Добро пожаловать,
Гость
|
|
Кредитная политика МВФ
Кредитная политика МВФ 7 года 7 мес. тому назад #1133
|
Введение
В системе регулирования международных валютно-кредитных отношений центральная роль отведена Международному валютному Фонду, который практически является институциональной основой мировой валютной системы. Одна из основных задач МВФ, определенных Бреттон-Вудскими соглашениями, заключается в оказание финансовой помощи странам, входящим в его состав для исправления нарушений равновесия их платежных балансов путем предоставления кратко – и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. С конца 80-х годов наблюдается значительный рост кредитных операций Фонда, заметная активизация его политики в этом направлении, выражающаяся как в географическом расширении кредитной деятельности, так и в появлении новых подходов, форм и механизмов кредитования. Темой дипломной работы является анализ основных направлений и проблем современной кредитной политики Международного валютного фонда. Рассматриваются формы, трудности и перспективы взаимодействия МВФ с государствами, входящими в его состав и прибегающими к финансовой поддержке Фонда для преодоления затруднений, связанных с нарушениями равновесия их платежных балансов. В том числе и отношения МВФ с Россией. Вопросы, освященные в данной работе, имеют большую актуальность для России. Во-первых, наша страна уже пять лет является членом МВФ, и заключаемые почти каждый год кредитные соглашения с Фондом играют очень важную роль в процессе осуществления нашим государством экономических реформ, движения по пути рыночной экономики, разрешения проблем задолженности западным кредиторам. В этой связи важно изучить опыт взаимодействия МВФ с развивающимися странами, которые после развала Бреттон-Вудской системы в конце 70-х гг. стали основными получателями кредитов Фонда, обратить особое внимание на те трудности и проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе реализации экономических программ при финансовой поддержке Фонда. Следует также иметь в виду, что, выделяя кредит, Фонд играет роль гаранта платежеспособности страны-заемщицы по отношению к частным и официальным иностранным кредиторам и инвесторам, что особенно важно, если учесть размер внешней задолженности России перед Западом и ее потребность в зарубежных инвестициях, Во-вторых, выдвинутая МВФ инициатива об облегчении долгового бремени беднейших стран, о которой подробно рассказано в работе, непосредственно затрагивает интересы России, так как в описке этих стран фигурирует немало наших крупных должников. Добиться возвращения 100140 млрд, долл., которые задолжали страны третьего мира о советских времен (из расчета 0,64 рубля за 1 долл.,) не представляется возможным исходя из положения в экономике большинства стран-должников, Поддержка Россией инициативы о снижении долга беднейших стран означает, что ей придется окончательно забыть о возврате сумм порядка 100 млрд. долл., и прямые потери узакониваются. Работа содержит обширный информационный, статистический и аналитический материал, отражает различные точки зрения на проблемы современной кредитной политики Фонда и разные оценки его деятельности. Подробно рассказывается об этапах взаимодействия МВФ и России. Большое внимание уделено новейшим направлениям кредитной политики МВФ в отношении развивающихся стран о низким уровнем дохода. Таким образом, работа может быть практически использована в процессе изучения и анализа как основных направлений кредитной политики МВФ на современном этапе в отдельности, так и роли, которую играет сегодня эта организация в системе международных экономических отношений в целом, При работе над темой были использованы, в частности, самые новые сведения, касающиеся кредитной деятельности МВФ. Сюда можно отнести последние статистические данные, содержащиеся в публикациях Фонда, а также взятые из текущих материалов Financial Times и "Финансовых известий" самые актуальные заявления руководства МВФ и решения в области кредитной политики, принятые Фондом в период между осенней сессией МВФ и Всемирного Банка 1996 г. и весенней сессией 1997 г. В частности, это касается путей осуществления новой совместной инициативы МВФ и Всемирного Банка по облегчению долгового бремени наименее развитых стран. Работа содержит три главы. Первая глава посвящена основным направлениям кредитной политики Фонда в отношении развивающихся стран. Глава разбита на три параграфа. В первом параграфе внимание уделяется роли МВФ в урегулировании кризиса внешней задолженности развивающихся стран, во втором – реализация Фондом программы финансированию структурной перестройки, в третьем – роль МВФ в претворении в жизнь инициативы по облегчению непосильного долгового бремени наименее развитых стран. Во второй главе речь идет о проблеме обусловленности кредитов, предоставляемых МВФ странам-членам. Третья глава дипломной работы посвящена той роли, которую играет кредитная политика Фонда в проведении экономических реформ в России в течение последних пяти лет. При написании данной работы были использованы различные источники, содержащие информацию по рассматриваемым вопросам. Во-первых, это такие периодические публикации МВФ как IMF Annual Report ( Годовой отчет МВФ на английском языке), Обзор МВФ на русском языке, последние сборники International Financial Statistics. Во-вторых, значительная часть информации была взята из публикаций таких ведущих экономических изданий как Financial Times и "Финансовые известия" за последние два года. В-третьих у были использованы аналитические статьи ведущих российских и зарубежных специалистов в области международных валютно-кредитных отношений, таких как Д.В. Смыслов, В.Р. Евстигнеев, Б.М. Пичугин, Гр. Берд, Е. Фитцжералд, опубликованные в последние годы в журналах "МЭиМО", "Деньги и кредит", зарубежных научных сборниках. Наконец, важным источником информации явилась монография Д.В. Смыслова "Международный валютный фонд: современные тенденции и наши интересы") являющаяся самым новым за последнее время принадлежащим российской экономической мысли крупным научным трудом, посвященным деятельности МВФ, Были использованы также русское издание книги известного французского ученого и финансиста М. Пебро "Международные экономические, валютные и финансовые отношения" и учебное пособие "Международные валютно-кредитные и финансовые отношения" под редакцией Л.Н. Красавиной 1994 года. Глава 1. Основные направления кредитной политики МВФ в отношении развивающихся стран 1.1. Роль МВФ в урегулировании кризиса внешней задолженности развивающихся стран Острый долговой кризис, разразившийся в середине 80-х годов, превратился в одну из серьезнейших глобальных проблем современности. Он не только стал блокировать экономическое развитие и общественный, прогресс развивающихся стран, привел к резкому обострению социальных проблем. Под угрозой оказалось нормальное Функционирование и целостность всей системы регулирования международных валютно-кредитных отношений из-за резких сдвигов в структуре движения капиталов и кредитов между развитыми странами-кредиторами и развивающимися-должниками, усиления кредитных рисков на рынке международного кредита, появления страновых рисков, ослабления ликвидных позиций банков-кредиторов. Обострились проблемы плавающих курсов, процентных ставок, мировых денег, мировой валютной ликвидности. МВФ, призванный поддерживать стабильность мировой валютной системы, не мог остаться в стороне от происходящих событий. В апреле 1989 г. Временный комитет на своем заседании заявил, что Фонд должен играть центральную роль в проведении мероприятий по сокращению внешнего долга развивающихся стран-членов МВФ. Комитет высказал предложение, чтобы Фонд оказывал финансовую поддержку усилиям стран по уменьшению величины долга и размеров выплат, необходимых для обслуживания долга, при этом поощряя приток новых денежных средств в развивающиеся страны из частного сектора промышленно развитых. Исполнительным советом в мае 1989 г. было предпринято два шага, направленных на проведение в жизнь его долговой стратегии: во-первых) было одобрено оказание Фондом, при наличии определенных критериев, финансовой поддержки странам, осуществляющим меры по сокращению долга и долговых платежей, во-вторых, МВФ модифицировал политику в отношении финансовых гарантий со стороны других кредиторов, так чтобы Фонд имел возможность оказывать более своевременную финансовую поддержку стабилизационным экономическим программам, проводимых странами-членами. Исполнительный совет МВФ утвердил специальные положения, которые регламентируют предоставление помощи странам-членам, осуществляющим меры по урегулированию своего внешнего долга. 8 соответствии о этими положениями, Фонд предоставляет финансовую поддержку стране-члену, если он уверен в том, что страна осуществляет в контексте соглашения о резервном или расширенном кредите программу стабилизации экономики со значительными элементами структурной реформы, добровольные, основанные на рыночных методах меры по сокращению долга и сумм его обслуживания помогут стране вернуть доступ к финансовым рынкам и достичь устойчивости внешних платежей при одновременном обеспечении экономического роста, финансовая поддержка мер по сокращению внешней задолженности и сумм ее обслуживания представляет собой эффективное использование ограниченных ресурсов. При оценке качества осуществляемой страной-заемщицей программы стабилизации экономики и структурной реформы Исполнительный совет придает особое значение тому, нацелена ли эта программа на улучшение климата для сбережений и инвестиций, противодействие бегству капитала и поощрение притока иностранного частного капитала. В соответствии с положениями доля валютных средств МВФ, предоставляемых по соглашению о резервном и расширенном кредите, которая может быть использована для финансирования сокращения основной суммы долга, составляет, как правило, 25%, но точная величина этой доли устанавливается в каждом отдельном случае. Фактическое предоставление средств в рамках определенной доли, как правило, производится по частям, по мере достигаемого страной прогресса в перестройке экономики. Но в некоторых случаях в соответствии со специфическими потребностями финансирования мер по сокращению долга при первоначальном выделении валюты может быть предоставлена относительно большая сумма. Если Исполнительный совет убежден, что план сокращения долга согласуется с целями программы реформирования экономики, то первоначальная выдача валюты в пределах зарезервированной доли может быть осуществлена о самого начала проведения в жизнь кредитного соглашения. В другом случае права на получение валюты аккумулируются, и средства предоставляются по завершении рассмотрения Советом плана сокращения задолженности. В отдельных случаях, рассматриваемых с учетом масштабов потребности страны, связанных с состоянием ее платежного баланса, степени радикальности программы и стараний страны по применению собственных ресурсов для осуществления мероприятий по сокращению долга, Фонд готов обеспечить дополнительный доступ к своим ресурсам, если приходит к выводу, что финансовая поддержка может иметь решающее значение для содействия эффективным мерам по сокращению обслуживания долга и привлечению других денежных средств. График реального перевода средств стране-члену определяется особенностями осуществляемых мер, В той мере, в какой суммы, выделенные Фондом стране-члену в соответствии с обязательством предоставить дополнительный доступ к ресурсам, не используются в пределах соответствующего периода для целей, изложенных в заявке, страна должна по возможности быстро вернуть такие суммы. Следует отметить, что Фонд периодически рассматривает прогресс отдельных операций, чтобы убедиться в реальном значительном сокращении сумм долга и обязательств по его обслуживанию, обеспечивающим достижение более устойчивого состояния платежного баланса страны-должника. Однако Фонд исходит из того, что он не должен непосредственно вовлекаться в переговоры между странами-должниками и банками-кредиторами. Политика в области финансовых гарантий, по мнению МВФ, должна быть нацелена на то, чтобы: - программы перестройки экономики полностью финансировались, - финансирование способствовало возвращению страны к устойчивому платежному балансу и укреплению ее способности возмещать кредиты МВФ, - бремя финансирования распределялось справедливо, поддерживались или восстанавливались упорядоченные связи между страной-заемщицей и ее кредиторами Модификация Фондом в 1989 г. на основе изменений в мировой финансовой ситуации политики в области финансовых гарантий явилась следствием осознания того факта, что должникам и кредиторам может в некоторых случаях требоваться дополнительное время для достижения договоренности по поводу выработки соответствующих Финансовых пакетов, т. е. мер по урегулированию задолженности. В соответствии с положениями 1989 г. МВФ может одобрить кредитное соглашение и до достижения договоренности об упорядочении финансовых взаимоотношений страны-члена с банками-кредиторами в том случае, когда для реализации программы реформирования экономики страны-должника как можно более быстрая поддержка со стороны МВФ играет очень важную роль. При этом соответствующее решение может быть принято Фондом, если уже начались переговоры страны с банками, имеются веские основания предполагать, что договоренность о финансовом пакете, совместимом с сохранением устойчивости внешних платежей этой страны, будет достигнута в течение разумного периода времени. Если же подобные условия отсутствуют, то МВФ будет продолжать ожидать их возникновения и ограничится на какое-то время одобрением кредитного соглашения лишь в принципе. С точки зрения МВФ осуществление политики установления упорядоченных финансовых отношений требует принятия всех необходимых мер для недопущения возникновения просроченной задолженности. Тем не менее, Фонд допускает возможность терпимого отношения к накоплению просроченной задолженности частным коммерческим банкам, когда переговоры между должником и кредитором продолжаются и к этому принуждает финансовая ситуация в стране. Конкретная финансовая поддержка была оказана МВФ Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Коста-Рике, Мексике, Уругваю, Филиппинам, Эквадору. В соответствии с положениями по реализации долговой стратегии, заключенные о этими странами резервные и расширенные кредитные соглашения предусматривали расходование 25""30% установленных сумм на финансирование операций по снижению уровня внешнего долга. В ряде случаев Фонд также брал обязательство предоставить дополнительные средства в размере до 40% квоты страны-заемщицы для снижения затрат на обслуживание долга. Заключенные Фондом соглашения со странами-должниками явились гарантией для иностранных коммерческих банков-кредиторов, основанием для достижения договоренности этими банками со странами-заемщицами о тех или иных сокращениях сумм их долгов, их реструктуризации. В 1989-92 гг., например, такие соглашения были заключены о Аргентиной, Венесуэлой, Коста-Рикой, Марокко, Мексикой, Мозамбиком, Нигером, Нигерией, Уругваем, Филиппинами. Вое вышеперечисленные меры, несомненно принесли позитивные результаты. МВФ сыграл положительную роль в снижении остроты долговой проблемы, помог разрядить обстановку, угрожавшую на определенном этапе подорвать систему регулирования международных валютно-кредитных отношений" За 1987-1993 гг. было заключено 13 соглашений с развивающимися странами об уменьшении их долгов. В этот описок входят Аргентина, Боливия, Чили, Коста-Рика, Гайана, Мексика, Мозамбик, Нигер, Нигерия, Филиппины, Уганда, Уругвай, Венесуэла. Общая сумма задолженности – 147 млрд. долл. была снижена на 47%, При этом 6 странам (Боливии, Чили, Гайане, Мозамбику, Нигеру и Филиппинам) был описан долг практически полностью, Аргентине – на 48%, Мексике – на 45%, Венесуэле – на 32%, (6, N.6, стр. 24) Продолжение работы в архиве
Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.
Это сообщение имеет вложенный файл..
|
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.110 секунд