Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Компаративистика и философия

Компаративистика и философия 4 года 8 мес. тому назад #1386

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
Введение
Философская компаративистика или сравнительная философия-область историко-философских изысканий, предметом которой является сопоставление различных уровней иерархии (понятия, доктрины, системы) философского наследия Востока и Запада.
Современная зарубежная (западная и восточная) философская компаративистика как относительно самостоятельная отрасль (направление) историко-философских исследований и как учебная дисциплина находится в стадии завершения своего институционального и концептуального оформления. Свидетельства: четкое обозначение двух мировых центров компаративистских исследований (Гавайский университет – Гонолулу, США и исследовательский центр в Нью-Дели, Индия), проведение с 1939 г. по 1989 г. шести конференций философов Восток-Запад, регулярный выход с 1951 г. ежеквартального журнала "Философия Востока и Запада" ("Philosophy East and West") [Степанянц М. Т. Восток-Запад: диалог философов // Вопросы философии, 1989, № 12,с. 152.], который с 1991 г. изменил свой подзаголовок (вместо слов "Ежеквартальный журнал компаративистской мысли" стал называться "Ежеквартальный журнал компаративистской философии", создание так называемого Директората компаративистских философов – постоянно обновляемого и расширяемого списка наиболее известных специалистов в этой области исследований, создание в 1993 г. европейского общества азиатской философии, развития на базе гавайского университета и ряда университетов Индии специальной системы образования в области компаративистской философии, достижение некоторого консенсуса в понимании предмета, теории и метода компаративистской философии, появление новых центров компаративистских исследований на Западе и Востоке а также в России, хотя пока институционально неоформленных.
В своем историческом развитии компаративистский метод в процессе историко-философского познания обогащался новыми приобретениями как в плане теории, так и методики. В силу новых запросов социально-исторической практики, связанных с развитием диалога, общения представителей различных философских культур, все большей открытостью мирового "философского пространства" ряд известных мыслителей XX века все настойчивей ставили вопрос о создании философской компаративистики как самостоятельной отрасли историко-философской науки.
Современная ситуация в философии в России может быть охарактеризована как ситуация "ожидания", ожидания, прежде всего, нового, оригинального учения, которое могло бы завладеть умами не только, и даже не столько профессионалов-преподавателей философии, университетских ученых и "свободных философов", но которое могло бы выйти за пределы узко-элитного круга интеллектуалов и стать основанием веры и источником надежды миллионов людей. Политики ждут подобной философии в надежде сделать ее основанием нового идеологического мифа, без которого невозможно управление столь обширным по территории и столь пестрым по национальному составу государством.
Все вышесказанное позволяет сформулировать актуальность темы исследованию в следующих положениях:
- охарактеризованная выше ситуация в современной российской философии от историков философии требует расширение границ методологического поиска, в этом плане анализ сравнительной методологии есть одна из возможных реакций на объективное состояние историко-философского знания;
- состояние "ожидания" в современной философии России обостряет вопрос о формах возможного построения истории философии. Одним из ответов на этот вопрос может явиться анализ метода сравнения, так как по мнению автора, именно этот метод лежит в основе любой попытки создания концептуальной истории философии;
анализ сравнительного метода необходим сегодня еще и потому, что в последнее десятилетие все большие позиции в философии завоевывает эклектизм;
- двадцатый век обнаружил всевозрастающее влияние национальных форм философии; осмысление этого феномена, особенно актуального для российской традиции, невозможно без сравнительного метода;
- анализ логического механизма сравнения может иметь своим продолжением анализ родственных, но более сложных в логическом отношении, т. е. почти не формализуемых, форм мыслительной деятельности, которые сегодня стали предметом пристального внимания в литературоведении, психологии и логике. Имеется в виду соответственно: механизм метафоры, психологические аспекты ассоциаций, вывод по аналогии. В этом свете анализ сравнения представляется интегрирующим звеном в комплексе данных проблем.
Предметом настоящего дипломного исследования становится сам механизм сравнения, как он рассматривается в истории философии. Как правило, наиболее ценные моменты, приближающие нас к пониманию сравнения, развиваются либо как сравнительный анализ конкретных философских систем, либо вообще развивались вне философского знания в различных гуманитарных областях.
Исхода из вышеизложенных положений, мы формулируем цель дипломного исследования: на основе историко-философского анализа выявить основные исторические формы понимания сравнения, а так же дать описание специфики принципов сравнительной методологии в применении к историко-философскому исследованию.
Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:
1. Выявить основные этапы и тенденции понимания сравнения в истории философии.
2. Выявить наиболее устойчивые понятия и концепты, раскрывающие механизм и структуру сравнения как метода.
3. Определить специфику применения сравнительного метода к историко-философским исследованиям.
4. Дать классификацию типов сравнительной методологии в применении к истории философии.
Теоретическая и методологическая основу исследования.
Основная теоретическая установка исследования – представление современной ситуации в историко-философском знании как ситуации оторванности от каких-либо методологических принципов. В этом свете представляется необходимым исследовать процесс историко-философского знания, так как сам процесс историко-философского исследования представляется как создание отдельных философских систем, обнаружение их сходства или различия на основе понимания того, что такое философия.
Поэтому основной принцип дипломного исследования – это общий метод построения каждой историко-философской концепции, который один и дает возможность добиться большей степени репрезентантности историко-философской модели, – это сравнительный метод, возможный в истории вообще, и в истории философии в частности, как метод индивидуализирующего сравнения, поскольку историко-философская компаративистика – это философствование по поводу различий.
Первая глава рассматривает предмет компаративистики и проблемы историко-философского познания. "Понятие "компаративистская философия" заключает в себе историю компаративистики, исследующей различные области сравнений: сравнительное религиоведение, сравнительная эстетика, сравнительная метафизика, сравнительная логика, сравнительная история. Понятие же "философская компаративистика" выражает ее методологический аспект, то есть компаративный подход, присутствующий во всяком историко-философском исследовании. Как относительно новая область исследования философская компаративистика представляет специализированную сферу философии". [Петякшева Н. И. Философская компаративистика. Материалы для студентов фак. Гум и соц. Наук – М.: Изд-во РУДН, 1998. С. 3.]
Во второй главе рассматривается методология историко-философского анализа. Предполагает классификацию объектов сравнения по двум основным признакам – масштабности (микро- и макрокомпаративистика) и содержательности. На уровне микро-компаративистики предметом сравнения могут быть: а) тексты отдельного мыслителя (на основании такого сравнительного анализа прослеживается эволюция взглядов философа; б) тексты различных мыслителей в) системы идей различных мыслителей.
Третья глава посвящена историческим предшественникам в разработке сравнительного подхода к истории взаимодействия культур Восток-Запад. Эти основные главы будут следовать единому композиционному принципу: вначале дается безоценочное изложение всех сравнительных тем, достаточно выраженных реплик, и затем их оценочная интерпретация. Также в третьей главе рассматриваются модели сравнительного анализа Запад-Россия.
В четвертой главе рассматривается компаративистика и будущее философии.
Сравнительно-сопоставительный анализ различных философских учений создает предпосылки философствования в мировом масштабе. XX-XXI века – эпоха коренных революционных преобразований, которые меняют картину мира. Опыт современного развития науки показывает, что философия наряду с разработкой теории диалектики, логики и методологии научного знания, все более интенсивно исследуются теоретико-методологические проблемы естествознания, техники, обществоведения.
Глава 1."Компаративистика и проблемы историко-философского познания".
После второй мировой войны на Западе в результате резко возросшего интереса к диалогу философских культур возникла и обособилась в отдельную дисциплину специфическая область философских исследований, получившая название компаративной философии или философской компаративистики (Comparative Philosophy).
Философская компаративистика стала означать не только предмет, но и метод исследования. В качестве предмета стали рассматриваться взаимосвязи и взаимовлияния философских традиций Запада и Востока, типологический анализ философского процесса в контексте парадигмы единства общечеловеческого знания и культуры. В качестве метода был определен специфический способ изучения философских культур, который способен широко варьироваться в зависимости от методологии, лежащей в его основе. Он может быть и сравнительно-историческим (в частности, опираться на принципы материалистического понимания истории), и структурно-функциональным (в частности, основываться на анализе мифологического материала, сравниваться по одному или нескольким темам).
Со времени своего возникновения западная компаративистика, в лице ее наиболее видных представителей, зачастую была вынуждена обосновывать правомочность своего существования в качестве самостоятельной дисциплины. Ибо сам по себе принцип сравнения не способен выступать в качестве всеобъемлющего методологического начала, объясняющего сущность столь сложного явления культуры, как философия. Как известно, познание какого-либо феномена не может быть ограничено указанием или определением его сходства или различия с
другими явлениями, поскольку оно направлено на характеристику его сущности. Поэтому "философская компаративистика всегда должна быть сравнением и еще чем-то очень существенным, которое по-разному определялось и определяется в зависимости от мировоззренческих установок познания и конкретно-исторической ситуации" [Archie J. Bahm. Comparative Philosophy. Revised edition 1995, p. 9.].
Сущность философской компаративистики нельзя сводить только к сравнению. Нельзя сравнивать все равно как и что попало, то есть нельзя сравнивать по произвольно отобранной теме или проблеме и сводить цель исследования только к выявлению сходства и различия. Философская компаративистика является частью истории философии и имеет своей целью выявление общего и единичного в мировом историко-философском процессе. Она занимается также и изучением тех философских трансформаций, которые возникают в результате социо-культурных и исторических изменений. Речь в данном случае идет об интерпретации либо заимствовании, либо неприятии того, что определяет содержание, характер и форму влияния идей в иной мировоззренческой парадигме. Именно философия как сущностный феномен культуры и цивилизации создает проблемное поле и определяет содержание представления о культурах и их носителях, о других цивилизациях (как мы видим друг друга) в рамках идеи общечеловеческой цивилизации и диалога культур.
Вместе с тем, никто из современных компаративистов не недооценивает значение внутренних процессов развития национальной философии и присущих ей своеобразия и оригинальности. Однако достаточно очевидно, что преобладающей тенденцией развития философии является вера в единство общечеловеческого знания и гуманистический характер культур. Закономерным следствием подобной установки является стремление рассматривать типологически сходные явления как результат взаимовлияния культур.
Рассмотрение развития философии в дихотомии Восток-Запад порождает стремление выискивать явное или скрытое влияние или прямое заимствование, как бы подчеркивая этим превосходство одних цивилизаций над другими. И хотя подобное стремление способствует развитию истории философии нескольких стран региона или отдельных цивилизаций, однако оно не способствует пониманию сущности мирового историко-философского процесса как результата развития на стыке различных культур, которые взаимодополняют друг друга на уровне феномена мировой философской культуры.
Создание истории всемирной философии должно быть соотнесено в своей логической и методологической целостности с установками на сравнительный анализ различных философских традиций. Вместе с тем, как правило, на основные понятия и методологические ориентиры накладываются представления о самодостаточности ценностей той или иной цивилизации, что порождает некоторую статичность общей картины историко-философского процесса. Понимание процессуального характера развития философии требует учета культурно-исторического подхода при выработке концептуальной модели (моделей) или теоретически оформленного обоснования такого единства.
Философской компаративистике приходится завоевывать свои позиции в условиях, когда она несет на себе печать кризиса западной культуры, породившей "теоретическую слабость" и "эпистемологическую неуверенность" европейской философии.
Кризис материалистических представлений о мире на рубеже XIX – XX вв., основанных на причинно-следственной обусловленности явлений действительности и связанной с этим верой в дальнейшее развитие человечества, в прогресс, в гуманистические ценности привел к идее кризиса европейской культуры и цивилизации как мирового явления. Более того, утеря веры в самоценность индивидуальности с ее неповторимым миром духовных ценностей западной культуры, культом "вечных и естественных" прав и свобод человека в контексте социальных конфликтов XX в., кровавых двух мировых войн и негативных последствий НТР породили ощущение "самого европейского гуманизма".
Философская компаративистика может быть представлена как диалог философских культур, как версия отношения, отражающая мировоззренческие предпосылки, философский дискурс, достаточно полную палитру философской рефлексии, интеграции и ассимиляции. Философия решает проблемы дискурсивно, отражает реальность, пытается уложить современность в рамки наиболее общих концепций, абстракций. Это адаптивная возможность человека, ищущего свое место, связи, означающего свой смысл бытия, в которой участвуют духовная реальность, речь, текст, творческая личность, общество, естествознание и наука, миф и религия и т. п.
Современная философская компаративистика является своеобразным ответом на скоропалительные выводы о смерти философии: от натурализма, антропологизма, социологизма она пришла закономерно к поиску методологии интеграции, реально отвечая на мировые процессы. Однако, с другой стороны, тенденции к поиску философией национальной самобытности (Азия, Африка, Латинская Америка) вырастают уже не на восточной или западной философской культуре, а на компаративистской. Сравнение и диалог дают эту возможность. Сравнивают типы мышления, менталитета, философской рефлексии, используя аналогии, параллели, символы, различное решение проблем, интерпретацию и т. п. Мы имеем диалектически взаимообратный процесс поисков каждой философской культурой стержня самоидентификации – устойчивого роста самосознания философской культуры, типов мышления, мировосприятия в период сближения культурных "миров" и появления плюрализма в философии, которые несут угрозу их целостности, различные модификации, что и вызывает острую потребность в саморефлексии сравнении с подобным и отличным.
Определенным результатом коллективной интеллектуальной работы явилось сознание того, что узко западный или узко восточный типы мышления и мировосприятия исчерпали себя как поляризация двух типов рациональностей. Взамен предлагается творческая эволюция общечеловеческой культуры и синтез нового типа рационального (и иных типов) мышления и деятельности. Процесс получения истины включает в себя культурную вариативность через культурно-философское многолосие диалога.
Философия опосредуется горизонтально – временным потоком реально сменяющихся событий, их мировоззренческими отражениями, но и вертикально – божественным промыслом, архетипами, прафеноменами, традициями и т. п. Компаративистика и пытается уйти от разорванности событийной и онтологической философий, стремится к их синтезу.
Восточная часть диалога философских культур (как и африканская, и латиноамериканская) используют философскую компаративистику как средство национального самоутверждения, возвеличивания своих миросозерцательных традиций, способных, по убеждению многих ее представителей, вдохнуть жизнь в обездушенную цивилизацию Запада. Здесь традиции способствуют самоутверждению и национальной интеграции, но обладают силой инерции. На Востоке это проявляется в направленности на религиозно-идеалистическую тематику, нерасторжимость религиозно-философского дискурса, интерес к предметам духовной значимости, "самости", непреходящей ценности уникального индивида, гуманизму. Сама философия становится орудием реализации истины, самопознания, практического переживания.
Западная философия посредством сравнения философских культур, типов мышления и рациональностей не столько утверждает свои традиции дуализма субъекта и объекта, духа и материи, вечного и временного, бога и мира, закона, логоса, разума и природы, сколько ищет точки соприкосновения "духа" концептуальности и рациональности Запада со спиритуализмом и религиозностью "духа" Востока, его интроспективностью и не вербальностью. Философская самобытность Запада и Востока являются неотъемлемым свойством философской культуры, возникающей вместе с этносом и проходящим вместе с ним цикл развития. Взаимодействие философских культур отвечает и на вопрос: имеем ли мы дело с самобытностью или со своеобразием.
В философской компаративистике возникает много вопросов в связи с неоднозначностью использования и философской неотрефлексированностью таких понятий, как философская культура, самобытность, культурный и философский прогресс, диалог, механизм взаимодействия и взаимовлияния философских культур и др. Решение их и дает новый взгляд на историко-философский процесс.
Становление философской компаративистики как относительно самостоятельного направления философских исследований весьма длительный исторический процесс, прошедший ряд этапов, от зачатков в древности до ее институализации в 30-40-е годы XX века. П. Т. Раджу, один из наиболее авторитетных представителей уже институализированной философской компаративистики, в своей книге "Введение в сравнительную философию" (1962 г.) писал: "Философская компаративистика – молодая наука. Она не могла возникнуть до установления тесных контактов между различными традициями в философии. В настоящее время Восток и Запад вошли в контакт друг с другом в беспрецедентных масштабах и нуждается в более глубоком понимании друг друга. Эта потребность является уже не вопросом интеллектуальной любознательности, а делом жизни" [Raju R. Introduction to comparative philosophy. Lincoln, 1962, p. 5.].
Проблемы, стоящие перед философской компаративистикой, суть следующие: а) определение стратегической линии ее развития (наметилась тенденция к переходу от идеи Ч. Мура о "синтезе" западной и восточной философии к идее на "понимание другого" через учет общего и различий в философских культурах Востока и Запада. Эта тенденция четко проявилась на последней 6-ой конференции "Культура и современность" в 1989 г.; б) уточнение категориального аппарата компаративистских исследований в связи с расширением географических и хронологических границ компаративистской философии; в) дальнейшая разработка теории компаративистской философии в связи с расширением ее проблемного поля (переход от проблемы человека как доминирующей в работах таких ее видных представителей 40-60-х годов, как Т. Раджу и С. Радхакришнан к широкому кругу онтологических. Гносеологических, логических, этических, эстетических и аксиологических проблем; с) уточнение и дальнейшая разработка компаративистского метода: определение базовых принципов той или иной философии, выявление параллелей развития тех или иных философских систем и учений, отбор критериев для их сравнения и оценки, выявления условий адекватного содержательного перевода категорий одной философской культуры на язык другой.

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.131 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: