Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

МВФ: Функции, цели и принципы

МВФ: Функции, цели и принципы 4 года 8 мес. тому назад #1125

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
ВВЕДЕНИЕ
Глобальные экономические проблемы мирового сообщества 80-х годов – неконтролируемые колебания валютных курсов, сохраняющиеся дисбалансы во внешних расчетах, рост внешней задолженности развивающихся стран – поставили перед всеми участниками современных международных экономических и валютно-финансовых отношений труднейшую задачу выработки согласованных решений и принятия эффективных мер.
Международный валютный фонд (МВФ) – организация, созданная в целях регулирования мировой валютной системы, – постепенно превратился в международный коллективный орган, пытающийся так или иначе осуществлять координацию действий отдельных групп стран и частных финансовых институтов по урегулированию глобальных экономических проблем.
Поэтому анализ общей стратегии МВФ, основных направлений его деятельности, а также эффективности проводимых им мероприятий приобретает важное значение с точки зрения исследования перспектив развития мировой валютной системы. Настоящая дипломная работа не претендует на полное освещение этой сложной проблемы и ставит перед собой более узкую задачу: показать реальные возможности и объективные границы деятельности МВФ, проанализировать позиции ведущих мировых держав и развивающихся стран по вопросу реорганизации системы валютных отношений капитализма.
Актуальность подобного исследования обусловлена еще и тем, что в 1992 г. Россия и другие страны-члены СНГ, были приняты в члены МВФ. Все это требует углубленного изучения роли и места в системе международных экономических отношений одной из крупнейших финансовых организаций.
ГЛАВА 1. МВФ: ОБЩИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В сфере международных валютно-кредитных отношений в наиболее острой форме проявляются как глубинные противоречия капитализма, так и противоречия между целями экономической политики и интересами отдельных стран капиталистического мира. Углубление этих противоречий – объективная реальность наших дней. Вместе с тем в послевоенном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, где процесс интернационализации капиталистического производства и сферы обращения ведет ко все большему переплетению национальных экономик, усиливается тенденция к координации и регулирования валютно-финансовой политики капиталистических государств. С этой точки зрения возникновение, функционирование и развитие МВФ объективно обусловлены. При этом в условиях постоянно возникающих и развивающихся кризисных явлений в валютной сфере капитализма приоритеты в деятельности фонда претерпели существенную эволюцию.
1.1. ЦЕЛИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ МВФ
Международный валютный фонд представляет собой одну из форм коллективного государственно-монополистического регулирования валютно-финансовой системы капитализма. Идея создания такого международного органа, способного обеспечить валютную стабильность в сфере международных экономических отношений, возникла в условиях кризиса исторически исчерпавшей себя системы золотого стандарта. "Великая депрессия" 1929-1933 гг., а затем и вторая мировая война привели не только к глубоким сдвигам в национальных экономиках и в соотношении сил между отдельными капиталистическими странами, но и к резкому ослаблению международных экономических связей.
Планы реконструкции валютно-финансовой системы капитализма начали разрабатываться в мире еще во время войны. Так, в апреле 1943 года были опубликованы английский "план Кейнса" и американский "план Уайта". Великобритания предлагала создать международный клиринговый союз, члены которого располагали бы квотами, пропорциональными объему их внешнеторговых оборотов. Расчеты по кредитам и задолженности должны были производиться, в соответствии с этим планом, на основе коллективного резервного актива "банков", базирующегося на золоте. Данный план явился развитием защищаемой Кейнсом концепции регулируемых международных денег, которые способствовали бы стабилизации внутренних цен и были бы непосредственно связаны с внешней торговлей. В целом этот план соответствовал интересам самой Великобритании, для которой внешняя торговля имела принципиальное значение. Уайт при разработке своего плана исходил из интересов США, которые в то время владели более чем 70% мировых запасов золота и обладали самым мощным экономическим потенциалом в мире. Поэтому этим планом предлагалось учредить Международный фонд стабилизации, в который страны-члены должны были бы внести соответствующие их экономическому потенциалу квоты залога. Предполагалось, что цена золота убудет фиксироваться в долларах, что автоматически придавало бы американской валюте статус мировых денег.
Основные принципы нового валютно-финансового механизма были определены соглашениями в Бреттон-Вудсе в 1944 году. Валютно-финансовая конференция ООН приняла в конечном счете американский план, который в большей степени соответствовал сложившемуся после войны соотношению сил в капиталистическом мире. Выполнение долларом США наряду с золотом резервных функций, установление и поддержание фиксированных валютных курсов, неизменной цены золота и системы многосторонних расчетов, учреждение МВФ, осуществляющего общее регулирование отношений в валютно-финансовой области – таковы основные черты Бреттон-Вудской валютной системы.
В декабре 1945 года было подписано соглашение об учреждении МВФ, который начал проводить финансовые операции с 1 марта 1947 года. Свое существование МВФ начал в качестве специализированного органа ООН на основе соглашения, принятого представителями 44 стран в июле 1944 года в Бреттон-Вудсе. СССР также принимал участие в Бреттон-Вудской конференции, но он не ратифицировал соглашение о МВФ и в состав его членов не вступил.
Основные цели МВФ были зафиксированы в статье 1 его Устава и их формулировки на протяжении 45 лет его деятельности практически не менялись. В соответствии с ними Фонд обязан:
• содействовать развитию сотрудничества членов в сфере международных валютных отношений;
• обеспечить сбалансированный рост международной торговли и способствовать тем самым экономическому развитию всех своих членов и поддержанию занятости и реальных доходов на высоком уровне;
• способствовать сохранению стабильных валютных курсов, следить за строгим соблюдением валютных соглашений между членами,
• содействовать созданию системы многосторонних расчетов по текущим операциям между членами и устранению валютных ограничений, препятствующих росту международной торговли;
• предоставлять странам-членам необходимые им финансовые ресурсы для урегулирования нарушений равновесия их платежных балансов, не прибегая к мерам, разрушительным для национального или мирового развития;
• добиваться сокращения продолжительности и масштабов несбалансированности международных платежей.
Источником финансовых ресурсов МВФ являются уставный каптал и накопления, образующиеся в результате его деятельности. Уставный капитал создается за счет взносов стран-членов в полном объеме их квот. До апреля 1978 года взносы производились на 25% в золоте и 75% в резервных (в том числе с 1970 года в СДР) или национальных валютах, В настоящее время "золотая доля" отменена и эти 25% квоты вносятся в резервных валютах (или в СДР – для некоторых развивающихся стран).
Каждая страна – член МВФ имеет установленную квоту, которая является основным элементом, определяющим финансовые и организационные отношения с Фондом. Квота определяется по специальным формулам. Первоначальная формула, известная как Бреттон-Вудская, включила в себя такие базовые экономические показатели, как национальный доход страны, объем ее золотовалютных резервов, импорта и экспорта. С 1963 года квоты начали исчисляться на базе нескольких альтернативных формул, а в 1983 году были модифицированы некоторые экономические показатели и упрощен метод расчета квоты.
В соответствии с Уставом МВФ не реже чем один раз в пять лет проводятся общие пересмотры квот стран-членов Фонда. Считается, что этот срок достаточен для того, чтобы реагировать на изменения происходящие в соотношении экономических потенциалов различных стран. При таких пересмотрах производилось неоднократно общее увеличение квот. При третьем пересмотре в 1958-1959 финансовом году они выросли на 50% и общая сумма квот составила 14 млрд. СДР [1]. При четвертом и пятом пересмотрах в 1965-1970 годах в результате 25%-ных общих повышений и увеличения квот отдельных стран-членов уставный капитал МВФ возрос на 59,6% и на 30,8% соответственно и составил 20,6 млрд. СДР и 28,4 млрд. СДР [1]. Резкое повышение цен на нефть в 1973 году привело к значительным изменениям в платежных балансах стран-членов. Этот сдвиг был учтен при шестом общем пересмотре в 1978 году, когда общая сумма квот увеличилась на 33,6%, до 39 млрд. СДР [1] и доля нефтеэкспортирующих развивающихся стран в ней возросла вдвое. В 1980 году в соответствии с седьмым пересмотром квот произошло их общее повышение на 30%. Восьмой пересмотр состоялся в 1984 году, когда было принято решение об увеличении уставного капитала МВФ на 47,5% с 59,6 млрд. до 89,3 млрд. СДР [1] (60% увеличения производилось в соответствии с новой формулой расчета квоты стран-членов, а 40% – пропорционально размерам существовавших до этого квот). Решение о девятом пересмотре квот было принято в июне 1990 года, где увеличение квот произошло на 50%, что увеличило уставный капитал МВФ до 135,2 млрд. СДР [2].
Однако все эти изменения не затронули главного принципа распределения квот в МВФ – "по силе, по капиталу". Первоначальное распределение квот предрешало господствующее положение в Фонде США и Великобритании: на долю этих стран приходилось более 45% суммы квот (и соответственно голосов, так как каждая страна имеет 250 голосов плюс один голос за каждые 100 тыс. СПЗ). Перераспределение доли квот в МВФ, происшедшее в 80-х годах, в целом отразило изменение в соотношении сил внутри мирового капиталистического хозяйства: формирование трех центров империалистического соперничества и возрастание роли развивающихся государств. Однако важно подчеркнуть, что и при существующем в настоящее время распределении квот МВФ остается прежде всего организацией, защищающей интересы развитых капиталистических стран, хотя и доля квот развивающихся стран за 45 лет существования Фонда увеличились более чем в 2 раза и составляют теперь более 40% всех квот. И такое распределение голосов ставит в неравноправное положение страны, входящие в эту организацию. Располагая в органах Управления МВФ подавляющим большинством голосов, США и другие страны, так называемой "группы десяти" – Германия, Япония. Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Бельгия, Швеция имеют возможность контролировать и направлять деятельность Фонда, исходя из своих интересов. Фактически США обладают в МВФ единоличным правом вето, так как для принятия решений по особо важным вопросам в фонде требуется 85% голосов, а на долю США приходится 20% всех голосов.
Высшим органом управления МВФ считается Совет директоров, который состоит из директоров и их заместителей, назначаемых от каждой страны (как правило, это – министры финансов или руководители центральных банков стран-членов). Заседания Совета по существу представляют собой ежегодные валютно-финансовые конференции, которые проводятся совместно с Советом Директоров Международного Банка Реконструкции и Развития. На них учреждаются годовые отчеты о деятельности Фонда рассматриваются заявления о приеме новых членов, принимаются решения об изменении уставного капитала и др.
Несмотря на формальное представительство всех стран в высшем органе управления МВФ, большинство из них оказывается фактически отстраненными от оперативного руководства деятельностью Фонда, которое осуществляется Исполнительным Директоратом, состоящим в настоящее время из 22 "назначенных" и "избираемых" директоров. Постоянными директорами Фонда, назначаемыми – странами, имеющими наибольшие квоты, являются представители США, Великобритании, Японии, Франции, Германии и Саудовской Аравии. Все другие страны, не имеющие права назначать постоянного директора, разбиты на 16 групп, от каждой из которых выбирается представитель в Исполнительный директорат.
Все решения МВФ принимаются большинством голосов, а по наиболее принципиальным вопросам для принятия решения необходима поддержка не менее 85% голосов. Кроме того, по существующему порядку голосования каждый из назначаемых директоров при решении текущих вопросов в Исполнительном Директорате может подать все голоса своей группы стран. Поэтому, если учесть тот факт, что директора, назначаемые от 5 ведущих капиталистических стран, располагают 40% всех голосов в Фонде, а другим директорам от промышленно развитых капиталистических стран принадлежит еще 25% голосов, то очевидно, что такая система голосования больше отвечает интересам ведущих стран Запада, нежели развивающимся государствам.
1.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ МВФ: АВТОМАТИЧЕСКИЕ ПРАВА ИЛИ ЖЕСТКИЕ УСЛОВИЯ?
Послевоенные экономические проблемы реконструкции международных валютно-финансовых связей капитализма оказались гораздо более сложными, чем они представлялись в начале пути.
США, опираясь на господствующее положение в мировой экономике, откровенно диктовали свои условия МВФ. Отмена валютных ограничений стран Западной Европы, препятствовавших внешнеторговой экспансии американских монополий, стала приоритетным направлением в деятельности МВФ до конца 50-х годов. Соглашение о Международном валютном фонде оговаривало обязательство всех стран-членов по истечении переходного пятилетнего периода после начала финансовых операций Фонда отменить применяемые ими валютные ограничения. Страны, не выполняющие это обязательство, должны были начать переговоры с Исполнительным Директоратом МВФ. Кроме того, практически всякий раз, когда та или иная страна обращалась в МВФ с просьбой о предоставлении финансовых ресурсов, Директорат выдвигал в качестве одного из условий проведение мероприятий по отмене валютных ограничений.
Однако в течение целого десятилетия многие промышленно развитые капиталистические страны не могли полностью выполнить свои обязательства перед МВФ об устранении валютных ограничений и введении хотя бы частичной конвертируемости их национальных валют по текущим операциям. Без восстановления экономического и экспортного потенциала этих стран форсированное введение обратимости их национальных валют могло привести к серьезным экономическим и валютно-финансовым потрясениям.
В первые годы существования МВФ оказалось, что его ресурсы и механизм их использования малоэффективны для достижения поставленных целей. Кроме того, в этот период под давлением США было принято много решений, которые фактически связывали руки Фонду. В частности, странам, получавшим помощь по "плану Маршалла", было отказано в доступе к ресурсам МВФ, так как США пришли к выводу, что предоставление кредитов странам Западной Европы более выгодно в условиях двусторонних соглашений, которые позволяют диктовать более жесткие условия.
Своеобразие операций МВФ заключается в том, что страны – члены Фонда получают финансовые ресурсы в пределах своей квоты в форме покупки валюты другого члена в обмен на свою национальную валюту. В конце финансового года или через определенный срок страна обязана выкупить то количество валюты, которое накоплено Фондом сверх ее квоты.
В условиях послевоенного "долларового" голода требования на кредиты в американской валюте значительно превышали ресурсы, которыми он располагал. Вследствие этого развернулись острые дискуссии относительно процедуры предоставления финансовых средств Фонда странам-членам. Большая группа стран во главе с Великобританией настаивала на автоматических правах членов в использовании ресурсов МВФ. США отстаивали точку зрения, согласно которой доступ к долларовым средствам Фонда должен быть обусловлен.
Компромисс удалось достигнуть в 1952 году, когда был разработан общий порядок использования ресурсов МВФ. В соответствии с ним право стран-членов приобретать иностранную валюту у Фонда оговаривалось целым рядом условий.
Активы МВФ в национальной валюте страны-члена, во-первых, не должны возрастать больше, чем на 25% величины ее квоты в течение одного года (кроме тех случаев, когда активы Фонда в этой валюте на начало года находятся на уровне ниже 75% квоты или когда Фонд приостанавливает действие этого ограничения), во-вторых, они не должны превышать 200% квоты, т. е. чистая покупка страной иностранной валюты у Фонда не может превышать по обычным операциям 125% квоты на протяжении 5 лет.
Автоматическое право заимствований в МВФ страны получают лишь в пределах их резервных (до 1978 года – "золотых") долей, т. е. до тех пор, пока размеры накоплений Фондом национальной валюты данной страны не превышают 100% их квоты. Другими словами, страна может без всяких ограничений пользоваться теми 25% своей квоты, которые внесены ею в резервной валюте (или СДР). Если валюта той или иной страны пользуется спросом со стороны других членов и ее запасы в Фонде уменьшаются, то резервная доля (резерв "страны") страны соответственно увеличивается.
Право страны на приобретение иностранной валюты сверх резерва "транш" осуществляется в рамках кредитных "транш" операций. При выдаче кредитов "транш" страна-член Фонда может рассчитывать на получение кредита в размере 100% своей квоты, которая разделяется на четыре кредитные доли по 25% каждая. Причем если кредит в рамках первой кредитной доли выделяется без конкретных требований, то при последующих кредитных "транш" операциях условия получения необходимых финансовых ресурсов все более ужесточаются.
Прежде чем выдать кредит МВФ требует обоснования необходимости запрашиваемых страной-членом финансовых средств для урегулирования платежного баланса или для других целей в рамках компетенции МВФ. При положительном решении вопроса, как правило, заключается специальное соглашение ("стэнд-бай" или "пролонгированное") с Фондом, на основе которого страна может получать средства с "Общего счета" МВФ в пределах своей кредитной доли. Так, в 1990-1991 финансовом году было заключено 13 новых соглашений "стэнд-бай" и "пролонгированных" соглашений на общую сумму 2,8 млрд. СДР (в 1989-1990 финансовом году – 16 соглашений "стэнд-бай" на общую сумму 3,2 млрд. долларов) (2). Соглашение "стэнд-бай" заключается обычно на срок 12 и 24 месяца или до 3-х лет ("пролонгированное"). По этим соглашениям страна-член Фонда получает право автоматически и в любое время получить у Фонда иностранную валюту в обмен на национальную в пределах заранее согласованной суммы. В них зафиксирована разработанная совместно со специалистами МВФ программа стабилизации платежного баланса страны, где указывается целый комплекс мер в области бюджетной, валютной и торговой политики. Кроме того, страна-заемщик подписывает "письмо о намерении", являющееся политическим документом, обязывающим проводить указанную Фондом экономическую политику.
С момента разработки общего порядка использования ресурсов принцип обусловленности их получения стал центральным пунктом всей финансовой стратегии Фонда. Это становилось все более очевидным по мере вступления в Фонд все большего числа развивающихся стран и увеличения удельного веса их квот в уставном капитале этой международной валютно-финансовой организации.
В 60-х годах развивающиеся страны всё настойчивее стали требовать переориентации деятельности Фонда в направлении их проблем и интересов. Адекватная реакция МВФ была необходима и в связи с нарастанием неуравновешенности внешних расчетов развитых капиталистических стран с развивающимися государствами. В этих условиях МВФ пошел по пути создания специализированных фондов и финансовых механизмов со строго очерченными функциями, в рамках которых страны, испытывающие серьезные затруднения в выравнивании платежных балансов по тем или иным причинам могли бы получить средства сверх обычных лимитов.
В 1963 году было принято решение о создании системы компенсационного финансирования. Средства, предоставляемые в рамках этой системы, предназначаются для стран-экспортеров сырьевых товаров, которые испытывают трудности с урегулированием платежных балансов в связи с временным сокращением экспорта по обстоятельствам, находящимся вне контроля соответствующей страны, главным образом из-за падения мировых цен на отдельные сырьевые товары. МВФ оказывает этим странам дополнительную помощь для финансирования их платежных дефицитов при условии, что увеличение дефицита платежного баланса – явление временное и страна-заемщик финансовых средств будет тесно сотрудничать с Фондом с целью преодоления финансовых трудностей. В этом случае страна-заемщик имеет право изъять до 85% своей квоты в МВФ. В мае 1981 года система компенсационного финансирования была расширена за счет предоставления средств наименее развитым странам для ликвидации возникших диспропорций в платежных балансах вследствие роста цен на некоторые виды зерновых товаров, импортируемых ими, т. е. страна-член Фонда имеет возможность возместить сумму экспортного дефицита плюс величина" на которую увеличилась стоимость импорта зерновых. Общий же лимит кредитования, предоставляемого как в рамках компенсационного финансирования, так и компенсации от повышения стоимости импорта зерновых, установлен на уровне 105% квоты. Используя компенсационное финансирование одновременно с использованием кредитных линий, страна может в общей сложности получить сумму, превышающую 200% ее квоты в национальной валюте. Так в 1983 году развивающиеся страны по линии компенсационного финансирования получили 3,7 млрд. СДР, что составило более 30% всех выданных им кредитов МВФ [3]. Однако в последующие годы объем выданных развивающимся странам компенсационных кредитов резко уменьшился: так уже в 1986 году в этой форме было выделено только 111 млн. СДР [3]. Главной же причиной такого резкого уменьшения доли компенсационного финансирования явилось ужесточение кредитной политики Фондом под давлением США. Если также учесть, что компенсационное финансирование осуществлялось без каких-либо конкретных условий, то такое резкое снижение объема кредитов крайне не соответствует интересам развивающихся стран.

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.141 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: