Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Развитие отношений между родителями, детьми и супругами

Развитие отношений между родителями, детьми и супругами 8 года 1 мес. тому назад #1387

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
Введение
Актуальность проблемы. Более века психология способностей пытается выявить вклад наследственности и среды в общую вариативность интеллекта. Начиная с Ф. Гальтона, внимание исследователей в основном было сосредоточено на поиске доказательств обусловленности интеллекта генетическими и биологическими факторами. Средовые программы не пользовались популярностью не только в связи с методическими трудностями построения исследования, но и во многом из-за ложных представлений о решенности вопроса. Только в последние годы среда становится предметом специального анализа, возрастает интерес к изучению средовых параметров, связанных с интеллектуальными способностями.
Изменить природу человека пока не представляется возможным, поэтому первоочередной задачей сегодняшнего дня становится оптимизация жизненной среды ребенка внутри семьи, способной обеспечить его полноценное интеллектуальное развитие. По мнению М. А. Холодной, интеллектуальное воспитание личности – задача не только в идеале желательная, но и реально выполнимая.
Возрождение идей Л. С. Выготского об интерпсихическом этапе существования высших психических функций как особом, находящемся между людьми пространстве развертывания психических явлений, привело ряд исследователей к осмыслению интерпсихических общностей как живых органов психических способностей, событийных общностей, как места, в котором рождаются, вызревают и апробируются потенциальные человеческие возможности.
Наряду со школьной средой, в которой необходимо строить обучение детей, опираясь на сильные стороны их ума и развивая (насколько возможно) слабые, важнейшей базовой общностью является для ребенка семья.
Интеллектуальные способности детей коррелируют с такими семейными характеристиками, как материнская депривация, образование, социальный статус и профессия родителей; особенности общения взрослого с ребенком, эмоциональное отношение ребенка к родителям; размер семьи.
Вместе с тем, изучение литературных источников показывает, что исследований в этой области недостаточно, работы выполнены в своем большинстве на нетипичных семьях (многодетных, имеющих близнецов, деструктивных) с акцентуацией на негативных для интеллектуального развития ребенка факторах семейной среды. Подобная практика, расширяя горизонты научной мысли, в то же время не позволяет прогнозировать и оптимизировать жизненную среду ребенка из типичной для нашей культуры семьи: полной, стабильной, малодетной, не нуждающейся в помощи психотерапевта..
Таким образом, проблема – какие из особенностей семейной среды, кроме ранее изученных, обусловливают развитие интеллекта детей и каковы психологические механизмы этого воздействия? – продолжает требовать своего решения..
Одной из наиболее актуальных проблем современной психологии является проблема семейных отношений. Несмотря на наличие мощных теоретических разработок в этой области психологической науки, как в отечественной (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, В. Н. Шадриков, М. А. Холодная, Н. И. Чуприкова и др.), так и в зарубежной (Г. Айзенк, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Р. Кэтгел, Ж. Пиаже, К. Спирмен, Л. Терстоун и др.), фундаментальные вопросы, связанные с раскрытием психологической сущности семейных отношений, их структуры, процесса и условий формирования по сей день не имеют однозначного решения.
Целью настоящего исследования является изучение взаимосвязи семейных отношений, складывающихся в полной малодетной семье, с компонентами структуры интеллекта ребенка.
Объект исследования – динамика семейных отношений. Выбор объекта обусловлен тем обстоятельством, что для младшего школьного возраста значимыми лицами для ребенка (наряду с учителем) продолжают выступать родители и ближайшие родственники.
Предмет исследования – психологические особенности развития семейных отношений с их влиянием на развитие интеллекта детей в семье.
Методологическую основу исследования составил тестологический, операциональный подход к изучению семейных отношений.
Цель исследования конкретизировалась в следующих задачах:
- изучить исследования, выявляющие параметры семейной среды, связанные с интеллектом детей;
- обосновать теоретический подход к экспериментальному изучению предмета исследования.
- определить характер взаимосвязи структурных компонентов интеллекта детей с семейными отношениями.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающих теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, психологический эксперимент.
Теоретическое значение исследования:
- определяется вкладом в дальнейшую разработку проблемы психологических особенностей развития интеллекта детей в семье;
- состоит в развитии ряда теоретических представлений: о детерминации различий в уровне развития специфических факторов интеллекта, связанных с оперированием определенным материалом и функционированием систем, обеспечивающих контакт с внешним миром, преимущественно средой (В. Н. Дружинин); о идентификации ребенка с родителями, как условии развития интеллекта. [Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996., стр. 64.]
- обосновании механизма и закономерностей воздействия семейной микросреды на интеллектуальные способности ребенка.
Практическая значимость работы состоит в разработке комплекса методик, позволяющих выявить взаимосвязи между интеллектом ребенка и совокупностью семейных характеристик.
Глава 1. Психологические особенности внутрисемейных отношений между супругами, родителями и детьми"
1.1. Специфика развития личности и интеллекта в семейном окружении.
Влияние наследственности и окружающей среды на становление интеллекта тесно переплетены друг с другом и не могут рассматриваться отдельно. Если генотип как совокупность наследственных задатков выступает предпосылкой развития, то взаимодействие генотипа и среды, его характер и качество ведет к развитию интеллектуальных способностей. "В конечном счете, только взаимодействие наследственных задатков и среды определяет все признаки индивидуума".
Каковы бы ни были особенности генотипа, случайные или целенаправленные средовые изменения могут существенно сказаться на интеллектуальном развитии ребенка. "Чем длительнее действовал в жизни индивида какой-либо фактор окружающей среды, тем труднее устранить его последствия. Условия, определяемые окружающей средой, не всегда можно исправить. Действующие в течение многих лет неблагоприятные жизненные факторы могут нанести непоправимый ущерб интеллектуальному и эмоциональному развитию индивида". [Карацуба Т. К. Особенности жизненного и профессионального становления единственных детей в семье: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. – М., 1998., стр. 21.]
При этом факторы среды весьма неоднородны и могут быть классифицированы на биологические и собственно социальные.
Установлено, что ряд биологических факторов негативно отражается на интеллектуальном развитии ребенка: неполноценное питание или определенные заболевания матери во время беременности, употребление лекарственных и иных вредных для плода веществ, сильные нарушения физического и психического равновесия матери во время внутриутробного развития ребенка, родовые травмы, инфекционные заболевания в младенчестве, осложнениями которых могут выступать поражения органов чувств и т. д.
В свою очередь социальная среда составляет иерархию условий, в которых происходит интеллектуальное становление ребенка, где частные факторы взаимопереплетаются и опосредуются более общими, с другой стороны, любой общий фактор проявляется через конкретные микроусловия.
Можно выделить следующие уровни социальной среды:
1. Общекультурные или макрофакторы, связанные с конкретно-историческими условиями, в которых протекает интеллектуальное развитие ребенка. Они включают в себя весь объем и многообразие культурного потенциала конкретного общества, из которого индивид избирательно воспринимает и осваивает, воспроизводит определенные цели и ценности. "Для разных культур и в разные исторические периоды одной культуры понимание успешности в деятельности меняется. Изменение структуры интеллекта можно видеть и на протяжении жизни одного индивида от младенчества до взрослого состояния. Способность индивида будет с годами возрастать относительно тех функций, которым окружающая его культура или субкультура придает особое значение, и уменьшаться относительно тех функций, которым значения не придается".
2. Микрофакторы или факторы, обусловленные вхождением ребенка в определенные социальные группы (общности), среди которых наиболее важными представляются семья, школьный коллектив, неформальный круг общения.
3. Особую группу микрофакторов представляют факторы целенаправленного воздействия, связанные с процессом социально-педагогической деятельности, осуществляемым через образование и организацию жизнедеятельности общностей воспитуемых и включающим "все уровни планомерной и координированной работы по передаче социального опыта в виде знаний, способов действий, опыта эмоционального отношения к действительности и опыта осуществления творческой деятельности".
Теоретические модели, призванные объяснить психологические механизмы, лежащие в основе взаимодействия семейной микросреды и интеллектуального развития детей, немногочисленны и традиционно делятся на средовые (не берущие во внимание вариативность генотипа) и генотип-средовые.
К средовым моделям относятся: экспозиционная и идентификационная модель Р. Зайонца. Экспозиционная модель отводит решающее место в развитии интеллекта детей их общению с родителями. Длительное общение родителя с ребенком интеллектуально стимулирует последнего, что приводит к развитию способностей. [Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996., стр. 58.]
Идентификационная модель предполагает, что ребенок в ходе социализации отождествляет себя с родителем того же пола, в результате чего, стремясь копировать роли взрослого, ребенок и овладевает новым уровнем решения познавательных задач.
Несмотря на то, что данные модели экспериментально не подтверждаются, сама идея интеллектуальной стимуляции ребенка, которой он подвергается при общении и взаимодействии с родителями, нашла свое отражение в ряде исследований.
В модели Р. Зайонца основное внимание уделено взаимосвязи размера семьи, очередности рождения и длительности интервалов между рождениями детей и интеллектом. По мнению Р. Зайонца, от числа детей в семье зависит интеллектуальный климат семьи. Каждый член семьи, имея определенный интеллектуальный уровень, влияет на всю семью, а семья, в свою очередь, влияет на него. [Сермягина О. С. Эмоциональные отношения в семье: социально-психологическое исследование. – Кишинев, 1999., стр. 143.] Преимущество в когнитивном развитии принадлежит первенцам, в связи с тем, что родители активнее взаимодействуют с ними, уделяя им больше родительского внимания и тем самым, стимулируя развитие интеллекта детей. Позднерожденные дети попадают в иную среду, они вынуждены конкурировать за родительское внимание и активно взаимодействуют с сибсами, частично берущими на себя родительские функции, что приводит к уменьшению интеллектуальной стимуляции и замедляет становление способностей. [Архиреева Т. В. Родительские позиции как условие развития отношений к себе ребенка младшего школьного возраста: Дисс.... канд. психол. наук. – М., 1990., стр. 53.]
Данная модель экспериментально подтверждена в целом ряде исследований, в которых обнаружено, что уровень интеллектуального развития детей имеет тенденцию к уменьшению в зависимости от того, сколько у них старших братьев и сестер.
Генотип-средовая модель Р. Пломина предполагает существование качественных различий в генотип-средовых ковариациях. Дети, обладающие разными генетически обусловленными психологическими особенностями, испытывают к тому же и разное воздействие среды, причем подобное влияние не является независимым от генотипа. [Карацуба Т. К. Особенности жизненного и профессионального становления единственных детей в семье: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. – М., 1998., стр. 9.]
В зависимости от активности ребенка в этом процессе выделяются три типа генотип-средовых связей. Пассивная ковариация – если родитель имеет с ребенком и общие гены и общую среду, которая может, как соответствовать, так и противоречить индивидуальным особенностям ребенка. Реактивная связана с дифференцированной реакцией на детей с разными генотипами. Подобная реакция родителей подкрепляет типы его поведения и в большей или меньшей степени способствует интеллектуальному развитию ребенка. Активная ковариация проявляется в направленном поиске самим ребенком средовых условий, соответствующих его природным склонностям.
Роли каждой из генотип-средовых ковариаций меняются с возрастом. Пассивная в процессе взросления становится все менее важной в детерминации интеллектуальных способностей, а активная, напротив, становится определяющим и наиболее непосредственным отражением генотипа в индивидуальном опыте человека.
В работах Р. Пломина было установлено, что фенотипическая вариативность показателей интеллекта у приемных детей ниже, чем у детей из контрольной группы. Этот факт был интерпретирован как проявление пассивной генотип-средовой ковариаций. Было зафиксировано разное отношение родителей-усыновителей к детям в зависимости от уровня интеллектуальных показателей детей, что свидетельствовало о проявлении реактивной генотип-средовой ковариаций
Наиболее перспективной из представленных моделей видится модель Р. Пломина, учитывающая влияние генетических задатков ребенка на избирательность средовых характеристик, взаимодействие которых и определяет интеллектуальное развитие ребенка. Тем не менее, экспериментальная разработка данной теории, на мой взгляд, сопряжена с определенными трудностями методического характера, особенно при выявлении активного типа генотип-средовых ковариаций.
Перейдем к рассмотрению исследований, в которых выявлены семейные характеристики отношений и их динамика. Ввиду немногочисленности работ, исследования сгруппированы по обнаруженным составляющим среды, а не по принадлежности к отдельным направлениям.
В ряде работ зафиксирована зависимость между социальным и материальным уровнем семьи, статусом и образованием родителей и интеллектуальным уровнем детей.
Так, А. Рис, Ф. Палмер установили, что изменения IQ между 6 и 12 годами значимо связаны с социально-экономическим статусом семьи, в качестве которого выступали уровень образования и профессия отца. К. Бредвен, М. Робинсон обнаружили, что изменения IQ между 10 и 26 годами значимо коррелирует с индексом, подсчитанным на основе учета профессии отца, уровня образования родителей, профессии обоих дедушек. [Сермягина О. С. Эмоциональные отношения в семье: социально-психологическое исследование. – Кишинев, 1999., стр. 98.]
В исследовании А. В. Чернина выявлено, что становление интеллекта детей 5-6 лет зависит от таких социальных факторов, как образование родителей и их профессиональная принадлежность. При этом профессия матери сказывалась на становлении функций вербального, а профессия отца – на развитии невербального интеллекта детей. Лучшие результаты тестирования были получены у детей, оба родителя которых имели высшее образование.
Таким образом, личностное становление ребенка испытывает влияние со стороны межсемейных характеристик, таких, как образование и профессия родителей. При этом высокий социально-экономический статус семьи соответствует более высокому уровню личностной самостоятельности детей, что может быть обусловлено взаимодействием генотипа и среды. С одной стороны, высокий социально-экономический статус родителей воздействует на интеллектуальное развитие ребенка через создание обогащенной среды, привитие ценности знаний и образования, представляемых для развития возможностей, с другой стороны, нельзя отрицать генетической предрасположенности детей к подобным семейным условиям, так как достижению высокого уровня социального статуса родителей способствовал их интеллект.
Хотелось бы отметить также, что при сопоставлении результатов отечественных и зарубежных работ необходимо учитывать культурные особенности. Если в зарубежных работах социально-экономический статус семьи оценивается по уровню образования и профессии отца, то для отечественной действительности подобное обобщение вряд ли применимо, как в силу рабочей занятости обоих родителей, так и в силу того, что уровень образования и профессия родителей могут быть не связаны с материальным и социальным статусом семьи.
Следующая группа исследований посвящена выявлению характеристик внутрисемейного взаимодействия, коррелирующих с интеллектом детей. В связи с тем, что исследований по данной проблематике мало, а выполнены они, как уже указывалось в рамках различных подходов, единственным целесообразным способом представления материала видится короткое ознакомление с результатами всех работ с последующим обобщением и анализом. [Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996., стр. 49.]
В Колорадском исследовании приемных детей при сопоставлении семейной среды, особенностей отношения к ребенку были обнаружены корреляции уровня умственного развития ребенка с такими поведенческими особенностями родителей, как их готовность к контактам с ним, эмоциональная и вербальная, диагностировавшаяся, когда детям был один год. Готовность к общению с ребенком коррелировала с показателями интеллекта детей в два года.
В рамках проекта "Становление семьи" выявлено, что когнитивное развитие, оцененное по методике Ж. Пиаже, наиболее сильно взаимосвязано с тем, как каждый родитель справлялся с обучением при общении в диаде родитель-ребенок. При этом интеллектуальное развитие ребенка в 3,5 года в значительной степени предопределяло академические достижения двумя годами позднее. [Карацуба Т. К. Особенности жизненного и профессионального становления единственных детей в семье: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. – М., 1998., стр. 12.]
По данным близнецового исследования И. В. Равич-Щербо и ее сотрудников, развитие личностных характеристик и интеллекта в период с 2 до 4 лет хорошо предсказывается по набору переменных, включающих особенности личности матери, стиль ее взаимодействия с ребенком, элементы домашней среды, в том числе ее физические характеристики, и индивидуальные особенности самого ребенка. Позже, в период с 4 до 8 лет, предикторы меняются: ими становится материнская социальная поддержка, поведение матери во взаимодействии с ребенком в предыдущий период и некоторые особенности поведения ребенка в детском саду. [Архиреева Т. В. Родительские позиции как условие развития отношений к себе ребенка младшего школьного возраста: Дисс.... канд. психол. наук. – М., 1990., стр. 217.]
Изучая связь социоэмоциональных факторов в младенческом возрасте с когнитивной компетентностью ребенка в четырехлетнем возрасте, М. Левис обнаружил, что дисстресс и гнев в трехмесячном возрасте связаны со сниженными показателями когнитивного развития в четырехлетнем возрасте, а отзывчивость матери по отношению к младенцу 3-5-ти месячного возраста коррелировала с повышенными показателями когнитивной компетентности детей в возрасте 4 года. [Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. – М., Посткриптум,2001., стр. 237.]

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.152 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: