Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТОВ ПЛАНОВОЙ И РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИК

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТОВ ПЛАНОВОЙ И РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИК 4 года 4 мес. тому назад #1349

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа очень актуальна, особенно в этот период, когда Россия пытается перейти от одной экономической системы к другой. От типа системы зависит поведение государства, как на мировой, так и на внутренней арене. В своей курсовой работе я рассмотрю два типа экономических систем: Плановую, Рыночную. Подробнее остановлюсь на сравнительном анализе этих экономических систем. Так как сейчас мнения большинства разделились. Кто считает, что Россия сделала шаг назад, а кто, и два, но многие считают рыночную экономику лучшей, да и наша страна стремится к ней.
За долгие века своей истории человечество испробовало различные виды экономических систем, и поиск наилучшего варианта не завершен. Поэтому нам стоит познакомиться с особенностями основных таких систем и попытаться разобраться в достоинствах и недостатках каждой из них.
Плановая и рыночная экономики представляют собой две диаметрально противоположные экономические системы. В теоретическом аспекте плановое хозяйство было задумано как антитеза рыночному. На практике же мы видим, что плановая и рыночная экономики могут существовать вместе и действовать как одно целое.
Целью этой работы является исследование институтов плановой и рыночной экономик. Какая всё-таки лучше? Исходя из данной цели, я поставила перед собой такие задачи:
1) Рассмотреть институт как экономическую категорию;
2) Изучить институты плановой и рыночной экономик;
3) Проанализировать и сравнить институты плановой и рыночной экономики;
4) Оценить действие институтов плановой и рыночной экономики в России.
Так же я рассмотрю, к какому типу можно отнести экономическую систему России, на сколько мы продвинулись к рынку, какие реформы для этого предпринимались.
Объектом моего исследования в данном курсовом проекте является экономическая жизнь общества, а предмет исследования – институты плановой и рыночной экономик и их функционирование в России.
Для достижения поставленных целей моего курсового проекта мне необходимо исследовать и проанализировать экономические источники таких авторов, как Д.Норт, Я.И.Кузьминов, В.А.Медведев, А.Я.Лившиц и другие. На основе исследования данных источников, я смогу сформулировать свое мнение о данной проблеме и отвечу на все возникающие вопросы в данном курсовом проекте.

1. ИНСТИТУТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Социальные и экономические институты: сущность, характерные черты
Термин "институт" имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum - установление, устройство. Со времени он приобрел два значения - узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования.
В различных науках доминируют различные трактовки институтов, которые демонстрируют неприятие определений, сложившихся в смежных областях знаний. Это приводит к углублению рассогласованности наук об обществе в рамках реализации институционального подхода.
Определить, что такое институты, непросто. Институты весь¬ма разнообразны и определение должно быть достаточно общим, чтобы охватить все их разнообразие. Но общий характер опреде¬ления может привести к утрате его смысла. Понять, что такое ин¬ституты можно, только выяснив основания их возникновения, проследив, как они развиваются, и определив те функции, кото¬рые они выполняют.
Институт в социологии трактуется как "установленный порядок правил и стандартизированных моделей поведения. Термин используется разными способами и, следовательно, часто бывает двусмысленным. Социальный институт относится к образованиям, охватывающим большие массы людей, чье поведение управляется нормами и ролями" [2, c. 248]. Это также "исторически сложившиеся и закрепленные, устойчивые, самовозобновляющиеся виды социальных взаимодействий, призванные удовлетворять те или иные человеческие нужды" или "система упорядоченных статусов и ролей, принудительно, неодолимо обеспечивающих самовозобновляемость, регулярность принятого (ожидаемого) характера процесса удовлетворения потребностей людей" [3, c. 215, 222].
В литературе можно встретить несколько различных опреде¬лений институтов [1]:
 институты определяются как «правила игры», которые структурируют поведение организаций и индивидов в экономике;
 институты определяются как культурные нормы, вера, менталитет;
 институты определяются как организационные структуры, на¬пример, финансовые институты — банки, кредитные учреждения;
 понятие «институт» может использоваться применительно к личности или к определенному посту (например, институт пре¬зидентства);
 теоретико-игровой подход рассматривает институты как равновесие в игре.
Неоинституциональная экономическая теория использует определение, которое принадлежит Д. Норту, получившему в 1993 году Нобелевскую премию за исследования в области новой эко¬номической истории — клиометрии: «Институты — это «правила игры» в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимо¬отношения между людьми (политические, экономические и со¬циальные). Они включают неформальные ограничения (санкции, табу, обычаи, традиции и нормы поведения) и формальные прави¬ла (конституции, законы, права собственности), а также механиз¬мы, обеспечивающие их выполнение» [1]. В этом опре¬делении основной упор делается на то, что институты образуют ограничительные рамки для экономического поведения людей.
Норт проводит аналогию с правилами игры в командных спор¬тивных играх (например, в футболе). Эти правила игры состоят из формальных писаных правил и неписаных кодексов поведения, которые лежат глубже формальных и дополняют их — например, запрещают сознательное нанесение травмы ведущему игроку про¬тивника. Правила иногда нарушаются, и тогда нарушитель подвер¬гается наказанию, т.е. действует определенный механизм, принуж¬дающий игроков к соблюдению правил игры [1].
В соответствии с этим определением одного наличия прави¬ла недостаточно для того, чтобы можно было бы говорить о суще¬ствовании института. Институт существует, только если правило действительно воздействует на поведение тех, на кого оно рас¬считано, или на поведение тех лиц, которые обнаруживают на¬рушение правила. Самым лучшим и достаточным свидетельством существования института будет регулярное применение санкций по отношению к тем лицам, которые нарушают правила. Полное отсутствие наказаний в отношении явных нарушителей правила будет убедительным свидетельством того, что данное правило не является институтом.
Роль инстинктов в человеческом обществе выполняют социальные институты - мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Они тоже помогают бороться за существование и успешно выживать. Но не отдельному индивиду, а всему сообществу. Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого индивидуальная комбинация потребностей. Если можно так выразиться, индивидуальный стиль. Но фундаментальных, важных для всех, не так уже и много. Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:
 потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
 потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
 потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);
 потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);
 потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
Особое внимание хотелось бы уделить экономическим институтам.
Понятие «экономические институты» введено в научный оборот институционально-социологическим направлением экономической теории.
Представителей институционализма интересуют две основные проблемы: экономической власти и контроля над экономикой, в связи с чем они используют концепцию «институты».
Под экономическими институтами обычно понимаются правила игры в обществе или более формально созданные людьми ограничения, формирующие взаимодействие людей.
Институты создают структуру стимулов обмена, общественного, политического или экономического. Институты являются как формальными законами (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальными правилами (традиции, обычаи, кодексы поведения). Институты создавались людьми с целью обеспечения порядка и устранения неопределенности в обмене. Такие институты вместе со стандартными ограничениями, принятыми в экономике, определяли набор альтернатив и таким образом определяли издержки производства и обращения и соответственно прибыльность и вероятность привлечения к экономической деятельности. Джек Найт считает, что институты — набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особенным образом, знанием которых должны обладать все члены данного сообщества.

1.2 Функции институтов

Д. Норт говорил: «Главная роль, которую институты играют в обществе, заключается в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой (хотя и не обязательно эффективной) структуры взаимодействия между людьми».[ 1]
Все функции, которые институты выполняют в обществе, можно условно разделить на функции, характеризующие деятельность конкретных институтов, и функции, характеризующие институциональную среду в целом (рис. 1). Рассмотрим их по отдельности.


Рис.1 Функции институтов и институциональной среды [4]

1. Функции, характеризующие деятельность конкретных институтов:
По типу правил, лежащих в основе этих функций, можно выделить три главных — функции координации, кооперации, дележа и распределения издержек и выгод.
 Координация (институты, которые призваны решать координационные проблемы, делают это путем создания информационной инфраструктуры и обеспечения доступа к ней всех потенциальных участников отношений. Что касается системы принуждения, то она этим институтам не требуется, поскольку следование правилу является доминантной стратегией участников отношений, т. е. это институты самоподдерживающиеся);
 Кооперация (пример института, который способствует кооперации участников экономических отношений, — контрактное право. Оно содержит ряд правил и положений, ограничивающих их деятельность таким образом, что дает возможность избежать социально неэффективных результатов);
Конечно, реальные институты достаточно часто направлены на решение проблем координации и кооперации в совокупности. Так, во многих ситуациях правила дорожного движения не только помогают разъехаться на узкой дороге, но и ограничивают скорость на отдельных участках дороги. Во втором случае без принуждения не обойтись.
 Дележ и распределение издержек и выгод (обеспечив принятие конкретного решения по координации деятельности участников отношений, институт тем самым закрепляет неравенство или равенство между ними. Заметим, что лишь в редких случаях участникам отношений безразлично, какое именно равновесие установится в координационной игре. Обычно их предпочтения на сей счет различны. Так, при банкротстве предприятия разные группы его кредиторов заинтересованы в установлении разного приоритета выплат).
Среди институтов, которые решают проблемы дележа и распределения, особый интерес представляют аукционы (торги). Обычно они проводятся по четким, заранее оговоренным правилам, обязательным для всех участников, являя тем самым редкий пример взаимодействий в рамках намеренно создаваемых правил. От этого, в конечном счете, зависит эффективность аукционов.
Некоторые институты ставят одних игроков в более выгодное положение по сравнению с другими. В силу этого в обществе возникает группа, которая стремится такой институт сохранить, и группа, которая стремится его реформировать. Кто победит в этой борьбе, определяется не только и не столько эффективностью данного института, сколько переговорной силой противоборствующих сторон.
2. Функции, характеризующие деятельность институциональной среды:
 Рамочное регулирование (институты в целом регулируют деятельность участников экономических отношений путем ограничения набора доступных альтернатив. Это позволяет минимизировать количество конфликтных ситуаций и добиться более эффективной координации);
 Обеспечение предсказуемости и стабильности (институты выполняют важнейшую задачу — обеспечивают предсказуемость результатов определенной совокупности действий (т. е. социальной реакции на эти действия) и таким образом привносят в экономическую деятельность устойчивость. Следование тому или иному институту позволяет рассчитывать на некий результат с поддающимися оценке затратами на его достижение);
 Обеспечение свободы и безопасности (институты обеспечивают свободу и безопасность действий в определенных рамках, что исключительно высоко ценится участникам экономических отношений. Совокупность формальных институтов задает рамки, в пределах которых каждый участник отношений свободен в действиях, и его не накажет закон. Неформальные институты определяют рамки, в пределах которых участник отношений свободен в действиях, и его не накажет общественное мнение);
 Минимизация затрат на обеспечение сделок (в интересах участников отношений минимизировать усилия по поиску партнеров, и институты призваны облегчить им эту задачу. Кроме того, институты способствуют выполнению обязательств, взятых на себя участниками).
Характерным примером является институт бумажных денег, полностью основанный на доверии. Действительно, деньги как бумага не имеют собственной ценности, и граждане пользуются ими до тех пор, пока их доверие к государству, эти деньги выпустившему, не утрачено. А при его утрате (как, скажем, это произошло в России в начале 1990-х гг.) граждане переходят на неденежные отношения — отношения бартера. Такие отношения связаны с большими издержками, ибо приходится долго искать нужного партнера. Но если в деньги никто не верит, бартер неизбежен.
Другой пример — институт кредита. Человек, желающий получить кредит на развитие собственного бизнеса, знает, что ему нужно, составив бизнес-план, обратиться в банк. Банк, в свою очередь, знает, каким образом оценить план конкретного заемщика, и обладает механизмами мониторинга и контроля за его деятельностью.
 Передача знаний (передача знаний происходит путем формального или неформального обучения правилам. Пример формального обучения правилам — институт высшего образования (бакалавриат, магистратура), чьей главной функцией является обучение, которое осуществляется в разных формах посредством конкретных организаций (МГУ, ГУ ВШЭ и т. п.). А пример неформального обучения правилам — институт семьи, одна из функций которого состоит в том, чтобы обеспечить начальную социализацию ребенка (неформальное обучение социальным нормам, принятым в обществе).
Институты наследуются либо в процессе обучения в рамках специально созданной для этого организации (например, вуза), либо непосредственно в процессе деятельности (например, фирмы).

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.112 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: