Налоговые органы Российской Федерации - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов.
В территориальные налоговые органы входят 8 округов:
1. Центральный федеральный округ
2. Северо-Западный федеральный округ
3. Южный федеральный округ
4. Приволжский федеральный округ
5. Уральский федеральный округ
6. Сибирский федеральный округ
7. Дальневосточный федеральный округ
8. Северо-Кавказский федеральный округ
К территориальным налоговым органам относятся:
а) межрегиональные инспекции Федеральной налоговой служ¬бы России:
по федеральным округам;
по крупнейшим налогоплательщикам;
по контролю за алкогольной и табачной продукцией;
по оперативному контролю проблемных налогоплатель¬щиков;
по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг;
по централизованной обработке данных;
б) управления Федеральной налоговой службы России по субъектам Российской Федерации;
в) инспекции Федеральной налоговой службы России по районам, районам в городах, городам без районного деления и межрайонного уровня.
Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.
Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы:
для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;
для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;
для проведения налоговых проверок.
На межрегиональном уровне также существует семь межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах:
1. разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализаций нефти и нефтепродуктов;
2. разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация природного газа;
3. производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;
4. электроэнергетика, в том числе производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии;
5. производство и реализация продукции металлургической промышленности;
6. оказание транспортных услуг;
7. оказание услуг связи.
Налоговые службы на уровне субъектов РФ (республик, краев) выполняют следующие задачи:
осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта РФ;
обеспечивают поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.
Руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ назначает руководитель ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему субъекту Федерации.
Можно выделить два вида инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня:
инспекции ФНС России, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов;
инспекции ФНС России, осуществляющие налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.
При осуществлении своих функций налоговые органы взаимо-действуют с федеральными, региональными, местными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фон¬дами.
При перемещении товаров через таможенную границу Россий¬ской Федерации в соответствии с таможенным, налоговым зако¬нодательством обязанности налоговых органов по взиманию на¬логов несут таможенные органы. Кроме того, они выполняют ряд функций налоговых органов.
Таможенные органы взимают налоги в соответствии с таможенным законодательством и другими федеральными законами, а также с учетом положений НК РФ. При этом Таможенный и Налоговый кодексы Российской Федерации существенно различаются, в том числе в отношении сфер взимания налогов (таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы), полномочий, процедур делопроизводства, принятия решений и т.д.
Однако должностные лица таможенных органов исполняют все обязанности должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности, предусмотренные таможенным законодательством.
Список литературы.
1. Налогообложение: учеб. пособие / Е. Ю. Жидкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Эксмо, 2009.
2. Налоги и налогообложение: Рыманов А.Ю.Учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2009.
3. Налоговый Кодекс
4. Федеральный закон РФ "О налоговых органах Российской Федерации" от 21.03.1991 №943-1
5. www.nalog.ru