Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Налоговая система России

Налоговая система России 8 года 2 мес. тому назад #1238

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
ВВЕДЕНИЕ
Согласно опросам предпринимателей, безусловными лидерами среди проблем российского бизнеса оказались три: налоги, государственный рэкет и недостаток квалифицированных управленцев. Среди главных причин плохого инвестиционного климата в России обычно называют “удушающие налоги”. Предприниматели и хозяйственники, считая российское налоговое бремя слишком высоким, стараются законными и незаконными способами избегать уплаты налогов. В то же время правительственные чиновники постоянно сетуют на недостаточность налоговых поступлений и бюджетный дефицит.
Без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России. В связи с этим в проводимых сейчас в развитых странах и в РФ налоговых реформах значительно сокращаются как прогрессивность ставок налогообложения, так и общий их уровень. В этих условиях актуальность приобретает тема описания налоговой системы.
Цель данной работы – описать теоретические и практические аспекты налоговой системы, а также форм и методов налогового контроля. На основании цели в работе поставлены следующие задачи:
o дать определение налогов и описать их основные функции;
o проанализировать различные виды налогов и сборов РФ – федеральные, региональные и местные;
o описать структуру налоговой системы РФ;
o подробно рассмотреть формы и методы налогового контроля;
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ. ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ РФ
Основным источником поступлений в доходную часть бюджета являются налоги. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Обязанность граждан платить законно установленные налоги закреплена в ст. 57 Конституции РФ.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями – фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд – государство получает возможность “содержать” себя: оплачивать расходы на образование, здравоохранение, оборону, выплачивать пенсии и т.д. Происходит перераспределение денежных средств в отрасли, сами по себе дохода не приносящие, но, без существования которых государство не может полноценно функционировать. Реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Налоговое обложение связано с рядом категорий, которые принято называть элементами налога. Основными категориями в налоговом законодательстве являются понятия объекта налогообложения и налоговой ставки.
Объект налогообложения – доход, имущество или предмет, который служит основой для налогообложения. Номенклатура налогов берет свое начало от объектов обложения. Так, налог, объектом которого служит земля, называется поземельным, доход – подоходным и т.д. Чтобы изъять налог, необходимо произвести учет и оценку объекта. Объекты обложения оцениваются на основании кадастров, по декларации налогоплательщика, а также непосредственно налоговыми органами.
Налоговая ставка представляет собой размер налога на единицу налогообложения.
По методу построения налоговые ставки бывают твердые, процентные, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме к единице обложения; пропорциональные – в виде единого процента, независимо от объема дохода или имущества налогоплательщика; прогрессивные ставки в виде шкалы налогообложения, по которой процент изъятия растет по мере роста дохода или имущества. Различают два вида прогрессии – простую и сложную (ступенчатую). При простой прогрессии ставка налога растет по мере роста общей суммы дохода или стоимости имущества. При сложной – доход делится на части (ступени), для каждой части устанавливается налоговая ставка, причем повышенным процентом облагается не весь доход, а лишь каждая следующая ступень. Наиболее характерным примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц.
Регрессивные ставки понижаются по мере роста дохода или имущества.
Налоги делятся на три группы: прямые, косвенные и взносы на социальное страхование. Прямыми называются налоги, которыми непосредственно облагаются налогоплательщики. Эти налоги выплачиваются из доходов (заработной платы, прибыли, дивидендов, ренты, процента, доходов частных предпринимателей, лиц свободных профессий, жалования служащим).
В РФ к ним относятся:
• налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций,
• земельный налог, подоходный налог с физических лиц,
• налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения.
Косвенными налогами называются такие, которые взимаются с налогоплательщика косвенно в цене товара. В особую группу выделяются налоги и взносы на социальное страхование, которые выплачиваются рабочими, служащими и предпринимателями в фонды социального страхования.
В РФ существуют следующие косвенные налоги:
• налог на добавленную стоимость,
• акцизы на отдельные товары, налог на операции с ценными бумагами,
• налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др.
Прямые налоги подразделяются на две подгруппы: реальные и личные. Реальные налоги в свою очередь классифицируются по объектам на поземельный, подомовой, промысловый и налог на денежный капитал; личные налоги – на подушный, подоходный, поимущественный и налоги с наследств и дарений.
Косвенные налоги делятся на акцизы, фискальные монополии и таможенные пошлины. Деление налогов на прямые и косвенные весьма условно, так как часть прямых налогов перекладывается в ценах товаров на потребителя.
С точки зрения способов учета и, соответственно, источников покрытия налоги и взносы можно подразделить на следующие группы:
1. Налоги и взносы, включаемые в состав себестоимости продукции (работ, услуг), издержки обращения:
• налог на пользователей автомобильных дорог;
• налог с владельцев транспортных средств;
• налог на землю;
• взносы в социальные фонды в части, приходящейся на начисления и выплаты, отнесенные на себестоимость или издержки обращения;
• плата за пользование водными объектами в пределах установленного лимита забора воды;
• плата за загрязнение окружающей среды, за установленные предельно допустимые выбросы и сбросы, лимиты размещения отходов;
• плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам.
2. Налоги и взносы, включаемые в состав капитальных вложений:
o налог на приобретение автотранспортных средств;
o налог на добавленную стоимость, начисляемый при осуществлении строительства хозяйственным способом;
o взносы в социальные фонды, начисляемые на начисления и выплаты, отнесенные на счет капитальных вложений.
3. Налоги, относимые на счет финансовых результатов в составе внереализационных расходов:
o налог на имущество;
o налог на содержание жилищного фонда и объектов социальнокультурной сферы;
o сбор на нужды образовательных учреждений;
o иные целевые сборы (в пределах трех процентов от фонда оплаты труда организации, рассчитанного исходя из минимальной оплаты труда);
o налог на рекламу.
4. Налоги и взносы, относимые на счет использования прибыли:
• налог на прибыль;
• сбор за право торговли;
• лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями и подакцизными товарами;
• налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники;
• плата за пользование водными объектами при превышении установленного лимита забора воды;
• плата за загрязнение окружающей среды за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов, лимитов размещения отходов;
• взносы в социальные фонды в части выплат и начислений, отнесенных на счет использования прибыли.
5. Налоги, относимые на счета учета реализации:
• налог на добавленную стоимость;
• акцизы;
• налог на реализацию горюче-смазочных материалов.
• налог с продаж.
В случае установления местными органами власти налогов и сборов, не предусмотренных федеральным законодательством, они могут быть отнесены только на счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций.
В федеративном государстве (США, ФРГ, РФ и др.) бюджетная система представлена федеральным, региональным и местным уровнями. Исходя из критерия многоуровневости бюджетной системы, в которой аккумулируются налоговые доходы государства, в налоговом законодательстве широкое распространение получила статусная классификация налогов. В Российской Федерации вся совокупность налогов и сборов подразделяется на три группы (вида):
• федеральные;
• налоги и сборы субъектов РФ – республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
• местные.
Существуют следующие основные принципы налогообложения:
1. Принцип выгоды – разные люди должны облагаться налогом в той степени, в какой они используют программы, финансируемые за счет налогов.
2. Принцип платежеспособности – размер налога должен соотноситься с величиной дохода и богатства налогоплательщика. Иначе говоря, налогообложение должно способствовать справедливому распределению доходов.
3. Справедливость по горизонтали – равные по доходам и по степени использования правительственных программ люди должны платить равные налоги.
4. Справедливость по вертикали – если социальные и экономически равные налогоплательщики платят равные налоги, то неравные должны платить неравные налоги.
Зависимость налоговых платежей от величины налоговой ставки получила название кривой Лаффера:

Рисунок 1.1. Кривая Лаффера
На рис. 1.1 по оси ординат отложены налоговые ставки (t ), по оси абсцисс – поступления в госбюджет (B). Согласно кривой Лаффера до точки М большее значение налоговой ставки будет обеспечивать большую величину налоговых поступлений. Оптимальный размер налоговых ставок (tM) обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет (BM). Однако дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к снижению стимулов к труду и предпринимательству, в результате чего величина национального дохода, облагаемого налогом, сократится до такого уровня, когда величина налоговых поступлений снизится. Объясняется это тем, что за границами определенного повышения налоговых ставок стимулы к увеличению производства дохода ослабевают. Кроме этого, появляются мотивы для сокрытия предпринимателями доходов. Их раскрытие и изъятие налоговой полицией резко увеличивает трансакционные издержки государства, а при 100% налогообложении доход государства равен нулю, потому что никто не захочет работать бесплатно. Из этого следует, что при ставке налога, большей tM, снижение налогов в длительной перспективе обеспечит рост сбережений, инвестиций, занятости и, следовательно, размера совокупных доходов, подлежащих налогообложению, т.е. приведет к росту налоговых поступлений. Другими словами, снижение чрезмерно высоких налогов приведет к росту объема государственных доходов, уменьшится дефицит, произойдет ослабление инфляции. Понятно, что эффект Лаффера проявляется лишь в случае нормального действия свободных рыночных механизмов. На практике весьма трудно ответить на вопрос, при какой фактической ставке налога начинается снижение налоговых поступлений. Эффект Лаффера лег в основу практических рекомендаций теории экономики предложения. Работы Лаффера, показывают, что изъятие в бюджет более 40% добавленной стоимости (это значение можно назвать “порогом Лаффера”) делает производственные инвестиции и расширение производства невыгодными. Исходя из этого, налоговое бремя до 35% добавленной стоимости считается невысоким, 36–45% – умеренным, 45–55% – высоким и свыше 55% – очень высоким. Расчеты, сделанные учеными ЦЭМИ показывают, что налоговое бремя на российское промышленное предприятие является очень высоким и составляет около 55% добавленной стоимости, что на 15 пунктов превышает порог Лаффера [Петров Ю.А., Егорова Е.Н. Налоговое бремя в России и за рубежом//Консультант директора. 1999. №17. С. 28–31.].
Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и ограничивает в других, исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является обеспечением взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.121 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: