Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Контроль за уплатой налогов в Российской Федерации

Контроль за уплатой налогов в Российской Федерации 4 года 8 мес. тому назад #1096

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
Введение.
Актуальность темы исследования. Актуальность темы дипломной работы определяется назревшей необходимостью углубленного исследования теоретических и практических аспектов налогового контроля за поступлением налогов с физических и юридических лиц.
В условиях формирования новых экономических отношений, изменения взаимодействия государства, хозяйствующих субъектов и граждан при ограниченности финансовых возможностей страны значение налогового контроля закономерно возрастает. Он, являясь составной частью государственного финансового контроля, служит формой реализации контрольной функции финансов и налогов. Назначение налогового контроля заключается в содействии успешному проведению налоговой политики государства, цель которой определена в Правительственной программе стратегических реформ как существенное снижение и выравнивание налогового бремени, упрощение налоговой системы, совершенствование налогового администрирования.
Степень разработанности проблемы. В трудах ученых и практиков, в периодических изданиях достаточно широко обсуждаются теоретические аспекты финансового контроля и, в меньшей степени налогового контроля. Понятие "налоговый контроль" ранее не являлось объектом активного анализа в экономической и правовой литературе, и нашло развернутое практическое применение только в Налоговом Кодексе Российской Федерации, часть I.
Изучению и разработке проблем совершенствования государственного финансового и налогового контроля посвятили свои исследования и внесли значительный вклад такие отечественные экономисты и правоведы как: Бакаев А.С., Беложбецкий И.А., Данилевский Ю.А., Дмитренко Т.М., Козырин А.Н., Крамаровский Л.М., Курочкин В.В., Ларичев В.Д., Наринский А.С., Павлова Л.П., Пансков В.Г., Пепелясв С.Г., Пешехонов Ю.В., Рагозин Б.А., Рябчиков М.П., Чернин Д.Г., Шаталов С.В., Шохин С.О. и другие. Однако, многогранность и сложность проблемы государственного финансового контроля и налогового, в частности, представляет достаточно места для дальнейшего исследования.
Теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность вопросов организации и осуществления налогового контроля обусловили выбор темы исследования.
Цель и задачи дипломной работы. Цель работы состоит в том, чтобы на основе критического рассмотрения литературных источников, анализа и обобщения действующей практики налогового контроля разработать теоретические положения, раскрывающие экономическое содержание налогового контроля, показать его специфику и выработать практические рекомендации по повышению его результативности.
Реализация цели исследования потребовала решения следующих задач:
• раскрыть экономическое содержание налогового контроля, его специфику как подсистемы государственного финансового контроля, а также значение и принципы организации;
• определить тенденции развития налогового контроля в условиях реформируемой экономики и социальной сферы;
• сформулировать объекты и направления контроля за взиманием налогов с физических и юридических лиц;
• изложить методические, организационные и иные предпосылки осуществления налогового контроля;
• проанализировать основные направления совершенствования налогового администрирования в сфере налогообложения физических и юридических лиц, с учетом опыта зарубежных стран
• предложить изменения системы оценочных показателей деятельности налогового органа, призванные активизировать их работу по контролю за налогообложением.
Предметом дипломного исследования являются денежные отношения, складывающиеся у государства с физическими и юридическими лицами по поводу внесения в бюджет части полученных ими доходов в определенных законом размерах и в установленные сроки.
Объектом исследования явились проблемы теории и практики организации налогового контроля на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные вопросам налогового контроля, законодательные и нормативные акты, инструктивные материалы, а также материалы периодических изданий.
Исследования проводились с применением общих методов научного познания: наблюдения, системного и логико-смыслового анализа. Анализ практических данных проведен с использованием методов группировки, выборки, сравнения и обобщения. В работе использовались программные продукты Microsoft Word. Microsoft Excel.
Глава 1. "Теоретические основы осуществления налогового контроля в РФ на современном этапе экономического развития России"
1.1. Обзор современного состояния практики осуществления налогового контроля в РФ.
Проблема контроля в экономической науке и практике выдвигается на передний план и приобретает особую актуальность в связи с тем, что в настоящее время абсолютное большинство хозяйствующих объектов является самостоятельным, развивается предпринимательство, происходит смена вертикальных на горизонтальные связи, изменяется система распределительных отношений, обслуживающих формирование и использование централизованных денежных фондов.
Большинство ученых и практиков обращают внимание на особое место государственного финансового контроля в механизме обеспечения нормального функционирования экономики и финансовой системы. Между тем, рассмотрению теоретических основ налогового контроля уделяется недостаточно внимания.
Налоговый контроль, на наш взгляд, следует рассматривать как функциональный элемент системы управления налоговыми отношениями. Он призван обеспечить интересы государства и общества, проверку выполнения обязательств юридических и физических лиц по внесению в бюджет налогов и сборов. Поэтому для осуществления контроля за мобилизацией денежных средств в государственную казну необходимо иметь систему надзора за источниками доходов с целью установить законность и достоверность финансовых и бухгалтерских операций, отчетности, деклараций.
Обязательными условиями осуществления налогового контроля являются:
• наличие законодательной базы, определяющей правовой статус субъектов налогового контроля, модели налоговых платежей, системы взаимоотношения налоговых органов с налогоплательщиками, правоохранительными, таможенными органами, органами налоговой полиции и другими участниками налоговых отношений;
• организационное и материально-техническое обеспечение, предполагающее наличие и оптимизацию структуры налоговых администраций, создание информационной базы для учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, подготовку кадров, взаимодействие с органами власти, управления, финансово-банковской системы, УФСНП. [Ходорович М. Проблемы фискального федерализма в Российской Федерации // М., Посткриптум, 2001., стр. 9.]
Важной специфической чертой налогового контроля является его государственный властный характер. Он проявляется при осуществлении налоговыми органами функций по контролю за исчислением и уплатой организациями и физическими лицами налогов и других обязательств платежей в соответствии с действующими законодательствами и нормативными актами, которые предусматривают меры ответственности за нарушения налогового законодательства. Особенностью этой черты является то, что штрафные санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.
Государственный властный характер налогового контроля обусловлен спецификой налоговых правоотношений, основанных на фискальной функции налогов, возможным нежеланием налогоплательщиков уплачивать налоги. В условиях недостаточно развитой организации налогового контроля, несовершенства налогового законодательства, относительно высокого налогового бремени властность является необходимым условием эффективного функционирования налогового контроля.
Второй специфической чертой налогового контроля, на наш взгляд, является его непрерывность, что обусловлено следующими обстоятельствами; Во-первых, постоянно растут потребности государства в финансовых средствах и механизм сбора налогов и других платежей должен работать бесперебойно. Если этого не происходит, то налоговые источники даже при справедливом налоговом законодательстве иссякнут, и государство вынуждено будет искать другие источники доходов, возрастет внешний и внутренний долг государства. Во-вторых, недовольство политикой властей и нежелание платить налоги имеют глубокие исторические корни, что объективно требует постоянного совершенствования методов учета налогоплательщиков и сбора налогов. В-третьих, налоговая система государства построена таким образом, что налогоплательщик определяется не выборочно, а подлежит обязательному учету; к уплате налогов в силу закона привлекаются граждане и все хозяйствующие субъекты, среди которых постоянно проводится предупредительная работа, идентификация, отслеживание объектов налогообложения. В ряде стран с развитой налоговой системой проводится идентификация потенциальных налогоплательщиков и учет госдоходов с момента рождения и до конца жизни. [Ходорович М. Проблемы фискального федерализма в Российской Федерации // М., Посткриптум, 2001., стр. 24.]
Третьей специфической чертой налогового контроля является, то, что все виды налогов, а также права и обязанности субъектов контроля, зафиксированы в одном документе – части I, II Налогового Кодекса РФ, Следует отметить, что в условиях нынешней России, где налоговые законы, как правило, не совершенны и допускается их толкование исполнительными органами власти или от лица МНС РФ, в отношениях с налогоплательщиками возникает множество проблем. В связи с этим важное значение приобретает работа по глубокому изучению нормативных актов всеми субъектами налогового контроля, разъяснению их среди налогоплательщиков.
Налоговый контроль направлен на реализацию фискальных интересов государства, поэтому его значение на наш взгляд, необходимо в первую очередь рассматривать исходя из того, насколько полно удовлетворяются эти государственные интересы.
Остановимся на фискальном значении налогового контроля. В 1999 г. налоговыми органами Ростовской области мобилизовано в бюджетную систему России 10 млрд 947 млн рублей налогов и сборов, что почти в полтора раза (или на 3 млрд 552 млн рублей) выше предыдущего 1998 года. [Ходорович М. Проблемы фискального федерализма в Российской Федерации // М., Посткриптум, 2001., стр. 35.]
В результате проверок и других мероприятий, проведенных налоговыми органами Ростовской области доначислено в бюджеты всех уровней 415,8 млн рублей. Удельный вес доначислений составил 13,8 процента.
Доведение Министерством Российской Федерации по налогам и сборам задания по мобилизации в федеральный бюджет и целевые бюджетные фонды налогов (платежей), дополнительно взысканных в результате проведенной контрольной работы за 1999 год выполнены на 118%, и по результатам контрольной работы с учетом штрафных санкций – на 106 %.
На практике происходит сочетание видов контроля, которые между собой взаимосвязаны. Выбор конкретной формы зависит от уровня развития налоговой системы и организации налогового контроля. Так, в России в настоящее время преобладает последующий контроль, посредством которого выявляются факты недостоверности налоговой отчетности, взыскание недоимок и т. д. Широкое применение этого вида контроля вызвано недостаточным уровнем информатизации налоговых органов, правовым нигилизмом налогоплательщиков и одновременно недостаточной работой с ними. [Ходорович М. Проблемы фискального федерализма в Российской Федерации // М., Посткриптум, 2001., стр. 58.]
По мере развития налогового контроля в России, на наш взгляд, определяющую роль будет иметь предварительный и текущий контроль, связанные разъяснением налогового законодательства, сбором, обработкой и анализом информации о налогоплательщиках, на основании которой будут осуществляться выборочные проверки.

Рисунок 1. Классификация налогового контроля.
Правовое обеспечение налоговой системы является фактором ее стабильности. Налоговое законодательство, регулирующее отношение между налогоплательщиками и государством, формируется в России с 1991 года. Практически ежегодно оно изменяется, дополняется, уточняется. [Берник В., Головкин А., Лемешева Е., Лемеш И., Слобцово О., Чечулина Т. Приказ об учетной и налоговой политике // Налоги и финансовое право, 2001. № 2., стр. 14.]
Налоговое право существенно отличается от других отраслей права тем, что в нем тесно взаимосвязаны не только чисто юридические вопросы, но и вопросы экономики, экономического анализа, бухгалтерского учета и т. д. Одной из особенностей налогового права является наличие противоречия между консерватизмом юридической формы налоговых норм и широтой экономического содержания хозяйственных отношений, которые данные нормы призваны регулировать.
Особенностью нынешнего Российского налогового права является то, что наряду с законодательными актами используются ведомственные нормативные циркуляры, отраслевые инструкции. [Ходорович М. Проблемы фискального федерализма в Российской Федерации // М., Посткриптум, 2001., стр. 65.]
Налоговые инспекции строят свои отношения с налогоплательщиками на имеющейся законодательной и нормативной основе, какой бы несовершенной она ни была; поэтому недостатки в налоговом законодательстве, его несовершенство и нестабильность впрямую влияют на эффективность налогового контроля. Практика показывает, что нечеткие формулировки в законах и других нормативных актах приводят к затягиванию проверок, длительным согласованиям, разногласиям, переписке с Минфином и Министерством РФ по налогам и сборам.
Исследовать проблему правового обеспечения налогового контроля необходимо, на наш взгляд, со следующих позиций:
- влияния правовой базы функционирования налоговой системы на условия осуществления налогового контроля и его эффективность;
- влияния правовой базы, устанавливающей непосредственно статус субъектов налогового контроля, их функции, направление развития и совершенствования деятельности, организационное построение, права, обязанности и ответственность;
- информатизация, работа с налогоплательщиками, материально-техническое обеспечение и др.
Несовершенное законодательство, регламентирующее налоговые взаимоотношения субъектов налогообложения, а также систему сбора налогов, оказывает существенное влияние на собираемость налогов, порождает как нелегальные способы уклонения от налогов, так и легальные. [Основы налогового права. Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Пепеляева, М.: Инвест Фонд, 2002., стр. 123.]
Анализ действующей правовой базы налогового контроля и практика работы налоговых инспекций Ростовской области высветили ряд причин, обусловивших правовую неурегулированность. Этими причинами являются: 1) несовершенство самих законов и отдельных их норм; 2) несогласованность законов и других нормативных актов; 3) нечеткость формулировок, ведущая к неправильному толкованию правовых норм; 4) отсутствие законов, необходимость которых диктуется практикой налогового контроля.
В связи с вышеизложенным, в настоящее время налоговые органы поставлена в тяжелейшее положение и вынуждены часто работать в условиях конфронтации с налогоплательщиками. [Ходорович М. Проблемы фискального федерализма в Российской Федерации // М., Посткриптум, 2001., стр. 43.]
Недостаточно глубокая проработка законов соответствующими органами законодательной власти вызывает объективную необходимость последующих изменений и дополнений, издание инструкций по их применению. Подобное явление затрудняет адаптацию к налоговой системе субъектов и объектов налогового контроля.
Работа с налогоплательщиками проводится по нескольким направлениям: в первую очередь это усиление информационного обеспечения налогоплательщиков, моральное стимулирование законопослушных налогоплательщиков, проведение индивидуальной работы с должниками, ужесточение мер налогового администрирования.
1.2. Основные теоретические положения проведения налогового контроля в РФ.
Частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (статья 82) определены формы проведения налогового контроля, к числу которых отнесены нижеследующие:
- учет налогоплательщиков;
- налоговые проверки;
- получение объяснений от налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
- проверка данных учета и отчетности;
- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).
В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению, (статья 83 НК России). Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков. Особенности учета иностранных организаций устанавливаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. [Ходорович М. Проблемы фискального федерализма в Российской Федерации // М., Посткриптум, 2001., стр. 58.]

Продолжение работы в архиве


Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.122 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: