Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

МВФ и валютная система

МВФ и валютная система 4 года 4 мес. тому назад #1132

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
Введение
Общая постановка проблемы:
Сотрудничество России и Международного валютного фонда в рамках механизма расширенного кредитования в 1998 г. способствовало значительным позитивным сдвигам в российской экономике. Нельзя не признать, что взаимодействие с МВФ сыграло определенную роль в том, что впервые с начала реформирования российской экономики инфляция была существенно снижена и направлена в контролируемое русло. Была остановлена бесконтрольная эмиссия денег, раздувание дефицита бюджета, обвальное падение курса рубля. Россия присоединилась к восьмой статье Устава МВФ, сделав тем самым значительный шаг на пути достижения внешней конвертируемости рубля. Эти успехи позволили России вступить в 1997 г. в новый, низкоинфляционный и в целом более управляемый этап экономического развития, благодаря чему на повестку дня можно поставить новые задачи выхода из кризиса.
Вместе с тем существует ряд расхождений в позициях России и Фонда в отношении путей дальнейшего реформирования российской экономики. В этой связи представляет немалый интерес анализ современного этапа сотрудничества разных стран мира и МВФ, исследование возможных результатов этого сотрудничества для России. Разумеется, такой анализ требуется проводить в свете проблем экономического развития России, с позиций ее национальных интересов. При этом важно определиться в вопросе о том, каково содержание национальных интересов России с тем, чтобы не следовать ложным ориентирам. На наш взгляд, главный и основополагающий интерес России, как и любого другого государства, – повышение народного благосостояния.
МВФ, сотрудничая с любой страной, предъявляет совокупность требований к ее экономической политике в рамках механизма расширенного кредитования. Суть этих требований заключается в предложении определенных путей решения экономических проблем страны. Наряду с такими требованиями, экспертами МВФ высказываются те или иные мнения и выдвигаются определенные пожелания. Такие пожелания и мнения не носят характер требований, не считаются обязательными для исполнения, однако они характеризуют общее видение Фондом различных экономических проблем и могут потенциально превратиться в требования.
Обозначение темы:
Основной темой настоящего дипломного исследования является исследование исторически сложившейся структуры и стратегии МВФ в новых условиях.
Цель исследования:
Целью дипломной работы является анализ основных направлений и проблем современной кредитной политики Международного валютного фонда. Рассматриваются формы трудности и перспективы взаимодействия МВФ с государствами, входящими в его состав и прибегающими к финансовой поддержке Фонда для преодоления затруднений, связанных с нарушениями равновесия их платежных балансов, в том числе и отношения МВФ с Россией.
Обоснование актуальности исследования:
В системе регулирования международных валютно-кредитных отношений центральная роль отведена Международному Валютному Фонду, который практически является институциональной основой мировой валютной системы. Одна из основных задач МВФ, определенных Бреттон-Вудскими соглашениями, заключается в оказание финансовой помощи странам, входящим в его состав для исправления нарушений равновесия их платежных балансов путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. С конца 80-х годов наблюдается значительный рост кредитных операций Фонда, заметная активизация его политики в этом направлении, выражающаяся как в географическом расширении кредитной деятельности, так и в появлении новых подходов форм механизмов кредитования.
Вопросы, освещенные в данной работе, имеют большую актуальность для России. Заключаемые почти каждый год кредитные соглашения с Фондом играют очень важную роль в процессе осуществления нашим государством экономических реформ движения по пути рыночной экономики разрешения проблем задолженности западным кредиторам. В этой связи важно изучить опыт взаимодействия МВФ с развивающимися странами, которые после развала Бреттон-Вудской системы в конце 70-х гг. стали основными получателями кредитов Фонда, обратить особое внимание на те трудности и проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе реализации экономических программ при финансовой поддержке Фонда.
Степень изученности:
Исследование проблематики данной дипломной работы основывается на теоретических положениях и выводах науки международных валютных, торговых и межгосударственных отношений, содержащихся, в частности, в трудах М.М. Богусловского, О.Н. Садикова, Л.А. Лунца, М.М. Розенберга, С.Н. Лебедева, И.С. Зыкина, Е.А. Васильева, В.А. Мусина, И.Б. Новицкого, А.А. Локатина, О.Ф. Рамзайцева, Кузнецова В.С. и др. В работе использованы результаты исследований специальных вопросов международного валютного права, изложенные в трудах Орешкина В.Н. "Либерализация внешнеэкономической деятельности в России – новые шаги реформы.", Хойера В. "Как делать бизнес в Европе", Розенберга М.Г. "Заключение договора международной купли-продажи товаров", Синецкого Б.И. "Внешнеэкономические операции: организация и техника", "Гражданское и торговое право капиталистических стран" под ред. Д. М. Генкина., "Гражданское и торговое право капиталистических стран" под ред. В. П. Мозолина и М. И. Кулагина, Зыкина И. С. "Обычаи и обыкновения в международной торговле", Грачева Ю.Н. "Практика внешнеэкономической деятельности".
Тема дипломной работы широко исследовалась в трудах зарубежных юристов по международным валютным отношениям Г. Ласка; Де Ла Морандера; В. Ансона; Д. Самонда; С.М. Шмитофф; Г. Воудема; А. Морриса; Р. Саватье, Л. Эннекцеруса; Р.А. Иствуда и др.
Новизна исследования:
Научная новизна дипломного исследования состоит в следующем:
1 – на основе анализа функций МВФ определены принципы формирования правовой системы регулирования соглашений МВФ со странами мира.
2 – проанализированы международные и отечественные правовые источники регулирования форм отношений МВФ со своими членами.
3 – классифицированы и проанализированы факторы, определяющие правовое международное развитие и тенденции в практике основных видов помощи МВФ.
4 – предложены рекомендации по совершенствованию участия различных стран-членов МВФ в механизме правового регулирования занимаемых кредитов.
Практическая и теоретическая значимость исследования:
Работа содержит обширный информационный, статистический и аналитический материал, отражает различные точки зрения на проблемы современной кредитной политики Фонда и разные оценки его деятельности. Подробно рассказывается об этапах взаимодействия МВФ и России. Большое внимание уделено новейшим направлениям кредитной политики МВФ в отношении развивающихся стран о низким уровнем дохода. Таким образом, работа может быть практически использована в процессе изучения и анализа как основных направлений кредитной политики МВФ на современном этапе в отдельности, так и роли, которую играет сегодня эта организация в системе международных экономических отношений в целом.
Структура дипломной работы:
Работа содержит введение, заключение, три главы и список использованной литературы. Первая глава посвящена анализу структуры Фонда и основным направлениям кредитной политики Фонда. Во второй главе речь идет об основных направлениях деятельности МВФ. Третья глава дипломной работы посвящена той роли, которую играет кредитная политика Фонда в латиноамериканских и азиатских странах мира и в проведении экономических реформ в России в течение последних пяти лет.
Источники:
При работе над темой были использованы, в частности, самые новые сведения, касающиеся кредитной деятельности МВФ. Сюда можно отнести последние статистические данные, содержащиеся в публикациях Фонда, а также взятые из текущих материалов Financial Times и "Финансовых известий" самые актуальные заявления руководства МВФ и решения в области кредитной политики.
При написании данной работы были использованы различные источники, содержащие информацию по рассматриваемым вопросам. Во-первых, это такие периодические публикации МВФ как IMF Annual Report (Годовой отчет МВФ на английском языке), Обзор МВФ на русском языке, последние сборники International Financial Statistics. Во-вторых, значительная часть информации была взята из публикаций таких ведущих экономических изданий как Financial Times и "Финансовые известия" за последние два года. В-третьих, были использованы аналитические статьи ведущих российских и зарубежных специалистов в области международных валютно-кредитных отношений, таких как Д.В. Смыслов, В.Р. Евстигнеев, Б.М. Пичугин, Гр. Берд, Е. Фитцжералд, опубликованные в последние годы в журналах "МЭиМО", "Деньги и кредит", зарубежных научных сборниках. Наконец, важным источником информации явилась монография Д.В. Смыслова "Международный Валютный Фонд: современные тенденции и наши интересы", являющаяся самым новым за последнее время принадлежащим российской экономической мысли крупным научным трудом, посвященным деятельности МВФ.
Методы исследования.
В качестве основных методов исследования используются сопоставление и критический анализ трудов отечественных и зарубежных ученых по соответствующей тематике: экстраполяция выводов макроэкономической теории на современную экономическую и правовую ситуацию во внешнеэкономической политике России, анализ информации о формах взаимоотношений МВФ со своими членами в статистических данных, периодической печати и материалах международных аналитических исследований
Глава 1. Общая характеристика МВФ.
1.1. Необходимость создания. Функции Фонда.
Необходимость в организации, подобной МВФ, стала очевидной во время Великой депрессии, поразившей мировую экономику в 30-е годы. Депрессия поразила все сферы хозяйственной жизни. Разорились тысячи банков, цены на сельскохозяйственную продукцию упали ниже себестоимости, резко снизилась стоимость земли. Разрушительному воздействию подверглась не только видимая часть экономики. Не в меньшей степени пострадал и не столь видимый мир международных финансовых и денежно-кредитных рынков. Общее недоверие к банкнотам породило спрос на золото, намного превышавший размеры национальных запасов. Ряд стран, прежде всего Великобритания, были вынуждены отказаться от золотого стандарта, который определял стоимость валюты в золоте. Из-за отсутствия уверенности в стоимости денег, которые теперь не имели четкого золотого содержания, крайне затруднился обмен валют стран, отказавшихся от золотого стандарта, и стран, продолжавших им пользоваться. Страны запасали золото и деньги, которые могли быть обращены в золото, еще более сокращая объем и частоту денежных операций, что вело к потере рабочих мест и падению жизненного уровня. Более того, некоторые правительства жестко ограничили обмен национальной валюты на иностранную и даже пытались ввести бартерную торговлю (например, один локомотив обменивался за 100 тонн кофе), которая полностью исключила бы использование денег. Другие правительства, пытаясь любыми способами привлечь иностранных покупателей отечественной сельскохозяйственной продукции, стремились представить такую продукцию более дешевой, продавая национальную валюту ниже ее реальной стоимости, с тем чтобы подорвать торговлю других стран, предлагающих аналогичную продукцию. Данная практика, известная как конкурентная девальвация, лишь порождала ответные меры в виде подобной же девальвации валюты торговыми соперниками. Соотношение между деньгами и стоимостью товаров нарушилось, равно как и соотношение между стоимостью валют. Это вызвало спад мировой экономики. В период с 1929 по 1932 годы цены на товары во всем мире упали на 48 процентов, а объем мировой торговли сократился на 63 % [The IMF at Fifty: Facing the Challenges Ahead—Four Addresses by Michel Camdessus. - Wash.: IMF, 1994. - Р.49.].
Созванные в 30-е годы несколько международных конференций для рассмотрения мировых валютных проблем не увенчались успехом. Частичные и временные решения были, очевидно, недостаточны. Требовалось добиться сотрудничества всех стран, в невиданных ранее масштабах, для создания новой валютной системы и международного учреждения для контроля за ней.
Создание МВФ отвечало потребности учредить новый валютный порядок, способный устоять в трудных условиях послевоенного периода восстановления и в дальнейшем обеспечить развитие международных обменов. Данная система должна реагировать на существующие условия и способствовать неограниченному обмену валют, четкому определению единой стоимости каждой валюты и устранению ограничений и такой практики, как, например, конкурентная девальвация, приведших почти к полной остановке инвестиций и торговли в 30-е годы. В 1943 году в Великобритании была опубликована Белая книга, названная "планом Кейнса" по имени ее основного автора. Его предложения исходили из двух аналитических посылок: опасность увековечивания системы двусторонних соглашений, которые сдерживают развитие международной торговли, и тенденция к дефляции, которую Д. Кейнс считал внутренне присущей золотому стандарту. Эта последняя взвалила бы на плечи стран, испытывающих дефицит, все расходы по возвращению к равновесию, тогда как государства, имевшие излишки, получили бы полное право искусственно препятствовать экономическому росту, обычно сопровождающему рост положительного сальдо платежного баланса.
Представленный просто как предмет для дискуссии план Кейнса состоял, главным образом, в том, чтобы создать механизм всеобщей компенсации долгов и требований государств и систему почти автоматического финансирования дефицита платежных балансов. Этот план отвергли, и была принята гораздо менее амбициозная схема, предложенная американской делегацией во главе с Гарри Уайтом. Текст с некоторыми поправками был представлен на рассмотрение конференции, созванной в июле 1944 г. в Бреттон-Вудсе, Нью-Гэмпшир, США, в июле 1944 г. с участием представителей 44 стран [Обухов Н. П. Кредитный рынок и денежная политика. – М.: Финансы, 1995. - № 2,- С. 28.]. После многочисленных переговоров, проходивших в трудных условиях военного времени, международное сообщество согласилось с созданием системы и организации для контроля за ней. План был принят без существенных изменений. Ратификация соглашений, вызвавших резкую критику Великобритании, состоялась в 1945 году, и в 1946 году МВФ начал свои операции на следующих принципах:
Для установления обменного курса устав МВФ вводил три правила: начальное определение стоимости национальной валютной единицы по отношению к стоимости золота; единство обменных курсов для всех категорий сделок; стабильность обменных курсов. Это последнее правило имело два следствия: финансовые власти различных стран обязывались не допускать колебаний их валюты более чем на 1% вокруг официального паритета. Они теряли право изменять этот паритет в одностороннем порядке. Изменения паритета должны были утверждаться Советом управляющих.
О свободе обмена. Задача состояла в том, чтобы достичь конвертируемости валют, однако устав предусматривал два ряда ограничений: одни, по характеру временные, разрешали с учетом состояния валютной системы ограничительную и дискриминационную практику в переходный период; другие – долгосрочного характера – могли применяться даже теми странами, которые перешли к конвертируемости. В действительности выгоды от конвертируемости касались только авуаров нерезидентов, созданных после возврата к конвертируемости (что исключало капиталы, накопленные во время войны поставщиками воюющим странам) и происходящих от текущих сделок (что исключало доходы, получаемые от движения капиталов) [Десять широко распространенных заблуждений по поводу деятельности Международного Валютного Фонда. Отдел внешних сношений Международного Валютного Фонда. - М.: Посткриптум, 1993, - С. 53.].
Для полноты картины следует отметить, что с первых дней существования МВФ страдал от трех изъянов:
Во-первых, это строго монетарный характер производимого им анализа условий возвращения к свободному обмену. Считалось, что страна отвечает условиям конвертируемости, если нерезиденты имеют в ней право свободного обмена своих авуаров на любую иную валюту. Взамен страна могла по своему усмотрению продолжать контингентировать импорт любого происхождения и даже так или иначе подвергать открытой дискриминации некоторые страны-поставщики. Во-вторых, это то, что в отличие от клиринга, предложенного Кейнсом (1 Европейским платежным союзом, МВФ не компенсирует долги и займы, возникающие на основе двусторонних обменов. Более того, устав предусматривал, что полученные у него займы в валюте должны возмещаться в конвертируемой валюте (т. е. в то время только в долларах) или в золоте. Его должники не имели возможности вернуть занятые деньги долговыми требованиями, которые могли у них оказаться в результате двусторонних сделок с государствами с неконвертируемой валютой.
И в-третьих, для стран с положительным сальдо платежного баланса их обязательства перед МВФ, то есть суммы в национальной валюте, предоставленные в его распоряжение для финансирования займов, были ограничены размером их квоты. Полная сумма квот составляла вначале 8,5 млрд. расчетных долларовых единиц, но запас в долларах и в золоте, которым действительно располагал Фонд и который только и был его единственным подлинным ресурсом, не превышал 3,7 млрд. долларов. Восстановление мировой экономики не могло не привести к дефициту ее торгового баланса с США (в 1947 г. – 12 млрд. долл.), который, как оказалось, значительно превысил финансовые возможности Фонда. Соответствующие потребности были, в основном, удовлетворены вне процедур МВФ в форме прямой помощи США (план Маршалла) [Cheney, David M. and Everaert, Luc D. Promoting Economic Stability: The IMF's Compensatory and Contingency Financing Facility. - Wash.: IMF, 1994. - Р. 86.].
История МВФ независимо от того, рассматриваем ли мы его в качестве гаранта валютного порядка или в качестве кредитора, имела несколько противоречивых этапов.
Принимая к сведению, но не ставя под вопрос официальные паритеты, о которых информировали его государства-члены, Фонд пытался развернуть свою деятельность по двум направлениям – стабилизация обменных курсов и борьба против дискриминационных и ограничительных мер. Поначалу инфляция, свирепствовавшая после войны в Европе, сильная девальвация фунта стерлингов, проведенная английским правительством в 1949 году (причем МВФ не был в состоянии выработать свою позицию в связи с этим), значительно осложнили его функционирование. Борьба против дискриминационной практики была затруднена статьей 14 устава, которая разрешала ее сохранение на переходный период, теоретически заканчивавшийся в 1952 году; однако этот период фактически был продлен до начала 1959 года, то есть до момента, когда основные европейские валюты официально стали конвертируемыми. С этого времени МВФ продолжил свою деятельность в пользу свободного обмена, побуждая государства-члены, оказавшиеся в затруднительном положении, прибегать скорее к мерам по контролю за внутренним спросом, чем к прямому ограничению импорта.
Провал системы фиксированных обменных курсов, установленных после войны, потребовал изменения устава МВФ. Устойчивость дефицита платежного баланса США привела к концу 60-х годов к напряженности на валютных рынках, которая еще более усиливалась массовыми перемещениями "горячих денег". Более глубокий, чем предыдущие, спекулятивный кризис 1971 года заставил американское правительство 15 августа приостановить конвертируемость доллара в золото (до этого времени она поддерживалась только по отношению к центральным банкам). В декабре, после нескольких месяцев всеобщих колебаний, в соответствии с Вашингтонскими соглашениями была сделана попытка восстановить фиксированный курс обмена ценою девальвации доллара по отношению к золоту, создания новой сетки паритетов между странами "десятки" и расширения до 2,25% пределов допустимых отклонений от паритета.
Шаткость такого плана была очевидна даже для его авторов, и в 1972 году службы МВФ начали изучение вопроса о более глубокой реформе. Результатом стали Ямайские соглашения в январе 1976 года, когда была сформулирована вторая поправка к уставу Фонда, которая вступила в силу в апреле 1978 года. В этом документе устанавливался плавающий обменный курс, который начал применяться в марте 1973 года, когда новая спекулятивная волна заставила страны-члены ЕЭС отказаться от поддержки курса их валют по отношению к доллару. Каждая страна-член отныне была вольна объявить паритет (по отношению к любой валюте, специальным правам заимствования или "корзине" валют) либо вовсе не объявлять никакого паритета. Золото устранялось из системы, оно было заменено СПЗ в качестве расчетной единицы. МВФ более не получал золота от своих членов и не использовал его для платежей. Треть золотого запаса была предназначена для продажи: половина – на рынке, половина предложена центральным банкам стран-членов по старой официальной цене: 35 долларов за унцию.

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.127 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: