Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Специфика банковского налогообложения

Специфика банковского налогообложения 4 года 4 мес. тому назад #1109

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
Введение
Проблемы налогообложения являются наиболее актуальными в современной отечественной экономической науке и практике. Налоги оказывают существенное влияние на характер экономических процессов в обществе. Это выражается в их воздействии на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов, рост производства, безработицу, теневую экономику и т. д.
Существенное значение играет налогообложение банковской деятельности. Налоги в банковской системе занимают важное место как инструмент проведения централизованной финансово-кредитной политики государства и призваны наилучшим образом обеспечить:
- фискальную политику, накопление централизованных финансовых ресурсов в банках на разных уровнях управления (федеральном, региональном, местном), необходимых для финансирования различных мероприятий, осуществляемых за счет бюджетных средств;
- взаимоотношения предприятий с бюджетом. Переход к налоговым методам регулирования финансовых взаимоотношений государства с предприятиями предполагает единство калькулирования затрат на производство и реализацию продукции и исчисления прибыли;
- защиту хозрасчетных, коммерческих интересов предпринимателя (предприятия) и покупателей в условиях рыночной экономики;
- создание мотивации в связи со стремлением получить прибыль для внедрения достижений научно-технического прогресса и новых технологий, обеспечивающих выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции.
В этой связи построение эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости, стабильности налогообложения являются важными условиями повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, недостаточная научно-методическая разработанность проблем налогообложения применительно к современному периоду определяет необходимость преодоления негативных тенденций, вызванных просчетами и ошибками в сфере исчисления и уплаты налогов, в том числе и коммерческими банками.
Во-вторых, развитие в России рыночных отношений обусловливает необходимость совершенствования практических подходов к исчислению и уплате различных видов налогов коммерческими банками. Адекватная рыночным отношениям налоговая политика предполагает применение налогов как важнейших методов регулирования экономической активности хозяйствующих субъектов.
В-третьих, налоги играют исключительно важную роль в развитии экономики, расширении социально-экономических возможностей государства. В современных условиях многие предприятия и кредитные учреждения оказались в сложном финансово-экономическом положении. В этой связи актуальными являются проблемы обобщения существующей практики налогообложения и выработки рекомендаций по ее совершенствованию, обеспечивающей повышение эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
В-четвертых, в условиях становления рыночных отношений налоги являются важнейшим методом мобилизации финансовых ресурсов, необходимых для решения основных задач социальной политики государства, обеспечения социальных гарантий, развития науки, образования, здравоохранения, решения экологических проблем.
Степень научной разработанности проблемы. В процессе эволюции науки о налогах изучена их природа, раскрыты этапы становления налоговых систем, исследованы принципы и функции налогообложения, предложены различные аспекты определения эффективности и оптимизации налоговой системы.
В последние годы разработкой вопросов налогового реформирования занимались такие исследователи, как А.В. Брызгалин, О.В. Врублёвский,
И.В. Горский, В.А. Кашин, А.А. Кугаленко, Я. Ламберт, Н.В. Миляков, В.Г. Пансков, С.Г. Пепеляев, Г.В. Петрова, В.М. Пушкарёва, К.И. Ривкин, И.Н. Селезнёва, С.Г. Синельников, Д.Г. Черник, С.Д. Шаталов, Т.Ф. Юткина и др.
Однако в российской экономической литературе опубликованы работы по налогообложению, имеющие преимущественно учебный характер или прикладное назначение. В статьях, помещенных в периодических изданиях, освещаются, как правило, отдельные актуальные вопросы налоговой деятельности. Однако в них недостаточно разработаны экономические аспекты налогообложения в условиях перехода к рыночным методам хозяйствования. Отсутствуют работы, в которых изучение функционирования налогообложения носило бы комплексный характер с учетом специфики российской действительности.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы на основе анализа функций и направлений деятельности коммерческих банков обобщить существующую практику их налогообложения.
В соответствии с вышеуказанной целью в работе поставлены следующие основные задачи:
- определить сущность, функции и значение коммерческих банков в кредитной системе Российской Федерации;
- обобщить характеристику деятельности банков для целей налогообложения;
- проанализировать вопросы исчисления и уплаты различных видов налогов банками в современных условиях;
- установить особенности ведения налогового учета банками при осуществлении различных операций.
Предметом выпускной квалификационной работы являются организационные и экономические отношения, возникающие в процессе реализации вопросов налогообложения банков.
Общетеоретическую и методологическую основу диплома составили труды отечественных авторов, посвященные исследованию теории и практики налогообложения, а также законы, нормативные акты, программные документы, определяющие сущность, структуру, функции налоговой системы и особенности ее функционирования.
Источником фактических данных послужили материалы российской и зарубежной печати, статистические справочники, аналитические материалы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Раздел I. Сущность, функции и значение банков в кредитной системе Российской Федерации
Устойчивость банков существенным образом влияет на эффективность экономики страны. Кризис ликвидности и банкротство многих банков в 1995-1998 гг. означал в известной мере окончание первого этапа становления рыночной банковской системы. На этом этапе возникла конкурентная среда в сфере банковских услуг. Это происходило на фоне высоких темпов инфляции, обеспечивающей без больших усилий получение существенных доходов от банковской деятельности. Наступает более зрелый этап развития, когда устойчивость банков может быть обеспечена лишь на основе использования научных, проверенных международной практикой, методов управления.
Появление конкурентной банковской системы ставит на новый качественный уровень ответственность как органов государственного управления на макроуровне, так и отдельных банков на макроуровне за их финансовую состоятельность. Возможность появления новых структур (в зоне отдельных банковских операций) усиливает вероятность непредсказуемых изменений и заставляет банки вырабатывать гибкую политику управления своей деятельностью. Это резко повышает и требования к налогообложению банков.
С учетом этого необходимо определить сущность, функции и значение банков в кредитной системе России.
Вступление России в рынок в значительной мере связано с реализацией потенциала кредитных отношений. Поэтому одним из обязательных условий формирования рынка является коренная перестройка денежного обращения и кредита. Главная задача реформы – максимальное сокращение централизованного перераспределения денежных ресурсов и переход к преимущественно горизонтальному их движению на финансовом рынке. Создание финансового рынка означает принципиальное изменение роли кредитных институтов в управлении народным хозяйством и повышение роли кредита в системе экономических отношений.
Переход России к рыночной экономике, повышение эффективности ее функционирования, создание необходимой инфраструктуры невозможно обеспечить без дальнейшего развития кредитных отношений.
Кредит в условиях перехода России к рынку представляет собой форму движения ссудного капитала, т. е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду. Кредит обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный и выражает отношения между кредиторами и заемщиками. При его помощи свободные денежные капиталы и доходы предприятий, личного сектора и государства аккумулируются, превращаясь в ссудный капитал, который передается за плату во временное пользование.
Кредит стимулирует развитие производительных сил, ускоряет формирование источников капитала для расширения воспроизводства на основе достижений научно-технического прогресса.
Регулируя доступ заемщиков на рынок ссудных капиталов, предоставляя правительственные гарантии и льготы, государство ориентирует банки на преимущественное кредитование тех предприятий и отраслей, деятельность которых соответствует задачам осуществления общенациональных программ социально-экономического развития. Государство может использовать кредит для стимулирования капитальных вложений, жилищного строительства, экспорта товаров, освоения отсталых регионов.
Без кредитной поддержки невозможно обеспечить быстрое и цивилизованное становление фермерских хозяйств, предприятий малого бизнеса, внедрение других видов предпринимательской деятельности на внутригосударственном и внешнем экономическом пространстве.
При рассмотрении кредитной системы нужно учитывать, что она базируется на реализации сложных экономических отношений, прошедших длительный исторический путь развития и играющих консолидирующую роль в структуре всех экономических взаимосвязей в период перехода России к рынку.
Различают два понятия кредитной системы: 1) совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования (функциональная форма); 2) совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющих их в ссуду (институциональная форма).
В первом аспекте кредитная система представлена банковским, потребительским, коммерческим, государственным, международным кредитом. Всем этим видам кредита свойственны специфические формы отношений и методы кредитования. Реализуют и организуют эти отношения специализированные учреждения, образующие кредитную систему во втором (институциональном) понимании. Ведущим звеном институциональной структуры кредитной системы являются банки.
Автор считает, что кредитная система – более широкое и емкое понятие, чем банковская система, включающая лишь совокупность банков, действующих в стране.
Следует подчеркнуть, что банк – кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежные средства физических и юридических лиц, их размещение от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Следует подчеркнуть, что до 1987 г. банковская система включала три банка-монополиста: Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР. Существовала также система гострудсберкасс. Главенствующее положение в банковской системе занимал Госбанк СССР.
Госбанк СССР, будучи эмиссионным институтом, в то же время являлся центром краткосрочного кредитования, осуществления кассового и расчетного обслуживания хозяйства. Совмещение эмиссионных функций и функций по расчетно-кредитному обслуживанию клиентуры, монопольное закрепление их за одним банком превращали Госбанк СССР в орган государственного управления и контроля.
В условиях административно-командной системы управления экономикой кредитные отношения имели формальный характер. Госбанк СССР обладал практически неограниченной монополией на кредитные ресурсы. На его счетах автоматически аккумулировались все свободные денежные средства, образуя общегосударственный ссудный фонд. Распределялись средства этого фонда централизованно в соответствии с утвержденными кредитными планами. Роль кредитных учреждений на местах сводилась по сути к распределению кредитов между конкретными заемщиками в соответствии с инструкциями и на цели, предусмотренные планом. Банковские учреждения несли ответственность главным образом перед вышестоящими организациями, а не клиентами.
Децентрализация управления экономикой в условиях перехода к рынку потребовала изменения роли банковской системы в механизме управления экономикой. Ее реорганизация началась в 1987 г. Предусматривались изменение организационной структуры банковской системы, повышение роли банков, усиление их влияния на развитие народного хозяйства, превращение кредита в действенный экономический рычаг.
На первом этапе реорганизации была создана новая структура государственных банков.
Модель реорганизации включала:
- создание двухуровневой банковской системы (центрального эмиссионного банка и государственных специализированных банков, непосредственно обслуживающих хозяйство);
- перевод специализированных банков на полный хозрасчет и самофинансирование;
- совершенствование форм и методов кредитных отношений с предприятиями различных отраслей хозяйства.
Центральное место в кредитной системе страны должен был занять Государственный банк. Ранее выполнявшиеся им функции по кредитованию предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства и осуществлению расчетов между ними были переданы соответствующим специализированным банкам. Таким образом, предполагалось отделить эмиссионную деятельность банков от деятельности по кредитованию хозяйства. На Государственный банк возлагались функции координатора деятельности специализированных банков и проведение единой для всех банков государственной денежно-кредитной политики.
Другие банки специализировались на обслуживании народнохозяйственных комплексов (Промышленно-строительный банк СССР-Промстройбанк СССР; Агропромышленный банк СССР-Агропромбанк СССР; Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР – Жил-соцбанк СССР) или на обслуживании отдельных видов деятельности (Банк трудовых сбережений и кредитования населения – Сбербанк СССР, Банк внешнеэкономической деятельности СССР – Внешэкономбанк СССР).
Главным мотивом преобразований было стремление приблизить банки к интересам хозяйства. Реорганизация в определенной степени активизировала банковскую деятельность. Но она не могла коренным образом изменить ситуацию, поскольку по существу не затрагивала экономические отношения.
В организационном плане также не удалось решить поставленные задачи. Оказалось невозможным обеспечить реальную специализацию банков на уровне низовых звеньев. Государственные специализированные банки сохранили в значительной мере административно-контрольные методы работы с клиентурой и не "вписывались" в процесс постепенного становления рыночных отношений. Права низовых учреждений спецбанков в части распоряжения кредитными ресурсами были несколько расширены. Для укрепления партнерских отношений с клиентурой и повышения ответственности за использование выделенных им кредитных ресурсов низовые учреждения спецбанков переводились на хозрасчет. Стали внедряться договорные отношения между спецбанками и клиентурой.
Благодаря специализации банков в какой-то степени усилились их связь с хозяйством, воздействие денежно-кредитных отношений на производство, улучшилась структура кредитных вложений. Однако эти положительные тенденции во многом были достигнуты благодаря использованию прежних административных методов управления кредитов и денежным оборотом, которые практически исчерпали себя. Эффективно действующая система экономического регулирования денежного оборота в процессе реорганизации банков не была создана, что усугубило товарно-денежную несбалансированность экономики.
Реорганизация была проведена "сверху" административными методами. "Закрепление" клиентуры за спецбанками в зависимости от ее отраслевой принадлежности предопределило неравномерное распределение пассивов между созданными спецбанками. Кредитная система не приобрела необходимой гибкости, позволяющей осуществлять перелив кредитных ресурсов в народном хозяйстве. Одновременно произошло неоправданное увеличение управленческого аппарата банков.
Не изменились принципиально кредитные отношения: продолжалось кредитование в полуавтоматическом режиме, сохранился административный метод распределения кредитных ресурсов, не была ликвидирована монопольная структура банковской системы, произошло лишь разделение сфер влияния спецбанков по ведомственному принципу, что делало невозможной конкуренцию между ними, но создавало условия для преодоления ведомственной разобщенности. Целесообразность и выгодность предоставления средств в ссуду не стали критериями в деятельности банков.
Объективно был необходим второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита. Он был начат в 1988 г. созданием первых коммерческих банков, призванных стать фундаментом для формирования рыночных отношений и структур в банковской сфере. Создание такого рынка означает замену административно-командных отношений на гибкие экономические методы перемещения финансовых ресурсов в сфере наиболее эффективного применения.
Характерная особенность нового этапа развития кредитной системы заключается в том, что он начался по инициативе снизу. Основной задачей этого этапа являлось создание четко организованных рыночных структур, обеспечивающих условия для развития конкуренции и предприимчивости в сфере движения финансовых ресурсов. Банки превращаются в опорные пункты развития и регулирования рыночных отношений в народном хозяйстве. Коммерческой целью деятельности банков, обслуживающих хозяйство, является получение прибыли, что заставляет проявлять гибкость во взаимоотношениях с клиентами и предприимчивость в проведении пассивных, активных и комиссионно-посреднических операций.
Коммерческие банки функционируют на основе развития деловой конкуренции за привлечение клиентов, кредитных ресурсов и сферы их выгодного приложения, что способствует расширению банковских услуг и улучшению их качества. Все это в той или иной мере касается и вопросов налогообложения коммерческих банков.

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.136 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: