически полностью, Аргентине – на 48%, Мексике – на 45%, Венесуэле – на 32%, (6, N.6, стр. 24)

Продолжение работы в архиве
Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.112 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: