Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Взаимодействие цб рф и российской банковской системы

Взаимодействие цб рф и российской банковской системы 4 года 7 мес. тому назад #1117

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
Введение
Актуальность темы исследования. Переход отечественной банковской системы на принципы рыночного функционирования повлёк за собой реорганизацию банковской системы страны. Рыночные реформы в России начались и продолжаются в несколько ускоренном порядке и осуществляются в значительной степени в состоянии правовой неопределённости, при слабом контроле со стороны государственных органов. Перечисленные характеристики относятся и к состоянию банковской системы в стране, и к уровню научного осмысления её проблем. Начиная с 1988-1989 гг., коммерческие банки России быстро прошли значительный путь. Но как выяснилось, это было, в основном, количественное развитие, которое осуществлялось преимущественно путём проб и ошибок.
Между тем на вопросы, возникающие при формировании банковской системы, нужно отвечать сразу же, по сути, в момент их появления, ничего не откладывая на потом, а ещё лучше – предвосхищая их появление на уровне намечающихся тенденций. В противном случае формирование системы идёт "само по себе", в отрыве от развития научной мысли, а результаты последней будут представлять интерес лишь для будущих историков науки.
Банковская система концентрирует основные экономические риски, связанные и с несовершенством рыночного механизма, и со слабостью структурных преобразований в экономике, и с цикличностью экономического развития стран, и с неравномерной ценовой динамикой, характерной для современной экономики. Это приводит к колебаниям цен на рынках, делает очень сложной для банков оценку всех видов рисков при операциях как в реальном секторе экономики, так и на финансовых рынках.
Эффективное функционирование банковской системы является необходимым условием становления рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую роль Центрального банка в создании и регулировании банковской деятельности.
Это хорошо видно на примере острого банковского кризиса 1998 г., который происходил на фоне сильнейших изменений макроэкономических показателей, что серьезно осложнило задачу преодоления кризисных явлений. Банку России и другим органам государственной власти пришлось одновременно решать несколько взаимосвязанных и в то же время противоречивых задач. С одной стороны, необходимо было удержать под контролем инфляцию, не допустить дальнейшего обвального обесценения рубля. С другой стороны, нужно было быстро и эффективно провести перестройку финансового сектора, прежде всего банковской системы, с тем, чтобы предотвратить дальнейшие потери в экономике и избежать напряженности в социальной сфере.
Вместе с тем, принимая меры по подготовке основы дальнейшей банковской реструктуризации, Банк России столкнулся с тем, что в стране нет правовой базы и соответствующих институтов для ее проведения.
Целью программы, осуществляемой Банком России в этой области, является создание в будущем надежной и многофункциональной банковской системы, которая даст возможность развиваться экономике. Необходимо создать условия, которые позволили бы избежать повторения событий 17 августа 1998 г. При этом Банк России должен определить такую нормативную базу и предлагать принятие таких законов, которые будут содействовать восстановлению доверия населения по отношению к банкам и способствовать тому, чтобы банки применяли в своей практике надежные, используемые во многих других странах мира принципы деятельности. В этой связи актуальность данной темы исследования имеет не только теоретическую, но и практическую направленность.
Цель и задачи исследования. Целью работы является разработка и обоснование предложений по совершенствованию банковской системы в целом, и деятельности ЦБ РФ, в частности, на основе исследования системы взаимодействия Центрального и коммерческих банков в период преодоления последствий кризиса 1998 г.
Достижению поставленной в дипломной работе цели способствует решение следующих задач:
• проанализировать основные этапы становления и институциональные основы функционирования банковской системы Российской Федерации;
• выявить основные причины финансового кризиса 1998 г., и их связи с общемировыми тенденциями;
• определить последствия влияния кризиса на финансово-экономическую ситуацию в стране в целом и на банковскую систему, в частности;
• проанализировать и обосновать меры, предпринятые Центральным банком, для стабилизации деятельности банковской системы и минимизации потерь, связанных с последствиями кризиса;
• рассмотреть перспективы совершенствования системы взаимодействия Центрального и коммерческих банков России как верхнего и нижнего уровней банковской системы;
• обосновать направления корректировки современной банковской политики в целях обеспечения экономического роста и структурных социально-экономических преобразований.
Предмет и объект исследования. В соответствии с целью и задачами дипломной работы определён предмет исследования – механизм регулирования банковской деятельности в условиях сложных и неоднозначных экономических явлений, каким является банковский кризис.
Объектом исследования является функциональная и организационная структура банковской системы Российской Федерации.
Методологическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных учёных по проблемам формирования и функционирования банковской системы, в частности, работы Аникина А.В., Белых Л.П., Василишена Э.Н., Дубинина С.К., Ефимовой Л.Г., Жукова Е.Ф., Колесникова В.И., Кроливецкой Л.П., Красавиной Л.Н., Лаврушина О.И., Максимовой Л.М., Марковой О.М., Печниковой А.В., Тосуняна Г.А., Долана Э. Дж., Кэмпбэлла Р.Дж., Нуайе К., Ривуара Ж., Фредерика С. Мишкина и др. [Якушев М.В. Принципы функционирования банковской системы.//Аспирант и соискатель - М.: Компания Спутник +, №7,2001., стр. 65.]
В дипломной работе использованы методологические разработки международных финансовых организаций, законодательные акты РФ, нормативные документы Банка России. В процессе исследования использовался также монографический и статистический материал, публикации средств экономической, научно-технической и массовой информации.
Агрегированные показатели по банковской системе России приводятся по данным Бюллетеня банковской статистики, макроэкономические индикаторы – по сборнику Социально-экономическое положение России. В связи с многочисленными пересмотрами опубликованных данных использовались относительно более поздние показатели, не подлежащие дальнейшей корректировки. Все абсолютные значения приведены с учетом деноминации в масштабе цен 1998 года.
Глава 2. "Денежно-кредитная политика Центрального Банка РФ"
2.1. Основные инструменты денежно-кредитной политики.
Кредитно-банковская система стран с развитой рыночной экономикой имеет сложную, как правило, двухуровневую структуру и включает верхний уровень – Центральный (эмиссионный) банк страны и нижний, который состоит из коммерческих банков и различных специализированных финансовых учреждений, в том числе финансово-кредитных организаций.
Центральный банк – это "банк банков". Он не ведет операций с коммерческими фирмами или населением и обслуживает только коммерческие банки и другие кредитные учреждения, а также правительственные организации.
Коммерческие банки являются универсальными кредитными учреждениями, предоставляющими своим клиентам практически все виды кредитно-расчетных услуг. Специализированные финансово-кредитные организации обслуживают отдельные, более узкие сферы рынка ссудного капитала. Коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные организации проводят единую политику по аккумуляции временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений, а также кредитованию предприятий, организаций и населения.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России в соответствии с законодательством являются:
- процентные ставки по операциям Банка России; нормативы ; операции на открытом рынке; рефинансирование банков; валютное регулирование;
- установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения деятельности коммерческих банков.
При этом норматив обязательных резервов не может превышать 20% обязательств кредитной организации и может быть дифференцированным для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. [Сафронов А.С. “Текущее состояние банковской системы и перспективы развития банковских продуктов, связанных с проведением кредитных операций”. Сборн. статей, М., Посткриптум, 2003., стр. 42.]
С августа 1996 г. решением Банка России нормативы обязательных резервов для кредитных организаций понижены. Так, по рублевым счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней резервы составляют 18%, по срочным обязательствам от 31 до 90 дней – 14% и по срочным обязательствам свыше 91 дня – 10%. Нормативы резервирования по счетам в иностранной валюте остались прежними – 2,5%. Например, если в коммерческий банк поступил депозит на срок до 30 дней в сумме 1 млн. руб., то 180 тыс. руб. (18% этой суммы) должны быть направлены в фонд обязательных резервов этого банка в РКЦ.
Действующие нормативы обязательных резервов являются достаточно высокими. В развитых западных странах этот показатель колеблется в пределах от 5 до 12%
В апреле 1995 г. введено такое важное положение, что Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения не свойственных им функций, включая контроль за расходованием фонда потребления (заработной платы) юридических лиц – клиентов.
Главным инструментом кредитно-денежной политики Центрального банка России и других стран становятся операции на открытом рынке. Суть этого инструмента состоит в управлении эмиссиями коммерческих банков, покупке и продаже ценных бумаг.
Одной из главных проблем эффективного государственного регулирования финансовой сферы является координация денежно-кредитных и бюджетно-налоговых отношений. Денежно-кредитная политика играет здесь определяющую роль. Это обусловлено тем, что используемые в ней инструменты тесно связаны с оборотом материальных ценностей, с динамикой и структурой ВВП. Бюджет же отделен от движения физического объема ВВП и используется только для его перераспределения. За счет налогов формируется доходная часть бюджета. Вместе с тем от их обоснованности и размера во многом зависит мотивационный механизм агентов рынка, поскольку налоги прямо влияют на финансовое положение хозяйствующих субъектов, их способность к накоплению и инвестированию денежных средств.
При определении взаимодействия бюджета с денежно-кредитными инструментами огромное значение имеет правильное установление масштабов эмиссии с учетом фактора времени. У эмиссии есть свойство, которое делает ее сходной с налогами. Как чрезмерно высокие налоги разрушают процесс производства, так и эмиссия, выходящая за рамки естественных потребностей производства и обращения, порождает инфляцию и разбалансирует спрос и предложение.
При проведении правильной эмиссионной политики появляется больше возможностей для снижения налогового пресса, усиления стимулирующей функции налогов, создания благоприятного климата для накопления и инвестирования. Напротив, необоснованное сжатие денежной массы порождает неустойчивость налоговой системы, поскольку ажиотажный спрос на деньги, охватывая большинство субъектов рыночной экономики, приобретает глобальный характер и дезорганизует все товарно-денежное хозяйство. При этом государство теряет значительную часть эмиссионного дохода: ее получают эмитенты различного рода денежных суррогатов или иностранной валюты, если ее обращение допускается внутри страны.
В этих условиях показатель инфляции становится глобальным системообразующим императивом, базовым элементом денежно-кредитной и бюджетной политики, влияющим на все стороны финансово-экономической деятельности. Именно темп инфляции берется за основу определения объема денежной массы.
Кредитно-денежная политика в зависимости от состояния экономики направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия) либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается ростом цен и наращиванием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить экономический бум. [Попков В.В. “О проблеме неравноправной конкуренции в банковской деятельности”. Сборн. статей, М., Посткриптум, 2003., стр. 113.]
Для регулирования экономики ими используются следующие методы денежно-кредитной политики:
1. Общие, которые оказывают влияние на рынок ссудных капиталов в целом.
2. Селективные предназначенные для регулирования конкретных видов кредитования отдельных отраслей и крупных фирм.
К общим методам относятся такие инструменты кредитной политики, как:
• Учетная (дисконтная) политика, являющаяся старейшим методом кредитного регулирования: она активно применяется с середины ХIХ в. Возникновение этого инструмента было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, или ставку дисконта), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и в конечном счете к сокращению кредитных операций. [Сафронов А.С. “Текущее состояние банковской системы и перспективы развития банковских продуктов, связанных с проведением кредитных операций”. Сборн. статей, М., Посткриптум, 2003., стр. 76.]
Наибольшей популярностью учетная политика пользовалась в конце ХIХ – начале ХХ в. В 30 – 40-х г.г. нашего столетия центральные банки проводили рекомендованную Кейнсом политику "дешевых денег", то есть низких процентных ставок и обильного кредитования. В Англии с 1932 по 1951 г. учетная ставка сохранялась на уровне 2%, в США с 1937 по 1948 г. – 1%. Большую роль в поддержании низких ставок сыграло стремлении обеспечить финансирование казначейства на льготных условиях и в период после второй мировой войны. С 50-х гг. во многих странах активизировалось использование учетной политики. Но в целом значение этого метода регулирования по сравнению с другими снизилось.
• Операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются в качестве способа ее регулирования.
• Установление норм, что, с одной стороны, способствуют улучшению банковской ликвидности, а с другой – эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменения норм обязательных резервов – метод прямого воздействия на кредитоспособность банков, поэтому многие экономисты считают последний слишком сильным, и он редко используется. Впервые его применили в США в 1933 г.
К селективным же причисляют следующие:
• Контроль по отдельным видам кредитов, часто практикуемый по кредитам под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам на покупку товаров в рассрочку, по ипотечному кредиту. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить ссудные капиталы в пользу отдельных отраслей или ограничить объемы потребительского спроса.
• Регулирование риска и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском во всем мире усиливается в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через выданных кредитов с суммой собственных резервов.
Так, при кредитовании клиентуры во многих странах банки должны соблюдать ряд принципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту или их взаимосвязанной группе (например, фирмам, разрабатывающим одно месторождение) должен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка, в США не более 10, во Франции – 75 %. В развитых странах определяется также соотношение объемов кредитных операций и собственных средств. К примеру, во Франции сумма всех кредитов, предоставленных банком, не должна превышать более чем в 20 раз его собственные средства.
Таким образом, современные государства обладают целой системой методов регулирования экономики, причем, составляющие ее инструменты отличаются не только по силе воздействия на кредитный рынок, но и по сферам их применения, что при правильной оценке ситуации позволяет найти оптимальное решение, выводящее страну из вероятного кризиса.
Конечной целью единой государственной денежно-кредитной политики, проводимой Банком России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации, остается снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне. На ближайшие три года ставится задача снизить инфляцию до уровня ниже 8%. Постепенное снижение уровня инфляции будет способствовать уменьшению макроэкономических рисков, расширению внутреннего кредита, концентрации в стране капиталов, необходимых для модернизации основных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста. На 2003 год цель по инфляции определена Банком России в интервале 10-12%. Установление цели денежно-кредитной политики на предстоящий год в виде интервала темпов инфляции позволит более гибко учесть влияние на инфляцию структурных факторов.
Банк России, как и любой другой центральный банк, не имеет возможности корректировать методами денежно-кредитной политики динамику потребительских цен, на которую значительное влияние оказывают структурные и волатильные факторы, в течение короткого промежутка времени. Рост цен и тарифов на платные услуги населению, происходящий в результате их административного регулирования, в первую очередь на услуги жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта, немедленно сказывается на динамике индекса потребительских цен. В то же время изменения в денежно-кредитной политике, необходимые для подавления возникшего инфляционного всплеска, скажутся на динамике цен лишь с определенным, достаточно длительным, лагом. В настоящее время фактически сложившиеся лаги воздействия мер денежно-кредитной политики на уровень инфляции уже выходят за пределы полугодия.
В отсутствие зрелого, конкурентного финансового рынка и достаточно развитой банковской системы механизмы воздействия инструментов денежно-кредитной политики на уровень инфляции все еще слабы. Процентные ставки Банка России пока не оказывают адекватного влияния на ставку межбанковского рынка, который остается узким вследствие сохраняющегося взаимного недоверия банков. Этот же фактор наряду с отсутствием единого рынка межбанковских кредитов и должной конкуренции в банковском секторе ограничивает роль ставки межбанковского рынка в формировании ставок по депозитам и кредитам для клиентов банков. Процентные ставки по банковским кредитам часто не являются определяющими при принятии решений на уровне большинства предприятий и домашних хозяйств, поскольку банковский кредит не набрал критического веса в финансировании деятельности предприятий и населения. В то же время количественные ограничения темпов роста денежной массы в связи с нестабильностью спроса на деньги не гарантируют точного соблюдения цели по инфляции. [Синюков В. О возможных путях развития региональной банковской системы // Деньги и кредит, № 4 ,1999., стр. 7.]

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.166 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: